В акте по форме № КБ-2а строительная фирма - подрядчик выставляет нам сумму единого налога. Имеет ли подрядчик на это право и не будет ли проблем с признанием данного элемента акта в нашем налоговом учете (в составе амортизируемой суммы)? * * * Сначала о том, имело ли право строительное предприятие включить свой единый налог в акт. В форме № КБ-2в имеется специальный раздел VIII, именуемый "Налоги, сборы, обязательные платежи, установленные действующим законодательством и не учтенные составляющими стоимости строительства". В соответствии с Пояснениями по заполнению акта приемки выполненных подрядных работ, утвержденными приказом Госкомстата и Госстроя от 29.12.2000 № 416/299 (п. 10), налоги по этому разделу должны определяться "согласно действующему законодательству". Таким образом, для того чтобы проявиться в разделе VIII акта, подати должны быть: - установлены действующим законодательством, - не учтены в других статьях затрат подрядчика. Поскольку Указ Президента от 28.06.99 № 746/99 ( 746/99 ) {1} является составной частью отечественной нормативной системы, то и узаконенный им единый налог должен рассматриваться как "установленный действующим законодательством". Следовательно, по этому критерию единый налог имеет право отразиться в отдельно-налоговом разделе формы № КБ-2в. Что касается учета в других статьях затрат, то здесь ситуация выглядит следующим образом. Некоторые налоги и сборы действительно попадают в акт без отражения в разделе VIII. Так, согласно официальному примечанию к п/п. 2.8.16 ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174 ( v0174241-00 ), "сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное пенсионное страхование, взносы в Государственный фонд содействия занятости населения учитываются в накладных расходах; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов учитывается в стоимости машино-часа". Кроме перечисленных выше налогов особое место в акте занимает НДС - для него вообще выделен персональный раздел IX. Следовательно, все остальные налоги должны помещаться в свой специализированный восьмой раздел. {2} А значит, и единому налогу там будет уютно. Очевидно, той же позиции придерживается и Госстрой. В природе существует даже его письмо от 15.02.2000 г. № 7/7-136, касающееся расчетов договорных цен подрядчиками-"единоналожниками". {3} Это письмо относится, правда, к тому периоду, когда форма № КБ-2в выглядела несколько иначе: вместо восьмого "налогового" раздела там была отдельная строка "Налоги, которые относятся на себестоимость строительно-монтажных работ". Но вряд ли это что-нибудь принципиально меняет. Важно, что Госстрой в упомянутом письме определил особенности сметного ценообразования строителей-"упрощенцев". Они состоят в следующем: - у "десятипроцентников" "входной" НДС по стройматериалам должен учитываться в их сметной стоимости; - пенсионные и соцстраховские начисления при расчете накладных расходов не учитываются; - налоги, от которых "единоналожники" освобождены, в стоимость работ не включаются. Интересен механизм сметного расчета, предлагаемый Госстроем: единый налог начисляется "на итоговую стоимость строительных и монтажных работ на договорном уровне". Те, кто "употребляет" 10%-ную ставку, могут реализовать это требование достаточно просто, умножив сумму разделов I-VII на 11,(1)%. {4} А вот "шестипроцентникам" в подобных расчетах будет немного сложнее. Причина в том, что начислять НДС им предписано на договорную стоимость работ, включающую единый налог. И если исходить из того, что единый налог, в свою очередь, тоже должен рассчитываться от суммы, содержащей НДС {5}, то ставка единого налога от той же базы (от суммы разделов I - VII) будет фактически составлять около 7,76%. {6} Правда, в отношении "сметного единоналожия" ситуация выглядит не столь однозначно. Так, Госкомпредпринимательства в письме от 19.06.2001 г. № 1-221/3793 {7}, анализируя вышеупомянутое письмо Госстроя, склонился к выводу, что "правильное исчисление" единого налога заключается в необложении суммы НДСа. Таким образом, 6% начисляются не на общую сумму выручки, а на стоимость работ без учета налогов. То есть базой обложения единым налогом становится сумма разделов I-VII акта по форме № КБ-2в. Теперь относительно вашего беспокойства о том, не возникнут ли проблемы с "чужим" налогом в вашем налоговом учете. Нам такая озабоченность понятна. Ведь украинские налогоплательщики уже имеют горький опыт с оплатой арендных счетов, в которых арендодатель выделил "свой" налог на землю. Однако со "строительными" налогами, на наш взгляд, проблем быть не должно. Во-первых, форму № КБ-2в нужно рассматривать как своего рода планово-фактическую {8} калькуляцию стоимости строительных работ, а не просто как счет на компенсацию расходов подрядчика. Поэтому общая сумма акта является для заказчика стоимостью принятых строительных работ. Ведь вряд ли кому-нибудь придет в голову усомниться, скажем, в признании налоговиками сумм, относящихся к прямым затратам подрядчика, которые фигурируют в разделе I акта. Все прекрасно понимают, что такие расходы у исполнителя идут в себестоимость реализации, а у заказчика - в капитальные вложения в составе общей суммы акта. Во-вторых, уплачивая сумму, указанную в форме № КБ-2в, заказчик не платит за подрядчика его налоги. Их все равно уплатит в бюджет сам подрядчик. Причем не по отдельному акту, а по итогам отчетного периода {9}. В вашей конкретной ситуации есть еще одно успокаивающее обстоятельство. Вы собираетесь отнести суммы строительных актов не на валовые затраты, а в состав капитальных активов, подлежащих амортизации. Практика же показала, что суммы, подлежащие амортизации, вызывают менее агрессивное отношение налоговиков. (Кстати, ваша ситуация как раз типична. На валовые затраты стройрасходы относятся куда реже - обычно в случае ремонтных работ в пределах 5% стоимости ОФ.) В общем, не стесняйтесь расплатиться со строителями. Они чрезвычайно любят деньги. {1} См. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 48-50. {2} Впрочем, категорически мы на этом не настаиваем, поскольку в отношении некоторых налогов-сборов у нас имеются сомнения. Скажем, в Перечне статей накладных расходов (приложение "Л" к ДБН Д.1.1-1-2000) среди прочих накладных расходов встречаются "платежи за выбросы и сбросы в окружающую среду загрязняющих веществ". Что очень уж напоминает "сбор за загрязнение окружающей природной среды" из п. 14 ст. 14 Закона "О системе налогообложения" (см. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 7т). {3} См., например, сборник запорожского областного УКС "Строительство, ремонт, реконструкция: договорные отношения и ценообразование" (Запорожье, 2000), с. 239-240. {4} "11 и 1 в периоде" взялось как 10 : (100 - 10) х 100% = 11,(1)%. {5} Проблемы взаимоотношений НДС и единого налога анализировались, в частности, в "Бухгалтере" № 18'2002 на с. 34-35. {6} А это получилось вот как: (100 + X) x 1,2 x 0,06 = X, где X - ставка единого налога в % (она же - сумма единого налога, приходящаяся на 100); 1,2 - коэффициент, учитывающий 20% НДС; 0,06 - коэффициент, учитывающий 6%-ную ставку единого налога. Решив уравнение, и получаем 7,75862% = 7,76%. {7} См. "Пiдприємництво в Українi" № 10/2001, с. 28. {8} Плановые в нейнормативы, а фактические - объемы выполненных работ. {9} Кстати, примерно та же аргументация могла использоваться и в борьбе за "валовозатратность" земельного налога, выставляемого в счетах арендодателя. При правильном оформлении таких счетов (по принципу "все подробности - внутри суммы") это срабатывало (см., например, "Бухгалтер" № 25'2001, с. 82). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №20/02, стр. 34 [01.05.2002] Иван Чалый Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------