На  балансе  нашего  предприятия числятся  объекты  социальной
    инфраструктуры.  3  года  назад  мы  произвели  предоплату  за
    услуги,  которые  были  предназначены  для  одного  из   таких
    объектов.  На валовые затраты сумма предоплаты  не  относилась
    (поскольку  данные  расходы   не   удовлетворяли   требованиям
    п/п. 5.4.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )).  В  июле 2002 года 
    истекает срок исковой  давности.  Имеем  ли  мы право включить    
    сумму просроченной задолженности в состав валовых затрат?

    * * *

    На первый взгляд - имеете.
    Напомним,   что   согласно   п/п.  5.2.8   Закона   о  Прибыли 
( 334/94-ВР ) в состав валовых затрат включаются суммы безнадежной 
задолженности в части,  не отнесенной  на  валовые  затраты,  если  
соответствующие  меры  по  взысканию  таких  долгов  не  привели к 
положительному   результату,   а  также  суммы  задолженности,   в 
отношении которых истек срок исковой давности. {1}
    Как следует из п/п. 5.2.8,  для Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) 
не являются  существенными те обстоятельства,  в  связи с которыми  
возникла задолженность,  впоследствии превратившаяся в безнадежную
(просроченную).  В Законе просто говорится: включаются  в  валовые
затраты суммы задолженности.  Так что задолженность,  претендующая
на включение в затраты на основании п/п. 5.2.8,  может  возникнуть
как в связи с  приобретением  товаров  (работ,  услуг),  стоимость
которых  включается  в  состав  валовых  затрат    или    подлежит
амортизации, так и в связи с  приобретением  активов  (совершением
операций), не влияющих на налоговый учет.
    Определенная  логика  в   том,    что    любая    просроченная
задолженность попадает в затраты,  прослеживается.  Действительно,
предприятию все равно, какая задолженность ему не будет  погашена.
В  любом  случае  -  это  реальные  денежные  потери  предприятия,
которые,  вполне  возможно,  повлекут   необходимость    изыскания
дополнительных денег на повторную оплату. И повторное приобретение
актива, не связанного с хоздеятельностью, не менее болезненно, чем
повторное приобретение активов, с ней связанных.
    В общем, условия для применения п/п. 5.2.8 в  случае  с  вашей
задолженностью соблюдаются -  следовательно,  есть  основания  для
увеличения ваших валовых затрат.
    Ну а теперь посмотрим, какие же контраргументы может  привести
грамотный налоговый инспектор.  Думаем,  что  проверяющий,  скорее
всего, предпочтет обратить  внимание  на  роль  п.  5.1  Закона  о
Прибыли  ( 334/94-ВР ).  В  "Бухгалтере"  № 5'2001  на  с.  32  мы  
анализировали  соотношение  между  п. 5.1  и  подпунктами  п. 5.2.  
Вкратце  напомним наши выводы:  мы полагали, во-первых, что п. 5.1  
является нормой, занимающей более высокую ступень в иерархии норм, 
чем п/п. 5.2.1 {2}; во-вторых,  что п. 5.1 является концептуальным  
стержнем,  определяющим   направленность   всех   остальных  норм,   
посвященных  валовым  затратам,  из  чего  можно  заключить,   что 
п/п. 5.2.7  необходимо  читать  через  призму  п. 5.1.  По  нашему  
мнению,  условие  связи  расходов  с  хоздеятельностью  (то есть с  
получением дохода), сформулированное в п. 5.1, неявно содержится в 
подпунктах п. 5.2.
    Применяя такой  метод к п/п. 5.2.8,  можно  предположить,  что
данный подпункт допускает включение в валовые затраты  только  тех
безнадежных  (просроченных)  задолженностей,  которые  связаны   с
хоздеятельностью предприятия.
    Поскольку ваша задолженность связана не с хоздеятельностью,  а
с  содержанием   социальной  инфраструктуры,   п/п.    5.2.8    вы
использовать не можете.  Следовательно, просроченная задолженность
в состав валовых затрат  вами  не  включается.  Это  -  осторожный
подход  к  сложившейся  ситуации.  Впрочем,  нельзя  сказать,  что
отнесение такой задолженности в состав  валовых  затрат  абсолютно
безнадежно.  Ведь системные  и  иерархические  связи  в  Законе  о
Прибыли ( 334/94-ВР ) - дело тонкое.
    Например, можно совершенно обоснованно усомниться в  том,  что
связь  с  хоздеятельностью  -  необходимое  условие  отнесения  на
валовые затраты любых расходов, упомянутых в п. 5.2.  Усматриваете
ли  вы  такую  связь  с  суммами,  добровольно  перечисленными   в
Госбюджет  Украины  (п/п. 5.2.2),   или  с  суммами,   добровольно
перечисленными с целью охраны культурного наследия  (п/п. 5.2.13)?
Вряд ли  можно  твердо  настаивать  на  существовании  связи  этих
расходов с хоздеятельностью. Поэтому мы вправе говорить о том, что
некоторые  подпункты  п.  5.2  являются  исключениями  из   общего
правила. Почему же не считать таким исключением и п/п. 5.2.8?
    Так что бескомпромиссные  налогоплательщики  могут  спорить  о
соотношении  п/п. 5.2.8  и  п. 5.1,   ссылаясь  среди  прочего  на
п/п.  4.4.1  Закона  "О  порядке  погашения...":   неоднозначность
понимания п/п. 5.2.8 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) может заметить    
любой незаангажированный специалист.

{1} Налогоплательщикам, прибегающим  к  использованию  п/п. 5.2.8,
    как  правило,  проще  проводить   свою    задолженность    как
    просроченную (то есть такую, по  которой  истек  срок  исковой
    давности).  Ведь в данном случае  (в  отличие  от  безнадежной
    задолженности)    нет    необходимости    доказывать,      что
    налогоплательщик принял соответствующие меры по ее  взысканию1
    упоминающиеся в п/п. 5.2.8 (по этой проблеме - см., например,
    "Бухгалтер" № 10'99, с. 20-21, и № 17'2000, с. 23).
{2} Указанный материал был посвящен конкретному подпункту - 5.2.1.
    Однако соображения, изложенные в данной публикации,  актуальны
    и для всех остальных подпунктов п. 5.2 (в том числе - для п/п.
    5.2.8).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№27/02, стр. 34
[01.07.2002]
Станислав Погребняк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------