В Кабмине считают, что куры - сезонны, а зерновые - нет

  Особенности применения сезонной льготы по подоходному налогу

------------------------------------------------------------------

    По давней отечественной традиции  с  наступлением  лета  самые
сознательные  горожане  тянутся  на  поля  и  фермы,  дабы  помочь
колхозникам в их нелегком труде, а заодно подзаработать и самим.
    Сей трудовой порыв  благодарная  Родина  приветствует  льготой
{1} из  п/п. "п" п. 1 ст. 5  незабвенного  Декрета  "О  подоходном
налоге с граждан" ( 13-92 ) {2}.

    "В совокупный  налогооблагаемый  доход,  полученный гражданами
    в  период,  за  который  осуществляется   налогообложение,  не
    включаются:

    <...>

    п) суммы  доходов  лиц,   выполняющих  сельскохозяйственные  и
    строительные работы в сельской местности временно или сезонно,
    а также членов студенческих строительных отрядов,  сооружающих
    объекты в сельской местности".

    В  целом  эта  льгота  (а  она  продублирована  и  в  п.  5.19
Инструкции   о   подоходном   налоге    ( z0064-93 )   {3})    уже
анализировалась в "Бухгалтере"  № 3'2001 на с. 47. Сегодня  же  мы
остановимся на некоторых деталях.
    Итак,  любой  нормальный  человек,  конечно,  понимает,    что
сельское хозяйство априори является сезонной отраслью.  Во  всяком
случае  в  нашей  стране.  В свое  время  этот  факт  был  признан
и  налоговиками.   Письмом   от   04.10.94  г.   №  10-214/10-3992 
( v3992231-94 ) ГГНИУ сообщала:

    "Сезонными признаются  работы,  которые  в  силу  природных  и
    климатических условий выполняются не полный год,  а  в течение
    определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев.
    В приказе (распоряжении) о приеме на такую работу должно  быть
    указано, что данный работник принимается на сезонную работу  и
    об этом он должен быть предупрежден  при  заключении трудового
    договора".

    Упомянутое здесь шестимесячное ограничение  берет  свой  исток
еще из ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.74г. № 310-IX (далее - Указ):

    "Сезонными считаются работы, которые  вследствие  природных  и
    климатических условий выполняются не целый год,  а  в  течение
    определенного  периода  (сезона),  не    превышающего    шести
    месяцев".

    Легитимность этого советского  Указа  в  условиях  независимой
Украины  налоговики  признавали   всегда    -    см.,    например,
вышеназванное  письмо  ГГНИУ  или  письмо  ГНАУ  от  27.12.2001 г.
№ 8330/6/17-0516 ( v8330225-01 ).
    Проблема, тем не менее,  имеется.  Связана  она  с  трактовкой
понятия сезонных работ в сельском хозяйстве.  Заметьте, что льгота
в Декрете привязана не только к отрасли,  но и к сезонности работ.
При решении вопроса о предоставлении "сезонной" льготы  налоговики
в последние  пять  лет  привычно  прибегают  к  Постановлению  КМУ
от 28.03.97 г. № 278 ( 278-97-п ).
    Так, упомянутое выше письмо ГНАУ от 27.12.2001 г. в  контексте
применения данной льготы прямо отсылает к этому Постановлению:

    "Перечень сезонных работ и сезонных отраслей  "..."  утвержден
    Постановлением  КМУ  от  28.03.97  г.  № 278 ( 278-97-п )  "Об  
    утверждении  Перечня сезонных работ  и  сезонных  отраслей" (с  
    изменениями  и  дополнениями,  внесенными  Постановлением  КМУ 
    от 29.11.99 г. № 2167 ( 2167-99-п )). Указанным Постановлением  
    № 278  определено,  что  разъяснения  относительно  применения    
    данного    Перечня  предоставляет   Минтруда    совместно    с    
    Минлесхозом и Минсельхозпродом Украины".

    И все бы, наверное, было не так уж и плохо, если бы этот самый
Перечень не был столь куценьким.  В отношении сельского  хозяйства
он вообще краток до неприличия:

    "3. Сельское хозяйство
    Работа   в    овощеводстве,    садоводстве,    виноградарстве,
    свекловодстве,  хмелеводстве,  на   выращивании    и    уборке
    картофеля, табака, кормов, бахчевых культур.
    Работа  на  инкубаторно-птицеводческих   и    межхозяйственных
    инкубаторных станциях".

