Строительство: подготовка, заключение договоров, налоговый и
                       бухгалтерский учет

------------------------------------------------------------------

    При    подготовке    консультации    использованы    следующие
нормативно-правовые акты:

    1. Земельный   кодекс  Украины  от  25.10.2001  г.  № 2768-III
( 2768-14 ) с изменениями и дополнениями (Земельный кодекс);
    2. Закон  Украины  "О   местном  самоуправлении   в   Украине"
от 21.05.97 г. № 280/97-ВР ( 280/97-ВР ) (Закон № 280);
    3. Закон   Украины  "О планировании  и  застройке  территорий"
от 20.04.2000 г. № 1699-III ( 1699-14 ) (Закон № 1699);
    4. Кодекс   Украины   об   административных    правонарушениях
от 07.12.84 г. № 8074-ХI ( 80731-10 )  (Кодекс об административных
правонарушениях);
    5. Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры
и жилищной  политики  Украины  "Об утверждении  Перечня  объектов,
утверждения  проектов    строительства    которых    в    пределах
законодательства Украины не  нуждаются  в  заключении  комплексной
государственной экспертизы"  от  12.09.2001 г.  № 179 ( z0844-01 )
(Приказ № 179);
    6. Закон   Украины   "О    лицензировании   некоторых    видов
хозяйственной деятельности" от 01.06.2000г. № 1775-III ( 1775-14 )
(Закон № 1775-III);
    7. Приказ Государственного Комитета строительства, архитектуры
и жилищной  политики  Украины  "О  перечне    документов,  которые
прилагаются  к  заявлению  о  выдаче  лицензии  для  хозяйственной
деятельности"  от  30.07.2001 г.  №  155  ( v0155241-01 )  (Приказ
№ 155);
    8. Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры
и жилищной политики Украины  "Об  утверждении  Положения о порядке
предоставления  разрешения   на   выполнение   строительных  работ
от 05.12.2000 г. № 273 ( z0945-00 ) (Приказ № 273);
    9. Положение о подрядных контрактах  в  строительстве Украины,
утвержденное Научно-техническим советом  Министерства  Украины  по
делам строительства и архитектуры (Протокол от 15 декабря 1993  г.
№ 9 ( v0009241-93 )) (Положение о строительных контрактах).

    Подготовка строительства

    В данном разделе мы рассмотрим процесс получения разрешения на
строительство  на  собственной  или  находящейся  в    пользовании
территории,  а  также  приобретение  земельного  участка  с  целью
последующего строительства.
    Порядок согласования вопросов, связанных с изъятием  (выкупом)
земель регулируется ст. 151 Земельного кодекса ( 2768-14 ).
    Юридические  лица,  заинтересованные  в    изъятии    (выкупе)
земельных участков, обязаны до начала проектирования согласовать с
собственниками земли и землепользователями, а также  с  сельскими,
поселковыми,    городскими       советами,        государственными
администрациями, Советом  министров  Автономной  Республики  Крым,
Кабинетом  Министров  Украины   и    Верховной    Радой    Украины
местоположение объекта, размер земельного участка  и  условия  его
изъятия  (выкупа)  с  учетом  комплексного  развития   территории,
который бы обеспечивал нормальное функционирование на этом участке
и  прилегающих  территориях  всех  объектов,  условия   проживания
населения и охрану окружающей среды.
    Выбор   земельных    участков    для    размещения    объектов
осуществляется  в  установленном  порядке  юридическими    лицами,
заинтересованными в их отводе.
    Согласование местоположений объектов, размеров  предполагаемых
для изъятия  (выкупа)  земельных  участков  и  условий  их  отвода
осуществляется соответствующими сельскими, поселковыми, городскими
советами,  государственными  администрациями,  Советом   министров
Автономной  Республики  Крым,  Кабинетом  Министров   Украины    в
соответствии с их полномочиями относительно изъятия этих участков,
а также Верховной Радой Украины.
    Согласование местоположений объектов на особо ценных землях, а
также местоположений  объектов  собственности  других  государств,
международных организаций осуществляется Верховной Радой Украины.
    Юридические  лица,  заинтересованные  в    изъятии    (выкупе)
земельных  участков,  обращаются  с  ходатайством  о  согласовании
местоположений объектов в  соответствующий  сельский,  поселковый,
городской совет, местную государственную администрацию {1}.
    Ходатайство    относительно    объектов,    изъятие    которых
осуществляется Кабинетом Министров Украины, направляются  в  Совет
министров Автономной Республики Крым,  областную,  Севастопольскую
городскую государственную администрацию.
    Соответствующий сельский, поселковый, городской совет, местная
государственная  администрация  рассматривает  в  месячный    срок
ходатайство и дает  юридическому  лицу  разрешение  на  подготовку
материалов согласования местоположения объекта.
    Юридические  лица  согласовывают    наиболее    целесообразное
местоположение объекта, размеры намечаемого для изъятия земельного
участка и условия его изъятия (выкупа) с собственником  земли  или
землепользователем,  районным  (городским)    органом    земельных
ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами,
органом градостроения и архитектуры и охраны культурного  наследия
и представляют соответствующие материалы в  сельский,  поселковый,
городской совет, местную  государственную  администрацию,  которые
согласовывают местоположение того объекта, под который имеют право
самостоятельно изымать земельный участок.
    Если  согласование  местоположения   объекта    осуществляется
районной,  областной  государственной   администрацией,    Советом
министров Автономной Республики Крым, Кабинетом Министров Украины,
Верховной Радой Украины,  сельский,  поселковый,  городской  совет
готовит свое заключение и направляет материалы на  согласование  в
Верховный Совет Автономной Республики  Крым,  областной,  Киевский
или  Севастопольский  городской,  районный  совет  или   районную,
Киевскую    или    Севастопольскую    городскую    государственную
администрацию.    Районная    государственная        администрация
рассматривает   в    месячный    срок    материалы    согласования
местоположения объекта, под который имеет право изымать  земельный
участок,  или  направляет  свое  заключение  в  Совет    министров
Автономной    Республики    Крым,    областную     государственную
администрацию.
    Совет  министров  Автономной  Республики    Крым,    областная
государственная администрация рассматривают поданные  материалы  и
согласовывают местоположение  объекта,  под  который  имеют  право
изымать земельный участок.
    Материалы  согласования  местоположения    объекта,    которое
осуществляется Кабинетом Министров Украины,  направляются  Советом
министров Автономной  Республики  Крым,  областной,  Киевской  или
Севастопольской городской государственной администрацией со  своим
заключением центральному органу исполнительной власти по земельным
ресурсам, который рассматривает эти материалы и  в  месячный  срок
направляет свои предложения в Кабинет Министров Украины.
    Кабинет  Министров  Украины  рассматривает  эти  материалы   и
принимает  соответствующее  решение,  а  по   вопросам,    которые
согласовываются  Верховной  Радой  Украины,  направляет  ей   свои
предложения.
    Верховный  Совет  Автономной  Республики   Крым,    областные,
Киевский и Севастопольский городские советы направляют в Верховную
Раду Украины предложения относительно изъятия особо ценных  земель
из земель коммунальной собственности.
    Материалы согласования местоположения объекта должны включать:
    - копию с  генерального  плана  или  другой  градостроительной
документации населенного пункта;
    - копию плана земельного участка с нанесением на ней вариантов
размещения объекта с указанием общей площади,  которую  необходимо
изъять.
    Указываются также состав угодий  земельного  участка,  который
изымается, и условия его отвода.

    Разрешение на строительство объектов

    Выдача разрешения на строительство объектов  осуществляется  в
соответствии со ст. 24 Закона № 1699 ( 1699-14 ).
    Для  получения  соответствующего  разрешения   физические    и
юридические лица, которые намереваются  осуществить  строительство
объектов градостроения на земельных участках, принадлежащих им  на
праве  собственности  или  пользования,  обязаны    получить    от
исполнительных  органов  соответствующих  советов,   Киевской    и
Севастопольской городской государственной администраций, в  случае
делегирования  им  таких  полномочий  соответствующими   советами,
разрешение  на  строительство  объекта  градостроения  (далее    -
разрешение на строительство).
    Физические  и    юридические    лица,    заинтересованные    в
осуществлении  строительства  объектов    градостроения,    подают
письменное заявление о предоставлении разрешения на  строительство
в исполнительный орган соответствующего совета  или  Киевской  или
Севастопольской городской государственной администрации.
    К  заявлению  прилагается  документ,   подтверждающий    право
собственности или пользования земельным участком, или  документ  о
согласии  собственника  земельного  участка  на  застройку   этого
участка.  Перечень других документов и материалов, необходимых для
получения  разрешения  на  строительство,  которые  прилагаются  к
письменному  заявлению,  порядок  их  рассмотрения    определяются
региональными правилами застройки.
    В случае принятия сельским, поселковым или  городским  советом
решения  о  предоставлении   земельного    участка    из    земель
государственной  или  коммунальной  собственности  для  размещения
объекта  градостроения  в    порядке,    определенном    земельным
законодательством,  указанное  решение    одновременно    является
разрешением на строительство этого объекта.
    Разрешение на строительство предоставляет право заказчикам  на
получение  исходных  данных  на   проектирование,    осуществление
проектно-исследовательских  работ  и  получение   разрешения    на
выполнение строительных работ.
    Разрешение  на  строительство  предоставляется  на   основании
комплексного заключения  относительно  соответствия  предложенного
строительства  градостроительной  документации,    государственным
строительным  нормам,  местным  правилам  застройки    (далее    -
комплексное заключение).
    Комплексное  заключение  и  проект  решения  о  разрешении  на
строительство  готовятся  специально  уполномоченным  органом   по
вопросам градостроения и архитектуры {2} в течение месяца  со  дня
обращения  заинтересованного  лица.  В    случае    предоставления
отрицательного  комплексного  заключения  заинтересованным   лицам
также предоставляются разъяснения и соответствующие  рекомендации.
Разъяснения и рекомендации предоставляются в  письменной  форме  в
течение одного месяца со дня обращения.
    При  предоставлении  разрешения  на   строительство    органам
исполнительной  власти  и    органам    местного    самоуправления
запрещается требовать от заявителя документы,  не  предусмотренные
региональными  и  местными  правилами  застройки  и  Законом № 280
( 280/97-ВР ).
    Разрешение    на    строительство    объекта     градостроения
предоставляется  заявителю  в  течение  двух  месяцев    со    дня
предоставления заявления.
    Разрешение на  строительство  объекта  градостроения  не  дает
права  на  начало  выполнения  строительных  работ  без  получения
соответствующего  разрешения  местной  инспекции  государственного
архитектурно-строительного контроля.
    В случае  если  физическое  или  юридическое  лицо  не  начало
строительные работы в течение двух лет со дня получения разрешения
на строительство  объекта  градостроения,  это  разрешение  теряет
силу.  Возобновление разрешения происходит в таком же порядке, как
и его предоставление.
    Порядок и  условия  предоставления  разрешения  на  выполнение
строительных  работ  по    новому    строительству,    расширению,
реконструкции,  техническому    переоснащению,    реставрации    и
капитальному ремонту объектов (далее -  работы  по  строительству)
установлены Положением, утвержденным Приказом № 273 ( z0945-00 ).
    Указанное Положение является обязательным для применения всеми
субъектами  строительства  независимо  от   форм    собственности,
ведомственной принадлежности и источников финансирования.


                                                      Приложение 1

    Начальнику iнспекцiї архiтектурно-будiвельного контролю ______
__________________________________________________________________
                (найменування регiону, мiста)

    Забудовник (замовник) ________________________________________
__________________________________________________________________
        (найменування, адреса, телефон, банкiвськi реквiзити)

                              З А Я В А

    Прошу дати дозвiл на виконання будiвельних робiт з ___________
__________________________________________________________________
          (вид робiт, найменування та адреса об'єкта)

на пiдставi документiв, що додаються:

    1. Дозвiл на будiвництво об'єкта _____________________________
__________________________________________________________________
         (орган, що видав, дата та номер документа)

    2. Документ,   що  засвiдчує  право  власностi  (користування)
земельною дiлянкою _______________________________________________
                     (орган, що видав, дата та номер документа)

    3. Проектна документацiя розроблена __________________________
__________________________________________________________________
             (найменування проектноє органiзацiї)

та погоджена _____________________________________________________
                 (орган, що погодив, дата та номер погодження)

    4. Комплексний висновок державної iнвестицiйної експертизи ___
__________________________________________________________________
       (орган, що надав висновок, дата та номер висновку)

    Документи про призначення вiдповiдальних виконавцiв робiт
__________________________________________________________________
              (назва документа, дата та його номер)

    Строк закiнчення будiвельно-монтажних робiт __________________
                                                  (квартал, рiк)

    Забудовник (замовник) ________________________________________

    М. П.

    Дата



    Разрешение на выполнение строительных работ  по  строительству
является документом, подтверждающим право застройщика  (заказчика)
и генерального подрядчика  на  выполнение  строительных  работ,  в
соответствии с утвержденной проектной документацией, подключение к
инженерным  сетям  и    сооружениям    и    предоставляет    право
соответствующим службам на выдачу ордера на  проведение  земельных
работ.
    Разрешение на выполнение  строительных  работ  предоставляется
инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
    Предоставление документов инспекциям  госархстройконтроля  для
получения  разрешения    на    выполнение    строительных    работ
осуществляется застройщиком (заказчиком).
    Для получения  разрешения  на  выполнение  строительных  работ
застройщик    (заказчик)    должен    подать    в        инспекцию
госархстройконтроля следующие документы:
    - заявление застройщика (заказчика) (приложение 1);
    - решение исполнительного органа соответствующего  совета  или
местной   государственной   администрации    о    разрешении    на
строительство объекта градостроения;
    - документ,  удостоверяющий  право  собственности  застройщика
(заказчика) или право пользования (в том числе на условиях аренды)
земельным  участком,  на    котором    будет    размещен    объект
градостроения;
    - комплексное  заключение    государственной    инвестиционной
экспертизы;
    - документы  о  назначении  ответственных  исполнителей  работ
(прораба, лиц, выполняющих технический надзор, авторский надзор);
    - утвержденную в установленном порядке проектную  документацию
(строительный  генеральный  план  и  паспорт   фасада    в    двух
экземплярах, пояснительная записка для регистрации).
    Инспекция госархстройконтроля обязана в течение одного  месяца
рассмотреть поданные застройщиком (заказчиком) документы и принять
решение о предоставлении  разрешения  на  выполнение  строительных
работ и выдать его или предоставить обоснованный отказ.
    Разрешение,       зарегистрированное        в        инспекции
госархстройконтроля,  строительный    генеральный    план    (один
экземпляр),  общий  журнал  работ  и  журнал  авторского   надзора
возвращаются застройщику (заказчику) под его расписку на заявлении
и должны храниться на объекте градостроения.
    После  начала  выполнения  строительных  работ   на    объекте
застройщик (заказчик) обязан в 7-дневный  срок  сообщить  об  этом
инспекции госархстройконтроля.
    В  случае  передачи  в  установленном   порядке    права    на
строительство  объекта  другому  застройщику    (заказчику)    или
изменения  генеральной  подрядной  организации    разрешение    на
выполнение строительных работ подлежит перерегистрации  в  органах
госархстройконтроля не позднее двухнедельного срока.
    Разрешение  выдается  на  весь  срок  строительства    объекта
(нормативный или предусмотренный контрактом).  Если этот  срок  не
соблюден,  то продление  действия  разрешения  устанавливается  на
срок, не превышающий одного календарного года.
    Если разрешение  на  выполнение  строительных  работ  не  было
заблаговременно  продлено  после  окончания    его    срока,    то
строительство считается самовольным.
    Разделом  4  Приказа   № 273  ( z0945-00 ) утвержден  перечень
строительных работ, на которые не требуется разрешение.
    За  несоблюдение  правил  в  строительной  сфере  Кодексом  об
административных правонарушениях предусмотрены следующие  штрафные
санкции:
    1. В соответствии со ст. 96  за  несоблюдение  государственных
стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства:
    - несоблюдение государственных стандартов, норм  и  правил  во
время проектирования, размещения, строительства и реконструкции, а
также прием в эксплуатацию объектов или сооружений, возведенных  с
нарушением законодательства, - влечет за собой наложение штрафа на
граждан от  одного  до  десяти  не  облагаемых  налогом  минимумов
доходов граждан (17 - 170 грн.),  на должностных  лиц  -  от  пяти
до  двадцати  не  облагаемых  налогом  минимумов  доходов  граждан
(85 - 340 грн.);
    - предоставление  недостоверной   информации    об    условиях
проектирования  и  строительства  или  необоснованном  отказе    в
предоставлении такой информации - влечет за собой наложение штрафа
на должностных лиц от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов
доходов граждан (34 - 85 грн.);
    - проектирование  объектов  и    сооружений    с    нарушением
утвержденной    в    установленном    порядке    градостроительной
документации, выполнение строительных  или  реставрационных  работ
без разрешения или утвержденного проекта или с отклонением от него
- влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до  десяти
не облагаемых  налогом  минимумов доходов граждан (17 - 170 грн.),
на должностных лиц -  от  пяти  до  двадцати не облагаемых налогом
минимумов доходов граждан (85 - 340 грн.).
    2. В соответствии со ст. 96 за нарушение  законодательства  во
время планирования и застройки территорий:
    - несоблюдение  сроков  предоставления  заказчику   заключений
комплексной экспертизы проектной  документации  или  обоснованного
отказа  относительно  их  предоставления,   несоблюдение    сроков
предоставления соответствующих  заключений  в  состав  комплексной
экспертизы, а также  требование  во  время  проведения  экспертизы
документов, не  предусмотренных  законодательством,  -  влечет  за
собой наложение штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 - 340 грн.);
    - несоблюдение сроков подготовки и  предоставления  разрешений
на выполнение строительных  работ,  требование  при  выдаче  таких
разрешений  документов,  не  предусмотренных  законодательством, -
влечет  за  собой наложение штрафа  на  должностных лиц от  десяти
до  двадцати  не  облагаемых  налогом   минимумов  доходов граждан
(170 - 340 грн.);
    3. В соответствии  со  ст.  97  за  самовольное  строительство
зданий или сооружений:
    - самовольное строительство  домов  или  сооружений,  а  также
самовольное изменение архитектурного вида зданий или сооружений во
время эксплуатации - влечет за собой наложение штрафа  на  граждан
от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов  граждан
(85 - 170 грн.), на должностных лиц - от девяти до восемнадцати не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан (153 - 306 грн.).

