Кино... и не только ------------------------------------------------------------------ Прежде всего отметим, что кинотеатры (киноустановки) и видеозалы (видеоустановки) в соответствии с Законом Украины "О кинематографии" от 13.01.98 г. № 9/98-ВР ( 9/98-ВР )(далее - Закон о кинематографии) являются субъектами кинематографии. Согласно Общему классификатору "Отрасли народного хозяйства Украины", утвержденному приказом Министерства статистики Украины от 24.01.94 г. № 21 ( v0021202-94 ), они относятся к непроизводст- венной сфере деятельности (отрасль - искусство). Этому виду деятельности соответствуют следующие коды: - кинотеатры - 93612; - прокат кинофильмов - 93630. Об авторском праве Всем известно, что приобретение фильмокопии стоит дорого, поэтому кинотеатры, как правило, пользуются правом на кинотеатральный прокат художественных фильмов. При этом под кинотеатральным прокатом понимается публичная демонстрация фильма в помещении кинотеатра. Поскольку художественный фильм является объектом авторского права, то право на его показ регулируется Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" от 23.12.93 г. № 3792-ХII, с изменениями и дополнениями ( 3792-12 ) (далее - Закон об авторском праве). Автору (или другому лицу, имеющему авторское право) принадлежит исключительное право предоставлять другим лицам разрешение на использование произведения каким-либо одним или всеми известными способами на основе авторского договора. Как правило, авторы аудиовизуального произведения передают полномочия на управление своими правами организациям коллективного управления, которые в соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве выполняют функции, в частности по: - заключению договоров об использовании прав, переданных в управление; - сбору вознаграждения за использование объектов авторского права; - распределению и выплате вознаграждения между субъектами авторского права. Отметим, что в п. 15.5 ст. 15 этого Закона предусмотрено право автора (или другого лица, имеющего авторское право) требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Такое вознаграждение может осуществляться в форме одноразового платежа или отчислений за каждый проданный экземпляр либо каждое использование произведения (роялти), или комбинированных платежей. Напомним, что согласно п. 1.30 ст. 1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон о налоге на прибыль), роялти - это платежи любого вида, полученные как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование любым авторским правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютер- ные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания. Для расшифровки понятия "кинематографический фильм" следует обратиться к ст. 3 Закона о кинематографии, в котором говорится, что фильм - это аудиовизуальное произведение кинематографии, состоящее из эпизодов, объединенных между собой творческим замыслом и изобразительными средствами, который является результатом совместной деятельности его авторов, исполнителей и производителей. По способам фиксации изображения и распространения фильмы делятся на кино-, видеофильмы и т. п. Таким образом, вознаграждение, получаемое за предоставление права на пользование авторским правом на кинематографический фильм (аудиовизуальное произведение кинематографии), независимо от того, демонстрируется ли он в кинотеатре, видеозале или по телевидению, подпадает под определение "роялти". О характере договора Предоставление фильмокопий кинозрелищным предприятиям осуществляется на основе договоров об использовании объекта авторского права. Рассмотрим виды договоров, которые используются наиболее часто. Договор о прокате фильмов Как правило, отношения между распространителем (дистрибьюто- ром, прокатчиком) фильма и кинотеатром оформляются путем заключения генерального договора о прокате фильмов. Предметом такого договора является предоставление кинотеатру права на кинопрокат художественного фильма. Как дополнение к основному договору на период демонстрации одного фильма составляются договоры коммерческого проката фильмов. Срок их действия ограничивается сроком, в течение которого предполагается демонстрировать фильм в помещении данного кинотеатра. Чаще всего он составляет от 7 дней до трех недель (иногда - до месяца). В них предусматриваются размер, порядок и сроки выплаты кинотеатром дистрибьютору вознаграждения за предоставление права кинотеатрального проката. Сумма вознаграждения устанавливается в процентах к валовому сбору. При этом для целей договора под понятием "валовой сбор" подразумевается вся фактическая сумма выручки (кассовый сбор), полученная кинотеатром от продажи зрителям входных билетов на все публичные показы фильма. Отметим, что в данном случае понятие "вознаграждение" целиком соответствует определению "роялти", поскольку является платежом за пользование авторским правом на кинематографические фильмы. В соответствии с п.