Иностранные граждане в Украине: трудоустройство и оплата труда ------------------------------------------------------------------ Организация трудоустройства иностранных граждан В соответствии со ст. 26 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) иностранцы и лица без гражданства (далее - иностранные граждане), находящиеся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, - за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Согласно ст. 8 Закона Украины от 01.03.91 № 803-ХII ( 803-12 ) "О занятости" и ст. 8 Закона Украины от 04.02.94 № 3929-ХII ( 3929-12 ) "О правовом статусе иностранцев" (далее - Закон № 3929-ХII) иностранцы имеют право осуществлять на территории Украины трудовую деятельность. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься другой трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, предусмотренных для граждан Украины. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью на основании полученного в установленном порядке разрешения на трудоустройство. Порядок оформления иностранцами и лицами без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.11.99 г. № 2028 ( 2028-99-п ) "Об утверждении Порядка оформления иностранцам и лицам без гражданства разрешения на трудоустройство в Украине" (далее - Порядок № 2028). Пунктом 1 этого Порядка установлено, что иностранцы, прибывшие в Украину в целях осуществления трудовой деятельности, могут работать по найму на территории Украины только при условии отсутствия отечественных специалистов по этому виду деятельности или при наличии достаточно обоснованной целесообразности использования труда иностранцев. Труд иностранцев может быть использован только при наличии у них разрешений на трудоустройство, если иное не предусмотрено международными договорами. Разрешение на трудоустройство не требуется: - согласно п. 6 Порядка № 2028 ( 2028-99-п ) иностранцам, постоянно проживающим в Украине (иностранцам, въехавшим в Украину с оформлением виз IМ-2); - согласно п. 2 ст. 35 Закона Украины от 14.09.99г. № 1039-ХIV ( 1039-14 ) "О соглашениях о распределении продукции" иностранцам, нанятым инвестором в пределах и по должностям (специальностям), определенным соглашением о распределении продукции. В соответствии со ст. 8 Закона № 3929-ХII иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если согласно законодательству Украины на эти должности или этой деятельностью могут заниматься только граждане Украины. Так иностранцы не могут быть: - нотариусами (ст. 3 Закона Украины от 02.09.93 г. № 3425-ХII ( 3425-12 ) "О нотариате"); - адвокатами (ст. 2 Закона Украины от 19.12.92 г. № 2887-ХII ( 2887-12 ) "Об адвокатуре"); - аудиторами (ст. 5 Закона Украины от 22.04.93 г. № 3125-ХII ( 3125-12 ) "Об аудиторской деятельности"); - судьями (ст. 7 Закона Украины от 15.12.92 г. № 2862-ХII ( 2862-12 ) "О статусе судей", ст. 22 Закона Украины от 04.06.91г. № 1142-ХII ( 1142-12 ) "О хозяйственных судах"); - таможенниками (ст. 7 Закона Украины от 25.06.91г. № 1262-ХII ( 1262-12 ) "О таможенной службе в Украине"); - приняты на государственную службу (ст. 4 Закона Украины от 16.12.93 г. № 3723-ХII ( 3723-12 ) "О государственной службе"). Пунктом 3 Порядка № 2028 обязанность получения разрешения на трудоустройство для иностранных работников возложена на работодателей. Это разрешение выдается Государственным центром занятости Минтруда Украины или по его поручению - соответствующими центрами занятости Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя для работы на предприятии, в учреждении, организации, пригласивших иностранца на определенную должность. Для получения разрешения работодатель подает в соответствующий центр занятости следующие документы: - заявление (в произвольной форме); - обоснование необходимости использования труда иностранцев и возможности создания для них необходимых условий пребывания и деятельности; - копию контракта между иностранным и украинским субъектами хозяйственной деятельности на выполнение определенного объема работ или услуг (если такой контракт заключен); - копии устава и свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности, заверенные в установленном порядке; - список иностранцев с указанием их полного имени и фамилии, года рождения, номера паспорта, специальности (профессии), пола; - копию проекта контракта работодателя с работником - иностранным гражданином; - документ (приказ, извлечение из протокола, поручение и т. п.), оформленный в установленном порядке, удостоверяющий право представителя работодателя представлять его интересы в центре занятости; - копии документов об образовании или квалификации; - справку органа государственной налоговой службы об уплате работодателем предусмотренных законодательством налогов и сборов: - квитанцию о внесении платы за рассмотрение заявления. Решения о предоставлении разрешения на трудоустройство или об отказе в нем принимаются в течение 30 дней со дня получения вышеперечисленных документов. Отказ в выдаче разрешения на трудоустройство может быть обжалован работодателем в Государственном центре занятости или в суде. Согласно п. 8 Порядка № 2028 независимо от состояния на рынке труда и тенденций его развития разрешение на трудоустройство не выдается, если: - в поданных для выдачи разрешения документах содержатся сведения, противоречащие требованиям законодательства и международных договоров Украины; - контрактом предусмотрены условия работы иностранцев худшие, нежели граждан Украины, работающих по аналогичной специальности; - выявлены факты подачи иностранцем или работодателем заведомо неправдивых сведений или поддельных документов; - иностранец намерен занять должность или заниматься трудовой деятельностью, которая в соответствии с законодательством связана с принадлежностью к гражданству Украины; - установлено наличие фактов нарушения иностранцем законодательства Украины во время пребывания на ее территории; - с даты предыдущего отказа иностранцу в оформлении визы прошло меньше одного года. За рассмотрение заявления о выдаче разрешения на трудоустройство и продление срока его действия с работодателя взимается плата в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (10 x 17 грн. = 170 грн.). Разрешение на трудоустройство выдается, как правило, на срок до одного года, который при необходимости может быть продлен. Порядок приема и рассмотрения ходатайства относительно продления срока пребывания в Украине иностранцев установлен Инструкцией о порядке рассмотрения вопросов о продлении срока пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства, утвержденной приказом МВД Украины от 19.11.99 г. № 887 ( z0837-99 ). Максимальный срок беспрерывного пребывания иностранца в Украине на основании полученных разрешений на трудоустройство не может превышать четырех лет. Перерывы между трудоустройством после окончания четырех лет должны быть не менее шести месяцев. Разрешение на трудоустройство является основанием для выдачи иностранцу визы типа IМ-1. Работодатель в течение трех рабочих дней с момента начала и прекращения работы иностранца должен письменно уведомить об этом соответствующий центр занятости и обеспечить регистрацию паспортного документа иностранца в соответствующем органе внутренних дел. Досрочное расторжение контракта с работодателем, указанным в разрешении на трудоустройство, по его инициативе, а также по инициативе или по вине иностранца, установление факта сообщения ими неправдивых сведений в документах на получение разрешения, признание лица в соответствии с законодательством нежелательным для пребывания в Украине влечет за собой аннулирование разрешения на трудоустройство. О досрочном расторжении контракта работодатель в течение трех рабочих дней должен уведомить соответствующие центр занятости и орган внутренних дел. Если иностранец не приступил к работе в предусмотренный контрактом срок по причинам, которые согласно законодательству не являются уважительными, работодатель также в течение трех рабочих дней должен письменно уведомить об этом соответствующие центр занятости и орган внутренних дел. В этом случае иностранец подлежит депортации из Украины. При использовании труда иностранцев без разрешения государственной службы занятости Украины с предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности государственная служба занятости взыскивает штраф за каждого иностранца в размере 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (50 x 17 грн. = = 850 грн.). Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства Порядок налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства, как и порядок налогообложения доходов граждан Украины, регламентируется Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ) "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет № 13-92). В соответствии со ст. 1 этого Декрета к гражданам, имеющим постоянное местожительство в Украине, относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине в целом не менее 183 дней в календарном году. К гражданам, не имеющим постоянного местожительства в Украине, относятся граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине менее 183 дней в календарном году. Указанным Декретом установлен разный порядок налогообложения доходов иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Украины и временно проживающих на территории Украины. Налогообложение доходов иностранных граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине, определены разделом V "Особенности налогообложения доходов, подлежащих выплате из источников в Украине гражданам, не имеющим постоянного местожительства в Украине" Декрета № 13-92. В соответствии со ст. 2 Декрета объектом налогообложения у граждан, не имеющих постоянного местожительства в Украине (в том числе иностранцев и лиц без гражданства), является доход, полученный из источников в Украине. С такого дохода (ст. 15 Декрета) налог удерживается у источника выплаты доходов по ставке, приведенной в п. 3 