    Лицензирование

    В   соответствии  со  ст.  9  Закона  №  1775-III  ( 1775-14 )
строительная деятельность (исследовательские  и  проектные  работы
для строительства, возведение несущих и оградительных конструкций,
строительство и монтаж инженерных и транспортных  сетей)  подлежит
лицензированию.  Для получения  лицензии  в  орган  лицензирования
субъектом хозяйственной  деятельности  должны  быть  предоставлены
следующие документы:
    - заявление о выдаче лицензии;
    - копия свидетельства о государственной  регистрации  субъекта
предпринимательской деятельности или копия справки  о  внесении  в
Единый государственный реестр предприятий и  организаций  Украины,
заверенная  нотариально  или  органом,  который  выдал    оригинал
документа.
    Кроме  того,  Приказом  №  155 ( v0155241-01 )  для  субъектов
хозяйствования, планирующих осуществление указанных  видов  работ,
предусмотрено представление дополнительных документов, а именно:
    - заверенные  в  установленном  порядке   копии    документов,
подтверждающих уровень образования и квалификации, необходимый для
осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;
    - сведения за  подписью  заявителя  -  субъекта  хозяйственной
деятельности  о  системе  контроля    и    управления    качеством
производства  на  предприятии  в  соответствии   с    требованиями
государственных строительных норм и стандартов.

    Подрядный способ строительства

    Строительство  подрядным  способом  предполагает   составление
подрядного контракта  на  строительство  и  участие  в  выполнении
заказа как минимум двух  сторон  -  заказчика  и  подрядчика  (при
двухстороннем контракте)  и  других  исполнителей,  участвующих  в
выполнении заказа  -  генеральный  подрядчик,  главный  подрядчик,
субподрядчик, гарант (при многостороннем контракте).
    Приведем  некоторые  термины  и  определения,  содержащиеся  в
Положении о строительных контрактах, которые будут употребляться в
ходе описания учета строительных работ.
    Подрядный контракт в строительстве - договор в  строительстве,
который предусматривает взаимные обязательства сторон  в  процессе
строительства  (реконструкции,  технического   перевооружения    и
капитального    ремонта)    объектов    производственного        и
непроизводственного назначения.
    Заказчик -  участник  контракта,  который  определяет  условия
составления контракта, принимает законченные работы и осуществляет
расчеты за них с подрядчиком.  В роли  заказчика  может  выступать
инвестор или по его  поручению  другие  физические  и  юридические
лица.
    Подрядчик - участник строительства,  который  обязан  на  свой
риск и за оговоренную  цену  выполнить предусмотренные  контрактом
работы и передать их заказчику в установленные сроки.
    Генеральный подрядчик - подрядчик,  отвечающий  за  выполнение
всего  комплекса  работ,  предусмотренных  заказом,  передачу   их
заказчику  и  обеспечивает   координацию    деятельности    других
подрядчиков.
    Главный подрядчик - подрядчик, отвечающий за выполнение  части
работ на объекте, сдает их генеральному подрядчику или заказчику и
обеспечивает координацию деятельности субподрядчиков.
    Субподрядчики  -  подрядчики,  выполняющие    специальные    и
отдельные виды работ по договоренности с генеральным  подрядчиком,
главным подрядчиком или заказчиком.
    Гаранты  -  участники  строительства,   которые    гарантируют
выполнение обязательств сторонами контракта.

    Юридические аспекты заключения строительного контракта

    В соответствии с  контрактом  заказчик  выступает  покупателем
выполненных подрядчиком работ,  контролирует  ход  их  выполнения,
может быть соисполнителем контракта.
    Подрядчиками могут быть юридические и физические лица, которые
получили в  установленном  законом  порядке  право  (лицензию)  на
осуществление  строительной  деятельности,  или    посреднические,
управленческие,  консультационные  и  другие  подобные  структуры,
которые  осуществляют  подбор    непосредственных    исполнителей,
заключают  с  ними  контракты,  координируют   их    деятельность,
обеспечивают сдачу объектов в эксплуатацию.
    Стороны самостоятельно определяют условия контракта,  взаимные
обязательства,  учитывая  при   этом    действующие    нормативные
документы,        особенности        строительства        объекта,
организационно-правовую форму контракта, способ его заключения.
    При заключении традиционных двухсторонних контрактов подрядчик
отвечает  за   выполнение    работ,    предусмотренных    проектом
строительства,  сдачу  объекта  в  эксплуатацию.    Заказчик    по
договоренности  сторон  может  брать   на    себя    обязательство
относительно  выделения   строительной    площадки,    обеспечения
проектной документацией, оборудованием,  материалами  специального
назначения, финансирования и оплаты работ,  подготовки  объекта  к
сдаче в эксплуатацию.  При  заключении  многосторонних  контрактов
отдельные обязанности заказчика  и  подрядчика  передаются  другим
участникам.
    Выполнение  работ  должно   начинаться,    осуществляться    и
заканчиваться в установленные контрактом  сроки.  При  определении
этих  сроков  стороны  учитывают   исходные    условия,    которые
установлены  инвестором  или   предусмотрены    проектом.    Сроки
выполнения работ по отдельным  этапам  определяются  сторонами  на
основании календарного плана строительства.
    В контракте следует четко определить  срок  начала  выполнения
работ, который  целесообразно  связать  с  появлением  конкретных,
наиболее важных для начала строительства событий.  Это может  быть
передача строительной площадки, проектной  документации,  открытие
финансирования,  перечисление  аванса  и  т.  п.  О  начале  работ
составляется двухсторонний акт.
    Стороны самостоятельно определяют в контракте порядок,  сроки,
условия платежей и расчетов за выполненные работы и услуги. Оплата
работ  может  осуществляться  за  готовый   объект    или    путем
промежуточных платежей (за этапы, комплексы работ,  конструктивные
элементы,  отдельные  виды  работ  и  услуг).  По   договоренности
заказчик перечисляет подрядчику  авансы,  осуществляет  оплату  за
строительные  материалы,  оборудование,    конструкции,    которые
поставляет подрядчик.
    Конечные расчеты осуществляются  после  выполнения  и  приемки
всех предусмотренных контрактом работ (сдачи объекта в действие) в
оговоренный сторонами срок после подписания акта приемки объекта в
эксплуатацию (акта приемки работ).
    Генеральный подрядчик (главный подрядчик) может привлекать для
выполнения    специальных    работ,    предоставления        услуг
специализированные  строительные  организации  (субподрядчиков)  и
осуществляет координацию их деятельности на строительной площадке.
Субподрядчики  могут  привлекаться  подрядчиком  для    подготовки
контракта и  быть  его  участниками  с  определением  в  контракте
главных обязанностей.
    В отдельных случаях заказчик может заключать с субподрядчиками
прямые контракты на выполнение специальных работ.
    Генеральный подрядчик (главный подрядчик) осуществляет приемку
и оплату работ, которые выполняются субподрядчиками, и перечисляет
предусмотренные контрактом авансы.
    После выполнения всех предусмотренных проектом работ подрядчик
сдает объект заказчику  в  гарантийную  эксплуатацию.  В  процессе
приемки-сдачи объекта стороны проверяют  соответствие  законченных
работ условиям контракта.  Приемка-сдача осуществляется в  течение
установленного сторонами срока после получения  заказчиком  письма
от подрядчика о готовности объекта или его частей к эксплуатации.
    Приемка-сдача  объекта  в  эксплуатацию  оформляется    актом,
подписание  которого  определяет  момент  передачи    объекта    в
собственность  заказчика.  В  акте  указываются  все  претензии  к
выполненным работам.
    Заказчик  должен  гарантировать    надежность    и    качество
выполненных работ в течение установленного контрактом срока.  Срок
гарантии определяется по объекту в  целом  и  (или)  по  отдельным
видам  работ  и  подтверждается  в  акте  приемки.  Срок  гарантии
увеличивается на период, в течение которого работы  по  устранению
недоработок мешали нормальной эксплуатации объекта.
    Для защиты своих  интересов  стороны  определяют  в  контракте
финансовые гарантии выполнения договорных обязательств. Финансовая
гарантия подрядчика может осуществляться в форме денежного залога,
который перечисляется на счет заказчика разовым платежом или путем
многократных  удержаний  из  сумм  промежуточных    платежей    за
выполненные  работы.  Залог  подрядчика  вносится  на  период   до
окончания гарантийного срока эксплуатации объекта.  За счет залога
могут покрываться расходы заказчика  при  банкротстве  подрядчика,
устранении недостатков в работах, которые обнаружены в гарантийный
период, силами сторонних организаций или собственными силами, если
подрядчик отказался от их устранения, а также другие  обоснованные
убытки, причиненные заказчику по вине подрядчика,  от  компенсации
которых он отказался или не имеет возможности их компенсировать.
    Размер залога  целесообразно  предусматривать  в  контракте  в
процентах  от  установленной  договорной  цены.   Неиспользованные
средства  залога  после  окончания  гарантийного  срока   подлежат
возврату подрядчику.
    Кроме залога, для финансовой гарантии деятельности  подрядчика
может использоваться  поручительство  банка,  страховой  компании,
других  подобных  финансовых    структур.    Между    поручителем,
подрядчиком  и  заказчиком   может    заключаться    трехстороннее
соглашение, в соответствии с которым  поручитель  за  определенную
плату берет на себя функцию финансового гаранта подрядчика.

