В комментариях А. Кужель было напечатано, что плательщики единого налога по ставке 6% должны во избежание двойного налогообложения, реализацию для уплаты единого налога учитывать без НДС. Как убедить в этом налоговую инспекцию? * * * Все дело в том, что налоговую инспекцию ни в чем убеждать не надо. Там работают грамотные специалисты, и они обязаны выполнять требования законодательных актов и изданные своим органом инструктивные и прочие материалы. Другое дело, что работник налогового органа может отказаться исполнять незаконные требования своих начальников, но для этого они должны быть незаконными. В ситуации с уплатой НДС и 6% единого налога следует сначало разобраться. В своем вопросе в редакцию делается ссылка на комментарии А. Кужель, без указания, когда и как они сделаны. Но комментарии, хотя и высокопоставленного чиновника, все равно есть комментарии, а не законодательный акт. Мы имеем примеры, когда законодательные акта разными органами трактуются по-разному. Так, и несмотря на то, что единый налог взимается уже 4 года но некоторые вопросы его применения по-разному рассматриваются консультантами и контролирующими органами. Одним из таких является вопрос о включении суммы НДС, полученного при реализации, в базу обложения 6% единым налогом. Сегодня можно говорить, что существует два мнения. Для того, чтобы Вы определились, к какому мнению примкнуть, и рассмотрим основные аргументы, приводимые в защиту каждого из них. Мнение первое - включается Согласно статье 3 Указа Президента от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) "Об упрощенной системе налогообложения. Учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (долее - Указ № 746 ( 746/99 )) в качестве объекта обложения единым налогом по ставке 6% определена: "сума виручки вiд реалiзацiї продукцiї (товарiв, робiт, послуг) без урахування акцизного збору. Согласно тому же Указу 746 ( 746/99 ) выручкой считается: "Виручкою вiд реалiзацiї продукцiї (товарiв, робiт, послуг) вважається сума, фактично отримана суб'єктом пiдприємницької дiяльностi на розрахунковий рахунок або (та) в касу за здiйснення операцiй з продажу продукцiї (товарiв, робiт, послуг)." Таким образом с полученной выручки, которая включает в себя НДС, Акцизный сбор и некоторые местные налоги (например, за размещение рекламы), согласно Указу 746 ( 746/99 ) исключается лишь сумма акцизного сбора. То есть в состав объкта обложения 6% налогом также попадают суммы полученного НДС. Исключение НДС из состава объекта обложения 6% налогом присутствовало только в Указе Президента от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности", который утратил свою силу с вводом в действие Указа 746 ( 746/99 ). Этой позиции при начислении налога придерживаются как большинство консультантов, так и, естественно, ГНАУ. Заметим, что данный подход ГНАУ отразила в своем приказе от 12.10.99 г. № 554 ( z0713-99 ), которым утвержден Порядок ведения книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так, в пункте 6 этого Порядка указывается, что в графах 3, 4, 5, 6 книги (где учитывается сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и основных фондов, внереализационные доходы, а также общая сумма выручки и внереализационных доходов) не включаются в состав выручки (дохода) только суммы акцизного сбора. Формулировка "выручка без учета акцизного сбора" имеется и в строке 02 формы расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, уплачивающим налог по ставке 6%. Как видим, сторонники данного мнения в своих действиях ссылаются на точное соблюдение нормативно-правовых актов, посвященных упрощенной системе налогообложения. Мнение второе - не включается. Основным доводом этой позиции является справедливое замечание о двойном налогообложении суммы НДС, включенном в базу обложения единым налогом. В то же время следует отметить, что ссылка на несправедливость не очень убедительный довод, так как это не единственный случай двойного налогообложения у "единоналожников" (и не только у них). Другим доводом о невключении НДС в объект налогообложения является информационное письмо Госпредпринимательства от 24.10.01 г. № 1-221/6346 ( v6346563-01 ), который имел непосредственное отношение к разработке Указа № 746 ( 746/99 ) и мог оставить старую редакцию данного пункта, чтобы не было двояких толкований. В нем информировалось, что с целью недопущения двойного налогообложения выручку от реализации (товаров, работ, услуг) необходимо уменьшать и на сумму НДС. Аргумент Госпредпринимательства действительно заслуживает внимания, поскольку при уплате 6% общий уплоченный налог в некоторых случаях превышает 10% ставку. Рассмотрим несколько примеров: 1) За квартал организация уплатила 6% от выручки, определенной с НДС, в сумме 720 грн. (10000 + 2000 = 12000 х 6% = 720) и НДС в сумме 400 грн. (2000 - (8000 х 20%). Итого уплочено налогов 720 + 400 = 1120 грн., что составляет к выручке без НДС 11,2% (1120/10000 х 100%) 2) За квартал организация уплатила 6% от выручки, определенной с НДС, в сумме 720 грн. (10000 + 2000 = 12000 х 6%) и по декларации НДС получила к возмещению 167 грн. (закуплен товар 10835 х 20%) - 2000). Итого уплочено налогов 720 - 167 = 553 грн., что составляет к выручке без НДС 5,53% (553/10000 х 100%). По мнению автора, Госпредпринимательство, для защиты налогоплательщика, должно было урегулировать этот вопрос либо на стадии принятия Указа, либо внесением изменений в Указ, либо с ГНАУ на стадии принятия Порядка ведения книги учета... и отчетности, либо внесением изменений в этот документ, а не перекладывать решение этого вопроса на налогоплательщика и оставлять его один на один с налоговым инспектором и давать информацию не соответствующую Указу Президента. Некоторые сторонники невключения НДС в объект налогообложения считают, что основным аргументом, который позволяет исчислять выручку без учета НДС, является п.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), в соответствии с которым база налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной цены с учетом акцизного сбора, других общегосударственных налогов и сборов, за исключением НДС. Это, по их мнению, означает, что выручка от реализации определяется без учета НДС, что подтверждается отгрузочными документами, в которых стоимость товаров изначально указывается без НДС, а также общепринятой мировой практикой неначисления "налога на налог". Однако, следует отметить, что Закон об НДС ( 168/97-ВР ) в статье 1 не определяет термин "выручка" или "доход" и не оперирует ими. Поэтому этот довод, по мнению автора, является неубедительным. Резюме автора Плательщик 6% должен для себя определиться, на чью сторону ему стать. Смелые плательщики могут воспользоваться неоднозначностью утверждения Госпредпринимательства и с ссылкой на пункт 4.4.1 Закона Украины от 21.12.00 г. № 2181-III ( 2181-14 ) "О порядке погашения обязательств плательщика налогов", где сказано: "4.4.1. Конфлiкт iнтересiв. У разi, коли норма закону чи iншого нормативно-правового акта, виданого на пiдставi закону, або коли норми рiзних законiв чи рiзних нормативно-правових актiв припускають неоднозначне (множинне) трактування прав та обов'язкiв платникiв податкiв або контролюючих органiв, внаслiдок чого є можливiсть прийняти рiшення на користь як платника податкiв, так i контролюючого органу, рiшення у межах апеляцiйного узгодження приймається на користь платника податкiв, "и уплачивать 6% єдиного налога с виручки, очищеной от НДС. Однако в таком случае они должны быть готовы к борьбе за свои интересы в суде. А остальные, как всегда, будут ждать, пока найдется "Данко" и решит их проблемы, либо уповать на то, что чиновники, равно как и депутаты, решат вопросы между собой и внесут разумные изменения в законодательные и нормативне акты. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" №28/02, стр. 34 [28.07.2002] Л. Нарыжный Директор, АФ "Квинт-Аудит" ------------------------------------------------------------------