Субаренда государственного имущества ------------------------------------------------------------------ Так же, как и в предыдущей публикации (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 69), тему договора субаренды государственного имущества, одной из сторон которого является бюджетная организация, оставим для отдельной статьи. Прежде чем определить порядок налогового и бухгалтерского учета арендной платы по договору субаренды государственного имущества, рассмотрим юридические особенности данного договора. Особенности договора субаренды госимущества Согласно ст. 267 Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) (далее - ГК) сдача арендатором арендованного имущества в субаренду производится только с согласия арендодателя, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, в соответствии со ст. 22 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 10.04.92 г. № 2269-ХII ( 2269-12 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон об аренде госимущества), арендатор имеет право передавать в субаренду недвижимое и другое отдельное индивидуально определенное имущество, если иное не предусмотрено договором аренды. Следовательно, если в договоре аренды государственного имущества не оговорен вопрос относительно сдачи государственного имущества в субаренду, то по умолчанию (в соответствии со ст. 22 Закона об аренде госимущества) арендатор имеет на это право. В таком случае никакого согласия со стороны арендодателя государственного имущества не требуется. Если же арендодатель не желает, чтобы арендатор государственного имущества сдавал в субаренду такое имущество, он (арендодатель) должен указать это в договоре аренды. То же самое касается и случая, когда арендодатель государственного имущества желает, чтобы при сдаче в субаренду государственного имущества арендатор получал у него разрешение. Об этом в обязательном порядке необходимо указать в договоре аренды государственного имущества. Кстати, в Типовом договоре аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества принадлежащего к государственной собственности, утвержденном приказом ФГИУ от 23.08.2000 г. № 1774 ( z0931-00 ) (далее - Типовой договор), предусмотрен следующий пункт: "6.6. Арендатор имеет право передавать третьим лицам принадлежащие ему право аренды и другие права (полностью или в определенной части), которые вытекают из этого Договора, только с предварительного согласия Арендодателя, если иное не предусмотрено этим Договором или действующим законодательством Украины". Поэтому, если договор аренды госимущества был составлен в соответствии с Типовым договором, то арендатору для сдачи в субаренду госимущества необходимо получить соответствующее разрешение у арендодателя. Обращаем ваше внимание, что срок предоставления имущества в субаренду не должен превышать срока действия договора аренды. Кроме того, плата за субаренду этого имущества не должна превышать арендной платы арендатора. В случае если арендатор госимущества сдает в субаренду часть арендованного им имущества, то выполнение установленного Законом о госимуществе требования относительно непревышения суммы арендной платы должно рассматриваться пропорционально занятой субарендатором площади. Проанализировав юридические особенности договора субаренды государственного имущества, определим порядок отражения субарендной платы у участников договора субаренды государственного имущества. Субарендная плата: распределение и учет Прежде чем рассмотреть налоговый и бухгалтерский учет субарендной платы, определим, имеет ли право арендатор госимущества переложить свою обязанность, установленную в договоре аренды, в отношении распределения арендной платы (в госбюджет и арендодателю) на субарендатора. По нашему мнению, арендатор государственного имущества не имеет законных оснований для этого. Это следует из положений п. 17 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 ( 786-95-п ), с изменениями и дополнениями. Процитируем указанный пункт: "В случае если арендодателем имущества является Фонд государственного имущества, его региональное отделение или представительство, арендная плата направляется: ... - за недвижимое имущество государственных предприятий, организаций - 70 процентов арендной платы в государственный бюджет, 30 процентов государственному предприятию, организации, на балансе которых находится данное имущество; ... В случае если арендодателем имущества является государственное предприятие, организация, арендная плата направляется: ... - за недвижимое имущество - 70 процентов арендной платы предприятию, организации, 30 процентов - в государственный бюджет". Как видим, четкое указание того, кто является арендодателем (государственное предприятие или ФГИ), дает основание утверждать, что арендатор государственного имущества, согласно установленной в договоре аренды госимущества обязанности, должен сам осуществлять распределение арендной платы. Рассмотрим условный числовой пример. Предположим, что арендная плата за госимущество составляет 3600 грн., в том числе НДС - 600 грн. Арендодателем госимущества выступает госпредприятие. Распределение арендной платы осуществляется арендатором - 30 % в госбюджет и 70 % госпредприятию. Предположим, что арендатор госимущества сдал в субаренду половину занятой им площади субарендатору. Плата по субаренде составила 1800 грн., в том числе НДС - 300 грн. Рассмотрим порядок отражения операций по субаренде в бухгалтерском и налоговом учете арендатора и субарендатора госимущества. |---|--------------------------------|-----------------|---------| | № | Содержание операции |Корреспондирующие| Сумма, | |п/п| | счета | грн. | | | |--------|--------| | | | | дебет | кредит | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | У арендатора | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 1 |Перечислена часть суммы арендной| 371 | 311 | 2700 | | |платы, причитающейся арендода- | | | | | |телю недвижимого государствен- | | | | | |ного имущества | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 2 |Отражена сумма налогового | 641 | 644 | 600 | | |кредита по НДС (при наличии | | | | | |налоговой накладной) | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 3 |Перечислена часть арендной платы| 377 | 311 | 900 | | |в госбюджет | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| |В данном случае, когда дата перечисления арендатором | |причитающейся в госбюджет части арендной платы предшествует дате| |подписания с арендодателем недвижимого имущества акта | |предоставленных услуг, т. е. предшествует факту начисления суммы| |арендной платы, считаем целесообразным для отражения своего рода| |"предоплаты" по арендной плате в госбюджет в бухгалтерском учете| |использовать субсчет 377/"Расчеты с госбюджетом по арендной | |плате" | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 4 |Отражена в составе расходов |91, 92, | 631 | 2100 | | |часть суммы арендной платы, | 93 | | | | |причитающейся арендодателю | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 5 |Отражена в составе расходов |91, 92, | 645 | 900 | | |часть суммы арендной платы, | 93 | | | | |перечисленной в бюджет | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 6 |Списана сумма налогового кредита| 644 | 631 | 600 | | |по НДС | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 7 |Произведен зачет задолженностей | 631 | 371 | 2700 | | |по части арендной платы, | | | | | |причитающейся государственному | | | | | |предприятию | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 8 |Произведен зачет задолженности, | 645 | 377 | 900 | | |причитающейся в госбюджет | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | У субарендатора | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 1 |Перечислена предоплата за | 371 | 311 | 1800 | | |субаренду | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 2 |Отражено право на налоговый | 641 | 644 | 300 | | |кредит по НДС (при наличии | | | | | |налоговой накладной) | | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 3 |Отражены расходы по субаренде в | 91, 92,| 631 | 1500 | | |размере платы за нее | 93 | | | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 4 |Списан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 300 | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| | 5 |Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 1800 | |---|--------------------------------|--------|--------|---------| Что касается налогового учета, то у субарендатора - плательщика налога на прибыль арендная плата относится на валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополнениями, а арендатор госимущества сумму арендной платы соответственно включает в состав валового дохода. В заключение хотелось бы отметить, что тема арендных отношений весьма многогранна. Поэтому, если у вас возникли какие-либо затруднения в решении вопросов, касающихся аренды, мы будем рады вам помочь на страницах нашей газеты. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" № 72/02, стр. 38 [09.09.2002] Т. Онищенко экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------