п. 3.2.7 ст. 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об НДС), операции по выплате роялти в денежной форме или в форме ценных бумаг (корпоративных прав) не являются объектом обложения НДС. Однако если в договоре понятие "роялти" не фигурирует, необходимо учесть НДС в сумме, выплачиваемой кинотеатром дистрибьютору. Вместе с передачей фильмокопии дистрибьютор представляет кинотеатру копию государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования национальных и иностранных фильмов (ст. 15 Закона о кинематографии). Обращаем внимание, что демонстрация или распространение фильмов путем продажи или передачи в прокат фильмокопий без государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильмов в соответствии со ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях влечет за собой наложение штрафа от двадцати до сорока пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий и денежных средств, полученных от их демонстрирования, продажи или передачи в прокат. По окончании срока проката стороны подписывают акт приемки-передачи предоставленных услуг. Кроме того, кинотеатр составляет отчет о демонстрации кинофильма. Приведем условный пример. Пример 1. Между фирмой "Кино-сервис" (г. Киев) и кинотеатром "Панорама" (г. Севастополь) заключен договор о прокате художественного фильма "Именинница" на период с 08.07.2002 г. по 14.07.2002 г. Согласно договору распределение валового сбора от продажи билетов происходит в таком порядке: - 50 % принадлежит кинотеатру; - 50 % подлежит уплате дистрибьютору в течение 5 дней после последнего дня демонстрации фильма. По условию примера стоимость билетов - 5 грн. Всего состоялось 23 киносеанса. Валовой сбор составил 6250 грн. (без НДС - 5208,33 грн.; НДС 20 % - 1041,67 грн.). Сумма валового сбора, подлежащая уплате дистрибьютору, - 3125 грн. (без НДС - 2604,17 грн.; НДС 20% - 520,83 грн.). Приведем образец отчета о демонстрации кинофильма. ОТЧЕТ о демонстрации кинофильма "Именинница" в кинотеатре "Панорама" г. Севастополя с 8 июля 2002 года по 14 июля 2002 года _______ _______ Цена билетов 5 (пять) гривень |---------------------------|----------|--------|-------|----------| | Дата |Количество| Число |Валовой|Сумма, | | |сеансов |зрителей| сбор |причитаю- | | | | | |щаяся | | | | | |дистрибью-| | | | | |тору (50% | | | | | |суммы | | | | | |валового | | | | | |сбора) | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |08.07.2002 г. - понедельник| 3 | 135 | 675 | 337,50 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |09.07.2002 г. - вторник | 3 | 150 | 750 | 375 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |10.07.2002 г. - среда | 3 | 144 | 720 | 360 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |11.07.2002 г. - четверг | 3 | 165 | 825 | 412,50 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |12.07.2002 г. - пятница | 3 | 186 | 930 | 465 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |13.07.2002 г. - суббота | 4 | 220 | 1100 | 550 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |14.07.2002 г. - воскресенье| 4 | 250 | 1250 | 625 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| |Всего: | 23 | 1250 | 6250 | 3125 | |---------------------------|----------|--------|-------|----------| За период демонстрации фильма "Именинница" в кинотеатре ------------ "Панорама" г.Севастополя с 8 июля 2002 года по 14 июля 2002 года ---------- ------ -------- состоялось 23 (двадцать три) сеанса, фильм просмотрели 1250 (одна ----------------- ----------- тысяча двести пятьдесят) зрителей. ---------------------------------- Сумма валового сбора составляет 6250 грн. (шесть тысяч двести ------------------------------ пятьдесят гривень). ------------------- Сумма, причитающаяся дистрибьютору, составляет 3125 грн. (три --------------- тысячи сто двадцать пять гривень). --------------------------------- Директор Васюренко С.П. -------------- Главный бухгалтер Македонская К.