ст. 7 Декрета (20 процентов) без исключения из дохода установленного действующим законодательством не облагаемого налогом минимума и установленных этим Декретом (статьи 5, 6) льгот. Указанная ставка налогообложения применяется в случае, если иное не предусмотрено международными договорами об избежании двойного налогообложения доходов граждан. Налог перечисляется в бюджет в порядке, установленном ст. 10 Декрета № 13-92, а именно: предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, физические лица - субъекты предпринимательской деятельности после окончания каждого месяца, но не позднее срока получения в учреждениях банков денежных средств на выплату надлежащих гражданам сумм, обязаны перечислять в бюджет суммы начисленного и удержанного подоходного налога за минувший месяц. Указанные юридические и физические лица одновременно с представлением чеков на получение денежных средств для выплаты надлежащих гражданам сумм за вторую половину месяца подают в учреждения банков платежное поручение на перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога. Налогообложение доходов иностранных граждан, имеющих постоянное местожительство в Украине Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, имеющих постоянное местожительство в Украине, определены разделом VI "Особенности налогообложения доходов иностранных граждан и лиц без гражданства" Декрета № 13-92. Налогооблагаемый доход иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Украине, определяется в том же порядке, что и налогооблагаемый доход граждан Украины. То есть если для иностранца предприятие является основным местом работы, то порядок налогообложения его доходов регламентируется разделом II этого Декрета. Если же предприятие не является основным местом работы иностранца, то есть он работает на предприятии по совместительству, то порядок налогообложения его доходов регламентируется разделом III Декрета. В соответствии со ст. 8 Декрета № 13-92 основным местом работы налогоплательщика считается место работы, на котором ведется трудовая книжка и проводятся отчисления в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности. Что касается ведения трудовой книжки на иностранных граждан, то в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда Украины, Минюста Украины и Минсоцзащиты Украины от 29.07.93 г. № 58 ( z0110-93 ) (далее - Инструкция № 58), трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности или у физического лица свыше пяти дней, в том числе лиц, являющихся совладельцами (собственниками) предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, сезонных и временных работников, а также внештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию. То есть Инструкцией № 58 установлен единый порядок ведения трудовых книжек для работников независимо от того, гражданами какого государства они являются. Таким образом, подоходный налог с доходов иностранных граждан исчисляется в порядке, предусмотренном для налогообложения доходов по основному месту работы, в случае если работодателем ведется трудовая книжка на такого работника и осуществляются отчисления в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, или в порядке, предусмотренном для налогообложения доходов, полученных не по основному месту работы, если эти условия не выполняются. У иностранных граждан налогообложению также подлежат: а) суммы надбавок, выплачиваемых в связи с проживанием в Украине; б) суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе, питание, поездки членов семьи плательщика в отпуск и на другие аналогичные цели. В налогооблагаемый доход иностранных граждан наряду с доходами, перечисленными в ст. 5 Декрета № 13-92, не включаются: а) суммы, отчисляемые нанимателем иностранных граждан в Фонд государственного социального страхования и пенсионного обеспечения; б) суммы компенсации расходов на наем жилого помещения и на содержание автомобиля для служебных нужд; в) суммы расходов на командировку. В налогооблагаемый доход технических специалистов из числа иностранных граждан в связи с их работой в Украине не включаются также суммы, выплаченные предприятиями, учреждениями и организациями в виде компенсации расходов на командировку, но только в случае, если выплаты этих сумм предусмотрены соответствующим внешнеэкономическим контрактом. Суммы, выплаченные дополнительно к заработной плате за каждый день пребывания в Украине, не считаются компенсацией расходов на командировку, за исключением случаев, когда эти расходы связаны с передвижением иностранных граждан по территории Украины или за ее пределами. Такие выплаты учитываются как надбавка к заработной плате и облагаются налогом на общих основаниях. Иностранные граждане, имеющие постоянное местожительство в Украине и получающие доходы как в Украине, так и за ее пределами, подают декларации о полученных доходах по ф. № 9 Декларацiя про доходи iноземної фiзичної особи, яка постiйно проживає в Українi (приложение 9 