Объекты социальной сферы: бухгалтерский и налоговый учет ------------------------------------------------------------------ Объекты социальной сферы, находящиеся на содержании предприятия, непосредственно должны обеспечивать нормальное осуществление производственных процессов. К таким объектам, в частности, относятся: - детские ясли и сады; - учреждения среднего и среднего профессионально-технического образования; - учреждения повышения квалификации работников предприятия; - детские, музыкальные и художественные школы, школы искусств, в случае если они не предоставляют платных услуг и не занимаются другой коммерческой деятельностью; - учреждения здравоохранения, пункты бесплатного медицинского обследования, профилактики и помощи работникам; - спортивные залы и площадки, используемые бесплатно для физического оздоровления и психологического восстановления работников; - клубы и дома культуры, в случае если они не используются для предоставления платных услуг и другой коммерческой деятельности (кроме домов отдыха, туристических баз и других подобных учреждений); - помещения, используемые предприятием для организации питания своих работников; - многоквартирный жилищный фонд, включая общежития, одноквартирный жилищный фонд в сельской местности и объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе юридических лиц, относительно которых предприятием принято решение (документально оформленное) о передаче на баланс местных советов; - детские лагеря отдыха при условии, что они не сдаются в аренду, не используются для предоставления платных услуг или другой коммерческой деятельности. Расходы на содержание указанных объектов социальной сферы включаются в состав валовых расходов налогоплательщика (кроме капитальных расходов, подлежащих амортизации), если они находились на балансе и содержались за счет такого налогоплательщика по состоянию на 01.07.97 г. В соответствии с разъяснением ГНАУ в письме от 05.07.99 г. № 9773/7/15-1117 ( va133225-99 ) в состав валовых расходов предприятия включаются расходы на содержание и эксплуатацию указанных объектов, а именно: - оплата энергии; - стоимость коммунальных услуг; - заработная плата технического персонала и начисления на обязательные социальные мероприятия на нее; - другие расходы, связанные с содержанием объекта в надлежащем состоянии и его эксплуатацией. Что касается остатка расходов, связанных с такими объектами, в частности, стоимости питания, инвентаря, а также заработной платы педагогического и медицинского персонала, работников столовой и начислений на обязательные социальные мероприятия на заработную плату этого персонала, оплаты услуг сторонних организаций и т. п., то, по мнению ГНАУ, такие расходы с целью налогообложения в валовые расходы не включаются, а возмещаются за счет соответствующих источников финансирования, в т. ч. и за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика. Однако относительно заработной платы медперсонала ГНАУ сделала некоторые исключения, которые изложены в письме от 01.06.99 г. № 3133/6/15-1116 ( va133225-99 ). Так, ст. 19 Закона Украины "Об охране труда" от 14.10.92 г. № 2694-ХII ( 2694-12 ) предусмотрено, что собственник обязан за свои средства организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или на работах, где есть потребность в профессиональном отборе, и также ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года. Поэтому в случае если медицинский персонал учреждений здравоохранения, которые находятся на балансе предприятия, согласно приказу администрации предприятия принимает участие в проведении обязательных медицинских осмотров, предусмотренных законодательством Украины об охране труда, то расходы на оплату заработной платы медицинского персонала, в обязанности которого входит проведение указанных медицинских осмотров, относятся на валовые расходы налогоплательщика в случае фактического участия медработников в проведении указанных обязательных обследований на основании пп. 5.2.1 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ). Однако на основании этого подпункта Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) к составу валовых расходов можно, и полностью правомерно, отнести и другие расходы (например стоимость медикаментов, медицинского оборудования и т. п.), которые необходимы для проведения обязательных медицинских мероприятий, предусмотренных Законом об охране труда ( 2694-12 ). Но необходимость таких мероприятий должна быть четко определена и правильно оформлена в соответствующих документах об охране труда. Если налогоплательщик получает любые доходы от эксплуатации перечисленных выше объектов (т. е. использует объекты социальной сферы для предоставления платных услуг), то такие доходы с целью налогообложения включаются в состав валовых доходов соответствующего отчетного (налогового) периода. Тогда такие платные операции с использованием указанных объектов необходимо рассматривать как часть хозяйственной деятельности предприятия, и соответственно затраты на ее осуществление включать в состав валовых расходов предприятия. Это один из вариантов включения расходов на содержание объектов социальной сферы в валовые расходы предприятия на общих основаниях в соответствии с п. 5.2 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ). В этом случае такие объекты уже не будут считаться объектами социальной сферы, а станут объектами производственного (общехозяйственного) назначения. Рекомендация по этому вопросу изложена в письме ГНАУ от 25.06.98 г. № 6812/11/15-1116 ( v6812225-98 ), в котором указано, что если предприятие имеет на балансе объекты социальной инфраструктуры и желает предоставлять платные услуги, используя эти объекты, то оно должно зарегистрировать такую деятельность в органах государственной статистики с присвоением соответствующего кода по КВЭД. Расходы на содержание и эксплуатацию других объектов социальной инфраструктуры, которые не перечислены