И. ---------------- В данном случае такие операции в налоговом и бухгалтерском учете должны быть отражены следующим образом: |---|------------------------|----------------------|---------------| | № |Содержание хозяйственной| Корреспондирующие |Налоговый учет | |п/п| операции | счета | | | | |-------|------|-------|-------|-------| | | | дебет |кредит| сумма,|валовой|валовые| | | | | | грн. | доход |расходы| |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 1 |Поступила в кассу | 301 | 703 | 6250 |5208,33| - | | |кинотеатра выручка от | | | | | | | |продажи билетов | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 2 |Отражена сумма налоговых| 703 | 641 |1041,67| - | - | | |обязательств по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 3 |Выручка сдана на | 311 | 301 | 6250 | - | - | | |банковский счет | | | | | | | |кинотеатра | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |Отражена задолженность | | | | | | | |перед дистрибьютором за | | | | | | | 4 |предоставленное право на| 23 | 685 |2604,17| - |2604,17| | |прокат фильма (подписан | | | | | * | | |акт приемки-передачи | | | | | | | |предоставленных услуг) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 5 |Отражена сумма | 641 | 685 | 520,83| - | - | | |налогового кредита по | | | | | | | |НДС при наличии | | | | | | | |налоговой накладной | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 6 |Списана себестоимость | 903 | 23 |2604,17| - | - | | |предоставленных услуг | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |Сформирован финансовый результат: | | |------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 7 |- списана себестоимость | 791 | 903 |2604,17| | | | |предоставленных услуг | | | | | | | |------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |- списан доход от | 703 | 791 |5208,33| - | - | | |реализации услуг | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 8 |Перечислена сумма | 685 | 311 | 3125 *| - | - | | |вознаграждения | | | | | | | |дистрибьютору | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| _____________ * В том случае, если вознаграждение, причитающееся дистрибьютору за предоставление права кинотеатрального показа, определено в договоре как роялти, то сумма, подлежащая уплате кинотеатром, составляющая 3125 грн., не включает НДС (см. п.п. 3.2.7 ст. 3 Закона об НДС) и полностью относится на валовые расходы, так как согласно п.п. 5.4.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль расходы, связанные с выплатой роялти, включаются в состав валовых расходов плательщика налога. Договор комиссии Такой договор заключается между распространителем фильмов и кинотеатром в соответствии с главой 35 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК). В этом случае сторонами договора являются комиссионер (кинотеатр) и комитент (распространитель). Согласно ст. 395 ГК комиссионер обязуется по поручению комитента и за его счет (используя его фильмокопию) за вознаграждение осуществить публичный показ кинофильма от своего имени. Принципиальным отличием такого договора от рассмотренного выше является тот факт, что вся сумма выручки (кассового сбора) от продажи зрителям входных билетов - это собственность комитента, который, в свою очередь, на основании ст. 398 ГК выплачивает вознаграждение комиссионеру. При этом комиссионеру (кинотеатру) дано право в соответствии со ст. 408 ГК удерживать за счет комитента причитающееся ему вознаграждение со всех поступивших по договору комиссии сумм. Положительная сторона договора. Такой договор имеет смысл заключить, например, если кинотеатр является плательщиком единого налога, поскольку суммы выручки (кассового сбора) в данном случае будут являться транзитными. В отношении субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), говорится в письме ГНАУ от 07.11.2000 г. № 14724/7/15-1317 ( v4724225-00 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 81). Приведем цитату из данного письма: "Поскольку средства, поступающие на расчетный счет таких плательщиков единого налога, являются транзитными и они не имеют права собственности на такие средства, то при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога эти средства не включаются в базу налогообложения. Таким образом, налогообложению подлежит выручка, принадлежащая такому субъекту предпринимательской деятельности от реализации им своей продукции (товаров, работ, услуг)". Подробнее об этом читайте в статье нашего специалиста "Кинопрокат и единый налог" (см. "Бухгалтерская неделя", 2002, № 21). Хотим обратить внимание, что в настоящий момент остается неурегулированным вопрос относительно отражения валовых расходов и валовых доходов у сторон комиссионного договора. По мнению ГНАУ, у комиссионера валовые доходы возникают на сумму комиссионного вознаграждения (без учета НДС), а на стоимость товаров (работ, услуг) (без учета НДС) валовые доходы возникают только у комитента. Изложим нашу точку