    Бухгалтерский учет в строительстве

    Бухгалтерский учет выполнения строительного контракта

    Основным  нормативным  документом,  регламентирующим   порядок
бухгалтерского  учета  выполнения  строительных  работ,   является
Положение  (стандарт)  бухгалтерского  учета   18    "Строительные
контракты",  утвержденное  приказом  Министерства финансов Украины
от 28.04.2001 г. № 205 ( z0433-01 ) (далее - ПБУ 18).
    Обращаем ваше внимание,  что  правила,  установленные  ПБУ  18
( z0433-01 ),  применяются   для   ведения  бухгалтерского   учета
подрядчиками.   Заказчики   для   ведения   бухгалтерского   учета
используют другие ПБУ.
    Критерием признания доходов и расходов  в  течение  выполнения
строительного  контракта  является  достоверная  оценка  конечного
финансового результата.
    Условия, при которых может быть произведена достоверная оценка
конечного финансового  результата  по  строительному  контракту  с
фиксированной ценой и по строительному контракту по цене  "расходы
плюс" {3} довольно четко описаны в пп. 5, 6 ПБУ 18 ( z0433-01 ).
    Если конечный  финансовый  результат  строительного  контракта
может быть достоверно оценен, доходы  и  расходы  определяются  по
степени  завершенности  работ  по  строительному  контракту.   Для
определения степени  завершенности  работ  могут  применяться  три
различных метода.
    Рассмотрим примеры определения степени завершенности работ.

    Измерение и оценка выполненной работы

    Учетным регистром,  на  основании  которого  можно  произвести
измерение и оценку выполненной работы, является журнал  выполнения
работ, необходимость  ведения  которого  предусмотрена  п.  4.13.8
Протокола Научно-технического совета Министерства Украины по делам
строительства и архитектуры от 15.12.1993 г. № 9  ( v0009241-93 ).
Форма,  содержание   и   порядок   ведения  журнала  оговариваются
сторонами,  кроме  того,  заказчик имеет право на контроль за  его
заполнением.  Следовательно,   в   вышеуказанном   журнале   можно
предусмотреть  наличие данных,  достаточных для измерения и оценки
выполненных работ.
    Кроме того,  в соответствии  с  п. 2  Приказа Государственного
комитета  статистики  Украины    и    Государственного    комитета
строительства,  архитектуры  и  жилищной  политики  Украины    "Об
утверждении  типовых  форм  первичных  документов  по   учету    в
строительстве" от  29  декабря 2000 года № 416/299 ( v0416202-00 )
ежемесячно  специалистами  строительного  предприятия  (независимо
от формы собственности этого  предприятия),  если  предприятием  в
отчетном периоде  выполнялись  строительные  и  монтажные  работы,
работы по капитальному и текущему ремонту зданий  и  сооружений  и
другие подрядные  работы  с  привлечением  бюджетных  средств  или
средств  предприятий,  учреждений  и  организаций  государственной
формы собственности, должен составляться Акт  приемки  выполненных
подрядных работ (форма № КБ-6).  Акт приемки выполненных подрядных
работ составляется для определения стоимости  выполненных  объемов
подрядных работ и проведения  расчетов  за  выполненные  подрядные
работы на строительстве на  основании  журнала  учета  выполненных
работ  в  двух  экземплярах  и  направляется   субподрядчиком    -
генподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).
    Еще одним документом, дающим возможность произвести  измерение
и  оценку  выполненной  работы,  является  "Справка  о   стоимости
выполненных подрядных работ и расходах" (типовая форма № КБ-3).
    Справка составляется  ежемесячно  специалистами  строительного
предприятия, если  предприятием  в  отчетном  периоде  выполнялись
строительные и монтажные работы, работы по капитальному и текущему
ремонту зданий и сооружений и другие подрядные  работы  независимо
от  формы  собственности   этого    предприятия    и    источников
финансирования этих работ.

    Соотношение объема завершенной части работ и их общего  объема
    по строительному контракту в натуральном измерении

    Информация об объеме завершенной части работ по  строительному
контракту в натуральном измерении может быть  приведена  в  первых
строках Акта  приемки  выполненных  подрядных  работ,  а  также  в
журнале  выполнения  работ,  содержание  которого    оговаривается
сторонами и может содержать данные в натуральном выражении.  Общий
объем работ по строительному контракту оговаривается в контракте и
приложениях к нему.

    Соотношение  фактических  расходов   с    начала    выполнения
    строительного контракта до даты баланса и ожидаемой  (сметной)
    суммы общих расходов по контракту

    Сведения о фактических  расходах  содержатся  в  вышеуказанных
документах  (журнале,  акте,  справке),  а  сумма  общих  расходов
предусматривается сметой  перед  началом  строительства.  Разделив
фактическую сумму расходов  на  общую  сумму  расходов  и  умножив
результат 100, получим показатель степени  завершенности  работ  в
процентном выражении.  Сумма дохода, который должен быть признан в
отчетном периоде, определяется путем умножения показателя  степени
завершенности работ на  общую  сумму  планируемого  дохода.  Таким
образом, процесс признания расходов  и  доходов  с  использованием
данного метода  аналогичен  исчислению  сумм  валовых  расходов  и
валовых доходов от выполнения долгосрочных контрактов в  налоговом
учете. Заметим, что в отличии от налогового учета применение этого
метода  в  бухгалтерском  учете  возможно  при  выполнении   любых
строительных контрактов (в том числе, срок  окончания  которых  не
превышает 9 месяцев).
    Если конечный финансовый результат по строительному  контракту
не может быть оценен достоверно, то:
    - доход признается в  сумме  фактических  расходов  от  начала
выполнения  строительного    контракта,    относительно    которых
существует вероятность их возмещения;
    - расходы по строительному контракту признаются расходами того
периода, в течение которого они были понесены.
    Более конкретно порядок признания доходов и  расходов  в  этом
случае будет рассмотрен на числовом  примере  в  следующем  номере
газеты.
    Далее  рассмотрим  процесс  оценки  доходов  и  расходов    по
строительному контракту.
    Доход  по  строительному  контракту  включает  предусмотренную
строительным контрактом цену, а также сумму отклонений,  претензий
и  поощрительных  выплат  по  строительному  контракту.  Поскольку
состав  дохода  описан  довольно  четко,  мы  не  будем   детально
рассматривать этот  вопрос,  отметим  лишь,  что  возможные  суммы
отклонений от первоначально оговоренной цены  контракта,  а  также
претензии (нарушение  условий  контракта),  поощрительные  выплаты
(например, за досрочную сдачу объекта), оговариваются в положениях
строительного контракта или нормами действующего законодательства.
    Расходы по строительному контракту включают:
    - расходы, непосредственно  связанные  с  выполнением  данного
контракта;
    - общепроизводственные расходы.
    В состав расходов,  непосредственно  связанных  с  выполнением
строительного контракта, относятся:
    - прямые материальные расходы;
    - прямые расходы на оплату труда;
    - другие  прямые  расходы  (включая   стоимость    выполненных
субподрядчиками    работ)    согласно    Положению     (стандарту)
бухгалтерского  учета  16  "Расходы",    утвержденному    Приказом
Министерства  финансов  Украины  от  31 декабря 1999  года   № 318
( z0027-00 ),   который  зарегистрирован  в  Министерстве  юстиции
Украины 19 января 2000 года № 27/4248 (далее - ПБУ 16).
    В соответствии с п. 12  ПБУ 16 ( z0027-00 )  в  состав  прямых
материальных  расходов  включается  стоимость  сырья  и   основных
материалов, составляющих основу производимой  продукции,  покупных
полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных  и  других
материалов,  которые  могут  быть  непосредственно   отнесены    к
конкретному объекту расходов.
    В состав прямых расходов на оплату труда включаются заработная
плата и другие выплаты рабочим, занятым в производстве  продукции,
выполнении работ или  предоставлении  услуг,  которые  могут  быть
непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов.
    В  состав  других  прямых  расходов  включаются  все    другие
производственные  расходы,  которые  могут  быть   непосредственно
отнесены к конкретному объекту расходов, в  частности,  отчисления
на  социальные  мероприятия,  плата  за   аренду    земельных    и
имущественных паев, амортизация, расходы  от  брака,  составляющие
стоимость  окончательно  забракованной  продукции  и  расходы   на
исправление брака за вычетом:
    - окончательно  забракованной  продукции    по    справедливой
стоимости;
    - суммы, которая возмещается работниками, допустившими брак;
    - суммы, которая получена  от  поставщиков  за  некачественные
материалы и комплектующие изделия и т. п.
    В     состав    общепроизводственных    расходов    включаются
предусмотренные п. 15 ПБУ 16 ( z0027-00 ) расходы  на  управление,
организацию   и   обслуживание   строительного    производства   с
распределением между объектами строительства (с  учетом  специфики
выполняемых  работ)  пропорционально  к  прямым расходам,  объемам
дохода,   прямым   расходам   на   оплату   труда,   отработанному
строительными машинами и механизмами времени и т. п.
    Не включаются в состав расходов по строительному контракту,  а
отражаются в составе расходов того отчетного  периода,  в  котором
они были осуществлены:
    - административные расходы;
    - расходы на сбыт;
    - прочие операционные расходы;
    - расходы  на  содержание  (амортизация,  охрана  и  т.    п.)
незадействованных  строительных  машин,   механизмов   и    других
необоротных  активов,   которые  не  используются  при  выполнении
строительного контракта.
    Кроме того,  в  соответствии  с  п. 16  ПБУ 18  ( z0433-01 ) в
расходы по строительному контракту включаются расходы за период от
даты заключения  строительного  контракта до даты завершения этого
контракта.  В расходы по строительному контракту также  включаются
расходы,  понесенные  подрядчиком  при  заключении   строительного
контракта,  если  существует  вероятность   его    подписания    и
достоверной  оценки  этих  расходов.  Расходы,    указанные    при
заключении строительного контракта, который не  подписан  до  даты
баланса, признаются расходами отчетного периода  без  включения  в
расходы по этому строительному контракту  в  последующих  отчетных
периодах.