    И  всё!  Обратите  внимание:  в  нем  не  названы  работы   по
выращиванию некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего -
злаковых.  И это  в  стране,  которая  так  любит напоминать,  что
когда-то была  житницей  Европы!  Причина  такого  отсутствия  нам
непонятна.  Либо  правительственные  чинуши  полагают,  что  булки
растут  на  деревьях,  а  следовательно,  относятся  к   продуктам
садоводства,  либо  считают,  что  пшеницу   у    нас    сеют-жнут
круглогодично.
    Так или иначе, но подоходная льгота для  хлеборобов  и  прочих
"непопавших" {4} сельскохозяйственных сезонников  оказывается  под
большим вопросом.
    Впрочем,  либерально  настроенные  специалисты  полагают,  что
применить льготу можно  даже  для  тех  сезонных  рабочих,  работы
которых в Перечне, отсутствуют.  Главное при этом - правильно  (то
есть в полном соответствии  с  нормами  Указа)  оформить  трудовые
отношения, документально зафиксировав  их  сезонный  статус.  Свой
подход "либералы" пытаются оправдать следующими соображениями:
    - во-первых, ни в подоходном  Декрете,  ни  в  Инструкции  нет
каких-либо ссылок на ограничения по кабминовскому Перечню;
    - во-вторых,  сам Перечень прямого отношения к налогообложению
доходов трудящихся не имеет,  поскольку принят,  если  верить  его
преамбуле,  "в  соответствии  с  частью  девятой  статьи 6  Закона
Украины  "Об  отпусках"  ( 504/96-ВР )",   а   значит,   направлен  
исключительно на регулирование отпускных проблем.
    Данный подход кажется нам не слишком убедительным.  Поэтому мы
бы применяли "либеральные"  аргументы  только  в  ситуации,  когда
льгота уже была реализована.  Возможно,  они и убедят  конкретного
налоговика воздержаться от санкций.
    Если же  вы  еще  раздумываете,  применять  или  не  применять
льготу, то есть смысл прислушаться  к  сторонникам  более жесткого
подхода.  Они  исходят  из  того,   что   "отпускной"    Перечень,
утвержденный  Кабмином,   по  аналогии  должен  применятся  и  для
целей  налогообложения.  Ведь   кроме   этого  документа  нигде  в
законодательстве нет описания  сезонных  работ.  В  этой  ситуации
Кабмин Украины выступает  в  роли  преемника  Госкомтруда  СССР  и
ВЦСПС, в чью компетенцию (согласно  абз. 2  ст. 1  Указа)  входило
определение перечня сезонных работ.
    Дополнительным  аргументом  для  фискальных   выводов    может
послужить   авторитетное   мнение  авторов  комментария   к   КЗоТ 
( 322-08 ) {5}.  На  их  взгляд,  сезонность  работы  определяется   
двумя    критериями:    ограниченностью    природно-климатическими  
условиями  и  упоминанием  соответствующих  работ  в  "специальном 
перечне".  Отсутствие  одного из этих признаков ведет к тому,  что 
работа не может быть признана сезонной.
    При таком подходе сезонные "несписочники"  окажутся,  конечно,
фискально дискриминированными.
    Как    видим,    ситуация    складывается    не    в    пользу
налогоплательщиков.    И    тем    сельхозпредприятиям,    которые
предпочитают  не  бодаться  с  налоговиками,   лучше   сезонников,
не  попавших  в  перечень,  просто оформить  в  качестве временных
работников {6}.
    Правда, период найма во  "временном"  режиме  ограничен  двумя
месяцами.  Поэтому при более продолжительной "сезонности" придется
хитрить,  увольняя  "временщиков"  каждые  два  месяца,   а  затем
принимая их вновь на тех же условиях.
    При этом нужно соблюдать осторожность.  Ведь  в  п. "б" ст. 11
Указа  Президиума  Верховного  Совета СССР от 24.09.74 г. № 311-IX
естъ  одно  ограничение:   если  перерыв  между  двумя   периодами
временной работы не превышает одной недели,  то  трудовой  договор
утрачивает  статус  временного   и  становится    для    работника
"заключенным на неопределенный срок" {7}.
    Так  что,  жонглируя  временными  договорами,   нужно    уметь
выдерживать паузу.
    А вообще очень хочется, чтобы  Минтруда  и  социальной  защиты
все-таки  встал  на  социальную  защиту  трудящихся   и   объяснил
налоговикам,  где  же  заканчивается  сельхозная  сезонность.   Мы
уверены, что ГНАУ к мнению "трудовиков" прислушается.  Ведь о том,
что Минтруда имеет право давать подобные  разъяснения,  сказано  в
самом Постановлении КМУ от 28.03.97 г. № 278 ( 278-97-п ).

{1} Хотя, конечно, это не совсем льгота (см.  с. 48-49  настоящего
    выпуска).
{2} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 54.
{3} См. "Бухгалтер" № 5'2002, с. 16.
{4} В смысле - в Перечень.
{5} См.   Стычинский   Б.  С.,   Зуб   И.  В.,    Ротань    В.  Г.
    Научно-практический комментарий к законодательству  Украины  о
    труде.  В 2-х т. - Т. 1. - Симферополь: Таврида,  1998.  -  С.
    214.
{6} Подробнее об этом  -  см. статью  в  "Бухгалтере" № 3'2001  на
    с. 46-47.
{7} Правда,  статус  данной  нормы   в    национальном    трудовом
    законодательстве не вполне  однозначен.  Например,  упомянутый
    выше Научно-практический  комментарий  грешит  в  этом  смысле
    непоследовательностью; на с. 222 в нем говорится,  что  данное
    положение  сохраняет  юридическую силу,  а  на  с. 290  та  же
    норма признается недействующей ввиду ее противоречия  "законам
    Украины".


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№23/02, стр. 50
[01.06.2002]
Иван Чалый, Леонид Карпов
Заместители главного редактора
------------------------------------------------------------------