Операции с ценными бумагами и деривативами

------------------------------------------------------------------

    Существует много противоположных мнений относительно отнесения
убытков и налогообложения прибылей, полученных от торговли ценными
бумагами  и  деривативами.  Рассмотрим,  можно    ли    однозначно
определить  понятие  "налоговый  период"  относительно  возмещения
убытков  от  таких  операций,  и  каковы  исключения  для   разных
категорий плательщиков.
    Действительно,  имеется  ряд   особенностей    налогообложения
операций с ценными бумагами.
    Следует заметить, что попытки отдельных плательщиков уменьшать
прибыли от торговли ценными  бумагами  и  деривативами  предыдущих
кварталов за  счет  убытков,  полученных  в  следующих  кварталах,
ссылаясь  на  отражение  в  декларации  о   прибыли    предприятий
нарастающим итогом с начала года результатов от  торговли  ценными
бумагами и деривативами, безосновательны.
    Дело в том.  что  Порядок  составления  декларации  о  прибыли
предприятия,  утвержденный  приказом  ГНА Украины  от  08.07.97 г.
№ 214  ( z0313-97 ),  Порядок  составления  декларации  о  прибыли   
банковского  учреждения,  утвержденный    приказом   ГНА   Украины  
от 31.07.97 г. № 273 ( z0323-97 ). Порядок составления  декларации  
о  прибыли предприятия, основной  деятельностью которого  является     
производство сельскохозяйственной продукции, утвержденный приказом 
ГНА  Украины от 20.02.98 г. № 82 ( z0166-98 ), Порядок составления  
декларации  о  доходах  страховщика,   утвержденный  приказом  ГНА 
Украины от 29.07.97 г. № 265 ( z0322-97 ),  согласно п. 15  ст. 16  
Закона  Украины  от  28.12.94  г.  №  334/94-ВР  ( 334/94-ВР )  "О  
налогообложении  прибыли  предприятий"  (в редакции Закона Украины  
от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР  ( 283/97-ВР ))   с  изменениями  и
дополнениями (далее - Закон) устанавливают только порядок  ведения
и составления налоговых отчетов, деклараций о прибыли предприятий,
но никак не правила расчета и уплаты налогов.
    Кроме того, ссылки на любые разъяснения, противоречащие нормам
этого Закона, недопустимы, поскольку:
    согласно ст. 15 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) ставки налога  
на  прибыль, льготы  по  налогу,  объект налогообложения,  порядок  
исчисления налогооблагаемой прибыли,  сроки  и  порядок  уплаты  и  
зачисление налога  в  бюджеты  могут  устанавливаться и изменяться  
только путем внесения изменений в этот Закон:
    согласно  части  первой  п.  22.5  ст.    22    Закона    акты
законодательства до приведения их в соответствие  с  этим  Законом
применяются в части, не противоречащей этому Закону.
    Таким  образом,  рассмотрим,    действительно    ли    имеются
неоднозначности относительно порядка налогообложения  операций  по
торговле ценными бумагами и деривативами в Законе.

    I. Об отнесении  убытков  от  операций  с  ценными  бумагами и
    деривативами

    1. Согласно ст. 7 Закона операции по торговле ценными бумагами
и деривативами отнесены к операциям особого вида.  Таким  образом,
их  налогообложение  осуществляется    с    учетом    ограничений,
приведенных в п. 7.6 ст. 7.
    2. Согласно части первой пп. 7.6.1 п. 7.6 ст. 7 Закона с целью
налогообложения налогоплательщик ведет отдельный  учет  финансовых
результатов операций по торговле ценными бумагами и  деривативами.
Таким образом, отнесение расходов на приобретение ценных  бумаг  к
валовым не допускается.
    3. Согласно части второй пп. 7.6.1  п.  7.6  ст.  7  Закона  в
случае, если  в  течение  отчетного  периода  расходы,  понесенные
(начисленные) налогоплательщиком в связи  с  приобретением  ценных
бумаг и  деривативов,  превышают  доходы,  полученные  от  продажи
(отчуждения) ценных бумаг и деривативов в течение такого отчетного
периода,  балансовые  убытки  переносятся  на  уменьшение  доходов
будущих периодов от таких операций в течение сроков,  определенных
ст. 6 Закона.  Таким  образом,  отнесение  убытков  на  уменьшение
доходов  исключительно  будущих  периодов  от    таких    операций
обязательно, а сроки определены исключительно ст. 6 Закона.
    4. Статья  6  "Порядок  перенесения   балансовых  убытков   на
следующие налоговые периоды" безусловно указывает,  что  в  данном
случае  под  налоговым  периодом  следует  понимать  исключительно
квартал, а именно:

    "6.1. Если объект налогообложения налогоплательщика  из  числа
    резидентов  по  результатам  отчетного  (налогового)  квартала
    имеет отрицательное значение (с учетом  суммы  амортизационных
    отчислений), разрешается  соответствующее  уменьшение  объекта
    налогообложения следующего отчетного (налогового) квартала,  а
    также  каждого  из  следующих  двадцати  отчетных  (налоговых)
    кварталов до полного погашения такого отрицательного  значения
    объекта налогообложения.
    6.2.  В  случае   если    отрицательное    значение    объекта
    налогообложения  не  погашается  налогоплательщиком  за   счет
    полученных им валовых доходов в порядке, определенном в пункте
    6.1  настоящей  статьи,  объект   налогообложения    следующих
    отчетных (налоговых)  кварталов не уменьшается на непогашенную
    сумму отрицательного значения объекта налогообложения.
    6.3.  В  случае  если  по  результатам  следующего   отчетного
    квартала балансовые убытки предыдущего квартала  не  возмещены
    валовыми доходами, разность подлежит индексации в соответствии
    с официальным индексом инфляции такого отчетного квартала".

