В Кабмине считают, что куры - сезонны, а зерновые - нет Особенности применения сезонной льготы по подоходному налогу ------------------------------------------------------------------ По давней отечественной традиции с наступлением лета самые сознательные горожане тянутся на поля и фермы, дабы помочь колхозникам в их нелегком труде, а заодно подзаработать и самим. Сей трудовой порыв благодарная Родина приветствует льготой {1} из п/п. "п" п. 1 ст. 5 незабвенного Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) {2}. "В совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются: <...> п) суммы доходов лиц, выполняющих сельскохозяйственные и строительные работы в сельской местности временно или сезонно, а также членов студенческих строительных отрядов, сооружающих объекты в сельской местности". В целом эта льгота (а она продублирована и в п. 5.19 Инструкции о подоходном налоге ( z0064-93 ) {3}) уже анализировалась в "Бухгалтере" № 3'2001 на с. 47. Сегодня же мы остановимся на некоторых деталях. Итак, любой нормальный человек, конечно, понимает, что сельское хозяйство априори является сезонной отраслью. Во всяком случае в нашей стране. В свое время этот факт был признан и налоговиками. Письмом от 04.10.94 г. № 10-214/10-3992 ( v3992231-94 ) ГГНИУ сообщала: "Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не полный год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. В приказе (распоряжении) о приеме на такую работу должно быть указано, что данный работник принимается на сезонную работу и об этом он должен быть предупрежден при заключении трудового договора". Упомянутое здесь шестимесячное ограничение берет свой исток еще из ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.74г. № 310-IX (далее - Указ): "Сезонными считаются работы, которые вследствие природных и климатических условий выполняются не целый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев". Легитимность этого советского Указа в условиях независимой Украины налоговики признавали всегда - см., например, вышеназванное письмо ГГНИУ или письмо ГНАУ от 27.12.2001 г. № 8330/6/17-0516 ( v8330225-01 ). Проблема, тем не менее, имеется. Связана она с трактовкой понятия сезонных работ в сельском хозяйстве. Заметьте, что льгота в Декрете привязана не только к отрасли, но и к сезонности работ. При решении вопроса о предоставлении "сезонной" льготы налоговики в последние пять лет привычно прибегают к Постановлению КМУ от 28.03.97 г. № 278 ( 278-97-п ). Так, упомянутое выше письмо ГНАУ от 27.12.2001 г. в контексте применения данной льготы прямо отсылает к этому Постановлению: "Перечень сезонных работ и сезонных отраслей "..." утвержден Постановлением КМУ от 28.03.97 г. № 278 ( 278-97-п ) "Об утверждении Перечня сезонных работ и сезонных отраслей" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением КМУ от 29.11.99 г. № 2167 ( 2167-99-п )). Указанным Постановлением № 278 определено, что разъяснения относительно применения данного Перечня предоставляет Минтруда совместно с Минлесхозом и Минсельхозпродом Украины". И все бы, наверное, было не так уж и плохо, если бы этот самый Перечень не был столь куценьким. В отношении сельского хозяйства он вообще краток до неприличия: "3. Сельское хозяйство Работа в овощеводстве, садоводстве, виноградарстве, свекловодстве, хмелеводстве, на выращивании и уборке картофеля, табака, кормов, бахчевых культур. Работа на инкубаторно-птицеводческих и межхозяйственных инкубаторных станциях". И всё! Обратите внимание: в нем не названы работы по выращиванию некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего - злаковых. И это в стране, которая так любит напоминать, что когда-то была житницей Европы! Причина такого отсутствия нам непонятна. Либо правительственные чинуши полагают, что булки растут на деревьях, а следовательно, относятся к продуктам садоводства, либо считают, что пшеницу у нас сеют-жнут круглогодично. Так или иначе, но подоходная льгота для хлеборобов и прочих "непопавших" {4} сельскохозяйственных сезонников оказывается под большим вопросом. Впрочем, либерально настроенные специалисты полагают, что применить льготу можно даже для тех сезонных рабочих, работы