    Налоговый учет выполнения строительных контрактов

    Налоговый учет выполнения  строительных  контрактов  ничем  не
отличается от налогового учета выполнения  работ  (услуг),  т.  е.
момент включения расходов и доходов в состав  валовых  расходов  и
валовых  доходов  определяется  по  первому  событию.   Аналогично
отражаются налоговые обязательства и налоговый кредит.
    Такой способ отражения в  учете  используется  при  применении
обычной системы налогообложения, т. е.,  если  срок  строительного
контракта не превышает 9 месяцев или для отражения в учете  работ,
выполняемых по строительному контракту, срок  выполнения  которого
превышает  9  месяцев  {1},  не   применяется    особый    порядок
налогообложения (особый  порядок  налогообложения  применяется  по
решению налогоплательщика).
    В  соответствии  с  вышеуказанным    подпунктом    исполнитель
самостоятельно  определяет  доходы    и    расходы,    начисленные
(понесенные) в течение отчетного периода  в  связи  с  выполнением
долгосрочного   договора    (контракта),    используя    оценочный
коэффициент выполнения такого долгосрочного контракта.
    Оценочный  коэффициент  выполнения   долгосрочного    договора
(контракта)  определяется  как  соотношение   суммы    фактических
расходов  отчетного  периода  к  сумме  общих  расходов,   которые
планируются исполнителем при выполнении долгосрочного контракта.
    Формула для расчета оценочного коэффициента:

    К = Рф / Ро, где

    К - оценочный коэффициент;
    Рф - сумма фактических расходов за отчетный период;
    Ро - сумма общих расходов,  которые  планируются  исполнителем
при выполнении долгосрочного контракта.
    Доход  исполнителей  в  отчетном  периоде  определяется    как
произведение   общедоговорной    цены    долгосрочного    договора
(контракта)  на  оценочный  коэффициент  выполнения  долгосрочного
контракта.
    Формула для расчета суммы дохода за отчетный период:

    До = Ц х К, где

    До - сумма дохода за отчетный период;
    Ц - цена договора;
    К - оценочный коэффициент;
    Доходы,  исчисленные  исполнителем   долгосрочного    договора
(контракта) в  течение  отчетного  периода,  включаются  в  состав
валовых доходов такого исполнителя по  итогам  отчетного  периода.
Для  целей  налогообложения  суммы    авансов    или    предоплат,
предоставленных исполнителю  долгосрочного  договора  (контракта),
относятся  в  состав   валового    дохода    такого    исполнителя
исключительно  в  пределах  сумм,  определенных  исполнителем  для
включения в состав валовых доходов расчетным путем.
    После   выполнения    долгосрочного    договора    (контракта)
исполнитель осуществляет перерасчет сумм  налоговых  обязательств,
предварительно  определенных  им  по  итогам  каждого   налогового
периода в течение срока выполнения такого  долгосрочного  договора
(контракта). Перерасчет производится следующим образом.
    Определяется фактический коэффициент выполнения  долгосрочного
договора  (контакта)  как  соотношение  расходов   соответствующих
предыдущих  отчетных  периодов  к  фактическим  общим    расходам,
понесенным (начисленным) исполнителем при выполнении долгосрочного
договора (контракта).
    Формула  для  расчета  фактического  коэффициента   выполнения
долгосрочного договора:

    Кф = Рф / Роф, где

    Кф  -  фактический  коэффициент    выполнения    долгосрочного
договора;
    Рф - сумма фактических расходов за отчетный период;
    Роф  - фактические  общие  расходы,  понесенные  (начисленные)
исполнителем при выполнении долгосрочного договора.
    Особый порядок учета и налогообложения доходов и  расходов  от
выполнения  долгосрочных  договорных  обязательств    предусмотрен
п. 7.10  ст. 7  Закона  "О  налогообложении  прибыли  предприятий"
от 28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) в редакции Закона Украины
от  22.05.1997  г.  №  283/97-ВР  ( 283/97-ВР )  с  изменениями  и
дополнениями (далее - Закон о Прибыли).
    Определяется доход таких периодов  как  произведение  конечной
договорной цены  объекта  долгосрочного  договора  (контракта)  на
фактический  коэффициент   выполнения    долгосрочного    договора
(контракта).
    Формула  для  расчета  суммы  дохода  за  отчетный  период   с
применением  фактического  коэффициента  выполнения  долгосрочного
договора:

    Доф = Ц х Кф, где

    Доф  -  сумма  дохода  за  отчетный  период,  исчисленная    с
применением  фактического  коэффициента  выполнения  долгосрочного
договора;
    Ц - цена договора;
    Кф  -  фактический  коэффициент    выполнения    долгосрочного
договора.
    В  случае  если  по  итогам  перерасчета   оказывается,    что
налогоплательщик завысил или занизил сумму налоговых обязательств,
рассчитанную по итогам любого  предыдущего  налогового  периода  в
течение выполнения долгосрочного договора  (контракта),  указанное
завышение или занижение учитывается  соответственно  в  уменьшении
или  увеличении  валового  дохода  такого   налогоплательщика    в
налоговом периоде завершения долгосрочного договора (контракта)  с
применением к сумме определенной разницы процента,  который  равен
120 процентам ставки Национального банка Украины, действовавшей на
момент осуществления такого перерасчета, за период действия  такой
переплаты или недоимки.
    При этом отсчет срока исковой давности начинается с налогового
периода, в котором завершается долгосрочный договор (контракт).
    В отношении НДС необходимо отметить следующее:
    В соответствии с пп. 7.3.7 п. 7.3 ст. 7 Закона  "О  налоге  на
добавленную стоимость" от 04.04.97 г.  № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с
изменениями   и   дополнениями  (далее   -   Закон  о  НДС)  датой
возникновения  налоговых обязательств исполнителя  по  контрактам,
определенных  долгосрочными,  является  дата  увеличения  валового
дохода исполнителя долгосрочного контракта.
    Датой возникновения права заказчика  на  налоговый  кредит  по
контрактам,  определенным  как   долгосрочные,    является    дата
увеличения  валовых  расходов  заказчика  долгосрочного  контракта
(пп. 7.5.4 п. 7.5 ст. 7).