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 )) в налоговый орган по месту деятельности в Украине. Кроме того, иностранные граждане обязаны подавать в налоговые органы по месту осуществления деятельности декларации об ожидаемых (оценочных) доходах в текущем году. Такие декларации подаются в течение одного месяца со дня прибытия в Украину независимо от источника получения доходов. В дальнейшем декларации о полученных доходах по ф. № 9 подаются ежеквартально в течение 40 дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. После окончания года декларация подается в налоговые органы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года. Таким образом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Украины, обязаны подавать: в течение 30 дней со дня прибытия - декларацию об ожидаемых доходах в текущем году; - ежеквартально до 10 мая, 9 августа, 9 ноября - декларацию по ф. № 9 о полученных доходах; - после окончания года, до 9 февраля, - декларацию по ф. № 9 о полученных доходах. На основании декларации об ожидаемых в текущем году доходах иностранным гражданам - плательщикам подоходного налога исчисляется авансовая сумма налога. Уплата авансовых платежей по подоходному налогу такими плательщиками проводится равными частями в следующие сроки: до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября. Документ об уплате авансовых платежей является основанием для неудержания предприятиями подоходного налога у источника выплаты. Перерасчет подоходного налога иностранным гражданам проводится налоговыми органами после окончания года на основании декларации о фактически полученных доходах. Доплата по перерасчетам налога осуществляется в течение месяца на основании платежного уведомления, полученного от налоговых органов. Излишне уплаченная сумма налога по желанию плательщика возвращается ему или зачисляется по его заявлению в счет будущих платежей. Возврат налога осуществляется не позднее месяца со дня проведения окончательного расчета. В случае прекращения в течение календарного года деятельности и выезда иностранных граждан из Украины декларация о фактически полученных доходах направляется не позднее, чем за месяц до отъезда. Льготы по подоходному налогу предоставляются иностранным гражданам в таком же размере и на тех же основаниях, что и для граждан Украины. Иностранные граждане, имеющие право на льготы на детей, при первом представлении в налоговый орган декларации обязаны приложить к ней соответствующие документы, подтверждающие наличие иждивенцев. Такие документы утверждаются компетентным органом страны, в которой плательщик постоянно проживал до прибытия в Украину, а в случае, если иждивенец находится на территории Украины, документы направляются в порядке, установленном для граждан Украины. Следует помнить, что предприятия, учреждения, организации относительно доходов иностранных граждан, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства на территории Украины, работающих на этих предприятиях, в учреждениях, организациях, представляют сведения о суммах выплаченных физическим лицам доходов и удержанных налогов по форме справки № 8-ДР в порядке, утвержденном приказом ГНА Украины от 30.12.97 № 473 ( z0026-98 ). Рассмотренный порядок налогообложения доходов иностранных граждан, как имеющих, так и не имеющих постоянного местожительства на территории Украины, применяется в случае, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами. Перечень стран, с которыми вступили в силу заключенные Украиной соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен в таблице. |---|-----------------------|----------------|-------------------| | № | Страна | Дата | Дата | |п/п| | подписания | вступления в силу | |---|-----------------------|----------------|-------------------| | 1 | Австрия | 16.10.97 | 20.05.99 | | 2 | Бельгия | 20.05.96 | 25.02.99 | | 3 | Беларусь | 24.12.93 | 30.01.95 | | 4 | Болгария | 20.11.95 | 03.10.97 | | 5 | Великобритания | 10.02.93 | 11.08.93 | | 6 | Вьетнам | 08.04.96 | 19.11.96 | | 7 | Армения | 14.05.96 | 19.11.96 | | 8 | Грузия | 14.02.97 | 01.04.99 | | 9 | Дания | 05.03.96 | 21.08.96 | |10 | Эстония | 10.05.96 | 24.12.96 | |11 | Индонезия | 11.04.96 | 09.11.98 | |12 | Казахстан | 09.07.96 | 14.04.97 | |13 | Киргизстан | 16.10.97 | 01.05.99 | |14 | КНР | 04.12.95 | 18.10.96 | |15 | Канада | 04.03.96 | 22.08.96 | |16 | Латвия | 21.11.95 | 21.11.96 | |17 | Литва | 23.09.96 | 25.12.97 | |18 | Македония | 02.03.98 | 23.11.98 | |19 | Молдова | 29.08.95 | 27.05.96 | |20 | Нидерланды | 24.10.95 | 02.11.96 | |21 | Норвегия | 07.03.96 | 18.09.96 | |22 | Польша | 12.01.93 | 24.03.94 | |23 | Румыния | 29.03.96 | 17.11.97 | |24 | Российская Федерация | 08.02.95 | 03.08.99 | |25 | Венгрия | 19.05.95 | 24.06.96 | |26 | Словакия | 23.01.96 | 22.11.96 | |27 | Туркменистан | 29.01.98 | 21.10.99 | |28 | ФРГ | 03.07.95 | 04.10.96 | |29 | Чехия | 30.06.97 | 20.04.99 | |30 | Швеция | 15.08.95 | 04.06.96 | |31 | США | 04.03.94 | 05.06.2000 | |32 | Узбекистан | 10.11.94 | 25.07.95 | |33 | Франция | 30.01.97 | 01.11.99 | |34 | Турция | 27.11.96 | 29.04.98 | |35 | Финляндия | 14.10.94 | 14.02.98 | |36 | Азербайджан | 30.07.99 | 03.07.2000 | |37 | Греция | 06.11.2000 | 29.05.01 | |38 | Швейцария | 30.10.2000 | 10.01.02 | |39 | Португалия | 09.02.2000 | 22.03.01 | |---|-----------------------|----------------|-------------------| Кроме того, в соответствии со ст. 7 Закона Украины от 12.09.91 г. № 1543-ХII ( 1543-12 ) "О правопреемстве Украины" Украина применяет договора бывшего СССР об избежании двойного налогообложения, действующие до вступления в силу новых договоров. Договора СССР действуют в отношениях Украины с Индией, Испанией, Италией, Кипром, Малайзией, Монголией, Японией. Процедура освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, вступившим в силу в установленном порядке, и возмещения (возврата) сумм налога, излишне уплаченных на территории Украины, установлена Порядком освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины в соответствии с международными договорами Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. № 470 ( 470-2001-п ). Выплата заработной платы в иностранной валюте Режим осуществления операций в иностранной валюте на территории Украины установлен Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.93г. № 15-93 ( 15-93 ) "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (далее - Декрет № 15-93). Согласно ст. 7 этого Декрета в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота в качестве средства платежа используется иностранная валюта. Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота в валюте Украины допускается при условии получения индивидуальной лицензии Нацбанка Украины. При этом под резидентами понимаются, в частности, юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т. п.). с местонахождением на территории Украины, осуществляющие свою деятельность на основании законов Украины. Нерезиденты - физические лица (иностранные граждане, граждане Украины, лица без гражданства), имеющие постоянное местожительство за пределами Украины, в том числе временно находящиеся на территории Украины. Таким образом, физические лица (иностранцы и лица без гражданства), прибывшие на территорию Украины по трудовой визе (получившие удостоверение на временное проживание) для временного трудоустройства, являются нерезидентами Украины. Что касается иностранцев и лиц без гражданства, работающих у субъектов предпринимательской деятельности - резидентов Украины и постоянно проживающих на территории Украины, то есть имеющих удостоверение на постоянное проживание, то они являются резидентами Украины. При этом критерий постоянного проживания на территории Украины, предусмотренный Декретом № 13-92 (свыше 183 дней в календарном году), в этом случае применяться не может, поскольку он установлен исключительно для целей обложения доходов таких физических лиц подоходным налогом. Из вышеизложенного следует, что расчеты между работодателями-резидентами и нанимаемыми работниками-нерезидентами без получения индивидуальной лицензии Нацбанка Украины могут осуществляться только в иностранной валюте, а расчеты между работодателями-резидентами и нанимаемыми работниками-резидентами без получения индивидуальной лицензии Нацбанка Украины могут проводится только в национальной валюте. Следует обратить внимание также на то, что согласно ст. 7 Декрета № 15-93 расчеты между нерезидентами и резидентами в иностранной валюте могут осуществляться только через уполномоченные банки. Вместе с тем п. 1.4 Правил использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Украины от 26.03.98 г. № 119 ( z0245-98 ), установлено, что использование наличной иностранной валюты с собственных текущих счетов юридическими лицами - резидентами разрешается для оплаты работы работников-нерезидентов, работающих в Украине по контракту. Рассматривая вопрос выплаты заработной платы работникам в иностранной валюте, следует обратить внимание на норму Декрета № 13-92 относительно уплаты подоходного налога с сумм такого дохода. В соответствии с частью пятой ст. 2 Декрета уплата налога с доходов, полученных в иностранной валюте, осуществляется в гривнях. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в гривни по курсу Нацбанка Украины на дату получения дохода. Вывоз из Украины физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты, полученной в качестве оплаты труда, осуществляется с соблюдением требований Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов, других банковских документов и платежных карточек через таможенную границу Украины, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 12.07.2000 г. № 283 ( z0452-00 ) (вступила в силу с 1 октября 2000 г.). ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №19/02, стр. 45 [01.05.2002] Вячеслав Гусев Гл. гос. налоговый инспектор ГНА в Одесской области ------------------------------------------------------------------