"Нал" за "Коралл" Прием наличности на складе ------------------------------------------------------------------ Предприятие продает бижутерию "Коралл" собственного произ- водства со своего склада за наличный расчет без РРО (общая система налогообложения). Заведующая складом принимает от покупателей за отпущенную продукцию наличные средства (не превышая предела в 3000 грн.), оформляет приходный кассовый ордер, заполняет свою кассовую книгу. Затем выписывает расходный кассовый ордер и сдает деньги в кассу бухгалтерии предприятия. В бухгалтерии кассир принимает от завскладом деньги, выписывает приходный ордер, делает запись в своей кассовой книге и по расходному ордеру выдает деньги на возмещение израсходованных личных средств подотчетным лицам. Имеет ли право предприятие поступать подобным образом? Прежде чем ответить на ваш вопрос, посмотрим, а может ли вообще быть касса на складе. Из п. 4.2 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (далее - Положение) ( z0237-01 ){1} следует, что обособленные подразделения предприятия могут иметь кассу. Однако их определение здесь дано крайне бездарно. Согласно п. 1.2 Положения ( z0237-01 ) {2} "обособленные подразделения - структурные подразделения и единицы юридических лиц (филиалы, представительства, отделениям т. п.), производящие продукцию, реализующие товары (выполняющие работы, предоставляющие услуги) и осуществляющие другие операции и не имеющие статуса юридического лица". На минуточку вспомним абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда от 06.11.92 г. № 9 "О практике рассмотрения судами трудовых споров" ( v0009700-92 ) {3}: "По смыслу ст. 43(1) КЗоТ ( 322-08 ) руководителем следует считать лицо, возглавляющее предприятие, учреждение, организацию или обособленное подразделение (филиал, представительство, отделение и т. п.). При этом речь идет не о любом структурном подразделении (цехе, управлении, службе, ферме и т. п.), а именно об обособленном подразделении, создаваемом в специально предусмот- ренном порядке, например указанном в ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине" {4} - и письмо ГНАУ от 20.07.2001 г. № 4816/6/29-0116 "О создании филиала и взятии его на налоговый учет" ( v4816225-01 ) {5}: "К структурным подразделениям относятся производство, цех, отдел, отделение, участок, ферма, другие аналогичные подразделения предприятия. <...> К обособленным подразделениям относятся филиалы, представи- тельства, отделения и другие обособленные подразделения". Как видим, обособленные подразделения существенным образом отличаются от структурных, поэтому смешивать их в одну кучу, как это сделал НБУ, очень даже нехорошо. И все же о каких подразделениях НБУ писал в п. 1.2 Положения? На этот вопрос, пожалуй, только сам НБУ и может ответить. На практике же обособленными подразделениями признаются и магазины, и развозки, которые к обособленным подразделениям в чистом виде не относятся. Думаем, что практика пошла правильным путем. Просто нужно различать, когда понятие "обособленные подразделения" употребляет- ся в широком смысле, а когда - в узком. Таким образом, мы считаем, что склад с точки зрения наличных расчетов вполне вписывается в понятие "обособленное подразделение" в широком смысле, который имелся в виду в п. 4.2 Положения, поэтому может иметь кассу. Более того, по нашему мнению, в соответствии с абз. 3 п. 4.2 ваш склад не просто может, но и должен иметь кассовую книгу, поскольку производит кассовые операции по приему наличности в виде выручки. Причем совсем не обязательно выделять на складе отдельное помещение под кассу. Согласно абз. 9 п. 1.2 "касса предприятия - помещение или место, предназначенное для приема, выдачи и хранения наличных средств, других ценностей и кассовых документов, где, как правило, ведется кассовая книга", а предприятием согласно п. 1.1 (см. "Бухгалтер" № 25'2001, с. 14) именуются и обособленные подразделения в широком смысле. {6} Однако есть еще одна проблемка. Согласно п. 1 ст. 9 Закона об РРО ( 265/95-ВР ) {7} "регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяют- ся: 1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке". Речь в данном пункте идет о предприятиях и их кассах. Но как мы уже сказали выше, касса обособленного подразделения имеет полное право называться кассой предприятия. Да это, собственно говоря, и так понятно. Раз обособленное подразделение является частью предприятия, то его касса является одновременно и кассой предприятия. Что же касается торговли продукцией