зрения. Исходя из того, что собственником фильмокопии является комитент, действительно по первому событию (реализации услуг по показу кинофильма зрителям) комитент обязан увеличить свои валовые доходы. Но на практике сделать это довольно проблематично, так как у комитента нет первичных документов, подтверждающих факт реализации услуг зрителям (отчет о демонстрации кинофильма составляется по ее окончании). В результате стоимость предоставленных услуг не войдет в состав валовых доходов ни комиссионера, ни комитента. А это может привести к ошибке при исчислении налога на прибыль, если предоставление фильмокопии для публичного показа фильма и подписание акта приемки-передачи предоставленных услуг осуществляется в разных налоговых периодах. На наш взгляд, валовые доходы исходя из стоимости реализуемых услуг должен отразить именно комиссионер. Валовые расходы в таком случае он отразит в момент перечисления комитенту денежных средств (эту сумму следует отразить в строке 31.8 приложения К к декларации о прибыли предприятия). Подробнее об операциях по договору комиссии читайте в спецвыпуске "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 8(56). Рассмотрим условный пример для кинотеатра (комиссионера), налогообложение доходов которого осуществляется в общеустановлен- ном порядке. Пример 2. На основании договора комиссии, заключенного между фирмой "Киномир" (г. Одесса) и кинотеатром "Дружба" (г. Донецк), последний осуществляет публичный показ художественного фильма "Царь скорпионов". По условиям договора, комиссионное вознаграждение, причитающееся кинотеатру, составляет 50 % суммы валового сбора от продажи билетов зрителям - 1800 грн. (без НДС - 1500 грн.; НДС 20% - 300 грн.) и удерживается комиссионером из общей стоимости реализованных услуг. За период демонстрации фильма валовой сбор составил 3600 грн. (без НДС - 3000 грн.; НДС 20 % - 600 грн.). На банковский счет фирмы "Киномир" за вычетом комиссионного вознаграждения перечислена сумма 1800 грн. (без НДС - 1500 грн.; НДС 20% - 300 грн.). Такие операции в налоговом и бухгалтерском учете отражаются следующим образом: |---|------------------------|----------------------|---------------| | № |Содержание хозяйственной| Корреспондирующие |Налоговый учет | |п/п| операции | счета | | | | |-------|------|-------|-------|-------| | | | дебет |кредит| сумма,|валовой|валовые| | | | | | грн. | доход |расходы| |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 1 |Отражена реализация | 301 | 703 | 3600 | 3000 | - | | |услуг зрителям по | | | | | | | |просмотру фильма | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 2 |Отражена сумма налоговых| 703 | 641 | 600 | - | - | | |обязательств по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 3 |Денежные средства сданы | 311 | 301 | 3600 | - | - | | |на банковский счет | | | | | | | |кинотеатра | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 4 |Отражена задолженность | 704 | 685 | 3000 | - | - | | |перед комитентом | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 5 |Отражена сумма | 644 | 685 | 600 | - | - | | |налогового кредита по | | | | | | | |НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 6 |Отражено предоставление | 685 | 703 | 1800 | - | - | | |услуг комитенту | | | | | | | |(подписан акт приемки- | | | | | | | |передачи предоставленных| | | | | | | |услуг) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 7 |Списана сумма налоговых | 703 | 641 | 300 | - | - | | |обязательств по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 8 |Перечислена сумма, | 685 | 311 | 1800 | - | 1500 | | |причитающаяся комитенту | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 9 |Отражено право на | 641 | 644 | 600 | - | - | | |налоговый кредит по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |10 |Сформирован финансовый результат: | | |------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |Отнесен доход от | 703 | 791 | 3000 | - | - | | |реализации услуг | | | | | | | |зрителям на финансовый | | | | | | | |результат | | | | | | | |------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |Отнесен доход | 703 | 791 | 1500 | - | - | | |(комиссионное вознаграж-| | | | | | | |дение) на финансовый | | | | | | | |результат | | | | | | | |------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | |Списаны вычеты из дохода| 791 | 704 | 3000 | - | - | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| Об учете билетов Основным документом, в соответствии с которым кинозрелищные предприятия осуществляют ведение билетного хозяйства, является Инструкция по ведению билетного