Уступка требования и перевод долга. Уже опять еще раз можно! ------------------------------------------------------------------ О возможности применения в хозяйственной деятельности перевода долга и уступки требования мы неоднократно писали на страницах нашего издания. Однако, возвращаясь к этой теме, хотелось бы еще раз детально остановиться на некоторых аспектах вышеуказанных операций, так как данная тема вызывает неподдельный интерес у бухгалтеров и руководителей предприятий. Итак, правовая основа уступки требования и перевода долга закреплена в главе 17 (ст. 197 - 202 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 )). Для совершения операции уступки требования бухгалтеру или руководителю предприятия необходимо знать шесть основных моментов данной операции: 1. Уступка требования не должна противоречить закону или договору, на котором основывается данная уступка. 2. Уступка требования не должна совершаться в отношении обязательств, возникших в результате возмещения ущерба, вызванного причинением вреда здоровью или смерти физического лица. 3. Уступка требования подразумевает обязанность первичного "старого" кредитора передать новому кредитору документы, которые свидетельствуют о праве на требование. 4. Уступка требования подразумевает ответственность первичного "старого" кредитора перед новым кредитором, которая возникла в связи с недействительностью переданного (уступленного) требования. 5. При уступке требования должник должен быть уведомлен любым надлежащим способом о происшедшей уступке требования. При отсутствии такого уведомления (либо при отсутствии доказательств такого уведомления) выполнение обязательства первичному "старому" кредитору признается исполнением обязательства должником надлежащему кредитору. 6. При уступке требования должник имеет право предъявлять против требования нового кредитора все возражения, которые он имел против первичного "старого" кредитора на момент получения уведомления об уступке требования. Для совершения операции перевода долга необходимо обратить внимание на три основных момента данной операции: 1) перевод долга должником на иное лицо (новый должник) допускается только при согласии кредитора; 2) новый должник имеет право предъявлять против требования все возражения, основанные на взаимоотношениях между кредитором и первичным (старым) должником; 3) поручительство и установленный третьим лицом залог прекращается вместе с переводом долга, если поручитель или залогодатель не изъявит согласия отвечать по обязательству за нового должника. Кроме этого, нужно учитывать два обстоятельства, которые одинаково важны, как для уступки требования, так и для перевода долга: 1) уступка требования и перевод долга могут быть совершены исключительно в отношении реально существующих обязательств; 2) уступка требования и перевод долга, основанные на договоре, который был заключен в письменной форме, должны быть совершены в простой письменной форме (ст. 44 ГК Украины). В дополнение к вышесказанному хотел бы акцентировать внимание бухгалтеров и руководителей предприятий на такой стороне операции уступки требования, как внесение данной операции в перечень финансовых услуг (ст. 4 п. 11 Закона Украины "О финансовых услугах" от 12.07.2001 г. № 2664-III ( 2664-14 )). Данный пункт относит к финансовым услугам факторинг, а факторинг согласно ст. 47 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 г. № 2121-III ( 2121-14 ) является не чем иным, как уступкой требования - "...приобретение права требования во исполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или предоставленные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг)...". Однако следует отметить, что в данном случае под факторингом будет пониматься приобретение права требования обязательств именно в денежной, и ни в какой другой форме (например, требование исполнения обязательств поставки товара по договору). Таким образом, операцию уступки требования необходимо совершать с учетом требований Закона Украины "О финансовых услугах" от 12.07.2001 г. № 2664-III ( 2664-14 ). Таковы основные правовые аспекты операций уступки требования и перевода долга. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть вышеуказанные операции в аспекте соответствия их действующему законодательству, а проще говоря, возможно ли в настоящий момент применять операции уступки требования и перевода долга в хозяйственных операциях субъектов предпринимательской деятельности? Рассмотрим вначале точку зрения (и не более) на данный вопрос ГНАУ, которая базируется на правовых нормах, изложенных в Указе Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98 ( 167/98 ). Читателям напомню, что именно в этом Указе Президента Украины установлено, что "...14... во время проведения расчетов, в том числе по экспортным и импортным операциям, не допускается уступка требования и перевод долга независимо от наличия соглашений или финансовых обязательств между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами...". В соответствии с этим и была сформирована позиция ГНАУ по данному вопросу, которая остается неизменной до настоящего времени: уступка требования и перевод долга не допускаются. В подтверждение своей позиции ГНАУ неоднократно "выдавала на-гора" письма, в которых подтверждала неизменность позиций по данному вопросу. И даже вступление в законную силу с 01.01.2002 года в полном объеме Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" № 2181-III от 21.12.2000 г. не поколебало уверенности "налоговиков" в том, что операции уступки требования и перевода долга делать "нельзя, потому что не положено". В частности, письмом от 09.10.2001 г. № 6452/6/24-1116 ( v6452225-01 ) ГНАУ объяснила свою точку зрения следующим: - в соответствии с п. 19.2 ст. 19 Закона Украины от 21.12.2000 № 2181-III ( 2181-14 ) прекращается действие Указа Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98 ( 167/98 ), со дня вступления в силу соответствующих статей данного Закона; - нормами Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III не урегулирован вопрос уступки права требования и перевода долга, а значит, статья 14 Указа Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98, запрещавшая вышеуказанные операции, не утратила силу; - нормы Гражданского кодекса не регулируют нормы налогового законодательства; - с учетом изложенного выше заключение договоров уступки требования и перевода долга в настоящее время запрещено. Возражать против такой точки зрения можно и нужно. Аргументы, изложенные нами ниже, и будут являться второй точкой зрения на данный вопрос. Доказательством нашей точки зрения могут служить следующие факты: 1. Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III прекращает действие Указа Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98 полностью, а не частично, что прямо указано в самом Законе: "...со дня вступления в силу соответствующих статей данного Закона...". А так как не определено, какие статьи Закона являются "соответствующими" статьям Указа, началом момента прекращения действия Указа можно смело назвать момент вступления в полном объеме в силу Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III. 2. Даже в момент действия Указа Президента Украины от 04.03.98 № 167/98 перевод долга полностью и уступка требования соответствовали действующему законодательству по следующим причинам: - Гражданским кодексом Украины не определена специальная зависимость операции перевода долга от договора или закона (в отличие от операции уступки требования); - перевод долга и уступка требования - хозяйственная операция, регламентируемая существующими нормами Гражданского кодекса, поэтому говорить о признании такого договора в судебном порядке недействительным, как не соответствующего действующему законодательству (на основании ст. 48 ГК Украины), по меньшей мере некорректно с правовой точки зрения; - действие статей 197 - 202 Гражданского кодекса Украины, регламентирующих уступку требования и перевод долга, никем и никогда не приостанавливалось; - Указ Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98 является специальной нормой, регулирующей нормы налогового законодательтва. Гражданский кодекс регулирует отношения "...государственных, кооперативных и иных общественных организаций между собой..." и "...к налоговым и бюджетным отношениям данный Кодекс не применяется...", что прямо сказано в ст. 2 Гражданского кодекса Украины. Исходя из сказанного выше делаем вывод, что уступка требования и перевод долга являются хозяйственной операцией (отношением) одного юридического лица с другим юридическим лицом (в большинстве случаев), а значит, их взаимоотношения регулируются Гражданским кодексом, который позволяет проводить операции уступки требования и перевода долга. 3. Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) потому и не регулирует вопрос уступки требования и перевода долга, что является нормативным актом, регулирующим нормы налогового законодательства. Уступка требования и перевод долга регулируются нормами Гражданского кодекса Украины (гражданского законодательства), давно урегулированы и дополнительного регулирования не требуют. 4. Если нормы Гражданского кодекса Украины (гражданского законодательства) не регулируют нормы налогового законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса Украины), то исходя из обратного, нормы налогового законодательства не могут регулировать и не регулируют нормы гражданского законодательства. И последний и самый убийственный аргумент в данном споре - если дело дошло до хозяйственного суда, где "налоговики" пытаются признать договор уступки требования или перевод долга недействительными, как не соответствующими законодательству Украины (ст. 48 ГК Украины), объясняя свою позицию тем, что ст. 14 Указа Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98 продолжает действовать, так как соответствующие статьи Закона Украины от 21.12.2000г. № 2181-III не регулируют вопрос уступки требования и перевода долга, главным и неповторимым аргументом в данном споре будет запрошенная в Министерстве юстиции Украины (а вернее, у администратора реестра нормативных актов Украины) копия эталонного текста Указа Президента Украины от 04.03.98 г. № 167/98, где будет сказано, что данный Указ утратил свою силу. Кроме этого, в случае "похода в суд", необходимо помнить, что ВАСУ в своем разъяснении "О некоторых вопросах уступки требования и перевода долга" от 14.12.93 г. № 01-6/1301 ( v1301800-93 ), с изменениями, внесенными в соответствии с разъяснением президиума ВАСУ от 24.12.99г. № 02-5/601 ( v_601800-99 ), с целью правильного применения законодательства объяснило некоторые спорные моменты, возникающие при совершений операции уступки требования или перевода долга. Нелишним будет напомнить, что с нашей позицией по вопросу уступки требования и перевода долга согласен Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, который неоднократно письмами от 15.11.2001 г. № 2-221/6784 ( v6784563-01 ) и от 27.02.2002 г. № 06-10/105 ( v_105450-02 ) однозначно выразил свое мнение по данному вопросу. Так, в письме от 27.02.2002 г. № 06-10/105 указано: "...с 1 января 2002 года вышеупомянутый Закон вступил в действие в полном объеме, т. е. все вопросы, которые регулировались упомянутым Указом Президента Украины, урегулированы законом, т. е. нормы этого Указа утратили силу, в том числе относительно правоотношений уступки требования и перевода долга...", а также "...При издании этого письма (речь идет о письме ГНАУ от 14.09.2001 г. № 5965/16-125) нарушены также нормы п. 4.4 ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" относительно конфликта интересов и налоговых разъяснений...". С нашей точки зрения, Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, указанием на нарушение ГНАУ п. 4.4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" был затронут целый пласт проблем, связанных с так называемыми "письмами" ГНАУ, где высказывается мнение по тому или иному вопросу. Ведь после вступления в законную силу Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" и постановления Кабинета Министров Украины от 16.04.2001 г. № 494 ( 494-2001-п ) "Об утверждении Порядка предоставления налоговых разъяснений" у ГНАУ появился дополнительный инструмент под названием "налоговые разъяснения", которые хотя и не имеют силу нормативно-правового акта, однако вполне применимы во время апелляционных процедур. Таким образом, подытоживая все сказанное выше, можно с уверенностью сказать: осуществление операций уступки требования и перевода долга при совершении хозяйственных операций субъектами предпринимательской деятельности в настоящий момент полностью соответствует действующему законодательству. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №43/02, стр. 24 [30.05.2002] Д. Юрченко Ведущий юрисконсульт ООО АФ "Фактор-Аудит" ------------------------------------------------------------------