В комментариях  А. Кужель  было  напечатано,  что  плательщики
    единого налога  по  ставке  6%  должны  во  избежание двойного
    налогообложения,  реализацию   для   уплаты   единого   налога
    учитывать без НДС. Как убедить в этом налоговую инспекцию?

    * * *

    Все дело в том, что налоговую инспекцию ни  в  чем убеждать не
надо.  Там работают грамотные специалисты, и они обязаны выполнять
требования  законодательных  актов  и  изданные   своим    органом
инструктивные  и  прочие  материалы.  Другое  дело,  что  работник
налогового органа может отказаться исполнять незаконные требования
своих начальников, но для этого они должны быть незаконными.
    В ситуации с уплатой НДС  и  6% единого налога следует сначало
разобраться.
    В своем вопросе  в  редакцию делается  ссылка  на  комментарии
А. Кужель, без указания, когда и как они сделаны.  Но комментарии,
хотя и высокопоставленного чиновника,  все равно есть комментарии,
а не законодательный акт.
    Мы имеем примеры,  когда законодательные акта разными органами
трактуются по-разному.  Так,  и несмотря на то,  что единый  налог
взимается  уже  4  года  но  некоторые  вопросы  его    применения
по-разному  рассматриваются  консультантами   и    контролирующими
органами.  Одним из таких является вопрос о включении  суммы  НДС,
полученного при реализации, в базу обложения 6% единым налогом.
    Сегодня можно говорить,  что существует два мнения.  Для того,
чтобы Вы определились, к какому  мнению  примкнуть,  и  рассмотрим
основные аргументы, приводимые в защиту каждого из них.

    Мнение первое - включается

    Согласно  статье 3  Указа  Президента от 28.06.99 г.  № 746/99 
( 746/99 )  "Об  упрощенной  системе  налогообложения.   Учета   и 
отчетности  субъектов малого предпринимательства"  (долее  -  Указ  
№ 746  ( 746/99 ))  в  качестве  объекта  обложения единым налогом 
по ставке  6%  определена:  "сума виручки вiд реалiзацiї продукцiї  
(товарiв,   робiт,   послуг)  без   урахування   акцизного  збору.  
Согласно   тому   же  Указу  746  ( 746/99 )  выручкой  считается: 
"Виручкою  вiд  реалiзацiї  продукцiї   (товарiв,  робiт,  послуг)   
вважається  сума,   фактично  отримана  суб'єктом  пiдприємницької 
дiяльностi на розрахунковий  рахунок або (та) в касу за здiйснення 
операцiй  з  продажу  продукцiї  (товарiв,  робiт, послуг)." Таким 
образом  с  полученной  выручки,  которая  включает  в  себя  НДС, 
Акцизный сбор и некоторые местные налоги (например,  за размещение 
рекламы), согласно Указу  746 ( 746/99 )  исключается  лишь  сумма
акцизного сбора.  То есть в состав  объкта  обложения  6%  налогом
также попадают суммы полученного НДС.
    Исключение  НДС  из  состава  объекта  обложения  6%   налогом
присутствовало только  в  Указе Президента от 03.07.98 г. № 727/98  
( 727/98 )  "Об  упрощенной   системе  налогообложения,   учета  и  
отчетности",  который  утратил  свою  силу  с  вводом  в  действие 
Указа 746 ( 746/99 ).
    Этой  позиции  при  начислении  налога   придерживаются    как
большинство консультантов, так и, естественно, ГНАУ.
    Заметим,  что  данный  подход ГНАУ отразила  в  своем  приказе  
от 12.10.99 г.  №  554  ( z0713-99 ),  которым  утвержден  Порядок  
ведения   книги   учета   доходов   и   расходов  субъекта  малого 
предпринимательства - юридического лица,  применяющего  упрощенную        
систему налогообложения, учета и отчетности. Так, в пункте 6 этого 
Порядка  указывается,   что  в  графах  3,  4,  5,  6  книги  (где 
учитывается сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, 
услуг) и основных фондов,  внереализационные доходы, а также общая  
сумма выручки и внереализационных доходов)  не включаются в состав 
выручки (дохода) только суммы акцизного сбора.
    Формулировка "выручка без учета акцизного сбора" имеется  и  в
строке 02 формы расчета уплаты  единого  налога  субъектом  малого
предпринимательства - юридическим  лицом,  уплачивающим  налог  по
ставке 6%.
    Как  видим,  сторонники  данного  мнения  в  своих   действиях
ссылаются  на  точное  соблюдение    нормативно-правовых    актов,
посвященных упрощенной системе налогообложения.

    Мнение второе - не включается.