выше (например стадионы, дома отдыха, туристические базы и т. п.), не могут с целью налогообложения относиться к составу валовых расходов и подлежат возмещению за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика. При этом деятельность по реализации налогоплательщиком путевок на отдых в собственном детском лагере, который находится на его балансе и содержится за его счет, посторонним организациям не считается связанной с ведением коммерческой деятельности. Расходы на содержание объектов социальной сферы, поставленных на баланс после 01.07.97 г., не включаются в состав валовых расходов. Основные фонды социальной сферы относятся к непроизводственным фондам. Под термином "непроизводственные фонды" следует понимать капитальные активы, которые не используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика. Поэтому в соответствии с пп. 8.1.4 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) расходы на их приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию и прочее улучшение не подлежат амортизации, а осуществляются за счет прибыли предприятия. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в состав валовых расходов предприятия включаются расходы на содержание объектов социальной сферы при условиях, что эти объекты: - указаны в перечне в соответствии с пп. 5.4.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ); - поставлены на баланс до 01.07.97 г.; - не используются для предоставления платных услуг, не сдаются в аренду и не используются для другой коммерческой деятельности. Что касается НДС, то в соответствии с пп. 7.4.3 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) если приобретенные товары (работы, услуги) частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично - нет, в сумму налогового кредита включается часть уплаченного (начисленного) налога, соответствующая части стоимости товара, отнесенной к валовым расходам отчетного периода. В случае если плательщик приобретет товары (работы, услуги), стоимость которых не относится к составу валовых расходов производства (обращения) и не подлежит амортизации, налоги, уплаченные в связи с таким приобретением, возмещаются за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются. В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов все расходы на содержание объектов социальной сферы, в частности расходы жилищно-коммунальных и обслуживающих хозяйств, детских дошкольных учреждений и других учреждений оздоровительного и культурного назначения, отражаются по дебету субсчета 949 "Другие расходы операционной деятельности". Пример 1 На балансе предприятия с 1995 года находится спортзал, который посещают работники этого предприятия в свободное от работы время. Основные операции, связанные с содержанием спортзала, в бухгалтерском и налоговом учете отражаются следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|-----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |----|------| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 1 | Отнесена на расходы | 949 | 377 | 225,00| - |225,00| | | стоимость коммунальных |641/ндс| 377 | 45,00| | | | | услуг | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 2 | Оплачены счета за | 371 | 311 | 270,00| - | - | | | коммунальные услуги | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 3 | Начислена зарплата | 949 | 661 | 250,00| - |250,00| | | уборщице | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 4 | Начислены взносы (сборы)| 949 | 651- | 94,60| - | 94,60| | | в соцфонды (37,84%) | | -653, | | | | | | | | 656 | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 5 | Приобретены 2 тренажера | 152 | 631 |2460,00| - | - | | | (в т. ч. НДС - 410 грн.)| | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 6 | Отражена плата за | 152 | 685 | 30,00| - | - | | | доставку тренажеров | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 7 | Введены тренажеры в | 106 | 152 |2490,00| - | - | | | эксплуатацию | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 8 | Оплачены счета за: | | | | | | | | - приобретение | 631 | 311 |2460,00| - | - | | | тренажеров; | | | | | | | | - доставку тренажеров | 685 | 311 | 30,00| - | - | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 9 | Начислена зарплата | 949 | 661 | 300,00| - | - | | | тренеру | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 10| Начислены взносы (сборы)| 949 | 661 | 113,52| - | - | | | в соцфонды на зарплату | | | | | | | | тренера | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 11| Начислена амортизация | 949 | 131 | 350,00| - | - | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 12| Списаны расходы на | 793 | 949 |1333,12| - | - | | | финансовый результат | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| Что касается ремонта и улучшения объектов социальной сферы, то, как уже отмечалось выше, расходы на проведение этих мероприятий не подлежат амортизации, а осуществляются за счет прибыли предприятия, целевого финансирования или целевых фондов предприятия. Следовательно, не относятся к составу валовых расходов затраты на ремонт и улучшение объектов социальной сферы, такие как: 1) расходы на оплату счетов сторонним организациям, осуществляющим ремонт. Соответственно и сумма НДС, включенная в оплату услуг за ремонт, не относится к составу налогового кредита и не зачисляется в балансовую стоимость таких объектов (т. к. это разрешено только для основных производственных фондов), а возмещается за счет прибыли или соответствующих фондов предприятия; 2) расходы на материалы, использованные на проведение ремонта (НДС не увеличивает налоговый кредит). В случае если такие материалы были закуплены ранее и расходы на их закупку отнесены к составу валовых расходов, то необходимо осуществить корректировку расходов в соответствии с п. 5.