предприятиями, а не подразделениями, то тут все просто. В данном пункте говорится о торговле с юридической точки зрения (торговля от имени предприятия), а не с фактической (естественно, фактически торговлю всегда осуществляет какое-то подразделение предприятия: магазин, отдел сбыта и т. п., а точнее - просто конкретный человек). Так вот, для того чтобы сделки купли-продажи, заключенные вашим кладовщиком, без проблем считались заключенными от имени вашего предприятия, кладовщик должен быть уполномочен на заключение таких сделок. Согласно ст. 62 ГК ( 1540-06 ) "сделка, заключенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, законе или административном акте, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого лица. Полномочия могут также вытекать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т. п.)". При продаже со склада указанное полномочие не очень-то следует из обстановки. Скорее наоборот, ситуация наводит на мысль, что кладовщик занимается хищением "Кораллов" со склада. Поэтому лучше, чтобы руководитель предприятия выдал кладовщику доверенность на совершение таких сделок. Однако у вас, возможно, есть нарушение порядка наличных расчетов. Согласно п. 3.2 и 3.3 Положения "прием наличности кассами предприятий, в том числе и полученной из банка, производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия. <...> Выдача наличности из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежащим образом оформленным платежным (расчетно-платежным) ведомостям (далее - расходные документы). Документы на выдачу наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или лица, которые на это уполномочены". Согласно п. 3.10 Положения ( z0237-01 ) "при получении приходных кассовых ордеров или расходных документов кассир обязан проверить: наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном документе - разрешительной надписи руководителя предприятия или лиц, которые им уполномочены". А согласно п. 3.11 ( z0237-01 ) "приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов". Кроме того, в примечаниях к типовым формам № КО-1 (приходный кассовый ордер) и № КО-2 (расходный кассовый ордер) сказано, что они выписываются работником бухгалтерии. Как видите, чтобы завскладом сама могла выполнять все операции, во-первых, руководитель предприятия должен уполномочить её на подписание приходных и расходных ордеров, а во-вторых, её необходимо оформить по внутреннему совместительству кассиром и работником бухгалтерии. Однако такой вариант небезупречен, поэтому лучше всего взять на склад еще одного человека кассиром или оформить, опять же в виде внутреннего совместительства, кассиром грузчика, оставив за завскладом оформление, регистрацию и подписание ордеров. Если же оставить все так, как есть, то ваше "коралловое" предприятие может схлопотать штраф по п. 7 ст. 17 Закона об РРО ( 265/95-ВР ) {8} в виде 10 необлагаемых минимумов за нарушение установленного в п. 1 ст. 9 данного Закона порядка проведения расчетов через кассы предприятий: скажут, что квитанции к приходным ордерам подписаны с нарушением установленного порядка - не главбухом и не уполномоченным лицом. Кстати, что касается заверения печатью квитанций в установленном порядке, то, к счастью, такого порядка просто нет. О заверении квитанций в п. 3.2 Положения говорится только, что "о приеме наличности выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица, уполномоченного руководителем предприятия, и кассира, заверенная печатью (штампом) предприятия". Поэтому ничего страшного не будет, если у завскладом будут находиться уже пропечатанные приходные ордера. А вот заверять квитанции штампом мы не советовали бы. Хотя Положение это и разрешает, но п. 1 ст. 9 Закона об РРО говорит о заверении их именно печатью. Пугать вас еще и админштрафом по ст. 164(2) КоАП ( 80731-10 ) мы не будем: его все равно могут наложить только КРУшники. {1} См. "Бухгалтер" № 25'2001, с. 20-21. {2} См. там же, с. 14-15. {3} См. "Бухгалтер" № 18'2000, с. 52. {4} См. "Бухгалтер" № 16'2001, с. 53. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с.44т-45т. {6} Правда, далее в Положении НБУ как-то не слишком придерживается своего определения и начинает различать кассу предприятия-юрлица и кассу обособленного подразделения, но это уже видно по контексту. {7} См. "Бухгалтер" № 30'2001, с. 6. {8} См. "Бухгалтер" № 24'2001, с. 32. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 32/02, стр. 36 [29.08.2002] Леонид Карпов Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------