которых в Перечне, отсутствуют. Главное при этом - правильно (то есть в полном соответствии с нормами Указа) оформить трудовые отношения, документально зафиксировав их сезонный статус. Свой подход "либералы" пытаются оправдать следующими соображениями: - во-первых, ни в подоходном Декрете, ни в Инструкции нет каких-либо ссылок на ограничения по кабминовскому Перечню; - во-вторых, сам Перечень прямого отношения к налогообложению доходов трудящихся не имеет, поскольку принят, если верить его преамбуле, "в соответствии с частью девятой статьи 6 Закона Украины "Об отпусках" ( 504/96-ВР )", а значит, направлен исключительно на регулирование отпускных проблем. Данный подход кажется нам не слишком убедительным. Поэтому мы бы применяли "либеральные" аргументы только в ситуации, когда льгота уже была реализована. Возможно, они и убедят конкретного налоговика воздержаться от санкций. Если же вы еще раздумываете, применять или не применять льготу, то есть смысл прислушаться к сторонникам более жесткого подхода. Они исходят из того, что "отпускной" Перечень, утвержденный Кабмином, по аналогии должен применятся и для целей налогообложения. Ведь кроме этого документа нигде в законодательстве нет описания сезонных работ. В этой ситуации Кабмин Украины выступает в роли преемника Госкомтруда СССР и ВЦСПС, в чью компетенцию (согласно абз. 2 ст. 1 Указа) входило определение перечня сезонных работ. Дополнительным аргументом для фискальных выводов может послужить авторитетное мнение авторов комментария к КЗоТ ( 322-08 ) {5}. На их взгляд, сезонность работы определяется двумя критериями: ограниченностью природно-климатическими условиями и упоминанием соответствующих работ в "специальном перечне". Отсутствие одного из этих признаков ведет к тому, что работа не может быть признана сезонной. При таком подходе сезонные "несписочники" окажутся, конечно, фискально дискриминированными. Как видим, ситуация складывается не в пользу налогоплательщиков. И тем сельхозпредприятиям, которые предпочитают не бодаться с налоговиками, лучше сезонников, не попавших в перечень, просто оформить в качестве временных работников {6}. Правда, период найма во "временном" режиме ограничен двумя месяцами. Поэтому при более продолжительной "сезонности" придется хитрить, увольняя "временщиков" каждые два месяца, а затем принимая их вновь на тех же условиях. При этом нужно соблюдать осторожность. Ведь в п. "б" ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.74 г. № 311-IX естъ одно ограничение: если перерыв между двумя периодами временной работы не превышает одной недели, то трудовой договор утрачивает статус временного и становится для работника "заключенным на неопределенный срок" {7}. Так что, жонглируя временными договорами, нужно уметь выдерживать паузу. А вообще очень хочется, чтобы Минтруда и социальной защиты все-таки встал на социальную защиту трудящихся и объяснил налоговикам, где же заканчивается сельхозная сезонность. Мы уверены, что ГНАУ к мнению "трудовиков" прислушается. Ведь о том, что Минтруда имеет право давать подобные разъяснения, сказано в самом Постановлении КМУ от 28.03.97 г. № 278 ( 278-97-п ). {1} Хотя, конечно, это не совсем льгота (см. с. 48-49 настоящего выпуска). {2} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 54. {3} См. "Бухгалтер" № 5'2002, с. 16. {4} В смысле - в Перечень. {5} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-практический комментарий к законодательству Украины о труде. В 2-х т. - Т. 1. - Симферополь: Таврида, 1998. - С. 214. {6} Подробнее об этом - см. статью в "Бухгалтере" № 3'2001 на с. 46-47. {7} Правда, статус данной нормы в национальном трудовом законодательстве не вполне однозначен. Например, упомянутый выше Научно-практический комментарий грешит в этом смысле непоследовательностью; на с. 222 в нем говорится, что данное положение сохраняет юридическую силу, а на с. 290 та же норма признается недействующей ввиду ее противоречия "законам Украины". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №23/02, стр. 50 [01.06.2002] Иван Чалый, Леонид Карпов Заместители главного редактора ------------------------------------------------------------------