хозяйства в кинозрелищных предприятиях, утвержденная приказом Министерства культуры и искусств Украины от 25.05.2001 г. № 326 ( z0534-01 ) (далее - Инструкция № 326), которая введена в действие с 01.01.2002 г. Под ведением билетного хозяйства понимается: - изготовление билетов (абонементов) в специализированных типографиях; - прием заказчиком билетов (абонементов); - подготовка билетов (абонементов) к продаже и их реализация; - уничтожение нереализованных билетов (абонементов); - учет билетов (абонементов) и отчетность; - инвентаризация; - контроль. Изготовление билетов в государственных специализированных типографиях Кинозрелищные предприятия при организации демонстрации (публичного показа) фильмов как обязательную расчетную форму должны применять билеты (абонементы), изготовленные по образцам, утвержденным Инструкцией № 326. Кроме того, необходимо также руководствоваться типовыми формами первичной документации по учету бланков строгой отчетности, утвержденными приказом Министерства статистики Украины от 11.03.96 г. № 67 ( v0067202-96 ) (далее - приказ № 67). Отметим, что Инструкция № 326 не распространяется на кинозрелищные предприятия, применяющие регистраторы расчетных операций по расчетам в наличной форме при предоставлении услуг по демонстрации фильмов. Билет (абонемент) на просмотр фильмов в кинозрелищных предприятиях - это документ строгой отчетности и учета. Изготовление билетов (абонементов) организуется централизованно местными государственными органами управления кинематографией (киновидеосетью и киновидеопрокатом) для кинозрелищных предприятий данного административного региона или самостоятельно кинозрелищны- ми предприятиями, дирекциями киновидеосети независимо от подчиненности и формы собственности. Обеспечение порядка ведения билетного хозяйства в профсоюзных, ведомственных киновидеоуста- новках согласно Инструкции № 326 осуществляется органами, в ведении которых находятся указанные киновидеоустановки, или администрацией учреждения, в состав которого входит киновидеоуста- новка. Бланки билетов изготавливаются в соответствии с Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденными приказом Министерства финансов Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины от 25.11.93 г. № 98/118/740 ( z0008-94 ), в государственных специализированных типографиях по заказу органов управления кинематографией или кинозрелищных предприятий всех форм собственности, киновидеосети. Учет билетов (абонементов) и отчетность Поступление билетов (абонементов) кинозрелищные предприятия, дирекции киновидеосети отражают на субсчете 209 "Прочие материалы" по первоначальной стоимости приобретения и как бланки строгой отчетности по номинальной стоимости на забалансовом субсчете 081 "Бланки билетов (абонементов)", который, в свою очередь, делится на субсчета: 0811 "Бланки билетов (абонементов) на складе"; 0812 "Бланки билетов (абонементов) в подготовке"; 0813 "Бланки билетов (абонементов) для реализации"; 0814 "Бланки билетов (абонементов), оставшиеся нереализованны- ми и подлежащие уничтожению". Отражение движения билетов (абонементов) на забалансовом счете 08 по номинальной стоимости осуществляется одновременно с записями в личных счетах материально ответственных и подотчетных лиц на основании первичных документов. Билеты (абонементы) без указанной типографским способом цены на субсчете 081 отражаются по номинальной стоимости согласно утвержденным расценкам на места. Аналитический учет билетов на забалансовом счете 08 "Бланки строгого учета" ведется по материально ответственным и подотчетным лицам в суммарном выражении по номинальной стоимости на основании Карточки-справки выданных и использованных бланков строгого учета (типовая форма № СЗ-5, утвержденная приказом № 67). Основанием для ведения карточки-справки являются первичные документы: приходные и расходные накладные, акты проверки наличия бланков и акты на списание использованных бланков строгой отчетности. Согласно п. 8.4 Инструкции № 326 отпуск со склада билетов (абонементов) для подготовки к продаже отражается на основании первичных документов записями по дебету счета 23 "Производство" и кредиту счета 20 "Производственные запасы" по учетной стоимости билетов (абонементов). Одновременно на номинальную стоимость билетов (абонементов) уменьшается остаток субсчета 0811 "Бланки билетов (абонементов) на складе" и увеличивается остаток субсчета 0812 "Бланки билетов (абонементов) в подготовке", открытый на лицо, получившее билеты (абонементы). В случае передачи подготовленных к реализации билетов (абонементов) в кассу остаток