    С учетом вышеприведенного отнесение  расходов  от  операций  с
ценными бумагами  и  деривативами  к  валовым  расходам,  а  также
уменьшение  объекта    налогообложения    предыдущего    отчетного
(налогового) квартала на  сумму  отрицательного  значения  объекта
налогообложения,  полученного  в  отчетном  (налоговом)  квартале,
безусловно, противоречат нормам этого Закона.

    II. О включении прибыли  от  операций  с  ценными  бумагами  и
    деривативами в состав валовых доходов

    1. Согласно части третьей  пп. 7.6.1  п. 7.6  ст. 7  Закона  в
случае,  если  в  течение  отчетного  периода  доходы,  полученные
(начисленные) налогоплательщиком в связи с продажей  (отчуждением)
ценных   бумаг  и  деривативов,  превышают  расходы,    понесенные
(начисленные) налогоплательщиком в связи  с  приобретением  ценных
бумаг  и  деривативов  в  течение  такого    отчетного    периода,
увеличенные на  сумму  некомпенсированных  балансовых  убытков  от
таких операций прошедших периодов,  прибыль  включается  в  состав
валовых доходов по результатам такого отчетного периода.
    2. Согласно п. 16.4 ст. 16 Закона налог уплачивается в  бюджет
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
    3. Согласно  п. 16.5  ст. 16  Закона  платежные  поручения  на
перечисление налога в бюджет подаются предприятиями  в  банковские
учреждения до наступления срока платежа.

    III. Об ответственности за несвоевременную уплату налогов

    1. Согласно   п.  20.1  ст.  20  Закона  ответственность    за
правильность  начисления,  своевременность   уплаты    налога    и
соблюдение налогового законодательства  несет  налогоплательщик  в
порядке и размерах, определенных Законом.
    2. Согласно п. 21.1 ст. 21  Закона  суммы  выявленной  скрытой
(заниженной) прибыли и штрафы взимаются за все время уклонения  от
уплаты налога.
    3. Согласно п. 21.2 ст. 21 Закона по  окончании  установленных
сроков уплаты налога в бюджеты невнесенные  суммы  взыскиваются  с
начислением пени в соответствии с Законом.

    IV. Об исключительном положении отдельных налогоплательщиков

    Закон  Украины  от  17.12.1998  г.  №  320-ХIV  ( 320-14 )  "О 
фиксированном     сельскохозяйственном     налоге"   устанавливает 
следующее:
    1) приостановить для сельскохозяйственных товаропроизводителей
-  плательщиков  фиксированного    сельскохозяйственного    налога
действие Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) за исключением п.п. 7.7, 
7.8 и 13.1, 13.2. 13.6, 13.7 и 13.8 (п. 4 ст. 9);
    2) Закон  № 320-ХIV ( 320-14 ) вступает  в  силу с 01.01.99 г.  
и действует до 01.01.2004 г. (п. 1 ст. 9);
    3) статья 2 "Плательщики фиксированного  сельскохозяйственного
налога"  содержит  перечень  требований  и  предостережений    для
освобождения от налогообложения прибыли, а именно:

    "Плательщиками  фиксированного  сельскохозяйственного   налога
    являются    сельскохозяйственные    предприятия      различных
    организационно-правовых   форм,    предусмотренных    законами
    Украины,  крестьянские  и  прочие   хозяйства,    занимающиеся
    производством   (выращиванием),    переработкой    и    сбытом
    сельскохозяйственной продукции, у которых сумма, полученная от
    реализации   сельскохозяйственной    продукции    собственного
    производства и продуктов ее переработки за предыдущий отчетный
    (налоговый) год, превышает 50 процентов общей  суммы  валового
    дохода предприятия.
    В случае если в отчетном периоде валовой доход от операций  по
    реализации   сельскохозяйственной    продукции    собственного
    производства и продуктов ее переработки  составляет  менее  50
    процентов общего  объема  реализации,  предприятие  уплачивает
    налоги в следующем отчетном периоде на общих основаниях.
    К  плательщикам  фиксированного  сельскохозяйственного  налога
    относятся  также    собственники    земельных    участков    и
    землепользователи,  в  том  числе  арендаторы,    производящие
    товарную сельскохозяйственную продукцию, кроме собственников и
    землепользователей земельных участков, переданных для  ведения
    личного подсобного  хозяйства,  строительства  и  обслуживания
    жилого  дома,  хозяйственных  зданий  (приусадебный  участок),
    садоводства, дачного строительства,  а  также  предоставленных
    для огородничества, сенокошения и выпаса скота".

    Таким  образом,  законодательно   нет    неоднозначностей    и
расхождений,  а  есть  лишь  попытки  свободных   трактований    и
безосновательных толкований законодательных и нормативных актов.


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№28/02, стр. 40
[01.07.2002]
Сергей Яровой;  Нач. отд. орг. пров. небанк. фин.  учр.  упр. орг.
пров. фин. учр. Гл. упр. нал. аудита и вал. контр. ГНА Украины
------------------------------------------------------------------