    Отчетность по строительным контрактам

    Налоговые  отчеты  относительно    результатов    деятельности
исполнителя долгосрочного договора (контракта) по  итогам  каждого
налогового периода  представляются  налоговому  органу  по  форме,
которая предусмотрена "Порядком ведения и  составления  налогового
отчета  о  результатах  деятельности   исполнителя    долгосрочных
договоров (контрактов)", утвержденным приказом ГНАУ от 31.07.97 г.
№ 275 ( z0318-97 ) (далее - Приказ № 275).
    В соответствии  с  правилами,  установленными  Приказом № 275,
( z0318-97 )   налогоплательщик,   избравший    особый     порядок
налогообложения  результатов деятельности,  которая осуществляется
по долгосрочному контракту, ведет и составляет:
    - отчет о результатах  деятельности  исполнителя  долгосрочных
договоров (контрактов) по форме № 1-ддз;
    - расчет суммы  дохода  в  связи  с  выполнением  долгосрочных
договоров (контрактов) по форме № 2-ддз;
    - перерасчёт  сумм  налоговых  обязательств  по   завершенному
долгосрочному договору (контракту) по форме № 3-дда
    Расчеты № 2-ддз и № 3-ддз в налоговый орган не представляются,
а хранятся у налогоплательщика вместе с отчетом.
    Отчет направляется в налоговый орган вместе  с  декларацией  о
прибыли  предприятий.  При  составлений    налоговой    отчетности
необходимо руководствоваться  правилами,  установленными  Порядком
составления  декларации  о  прибыли   предприятия,    утвержденным
Приказом ГНАУ от 08.07.97 г. № 214 ( z0313-97 ) (с  изменениями  и
дополнениями), а именно:
    1. В строке 1.3 приложения А  отражаются  доходы,  начисленные
исполнителем  долгосрочного  договора  (контракта)    в    течение
отчетного  периода    в    суммах,    определенных    исполнителем
самостоятельно с использованием оценочного коэффициента выполнения
этого  контракта.  При  этом  суммы   авансов    или    предоплат,
предоставленных исполнителю  долгосрочного  договора  (контракта),
относятся в состав валового дохода исключительно в пределах  сумм,
определенных как произведение общедоговорной цены такого контракта
к оценочному коэффициенту выполнения такого контракта.
    2. После  завершения  долгосрочного    договора    (контракта)
исполнитель осуществляет перерасчет сумм налоговых обязательств. В
случае занижения сумм налоговых обязательств в предыдущих периодах
налогоплательщик увеличивает валовый доход в налоговом  периоде  в
соответствии с  отчетом  о  результатах  деятельности  исполнителя
долгосрочного  договора  (контракта)  и  отражает  сумму    такого
занижения в строке 1.4 данного приложения, а в случае завышения  -
в строке 10.6 приложения Є к декларации.

    Пример отражения в  учете  выполнения  работ  по  строительным
    контрактам

    Исходные данные:

    1. Предприятием "Смена" был  заключен  договор  на  выполнение
долгосрочного строительного контракта.
    2. Срок выполнения договора - с 05.01.2001 г. по 05.11.2001 г.
    3. Цена долгосрочного договора - 60000 грн., в  т.  ч.  НДС  -
10000 грн.
    4. Сумма  планируемых  расходов - 48000 грн.,  в т. ч.  НДС  -
8000 грн.

    Первый квартал:

    - получен аванс в сумме 18000 грн., в т. ч. НДС - 3000 грн.;
    - фактические  расходы  составили 18000 грн.,  в  т. ч.  НДС -
3000 грн.

    Налоговый учет

    Оценочный  коэффициент  =  0,375  (15000  грн.  (сумма   факт,
расходов без НДС) : 40000 грн.  (сумма  планируемых  расходов  без
НДС)).
    Сумма,  включаемая  в  валовые  доходы  первого   квартала   =
18750 грн. (50000 (цена договора без НДС) х 0,375).

    Бухгалтерский учет

    Признание  доходов  и  расходов  осуществляется  по    степени
завершенности работ по методу соотношения фактических  расходов  с
начала  выполнения  строительного  контракта  до  даты  баланса  и
ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по контракту.
    Определяем  показатель  соотношения  фактических  расходов   с
начала  выполнения  строительного  контракта  до  даты  баланса  и
ожидаемой (сметной) суммы общих расходов по контракту:

    15000 : 40000 = 0,375;

    Сумма признанных доходов: 50000 х 0,375 = 18750 грн.

    Второй квартал:

    - денежные средства в оплату контракта не перечислялись;
    - фактические  расходы  составили  1800 грн.,  в т. ч.  НДС  -
300 грн.
    Оценочный коэффициент = 1500 : 40000 = 0,0375.
    Сумма,  включаемая   в   валовые  доходы  второго  квартала  =
1875 грн. (50000 х 0,0375).
    Сумма признанного дохода в бухгалтерском учете - 1875 грн.
    - поступили денежные средства от заказчика в сумме 24000 грн.,
в т. ч. НДС - 4000 грн,
    - фактические  расходы  составили 25920 грн.,  в т. ч.  НДС  -
4320 грн.
    Оценочный коэффициент = 21600 : 40000 = 0,54.
    Сумма,  включаемая  в  валовые  доходы  третьего   квартала  =
27000 грн. (50000 х 0,54).
    Сумма признанного дохода в бухгалтерском учете - 27000 грн.

    Четвертый квартал:

    -   произведен  полный  расчет  за  выполненный   долгосрочный
контракт - 18000 грн., в т. ч. НДС - 3000 грн.;
    - фактические  расходы  составили  6600 грн.,  в т. ч.  НДС  -
1100 грн.
    Оценочный коэффициент = 5500 : 40000 = 0,1375.
    Сумма,  включаемая  в  валовые  доходы  четвертого  квартала =
6875 грн. (50000 х 0,1375).
    Сумма признанного дохода в бухгалтерском учете - 6875 грн.

    После выполнения долгосрочного договора необходимо  проверить,
какая  сумма  была  включена  в  состав    валовых    доходов    в
соответствующих отчетных периодах и сравнить ее с суммой  доходов,
исчисленной с  применением  фактического  коэффициента  выполнения
долгосрочного  договора.  Как  правило,  при  сравнении  возникает
разница.
    Указанная разница возникает вследствие  того,  что  в  валовые
доходы были включены суммы, рассчитанные с применением  оценочного
коэффициента,  который  определялся  исходя  из  суммы    плановых
расходов.  Так как фактический объем расходов превысил плановый на
100 грн. (15000 + 1500 + 21600 + 5500 = 43600), что не могло  быть
предусмотрено заранее, оценочный коэффициент, рассчитанный  исходя
из  плановых  данных,  имел  значение,  отличное    от    значения
фактического коэффициента выполнения долгосрочного  договора.  Как
следствие, суммы доходов, рассчитанные  с  применением  оценочного
коэффициента и включенные в состав валовых доходов соответствующих
отчетных периодов, отличаются от суммы доходов,  полученных  после
перерасчета (с применением  фактического  коэффициента  выполнения
долгосрочного договора).
    С  целью  отражения  в  учете  реальных   данных    необходимо
произвести  корректировку  валовых  доходов  путем   осуществления
перерасчета  суммы  налоговых обязательств в соответствии с формой
№ 3-ддз (приложение № 2) на основании данных,  ранее отраженных  в
форме № 2-ддз (приложение № 1).  Необходимо также учесть, что  при
проведении перерасчета к сумме разницы применяется процент, равный
120%  ставки  НБУ,  действующей  на  момент  осуществления  такого
перерасчета, за срок действия такой переплаты.

    Произведен перерасчет:

    - сумма переплаты вследствие завышения оценочного коэффициента
составила 4500 грн.;
    - сумма переплаты  после  применения  процента,  равного  120%
ставки  НБУ,  составила 4505,81  грн.  Эту  сумму  (4,5 тыс. грн.)
необходимо отразить в строке 10.6  приложения  Є  к  Декларации  о
прибыли предприятия (приложение № 3).

     Бухгалтерские записи хозяйственных операций при выполнении
                       долгосрочного контракта