    Основным доводом этой позиции является справедливое  замечание
о двойном налогообложении суммы НДС, включенном  в  базу обложения
единым налогом.
    В то же время следует отметить, что ссылка на несправедливость
не очень убедительный довод,  так как это  не  единственный случай
двойного налогообложения у "единоналожников" (и не только у них).
    Другим доводом  о  невключении НДС  в  объект  налогообложения
является     информационное     письмо      Госпредпринимательства 
от  24.10.01  г.   №  1-221/6346  ( v6346563-01 ),   который  имел  
непосредственное отношение  к  разработке Указа № 746 ( 746/99 ) и  
мог  оставить  старую  редакцию  данного  пункта,  чтобы  не  было 
двояких толкований. В нем информировалось, что с целью недопущения  
двойного налогообложения  выручку  от  реализации (товаров, работ, 
услуг) необходимо уменьшать и на сумму НДС.
    Аргумент  Госпредпринимательства  действительно    заслуживает
внимания,  поскольку  при  уплате  6%  общий  уплоченный  налог  в
некоторых  случаях  превышает  10%  ставку.  Рассмотрим  несколько
примеров:
    1) За квартал организация уплатила 6% от выручки, определенной
с НДС, в сумме 720 грн. (10000 + 2000 = 12000 х 6% = 720) и НДС  в
сумме  400 грн.  (2000 - (8000 х 20%).   Итого   уплочено  налогов 
720 + 400 = 1120 грн.,  что составляет  к  выручке  без  НДС 11,2%
(1120/10000 х 100%)
    2) За квартал организация уплатила 6% от выручки, определенной
с  НДС,   в   сумме  720  грн.  (10000 + 2000 = 12000 х 6%)  и  по
декларации НДС получила  к  возмещению  167 грн.  (закуплен  товар
10835 х 20%) - 2000). Итого уплочено налогов 720 - 167 = 553 грн.,
что составляет к выручке без НДС 5,53% (553/10000 х 100%).
    По  мнению  автора,   Госпредпринимательство,    для    защиты
налогоплательщика, должно было урегулировать этот вопрос  либо  на
стадии  принятия  Указа,  либо внесением изменений  в  Указ,  либо  
с  ГНАУ  на стадии  принятия  Порядка  ведения  книги  учета...  и
отчетности,  либо  внесением  изменений  в  этот  документ,  а  не
перекладывать  решение  этого  вопроса  на  налогоплательщика    и
оставлять его один  на  один  с  налоговым  инспектором  и  давать
информацию не соответствующую Указу Президента.
    Некоторые сторонники невключения НДС в объект  налогообложения
считают,  что  основным аргументом,  который  позволяет  исчислять
выручку без учета НДС, является п.4.1 Закона об НДС ( 168/97-ВР ),   
в соответствии с которым база налогообложения  операций по продаже
товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной цены с
учетом  акцизного  сбора,  других  общегосударственных  налогов  и
сборов,  за  исключением  НДС.  Это,   по  их  мнению,   означает,  
что  выручка  от  реализации  определяется  без   учета  НДС,  что
подтверждается  отгрузочными  документами,  в  которых   стоимость
товаров изначально  указывается  без  НДС,  а  также  общепринятой
мировой практикой неначисления "налога на налог".
    Однако,  следует  отметить,  что  Закон об НДС ( 168/97-ВР ) в 
статье  1  не  определяет   термин  "выручка"  или  "доход"  и  не  
оперирует  ими.  Поэтому этот довод,  по мнению  автора,  является 
неубедительным.

    Резюме автора

    Плательщик 6% должен для себя определиться, на чью сторону ему
стать.  Смелые плательщики могут воспользоваться  неоднозначностью
утверждения Госпредпринимательства  и  с  ссылкой  на  пункт 4.4.1
Закона Украины от 21.12.00 г.  № 2181-III ( 2181-14 )  "О  порядке
погашения обязательств плательщика налогов", где сказано:  "4.4.1.
Конфлiкт  iнтересiв.  У  разi,  коли  норма  закону   чи    iншого
нормативно-правового акта, виданого на пiдставi закону,  або  коли
норми  рiзних  законiв  чи  рiзних    нормативно-правових    актiв
припускають неоднозначне (множинне) трактування прав та обов'язкiв 
платникiв  податкiв  або  контролюючих  органiв,  внаслiдок чого є 
можливiсть прийняти рiшення  на  користь як платника податкiв, так
i контролюючого органу, рiшення у  межах  апеляцiйного  узгодження
приймається на користь платника податкiв, "и уплачивать 6% єдиного
налога с виручки, очищеной  от  НДС.  Однако  в  таком случае  они
должны быть готовы к борьбе за свои интересы в суде.
    А остальные, как всегда, будут ждать, пока найдется "Данко"  и
решит их проблемы, либо уповать на то,  что чиновники, равно как и
депутаты,  решат вопросы между собой и внесут разумные изменения в
законодательные и нормативне акты.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№28/02, стр. 34
[28.07.2002]
Л. Нарыжный
Директор, АФ "Квинт-Аудит"
------------------------------------------------------------------