Так может ли филиал юридического лица быть субъектом
                внешнеэкономической деятельности?

------------------------------------------------------------------

    Государственная    таможенная    служба     Украины    письмом
от  19  сентября  2002  года  №  11/4-10-8445-ЕП   ( v8445342-02 )
"Относительно   декларирования   товаров   филиалами  предприятий"
(далее - письмо; см.  с.  22  сегодняшнего  номера)  рекомендовала
таможенным  органам  Украины  осуществлять  постановку  на    учет
филиалов  без  создания  юридического  лица  и  других  отделенных
подразделений    украинских    субъектов       внешнеэкономической
деятельности  (субъектов  ВЭД)  в  порядке,  предусмотренном   для
предприятий.
    Указанная рекомендация письма  ГТСУ,  направленного  таможням,
вызывает вопросы  по  законности  ее  применения  на  практике  и,
безусловно,  не  способствует  упорядоченной    и    единообразной
деятельности всей таможенной системы Украины.
    На сегодняшний день ведение учета в таможенных органах Украины
регулируется  приказом  Государственного   таможенного    комитета
Украины  от  31  мая  1996  года  № 237 ( z0292-96 ),  утвердившим
Порядок ведения учета субъектов внешнеэкономической деятельности в
таможенных органах (далее - Порядок).
    Названный  нормативный    акт    специально    уполномоченного
центрального органа исполнительной власти  в  области  таможенного
дела, принятый в соответствии  с  положениями  ч.  5  ст.  8  ныне
действующего Таможенного кодекса Украины, четко обозначил в п. 1.1
требования, согласно которым учету в  таможенном  органе  подлежат
субъекты ВЭД, находящиеся в зоне  деятельности  этого  таможенного
органа независимо от формы собственности.
    Примерный перечень субъектов  ВЭД  приведен  в  ст.  3  Закона
Украины "О внешнеэкономической деятельности"  от  16.04.1991  года
№  959-ХII  ( 959-12 ).   Причем  упомянутый  перечень   субъектов
внешнеэкономической деятельности не включает филиалы без  создания
юридического лица и  другие  отделенные  подразделения  украинских
субъектов ВЭД.
    Таким  образом,  законодатель  Украины  не  рассматривает    в
качестве  субъектов  ВЭД  структурные  подразделения  юридического
лица, созданного на территории и по законам Украины.
    С такой  же  позицией  законодательной  власти  согласуется  и
вышеуказанный Порядок, предписывая таможням вести  учет  субъектов
ВЭД, не оговаривая возможность осуществления такого  учета  других
участников    внешнеэкономических    связей,    не    признаваемых
законодательством Украины в качестве субъектов ВЭД.
    Ранее Государственная таможенная служба Украины  категорически
исключала возможность учета в таможенных органах филиалов и других
структурных  единиц  субъектов  ВЭД  Украины,  о  чем   однозначно
утверждалось  в  письме  ГТСУ  от  23.11.2000  г.  №  16/3-4521-ЕП
( v4521342-00 ).
    Данный запрет учета филиалов в таможенном органе, содержащийся
в письме  ГТСУ  от  23.11.2000  г. № 16/3-4521-ЕП ( v4521342-00 ),
был признан недействующим упомянутым письмом.
    Вместе с тем анализируемое письмо ГТСУ не отменило  требования
Порядка в части учета в таможенном органе субъектов ВЭД,  которыми
филиалы  не  являются.  При  этом,  приказ  компетентного  органа,
содержащий нормативно определенные  правила  поведения  участников
тех или иных правоотношений,  имеет высшую юридическую силу (т. е.
является более обязательным)  по  сравнению  с  письмом  этого  же
органа.
    В связи с этим хотелось бы задать руководству  Государственной
таможенной  службы  Украины  вопрос  относительно  того,    какими
правовыми источниками оно руководствовалось, предлагая по существу
анализируемым письмом таможням  Украины  рассматривать  филиалы  и
другие  структурные  подразделения  юридических  лиц  Украины    в
качестве субъектов внешнеэкономической деятельности.
    Следует также заметить, что поднятая  в  настоящей  публикации
проблема не является праздной,  поскольку  согласно  все  тому  же
приказу ГТСУ от 31.05.96 г. № 237 ( z0292-96 ) отсутствие учета  в
таможенном  органе в качестве субъекта ВЭД влечет за собой отказ в
таможенном оформлении грузов.
    Интересен также тот факт,  что  практика  рассмотрения  судами
Украины  споров,  связанных  с  возможностью  учета  в  таможенных
органах Украины филиалов украинских субъектов  предпринимательской
деятельности, подтверждает отсутствие правовых оснований для учета
в таможенных органах структурных единиц юридических лиц Украины.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№83/02 стр. 43
[17.10.2002]
И. Петренко
Таможенный брокер
------------------------------------------------------------------