Между прочим, благо творят на радость людям, а не для отчета Отчетность благотворительной организации ------------------------------------------------------------------ В "Бухгалтере" № 3'2001 на с. 43-45 мы уже рассказывали о возможностях использования "благотворительной" льготы, установленной п/п. "i" п. 1 ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) {1}. Там же мы упоминали о нескольких условиях, сопровождающих применение этой льготы. Некоторые благотворительные организации озаботились положением п. 3 ст. 5 Декрета ( 13-92 ) {2}: "Благотворительная организация представляет отчеты о привлечении средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о направлениях их использования в сроки и в порядке, которые установлены настоящим Декретом ( 13-92 ) для представления налоговой отчетности по подоходному налогу с граждан". Какая именно отчетность имеется в виду - налоговики уточнили в п/п. 5.11.6 Инструкции о подоходном налоге с граждан ( z0064-93 ) {3}: "Благотворительная организация представляет годовой отчет об источниках привлечения средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о персонифицированных (идентифицированных) направлениях их использования в налоговый орган (по месту регистрации) в порядке и сроки, которые установлены для представления отчета о годовых перерасчетах подоходного налога в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящей Инструкции {4}, и по форме, установленной для обнародования таких отчетов в соответствии с уставом благотворительной организации. В течение календарного года такие сведения могут представляться по запросу налогового органа". Проанализируем эту норму. Единственная вещь, которая вытекает из инструктивного уточнения, заключается в том, что благотворительные организации {5} обязаны представить налоговым органам некий отчет в течение 60 календарных дней следующего за отчетным года. Форма этого отчета должна быть определена уставом организации. А поскольку уставы, как правило, ориентируются на соответствующие базовые законы, регулирующие деятельность благотворителей, имеет смысл обратиться к нормам именно этих Законов. Статья 24 Закона "О благотворительности и благотворительных организациях" ( 531/97-ВР ) {6} определяет: "Формы, порядок составления и представления финансовой отчетности об использовании средств и имущества благотворительными организациями устанавливаются центральным налоговым органом с учетом особенностей благотворительной деятельности". Очевидно, что эта норма касается не ежегодной отчетности, а ежеквартальных форм отчета об использовании средств неприбыльных организаций и учреждений. Во всяком случае только эти формы официально определены ГНАУ для неприбыльных благотворителей. Отчетность же по самостоятельно-неофициальным формам у благотворительных организаций возникает только перед самими благотворителями (ст. 22 {7}). В законах, регулирующих деятельность религиозных и профсоюзных организаций, не содержится прямых норм об обязательности отчетов, содержащих оговоренную в Инструкции информацию "об источниках привлечения средств (имущества) для осуществления благотворительной деятельности и о персонифицированных (идентифицированных) направлениях их использования". Вот и выходит, что если сам благотворитель в собственном уставе не предусмотрел специальную форму для обнародования такого отчета, то и представлять ему в налоговую инспекцию в общем-то нечего. А теперь зададимся вопросом: позволят ли налоговики применить льготы по подоходному налогу, если не получат этот самый ежегодный отчет? Нам кажется, что судьба льготы от самого факта представления (или непредставления) ежегодной отчетности зависеть не должна. Доказательством тому может служить сама структура текста Декрета ( 13-92 ). Обратите внимание: в Декрете ( 13-92 ) норма об отчетности среди необходимых условий, определяющих статус благотворительных организаций, не названа. В п. 3 ст. 5 Декрета ( 13-92 ), где даны основные критерии такого статуса для целей обложения подоходным налогом, положение об отчетности стоит особняком в конце и носит повествовательно-констатирующий характер (организация, мол, представляет отчет) - и всё! Хотя для подстраховки мы бы все-таки состряпали простенький отчетец о "привлечении - направлениях использования" и снесли бы его в инспекцию. {8} Так оно спокойней будет. Тем более что степень так называемой "персонификации и идентификации направлений использования" ничем официально не нормируется. А это значит, что обойтись можно формулировками достаточно обтекаемыми и ни к чему не обязывающими. А чтобы уж совсем комар носа не подточил, нужно внести в устав норму о том, что, скажем, исполнительный орган организации полномочен при необходимости устанавливать формы отчетности перед соответствующими госорганами. Тогда все ваши отчетные фантазии приобретут легитимность. {1} См. "Бухгалтер" № 20'2001, с. 52-54. {2} См. там же, с. 54-55. {3} См. "Бухгалтер" № 5'2002, с. 15-16. {4} См. там же, с. 22. {5} Напомним, что для целей подоходной льготы под благотворительной организацией понимаются не только собственно благотворительные организации, созданные на основании "профильного" закона, но также религиозные и профсоюзные организации (абз. 3 п. 3 ст. 5 Декрета). {6} См. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 6т. {7} См. там же, с. 5т-6т. {8} За основу можно было бы использовать форму, утвержденную приказом ГНАУ от 29.04.2002 № 203 (см. "Бухгалтер" № 21'2002, с. 23-26), при желании несколько углубив "персонификацию (идентификацию)". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №27/02, стр. 29 [01.07.2002] Иван Чалый Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------