таких билетов (абонементов) уменьшается на субсчете 0812 "Бланки билетов (абонементов) в подготовке" и увеличивается на субсчете 0813 "Бланки билетов (абонементов) для реализации". Стоимость нереализованных подотчетными лицами билетов (абонементов), подлежащих уничтожению, списывается с субсчета 0813 "Бланки билетов (абонементов) для реализации" на субсчет 0814 "Бланки билетов (абонементов), оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению". На основании акта об уничтожении билетов (абонементов) соответствующие суммы списываются с субсчета 0814 "Бланки билетов (абонементов), оставшиеся нереализованными и подлежащие уничтожению". На практике, как правило, записи по дебету счета 23 "Производство" и кредиту субсчета 209 "Прочие материалы" производятся в момент списания билетов (абонементов) в связи с их реализацией. Рассмотрим условный пример. Пример 3. На склад кинотеатра "Встреча" из специализированной типографии поступили бланки билетов в количестве 2000 шт., первоначальная стоимость которых - 240 грн. (без НДС - 200 грн., НДС 20% - 40 грн.), номинальная стоимость - 12000 грн. (без НДС - 10000 грн., НДС 20 % - 2000 грн.). Для подготовки к продаже со склада отпущены билеты в количестве 1000 шт. (первоначальная стоимость - 100 грн. (без учета НДС), номинальная стоимость - 6000 грн. (без НДС - 5000 грн., НДС 20% - 1000 грн.)). Подготовленные к продаже билеты переданы в кассу кинотеатра. Не реализованы и подлежат уничтожению 100 билетов, о чем составлен соответствующий акт. В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующим образом: |---|---------------------------------|-----------------|--------| | № | Содержание хозяйственной |Корреспондирующие| Сумма, | |п/п| операции | счета | грн. | | | |--------|--------| | | | | дебет | кредит | | | | | | | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 1 |Поступили на склад бланки билетов| 0811 | - | 12000 | | |(2000 шт.) | | | | | | | 209 | 631 | 200 | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 2 |Отражена сумма налогового кредита| 641 | 631 | 40 | | |по НДС | | | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 3 |Оплачены билеты | 631 | 311 | 240 | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 4 |Переданы со склада билеты (1000 | 0812 | 0811 | 6000 | | |шт.) для подготовки их к продаже | | | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 5 |Подготовленные к продаже билеты | 0813 | 0812 | 6000 | | |(1000 шт.) переданы в кассу | | | | | |кинотеатра | | | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 6 |Реализованы билеты (900 шт.) | - | 0813 | 5400 | | | | | | | | | | 23 | 84 | | | | |--------|--------| 90 | | | | 84 | 209 | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 7 |Нереализованные бланки билетов | 0814 | 0813 | 600 | | |(100 шт.) подлежат уничтожению | | | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| | 8 |Нереализованные бланки билетов | - | 0814 | 600 | | |(100 шт.), уничтожены на | | | | | |основании соответствующего акта | 23 | 84 | | | | |--------|--------| 10 | | | | 84 | 209 | | |---|---------------------------------|--------|--------|--------| Земельный налог Как правило, кинотеатры - это предприятия коммунальной формы собственности. В соответствии со ст. 92 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III ( 2768-14 ), с изменениями и дополнениями, они пользуются правом постоянного пользования земельным участком. Субъектом права собственности на землю в соответствии со ст. 80 указанного Кодекса в этом случае являются территориальные общины, реализующие свое право непосредственно или через органы местного самоуправления на земли коммунальной собственности. Согласно п. 12.4 ст. 12 Закона Украины "О плате за землю" в редакции от 19.09.96 г. № 378/96-ВР ( 378/96-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон о плате за землю), отечественные учреждения культуры, науки, образования, здравоохра- нения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, спортивные сооружения, при условии использования их по целевому назначению, освобождены от уплаты земельного налога. Однако в этой же статье указано, что если предприятия, учреждения и организации, пользующиеся льготами относительно земельного налога, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные строения или их части, налог на земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или строениями (их частями), переданными во временное пользование, уплачивается в установленных размерах на общих основаниях. Нередко бывает, что помещение кинотеатра арендуется на непродолжительное