|---|------------------------|---------------|-------|--------------|
| № |   Содержание операции  | Бухгалтерский | Сумма,|  Налоговый   |
|п/п|                        |      учет     |  грн. |     учет     |
|   |                        |-------|-------|       |-------|------|
|   |                        |  Д-т  |  К-т  |       |   ВД  |  ВР  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 |            2           |   3   |   4   |   5   |   6   |   7  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
|                              1 квартал                            |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 | Получен аванс от       |  311  |  377  |  18000|   -   |   -  |
|   | заказчика в начале     |       |       |       |       |      |
|   | отчетного периода {5}  |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 2 | В течение отчетного    |   23  |  631  |  15000|   -   |   -  |
|   | периода отражены       |  641  |  631  |   3000|       |      |
|   | фактические расходы,   |  631  |  311  |  18000|       |      |
|   | понесенные на          |       |       |       |       |      |
|   | выполнение             |       |       |       |       |      |
|   | долгосрочного          |       |       |       |       |      |
|   | контракта              |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 3 | В конце отчетного      |  643  |  641  |   3750| 18750 | 15000|
|   | периода рассчитан      |       |       |    {6}|       |      |
|   | оценочный коэффициент  |       |       |       |       |      |
|   | и определены доходы и  |       |       |       |       |      |
|   | расходы в налоговом    |       |       |       |       |      |
|   | учете                  |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 4 | Признан доход в        |  377  |  703  |  22500|   -   |   -  |
|   | бухгалтерском учете    |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 5 | Начислен НДС           |  703  |  643  |   3750|   -   |   -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 6 | Списаны расходы на     |  903  |   23  |  15000|   -   |   -  |
|   | выполнение работ       |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 7 | Отражен финансовый     |  703  |  791  |  18750|   -   |   -  |
|   | результат              |  791  |  903  |  15000|       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
|                              2 квартал                            |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 | В течение отчетного    |   23  |  631  |   1500|   -   |   -  |
|   | периода отражены       |  641  |  631  |    300|       |      |
|   | фактические расходы,   |  631  |  311  |   1800|       |      |
|   | понесенные на          |       |       |       |       |      |
|   | выполнение             |       |       |       |       |      |
|   | долгосрочного контракта|       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 2 | В конце отчетного      |  643  |  641  |    375|  1875 | 1500 |
|   | периода рассчитан      |       |       |       |       |      |
|   | оценочный коэффициент и|       |       |       |       |      |
|   | определены доходы и    |       |       |       |       |      |
|   | расходы в налоговом    |       |       |       |       |      |
|   | учете                  |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 3 | Признан доход в        |  377  |  703  |   2250|   -   |   -  |
|   | бухгалтерском учете    |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 4 | Начислен НДС           |  703  |  643  |    375|   -   |   -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 5 | Списаны расходы на     |  903  |   23  |   1500|   -   |   -  |
|   | выполнение работ       |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 6 | Отражен финансовый     |  703  |  791  |   1875|   -   |   -  |
|   | результат              |  791  |  903  |   1500|       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
|                              3 квартал                            |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 | Поступили денежные     |  311  |  377  |  24000|   -   |   -  |
|   | средства от заказчика  |       |       |       |       |      |
|   | в начале отчетного     |       |       |       |       |      |
|   | периода                |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 2 | В течение отчетного    |   23  |  631  |  21600|   -   |      |
|   | периода отражены       |  641  |  631  |   4320|       |      |
|   | фактические расходы,   |  631  |  311  |  25920|       |      |
|   | понесенные на          |       |       |       |       |      |
|   | выполнение             |       |       |       |       |      |
|   | долгосрочного          |       |       |       |       |      |
|   | контракта              |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 3 | В конце отчетного      |  643  |  641  |   5400| 27000 | 21600|
|   | периода рассчитан      |       |       |       |       |      |
|   | оценочный коэффициент  |       |       |       |       |      |
|   | и определены доходы и  |       |       |       |       |      |
|   | расходы в налоговом    |       |       |       |       |      |
|   | учете                  |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 4 | Признан доход в        |  377  |  703  |  32400|   -   |   -  |
|   | бухгалтерском учете    |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 5 | Начислен НДС           |  703  |  643  |   5400|   -   |   -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 6 | Списаны расходы на     |  903  |   23  |  21600|   -   |   -  |
|   | выполнение работ       |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 7 | Отражен финансовый     |  703  |  791  |  27000|   -   |   -  |
|   | результат              |  791  |  903  |  21600|       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
|                              4 квартал                            |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 | Поступили денежные     |  311  |  377  |  18000|   -   |   -  |
|   | средства от заказчика  |       |       |       |       |      |
|   | в начале отчетного     |       |       |       |       |      |
|   | периода                |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 2 | В течение отчетного    |   23  |  631  |   5500|   -   |   -  |
|   | периода отражены       |  641  |  631  |   1100|       |      |
|   | фактические расходы,   |  631  |  311  |   6600|       |      |
|   | понесенные на          |       |       |       |       |      |
|   | выполнение             |       |       |       |       |      |
|   | долгосрочного          |       |       |       |       |      |
|   | контракта              |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 3 | В конце отчетного      |  643  |  641  |   1375|  6875 | 5500 |
|   | периода рассчитан      |       |       |       |       |      |
|   | оценочный коэффициент  |       |       |       |       |      |
|   | и определены доходы и  |       |       |       |       |      |
|   | расходы в налоговом    |       |       |       |       |      |
|   | учете                  |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 4 | Признан доход в        |  377  |  703  |   8250|   -   |   -  |
|   | бухгалтерском учете    |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 5 | Начислен НДС           |  703  |  643  |   1375|   -   |   -  |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 6 | Списаны расходы на     |  903  |   23  |   5500|   -   |   -  |
|   | выполнение работ       |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 7 | Отражен финансовый     |  703  |  791  |   6875|   -   |   -  |
|   | результат              |  791  |  903  |   5500|       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
|  Корректировка суммы валовых доходов по результатам перерасчета   |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 1 | Откорректирован доход  |  377  |  703  |   4500|4505,81|   -  |
|   | (строка 11 формы       |  703  |  791  |       |       |      |
|   | № 3-ддз)               |       |       |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|
| 2 | Откорректированы       |  643  |  641  |    900|   -   |   -  |
|   | налоговые обязательства|  703  |  643  |       |       |      |
|---|------------------------|-------|-------|-------|-------|------|

                                                    Приложение № 1

                            Додаток № 2
        до наказу Державної податкової адмiнiстрацiї України
                    вiд 31 липня 1997 р. № 275

    Форма № 2-ддз
    До державної податкової адмiнiстрацiї не подається

                        Р О З Р А Х У Н О К

         суми доходу у зв'язку iз виконанням довгострокових
         договорiв (контрактiв) за 1 {7} квартал 2001 року

    Назва пiдприємства ___________________________________________

    Одиниця вимiру: в один. грн. з одним десятковим знаком.

|------------------------------|-----|---------------------|--------|
|         Назва показника      | Код |  Предмет договору   | Всього |
|                              |рядка|---------------------|        |
|                              |     | Значення показникiв |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
|               1              |  2  |     3    | 4| 5 | 6 |    7   |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
|                          1. Загальнi данi                         |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Назва замовника              |  01 |          |  |   |   |    x   |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Iдентифiкацiйний код         |     |          |  |   |   |    x   |
| замовника                    |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Номер договору               |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Дата укладення               |     |05.01.2001|  |   |   |    x   |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Дата закiнчення              |     |05.11.2001|  |   |   |    x   |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Фактична дата завершення     |     |05.11.2001|  |   |   |    x   |
| договору                     |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Загальнодоговiрна цiна       |  02 |  50000,00|  |   |   |    x   |
| довгострокового договору     |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Сума загальних витрат, що    |  03 |  40000,00|  |   |   |    x   |
| плануються при виконаннi     |     |          |  |   |   |        |
| довгострокового договору     |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
|                        2. Розрахунок доходу                       |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Сума фактичних витрат        |  04 |  15000,00|  |   |   |15000,00|
| звiтного кварталу            |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Оцiночний коефiцiєнт         |  05 |     0,375|  |   |   |    x   |
| виконання довгострокового    |     |          |  |   |   |        |
| договору (ряд. 04 : ряд. 03) |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Доход у звiтному кварталi за |  06 |  18750,00|  |   |   |18750,00|
| наслiдками виконання         |     |          |  |   |   |        |
| довгострокового договору     |     |          |  |   |   |        |
| (ряд. 02 x ряд. 05)          |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
|               3. Визначення сум авансiв та передоплат             |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Суми авансiв або передоплат, |  07 |  15000,00|  |   |   |    x   |
| наданi виконавцю у звiтному  |     |          |  |   |   |        |
| кварталi                     |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Суми авансiв та передоплат,  |  08 |     -    |  |   |   |    x   |
| не вiднесенi до складу       |     |          |  |   |   |        |
| валового доходу у            |     |          |  |   |   |        |
| попередньому звiтному        |     |          |  |   |   |        |
| перiодi                      |     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|
| Суми авансiв та передоплат,  |  09 |     -    |  |   |   |        |
| що не пiдлягають включенню   |     |          |  |   |   |        |
| до складу валового доходу    |     |          |  |   |   |        |
| звiтного перiоду             |     |          |  |   |   |        |
| (ряд. 07 + ряд. 08 - ряд. 06)|     |          |  |   |   |        |
|------------------------------|-----|----------|--|---|---|--------|

    Примiтки:

    1. Сума фактичних витрат (рядок  04,  графа  n),  сума  доходу
(рядок 06, графа n),  сума авансiв або передоплат (рядок 09, графа
n) вiдображаються у Звiтi (вiдповiдно у рядках 02, 03, 05, графи 3
форми № 1-ддз).
    2. По кожному завершеному довгостроковому договору (контракту)
його виконавець здiйснює перерахунок сум податкових зобов'язань за
формою № 3-ддз.

                                                    Приложение № 2

                           Додаток № 3
      до наказу Державної податкової адмiнiстрацiї України
                    вiд 31 липня 1997 р. № 275

    Форма № 3-ддз
    До державної податкової адмiнiстрацiї не подається

                        П Е Р Е Р А Х У Н О К

   сум податкових зобов'язань по завершеному довгостроковому
       договору (контракту) № б/н  вiд 05 сiчня 20 02 р.
                    за IV квартал 2001 року

    Назва пiдприємства ___________________________________________

    Одиниця вимiру: в один. грн. з одним десятковим знаком.

