"Плачу без базара, в натуре..." Нюансы штрафов по 17.1.7 и 17.1.9 ------------------------------------------------------------------ Часть первая. Штрафы на штрафы - не начисляются (по крайней мере, штрафы по 17.1.7) В статье "Оптимистическая трагедия" ("Бухгалтер" № 33'2001, с. 34-35) мы доказывали, что согласно нормам Закона "О порядке погашения..." (далее - Закон) штрафные санкции на штрафные санкции накручиваться не должны. Хотя на практике налоговики зачастую поступали иначе (например, применяли штрафы за несвоевременность по 17.7.7 и к несвоевременно уплаченным штрафам). Вывод же о неприменимости штрафов к штрафам был сделан нами преимущественно на основании определения термина "штрафная санкция (штраф)", приведенного в п. 1.5 Закона {1}. В прошлом выпуске журнала на с. 18-24 был опубликован Справочник платежей, по которым применяются штрафные санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ), по состоянию на 01.08.2002 г., утвержденный заместителем председателя ГНАУ В. Росоловским. С радостью отмечаем, что в этом документе главные налоговики предписали не применять штраф по 17.1.7 в отношении штрафов и санкций за нарушения налогового законодательства (код бюджетной классификации 16030100). Те, кто был незаконно оштрафован, теперь могут уверенно потребовать пересмотра выписанных в нарушение Закона уведомлений-решений и возврата излишне уплаченных санкций. А остальным плательщикам (то избежание лишних штрафов) хотим посоветовать при осуществлении перечислений в бюджет в первую очередь уплачивать суммы налогов-сборов, а уже затем перечислять штрафные санкции. Кстати, напомним, что за несвоевременную уплату финсанкций админштраф по п. 11 ст. 11 Закона "О государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 ) {2} применяться не должен. А тот с пеней на штрафы - дела обстоят хуже (ну а как же без дегтя?). Штрафы же на пеню, разумеется, не начисляются на основании того же п. 1.5 Закона (см. сноску "{1}"). {3} Часть вторая. Двойной штраф и натуроплата Нами уже было сказано немало о применении штрафа в двойном размере суммы налогового обязательства по п/п. 17.7.9 Закона к подоходному налогу с граждан. {4} Сегодня мы хотим дополнить эту тему небольшим штришком. Посмотрим, должен ли применяться этот штраф в ситуации, когда, например, имело место неудержание (или удержание не в полной сумме) подоходного налога в случае выплаты заработной платы натурой. {5} По нашему мнению, указанный штраф по 17.1.9 Закона здесь применять некорректно. Такой вывод следует из буквального прочтения этой штрафной нормы. Речь в ней идет о том, что плательщик налогов "осуществляет продажу (отчуждение) товаров (продукции) {6} или осуществляет денежные выплаты без предварительного начисления и уплаты налога". В рассматриваемом же случае мы имеем дело не с продажей и не с денежными выплатами, а с выплатами натуральными. Тот факт, что натурвыплаты не являются "продажей" в терминах налоговых законов, можно подтвердить как самим определением этого термина в п. 1.31 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) или в п. 1.4 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), так и тем, что в п. 4.2 Закона об НДС отдельно оговорен механизм определения базы налогообложения операций натуроплаты среди ряда операций, не подпадающих под определение "продажи". Кроме того, налоговики еще в письме от 14.06.99 г. № 692/3/16-1214 ( v0692225-99 ) {7} писали, что натуроплата не является бартером. Это подтверждает, что она производится не по гражданско-правовому, а по трудовому договору. В то же время слово "отчуждение", стоящее в скобках после слова "продажа", дает повод фискалам углядеть "натуральную" зарплату именно за этим словом (правда, выдаваемую только товарами или продукцией - см. сноску "{6}"). На наш взгляд, такое прочтение небесспорно. К тому же в пользу неприменения штрафа по п/п. 17.1.9 Закона в отношении подоходного налога с неденежных выплат дополнительно говорят, напомним {8}, и те факты, что в этих (неденежных) случаях не происходит предварительного начисления и уплаты подоходного налога, о которых сказано в 17.1.9 (как, впрочем, и в большинстве случаев денежных выплат). Кроме того, "обязательным условием продажи (отчуждения)" (о чем также идет речь в 17.1.9) начисление и уплата подоходного налога в данных случаях не является. Законодательство не ставит возможность такого отчуждения в зависимость от того, был ли уплачен подоходный налог. Поэтому мы склоняемся к тому, что штраф по п/п. 17.1.9 может применяться только к случаям, когда выплаты доходов, облагаемых подоходным налогом (и/или другими налогами-сборами), производятся исключительно денежными средствами (в наличной или безналичной форме). По крайней мере, наличие правила о конфликте интересов дает для этого дополнительный повод. Тем не менее главные налоговики рассудили иначе и протрактовали в этом месте Закон фискально. В налоговом разъяснении, утвержденном приказом ГНАУ от 05.07.2002 г. № 310 ( v0310225-02 ) {9} и посвященном в том числе вопросам применения штрафа по п/п. 17.1.9, они написали, что действие этого подпункта "применяется во всех случаях неначисления (неполного начисления) плательщиками налогов сумм подоходного налога с начисленных или выплаченных физическим лицам доходов (как в денежной, так и в натуральной форме)". Так что применять этот штраф к натурвыплатам налоговики теперь будут, увы, повсеместно. Те же, кто рискнет судиться, видимо, должны упирать в суде в первую очередь на: 1) вышеизложенные аргументы; 2) то, что согласно п/п. 4.4.2 "г" Закона "налоговое разъяснение не имеет силы нормативно-правового акта"; 3) п/п. 4.4.1 Закона, то есть правило о конфликте интересов {10}. Так что совсем уж "без базара" - не получится. Вот на такой смелой ноте мы и закончим. {1} Напомним его содержание: "штрафная санкция (штраф) - плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), взыскиваемая с плательщика налогов в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами". {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 13т-14т. {3} Чтоб там на эту тему ни сочиняла ГНАУ в своих "пробных" письмах, широко, впрочем, не тиражируемых, - как, например, в письме на Волынь от 22.02.2002 г. № 3251/7/23-5317. {4} См., например, "Бухгалтер" № 14'2001, с. 19, № 36'2002, с. 28, и № 37'2002, с. 46-47. {5} Каковая натура освобождает работника от необходимости идти на базар (см. заголовок) и там ее покупать. {6} Отметим, что продажа работ-услуг здесь не упоминается. - А. П. {7} См. "Бухгалтер" № 19'99, с. 87. {8} А подробнее - см. "Бухгалтер" № 14'2001, с. 19 (сноска № 6), и № 36'2002, с. 28. {9} См. "Бухгалтер" № 26'2002, с. 13. {10} И не стоит смеяться тем, кто читал п. 7.6 постановления Пленума ВХС от 25.07.2002г. в прошлом выпуске "Бухгалтера" (с. 12-13), но не прочитал при этом наш комментарий (там же, с. 14-15). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №38/02, стр. 37 [01.10.2002] Алексей Павленко Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------