время, например, на один день. В связи с этим возникает вопрос: как в таком случае исчислить сумму земельного налога и нужно ли отражать эту сумму в Сводном расчете земельного налога, учитывая, что он представляется собственниками земли или землепользователями в срок до 1 февраля текущего года по состоянию на 1 января текущего года? В этой ситуации сумму земельного налога следует рассчитать за один день исходя из общей суммы налога, приходящейся на текущий год. Также необходимо представить в орган государственной налоговой службы уточненный Расчет земельного налога на основании п. 12 Порядка представления форм Сводного расчета земельного налога и Справки к уточненному Расчету о суммах, уменьшающих или увеличивающих налоговые обязательства в результате самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах (далее - Справка), утвержденный приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434 ( z0963-01 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 97). Обращаем внимание, что в Справке к уточненному Расчету следует проставить прочерки, так как факта занижения или завышения налоговых обязательств в данном случае нет, а представление уточненного Расчета связано не с выявлением ошибки. Напомним, что суммы земельного налога в Расчете проставляются в гривнях без копеек, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам. О расходах кинотеатра Учет расходов кинотеатра, как и любого другого предприятия, регулируется ст. 5 Закона о налоге на прибыль и П(С)БУ 16 "Расходы", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ), с изменениями и дополнениями. Рассмотрим на условном примере отражение в налоговом и бухгалтерском учете некоторых хозяйственных операций. Пример 4. В июле 2002 года расходы кинотеатра на водоснабжение, отопление и освещение составили 900 грн. (без НДС - 750 грн.; НДС 20% - 150 грн.). Заработная плата производственного персонала - 500 грн. Отчисления на социальные мероприятия от фонда оплаты труда производственного персонала: - сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование (32%) - 160 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности (0,84%), - 4,20 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением (2,9 %), - 14,50 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (2,1 %), - 10,50 грн. Заработная плата работников аппарата управления - 400 грн. Отчисления на социальные мероприятия от фонда оплаты труда работников аппарата управления: - сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование (32 %) - 128 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности (0,84%), - 3,36 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением (2,9 %), - 11,60 грн.; - взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы (2,1%), - 8,40 грн. Сумма амортизации кинооборудования - 550 грн. Кинотеатр сдает в аренду часть помещения фирме "Аллегро". В связи с этим уплачивает земельный налог - 50 грн. Расходы на рекламу - 361,50 грн. (без НДС - 301,50 грн. (в т. ч. налог с рекламы 0,5 % - 1,50 грн.); НДС 20 % - 60 грн.). Реализованы билеты зрителям на сумму 150 грн. Согласно договору о техническом обслуживании кинооборудования для демонстрирования фильмов в формате "DOLBY digital" фирмой "Шанс" предоставлены услуги кинотеатру на сумму 1200 грн. (без НДС - 1000 грн.; НДС 20% - 200 грн.). Данные операции в налоговом и бухгалтерском учете отражаются следующим образом: |---|------------------------|----------------------|---------------| | № |Содержание хозяйственной| Корреспондирующие |Налоговый учет | |п/п| операции | счета | | | | |-------|------|-------|-------|-------| | | | дебет |кредит| сумма,|валовой|валовые| | | | | | грн. | доход |расходы| |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 1 |Получены услуги по | 91 | 84 | | | | | |водоснабжению, отоплению|-------|------| 750 | - | 750 | | |и освещению | 84 | 631 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 2 |Отражена сумма налогово-|641/НДС| 631 | 150 | - | - | | |го кредита по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 3 |Отражены расходы на | 93 | 84 | | - | 301,50| | |рекламу |-------|------|301,50 | | | | | | 84 | 685 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 4 |Отражена сумма налогово-|641/НДС| 685 | 60 | - | - | | |го кредита по НДС | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 5 |Начислены амортизацион- | 23 | 831 | | - | - | | |ные отчисления |-------|------| 550 | | | | | | 831 | 131 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 6 |Со склада отпущены | 23 | 84 | | | | | |билеты для реализации |-------|------| 