|---------------------------|-----|-----------------------------------|--------|
|       Назва показника     | Код |         Предмет договору          | Всього |
|                           |рядка|-----------------------------------|        |
|                           |     |       Значення показникiв         |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
|              1            |  2  |    3   |    4   |    5   |    6   |    7   |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Кiнцева договiрна цiна    |  01 |     x  |    x   |    x   |    x   |50000,00|
| об'єкта довгострокового   |     |        |        |        |        |        |
| договору (контракту)      |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Витрати вiдповiдних       |  02 |15000,00| 1500,00|21600,00|   5500 |    x   |
| попереднiх звiтних        |     |        |        |        |        |        |
| перiодiв                  |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Сума фактичних загальних  |  03 |15000,00| 1500,00|21600,00|   5500 |40100,00|
| витрат, понесених         |     |        |        |        |        |        |
| (нарахованих) при         |     |        |        |        |        |        |
| виконаннi довгострокового |     |        |        |        |        |        |
| договору (контракту)      |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Фактичний коефiцiєнт      |  04 |   0,344|   0,034|   0,495| 0,1262 |    x   |
| виконання довгострокового |     |        |        |        |        |        |
| договору (контракту)      |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Перерахункова сума доходу |  05 |17201,00| 1720,00|24771,00| 6308,00|    x   |
| (ряд. 01 x ряд. 04)       |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Розрахункова сума доходу  |  06 |18750,00| 1875,00|27000,00| 6875,00|    x   |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Рiзниця за наслiдками     |  07 | 1549,00|  155,00| 2229,00|  567,00| 4500,00|
| перерахунку (iз знаком    |     |        |        |        |        |        |
| "+"  або "-"              |     |        |        |        |        |        |
| (ряд. 06 - ряд. 02) -     |     |        |        |        |        |        |
| - (ряд. 05 - ряд. 03)     |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Облiкова ставка НБУ на    |  08 |     27%|     27%|     27%|     -  |        |
| момент здiйснення цього   |     |        |        |        |        |        |
| перерахунку               |     |        |        |        |        |        |
| "__" ______ 200 __ р.     |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| 120% вiд облiкової ставки |  09 |   32,4%|   32,4%|   32,4%|     -  |    x   |
| НБУ (ряд. 08 x 120 : 100) |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Термiн дiї переплати чи   |  10 |  270,00|  180,00|   90,00|     -  |    x   |
| недоплати (днiв)          |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|
| Сума, що враховується у   |  11 | 1552,76|  155,25| 2230,80|  567,00| 4505,81|
| збiльшеннi або зменшеннi  |     |        |        |        |        |        |
| валового доходу           |     |        |        |        |        |        |
| (iз знаком "+" або "-")   |     |        |        |        |        |        |
| (ряд. 07 + ряд. 07 x      |     |        |        |        |        |        |
| x ряд. 09 x               |     |        |        |        |        |        |
| ряд. 10 : 360 : 100)      |     |        |        |        |        |        |
|---------------------------|-----|--------|--------|--------|--------|--------|

    Примiтки:

    1. Сума доходу (рядок 11, графа  п)  зi  знаком  "+"  або  "-"
вiдображається у Звiтi (рядок 04, графа 3 форми № 1-ддз).
    2. У разi, копи у звiтному перiодi перерахунки здiйснюються за
двома  i    бiльше    завершеними    довгостроковими    договорами
(контрактами),  то  сума  доходу   визначається    пiдсумовуванням
результатiв перерахунку (рядок 11, графа n) по кожному завершеному
договору i зi знаком "+" або "-" вiдображається у Звiтi (рядок 04,
графа 3 форми № 1-ддз).

                                                    Приложение № 3

    Назва пiдприємства ______________________
    Iдентифiкацiйний код з ЄДРПОУ

   Доходи, якi за своєм змiстом пiдлягають виключенню зi складу
               валових доходiв з метою оподаткування

|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| № |         Показники         |Код рядка|  За   | Наростаючим  |
|   |                           |         |звiтний| пiдсумком з  |
|   |                           |         |квартал| початку      |
|   |                           |         |       | звiтного року|
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
|   |             1             |    2    |   3   |       4      |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 1 | Вартiсть вiдвантажених    |   10.1  |       |              |
|   | товарiв, виконаних робiт, |         |       |              |
|   | наданих послуг, не        |         |       |              |
|   | сплачених покупцем, у разi|         |       |              |
|   | звернення платником       |         |       |              |
|   | податку iз заявою до      |         |       |              |
|   | суду (арбiтражного суду)  |         |       |              |
|   | про стягнення заборгова-  |         |       |              |
|   | ностi або про визнання    |         |       |              |
|   | платника банкрутом, а     |         |       |              |
|   | також у випадку вчинення  |         |       |              |
|   | виконавчого напису        |         |       |              |
|   | нотарiусом                |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 2 | Суми несплачених          |   10.2  |       |              |
|   | процентiв (комiсiйних), у |         |       |              |
|   | разi звернення платником  |         |       |              |
|   | податку (кредитором) iз   |         |       |              |
|   | заявою до суду            |         |       |              |
|   | (арбiтражного суду) або   |         |       |              |
|   | про визнання платника     |         |       |              |
|   | банкрутом, а також у      |         |       |              |
|   | випадку вчинення          |         |       |              |
|   | виконавчого напису        |         |       |              |
|   | нотарiусом                |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 3 | Сума доходу у виглядi     |   10.3  |       |              |
|   | процентiв, одержаних      |         |       |              |
|   | платником податку вiд     |         |       |              |
|   | володiння державними      |         |       |              |
|   | цiнними паперами та       |         |       |              |
|   | облiгацiями мiсцевих      |         |       |              |
|   | позик, що придбанi ним    |         |       |              |
|   | до 1 липня 1997 року      |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 4 | Доходи, отриманi          |   10.4  |       |              |
|   | пiдприємствами, що        |         |       |              |
|   | заснованi всеукраїнськими |         |       |              |
|   | громадськими органiзацiями|         |       |              |
|   | iнвалiдiв, вiд продажу    |         |       |              |
|   | товарiв (робiт, послуг)   |         |       |              |
|   | (за винятком доходiв вiд  |         |       |              |
|   | грального бiзнесу)        |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 5 | Доходи, отриманi          |   10.5  |       |              |
|   | пiдприємствами вiд продажу|         |       |              |
|   | на територiї України      |         |       |              |
|   | спецiальних продуктiв     |         |       |              |
|   | дитячого харчування       |         |       |              |
|   | власного виробництва      |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 6 | Сума вiд перерахунку      |   10.6  |  4,5  |     4,5      |
|   | доходу за завершеними     |         |       |              |
|   | довгостроковими           |         |       |              |
|   | договорами (контрактами)  |         |       |              |
|   | в разi завищення суми     |         |       |              |
|   | податкових зобов'язань у  |         |       |              |
|   | попереднiх податкових     |         |       |              |
|   | перiодах                  |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 7 | Доходи (крiм пасивного    |   10.7  |       |              |
|   | прибутку), одержанi за    |         |       |              |
|   | межами митної територiї   |         |       |              |
|   | України за наявностi      |         |       |              |
|   | мiжнародного договору про |         |       |              |
|   | усунення подвiйного       |         |       |              |
|   | оподаткування             |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 8 | Доходи, отриманi вiд      |   10.8  |       |              |
|   | надання послуг щодо       |         |       |              |
|   | збирання та заготiвлi     |         |       |              |
|   | окремих видiв вiдходiв    |         |       |              |
|   | вторинної сировини,       |         |       |              |
|   | перелiк яких визначається |         |       |              |
|   | Кабiнетом Мiнiстрiв       |         |       |              |
|   | України                   |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 9 | Iншi надходження          |   10.9  |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|
| 10| Усього доходів (сума      |  10.10  |       |              |
|   | рядків з 10.1 по 10.9)    |         |       |              |
|---|---------------------------|---------|-------|--------------|

{1} В соответствии со ст. 31 Закона № 280 к полномочиям  сельских,
    поселковых,  городских  советов  относятся:   определение    в
    установленном порядке территории,  выбор,  изъятие  (выкуп)  и
    предоставление земли для градостроительных нужд,  определенных
    градостроительной документацией;
    предоставление в соответствии с  законодательством  разрешения
    на сооружение объектов градостроительства независимо от  формы
    собственности.
{2} Приказом  №  179  утвержден  Перечень  объектов,   утверждения
    проектов строительства  которых  в  пределах  законодательства
    Украины не нуждаются в заключении комплексной  государственной
    экспертизы. В соответствии с п. 3 Приказа № 179 принадлежность
    конкретного объекта или вида работ к перечисленным в указанном
    Перечне устанавливается заказчиком вместе с главным  инженером
    (главным  архитектором)  проекта  с  подтверждением   справкой
    службы Укринвестэкспертизы. В случае возникновения разногласий
    по  этому  вопросу,  письменное    решение    принимается    в
    десятидневный срок Госстроем Украины.
{3} Контракт по цене "расходы плюс"  -  договор  о  строительстве,
    который предусматривает цену как  сумму  фактических  расходов
    подрядчика  на   выполнение    строительного    контракта    и
    согласованной  прибыли  (в  виде  процента  от  расходов   или
    фиксированной величины).
{4} Контракт,  срок  выполнения  которого  превышает  9   месяцев,
    считается долгосрочным.
{5} В соответствии с п. 7.10 Закона  о  Прибыли  валовый  доход  в
    налоговом  учете  будет  определяться  в   момент    понесения
    фактических расходов за  отчетный  период,  после  определения
    оценочного коэффициента
{6} В соответствии с пп. 7.3. 7 п. 7.3 ст.  7  Закона  Украины  "О
    налоге на добавленную стоимость" от 04.04.97  г.  №  168/97-ВР
    датой  возникновения  налоговых  обязательств  исполнителя  по
    контрактам, определенным как  долгосрочные  в  соответствии  с
    Законом о Прибыли, является дата  увеличения  валового  дохода
    исполнителя долгосрочного контракта
{7} Расчет за 2, 3, 4 кварталы заполняется аналогично.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№29/02, №30/02
[08.08.2002]
Татьяна Крысенко, Ирина Шингур

------------------------------------------------------------------