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) на стоимость использованных на ремонт материалов. В этом случае НДС, который был отнесен к налоговому кредиту при закупке материалов, сторнируется при передаче материалов для проведения ремонта (модернизации); 3) зарплата работникам, которые осуществляют ремонт, а также начисления в социальные фонды на эту зарплату. Кроме того, к таким объектам не применяется право отнесения расходов на их улучшение в сумме 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного года к валовым расходам. В бухгалтерском учете в соответствии с п. 15 ПБУ 7 ( z0288-00 ) расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии (ремонт) и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов текущего периода. А расходы, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, относятся на увеличение первоначальной стоимости такого объекта. Об увеличении будущих экономических выгод в разрезе данной темы говорить не стоит, разве что увеличение экономических выгод от повышения производительности труда оздоровленных работников. Поэтому при списании расходов на ремонт и улучшение непроизводственных фондов, которыми являются объекты социальной сферы, можно относить их в бухгалтерском учете либо к расходам текущего периода, либо на увеличение балансовой стоимости таких объектов. Но относить расходы на увеличение балансовой стоимости таких объектов выгоднее, если в дальнейшем планируется продажа этих объектов. Поскольку при продаже непроизводственных фондов в валовые расходы налогоплательщика включается сумма расходов, связанных с приобретением таких непроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением, а к валовым доходам - доходы, полученные (начисленные) от продажи. Пример 2 Рассмотрим в бухгалтерском и налоговом учете отражение ремонта и улучшения спортзала: |---|-------------------------|---------------|-------|-----------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |----|------| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | Ремонт спортзала | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 1 | Закуплены стройматериалы| 205 | 631 | 2100| - | - | | | для ремонта спортзала | | | | | | | | (в т. ч. НДС - 350 грн.)| | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 2 | Списана стоимость | 949 | 205 | 2100| - | - | | | стройматериалов, | | | | | | | | переданных на ремонт | | | | | | | | спортзала | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 3 | Списана стоимость | 949 | 201 | 1800| - |п. 5.9| | | материалов для ремонта, |641/ндс| 644 | 360| | {1} | | | которые были приобретены| 949 | 644 | {2}| | | | | ранее | | | 360| | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 4 | Оплачена стоимость услуг| 685 | 311 | 900| - | - | | | организации за | | | | | | | | выполнение ремонтных | | | | | | | | работ спортзала (в т. ч.| | | | | | | | ПДВ - 150 грн.) | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 5 | Списана оплата стоимости| 949 | 685 | 900| - | - | | | ремонтных работ | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 6 | Определен финансовый | 791 | 949 | 5160| - | - | | | результат | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | Улучшение спортзала | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 1 | Начислена зарплата | 152 | 661 |1500,00| - | - | | | работникам, выполняющим | | | | | | | | работы по улучшению | | | | | | | | с портзала | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 2 | Начислены взносы (сборы)| 152 | 65 | 567,60| - | - | | | в соцфонды на зарплату | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 3 | Списаны материалы, | 152 | 201 |1350,00| - | - | | | приобретенные специально| | | | | | | | для улучшения спортзала | | | | | | | | (в т. ч. НДС - 225 грн.)| | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| | 4 | Отнесены расходы по | 10 | 152 |3417,60| - | - | | | улучшению спортзала на | | | | | | | | балансовую стоимость | | | | | | | | спортзала | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------| Передача объекта социальной сферы в коммунальную собственность Если предприятие не имеет возможности по какой-то причине содержать на балансе объекты социальной сферы, то такие объекты могут быть безвозмездно переданы в коммунальную собственность. Передача объектов социальной инфраструктуры осуществляется на основании Закона № 147 ( 147/98-ВР ). Инициатива относительно передачи объектов социальной сферы в коммунальную собственность согласно ст. 3 этого Закона может исходить соответственно от: - органов, уполномоченных управлять государственным имуществом; - Национальной академии наук; - других аналогичных самоуправляющихся организаций, которым передано в пользование государственное имущество; - местных органов исполнительной власти, соответствующих органов местного самоуправления; - предприятий, а также хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации). Решение относительно передачи таких объектов в коммунальную собственность принимаются органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, самоуправляющимися организациями по согласованию с соответствующими сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах советами, а решение относительно передачи таких объектов в совместную собственность территориальных общин сел, поселков, городов - по согласованию с районными или областными советами. Предложения относительно передачи объектов социальной инфраструктуры, принадлежащих предприятиям, согласуются с этими предприятиями, а относительно передачи объектов социальной инфраструктуры, сооруженных за счет средств предприятий, - также согласуются с трудовыми коллективами этих предприятий. Предложение считается согласованным с трудовым коллективом предприятия при наличии решения общего собрания трудового коллектива, принятого большинством голосов из числа работников предприятия. Изъятие объектов социально-культурного и бытового назначения, жилья, построенных за счет средств предприятий, местными Советами народных депутатов или