150 | | | | |зрителям | 84 | 209 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 7 |Начислен земельный налог| 92 | 84 | | | | | | | | | 50 | - | 50 | | | | 84 | 641/ | | | | | | | |зе- | | | | | | | |мель- | | | | | | | |ный | | | | | | | |налог | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 8 |Получены услуги согласно| 91 | 84 | | | | | |договору о техническом |-------|------| 1000 | - | 1000 | | |обслуживании | 84 | 631 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| | 9 |Отражена сумма налогово-|641/НДС| 631 | | | | | |го кредита по НДС |-------|------| 200 | - | - | | | | 23 | 811 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |10 |Начислена заработная | 811 | 661 | 500 | - | 500 | | |плата производственному | | | | | | | |персоналу | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |11 |Начислен сбор на | 23 | 821 | | | | | |общеобязательное госу- |-------|------| 160 | - | 160 | | |дарственное пенсионное | 821 | 651 | | | | | |страхование (32%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |12 |Начислен взнос на | | | | | | | |общеобязательное госу- | | | | | | | |дарственное социальное | 23 | 825 | | | | | |страхование от несчаст- |-------|------| 4,20 | - | 4,20 | | |ного случая на произ- | 825 | 656 | | | | | |водстве и профессиональ-| | | | | | | |ного заболевания, | | | | | | | |повлекших за собой | | | | | | | |потерю трудоспособности | | | | | | | |(0,84%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |13 |Начислен взнос на обще- | | | | | | | |обязательное государст- | | | | | | | |венное социальное | 23 | 822 | | | | | |страхование в связи с |-------|------| 14,50 | - | 14,50 | | |временной потерей | 822 | 652 | | | | | |трудоспособности и | | | | | | | |расходами, обусловлен- | | | | | | | |ными рождением и | | | | | | | |погребением (2,9%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |14 |Начислен взнос на обще- | 23 | 823 | | | | | |обязательное государст- |-------|------| 10,50 | - | 10,50 | | |венное социальное | 823 | 653 | | | | | |страхование на случай | | | | | | | |безработицы (2,1%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |15 |Начислена заработная | 92 | 811 | | | | | |плата работникам |-------|------| 400 | - | 400 | | |аппарата управления | 811 | 661 | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |16 |Начислен сбор на обще- | 92 | 821 | | | | | |обязательное госу- |-------|------| 128 | - | 128 | | |дарственное пенсионное | 821 | 651 | | | | | |страхование (32%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |17 |Начислен взнос на обще- | 92 | 825 | | | | | |обязательное государст- |-------|------| 3,36 | - | 3,36 | | |венное социальное | 825 | 656 | | | | | |страхование от несчаст- | | | | | | | |ного случая на | | | | | | | |производстве и профес- | | | | | | | |сионального заболевания,| | | | | | | |повлекших за собой | | | | | | | |потерю трудоспособности | | | | | | | |(0,84 %) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |18 |Начислен взнос на обще- | | | | | | | |обязательное государст- | | | | | | | |венное социальное | 92 | 822 | | | | | |страхование в связи с |-------|------| 11,60 | - | 11,60 | | |временной потерей | 822 | 652 | | | | | |трудоспособности и | | | | | | | |расходами, обусловлен- | | | | | | | |ными рождением и | | | | | | | |погребением (2,9%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |19 |Начислен взнос на обще- | | | | | | | |обязательное государст- | 92 | 823 | | | | | |венное социальное |-------|------| 8,40 | - | 8,40 | | |страхование на случай | 823 | 653 | | | | | |безработицы (2,1%) | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |20 |Распределены общепроиз- | 23 | 91 | 1750 | - | - | | |водственные расходы | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |21 |Общая сумма сформирован-| 791 | 92 | 601,36| - | - | | |ных административных | | | | | | | |расходов списана на | | | | | | | |финансовые результаты | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| |22 |Общая сумма сформирован-| 791 | 93 | 301,50| - | - | | |ных расходов на сбыт | | | | | | | |списана на финансовые | | | | | | | |результаты | | | | | | |---|------------------------|-------|------|-------|-------|-------| В данной статье мы рассмотрели вопросы, касающиеся организации учета в кинозрелищных предприятиях на основании материалов, предоставленных бухгалтерами кинотеатров г. Харькова и г. Кировограда. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 55/02, стр. 35 [11.07.2002] Н. Белова экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------