другими органами без согласия собственника и трудового коллектива предприятия не допускается (п. 4 ст. 33 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от 27.03.91 г. № 887-ХII ( 887-12 )). В случае если передача объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность вызовет необходимость привлечения средств государственного бюджета на содержание и ремонт этих объектов, предложения относительно такой передачи согласуются с Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями исходя из приоритетов первоочередности поэтапной передачи объектов социальной инфраструктуры, которые определяются Кабинетом Министров Украины. При этом в соответствии с пп. 3.2.9 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) не являются объектом налогообложения НДС операции по безвозмездной передаче в коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов или в их совместную собственность объектов всех форм собственности, которые находятся на балансе одного налогоплательщика и передаются на баланс другого налогоплательщика, если такие операции осуществляются по решениям центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий. К валовым расходам относятся расходы налогоплательщика на содержание и эксплуатацию (кроме капитальных расходов, подлежащих амортизации) многоквартирного жилищного фонда (в т. ч. общежития), одноквартирного жилищного фонда в сельской местности и объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые находятся на балансе юридических лиц, только если относительно их принято документально оформленное решение о передаче налогоплательщиком на баланс местных советов (пп. 5.4.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )). В бухгалтерском учете на основании приказа Министерства финансов Украины от 28.03.2001 г. № 143 ( z0335-01 ) хозяйственные общества, созданные в процессе приватизации (корпоратизации), в уставные фонды которых не вошла стоимость объектов социальной сферы, безвозмездную передачу указанных объектов в коммунальную собственность отражают следующим образом: |---|-------------------------|---------------|-------|------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый | |п/п| | учет | грн. | учет | | | |-------|-------| |-----|------| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------| | 1 | Передан безвозмездно в | 977 | 10 | 30000| - | 38000| | | коммунальную | 13 | 10 | 8000| - | - | | | собственность объект | | | | | | | | социальной сферы | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------| | 2 | Одновременно отражается | 425 | 746 | 30000|38000| - | | | балансовая стоимость | | | | | | | | передаваемого объекта | | | | | | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------| | 3 | Отражен финансовый | 746 | 793 | 30000| - | - | | | результат | 793 | 977 | 30000| - | - | |---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|------| В случае получения предприятиями коммунальной собственности объектов социальной инфраструктуры, которые находились на балансе других предприятий и содержались за их счет, стоимость полученных объектов не включается в состав валового дохода (пп. 4.2.15 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )). После передачи объектов в коммунальную собственность согласно ст. 4 - 2 Закона № 147 ( 147/98-ВР ) расходы местных бюджетов, связанные с содержанием и капитальным ремонтом объектов социальной инфраструктуры, переданных в коммунальную собственность, в течение бюджетного года, в котором осуществлена передача, финансируются из бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя за счет трансфертов, предусмотренных в государственном бюджете на такие цели, и долевого участия предприятий, хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), в размере 30% суммы их расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры за соответствующий период прошлого года. Порядок перечисления и использования трансфертов из Государственного бюджета Украины, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с содержанием и капитальным ремонтом объектов социальной инфраструктуры, переданных в коммунальную собственность, определяется Кабинетом Министров Украины. Начиная с бюджетного года, следующего за годом передачи объектов социальной сферы в коммунальную собственность, расходы, связанные с содержанием этих объектов, финансируются из бюджетов сел, поселков, городов, районов в городах (в случае передачи объектов социальной инфраструктуры в собственность их территориальных общин) или из областных или районных бюджетов (в случае передачи объектов социальной сферы в совместную собственность территориальных общин сел, поселков, городов). Расходы местных бюджетов, связанные с содержанием объектов социальной инфраструктуры, учитываются при определении нормативов отчислений от общегосударственных налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон о Прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями. 2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями. 3. Закон № 147 - Закон Украины "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности" от 03.03.98 г. № 147/98-ВР с изменениями и дополнениями. {1} Валовые расходы в соответствии с п. 5.9 Закона о Прибыли уменьшаются на стоимость материалов, которые были приобретены ранее, но не использованы в производственной деятельности предприятия, а пошли на ремонт непроизводственных фондов. Для этого их балансовая стоимость вычитается из суммы, которая указана в гр. "Остаток на начало отчетного периода" Ведомости о балансовой стоимости материальных ресурсов. {2} Корректируется (методом "сторно") сумма налогового кредита на стоимость материалов, которые исключены из состава валовых расходов. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №30/02, стр. 30 [29.07.2002] Наталья Радченко Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит" ------------------------------------------------------------------