Инновационная деятельность - теперь "в законе" ------------------------------------------------------------------ Понятно, что без поддержки государства тем предприятиям, которые занимаются внедрением новых технологий, проектов, инновационных программ не обойтись. Отсюда стремление законодателей поддержать такие предприятия в их начинаниях. Закон Украины "Об инновационной деятельности" от 04.07.2002 г. № 40-IV ( 40-15 ) (далее - Закон № 40) направлен главным образом на внедрение льготного режима налогообложения для предприятий, реализующих инновационные проекты и для инновационных предприятий. Кроме того, Законом № 40 предусматривается предоставление таким предприятиям ряда дополнительных льгот, таких как получение от государства беспроцентного кредита, предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование инновационных проектов и т. п. Субъект инновационной деятельности и инновационное предприятие В плане налоговых льгот предприятия, подпадающие под действие Закона № 40 ( 40-15 ), можно подразделить на две условные категории - субъекты инновационной деятельности и инновационные предприятия. Первые - более широкое понятие, включающее всех, кто реализует инновационный проект. Вторые - составная часть субъектов инновационной деятельности, но в общем объеме произведенной ими продукции инновационные продукты и (или) продукция должны занимать более 70 процентов. При этом измерение объемов должно происходить в денежной форме. Итак, кто же считается субъектом инновационной деятельности? Таковыми являются физические и (или) юридические лица Украины, физические и (или) юридические лица иностранных государств, лица без гражданства, объединения этих лиц, которые осуществляют в Украине инновационную деятельность и (или) привлекают имущественные и интеллектуальные ценности, вкладывают собственные или заимствованные средства в реализацию в Украине инновационных проектов. Обратите внимание - Закон прямо предусматривает, что субъектами инновационной деятельности могут быть физические лица (речь идет о субъектах предпринимательства). Для того чтобы получить статус субъекта инновационной деятельности, необходимо разработать, а потом зарегистрировать инновационный проект. Регистрировать и вести реестр инновационных проектов будет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере инновационной деятельности. Закон не уточняет, что это за "орган", видимо, все будет зависеть от соответствующего постановления Кабинета Министров, поскольку именно ему поручено разработать порядок регистрации инновационных продуктов. Необходимым условием регистрации и внесения проекта в реестр является его квалифицированно, т. е. проведение экспертизы, которая выполняется за счет средств субъектов инновационной деятельности. Срок рассмотрения проекта не может превышать 6 месяцев. В случае принятия положительного решения и регистрации проекта, субъекту выдается Свидетельство о государственной регистрации инновационного проекта, которое действительно в течение 3 лет с даты его выдачи, после чего Свидетельство аннулируется. Таким образом, инновационная деятельность считается таковой только 3 года, после этого она свой статус теряет. Налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности Теперь о налогообложении. Прежде всего, интерес вызывают льготы по налогу на прибыль и НДС. Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 40 ( 40-15 ) налогообложение объектов инновационной деятельности осуществляется в следующем порядке. Пятьдесят процентов НДС по операциям по продаже товаров (выполнения работ, предоставления услуг), связанных с выполнением инновационных проектов, и 50 процентов налога на прибыль, полученной от выполнения этих проектов, остаются в распоряжении налогоплательщика, зачисляются на его специальный счет и используются им исключительно на финансирование инновационной, научно-технической деятельности и расширение собственных научно-технологических и опытно-экспериментальных баз. Сразу возникает вопрос - как определить 50% суммы НДС, ведь отдельной декларации для субъектов инновационной деятельности не предусмотрено? Хотя было бы логично такую декларацию внедрить, по аналогии с сельскохозяйственными производителями, однако Закон № 40 ( 40-15 ) не поручает ГНАУ разработать какой-либо особый порядок учета НДС. В то же время это не означает, что такого порядка не будет - все уже привыкли к "самодеятельности" ГНАУ. Судя по всему, эта "половина" будет определяться исходя из суммы НДС, непосредственно уплачиваемого в бюджет, т. е. от разницы между налоговыми обязательствами от продажи инновационного продукта (продукции) и налогового кредита по НДС, уплаченного поставщикам сырья, материалов и т. п., но опять-таки, связанных с производством этих продуктов (продукции). Если же сделать акцент на словах "по операциям по продаже товаров (выполнения работ, предоставления услуг)" и предположить, что "половина" будет браться исходя из налоговых обязательств, то тогда необходимо в такой же пропорции скорректировать и налоговый кредит, что в конечном счете приведет к тому же. Что касается половины налога на прибыль, полученной от выполнения инновационных проектов, то здесь, судя по всему, особых проблем быть не должно, ведь декларация о прибыли и сейчас предусматривает разграничение доходов и расходов, полученных и понесенных от реализации инновационных проектов (доходы отражаются в стр. 8.11. приложения "Е", расходы - в 31.4 приложения "К", амортизация - в стр. 35.1 приложения "Н") от доходов и расходов от другой деятельности. Кроме того, непонятен механизм зачисления этих сумм на специальные счета. Пока можно только предполагать, что оно будет происходить также в порядке, аналогичном зачислению НДС на специальные счета сельхозпроизводителями согласно п.п. 11.29 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ). Условия для получения льгот С получением этих льгот не все просто. Существует ряд условий, которые необходимо выполнить: 1. Этими льготами можно воспользоваться только в период действия Свидетельства о государственной регистрации инновационного проекта, т. е. в течение 3-х лет. 2. Начать выполнение проекта необходимо не позднее 18 месяцев с даты его государственной регистрации. 3. В течение месяца после начала реализации проекта субъект инновационной деятельности должен уведомить об этом налоговые органы. 4. По всем хозяйственным операциям, связанным с выполнением проекта, субъект инновационной деятельности должен вести отдельный бухгалтерский учет. Выше мы говорили о том, что субъектом инновационной деятельности может быть физическое лицо. Как стыкуются эти два положения Закона - непонятно, ведь физические лица - субъекты предпринимательства бухгалтерский учет не ведут вообще. Судя по всему, таким частным предпринимателям (хотя их, наверно, наберется немного) все-таки придется вести бухгалтерию. 5. Половина налога на прибыль и НДС, остающиеся в распоряжении субъекта инновационной деятельности, должны быть использованы в течение срока льготного налогообложения (т. е. в течение 3-х лет), и в течение последующих 12 месяцев. Не использованные в течение этого срока средства зачисляются в государственный бюджет. Налоговые льготы для инновационных предприятий Теперь рассмотрим инновационные предприятия. Как мы указывали, для них предусмотрены дополнительные льготы (именно дополнительные - об этом говорит часть 3 ст. 16 Закона № 40 ( 40-15 )). Особая регистрация для таких предприятий не предусмотрена - все зависит от пропорции производимого продукта. Поэтому вполне возможна ситуация, когда сегодня предприятие имеет статус инновационного, а завтра - нет. Следовательно, сегодня можно пользоваться льготой, а завтра - нет. Итак, дополнительные льготы заключаются в следующем. Согласно части четвертой ст. 21 Закона № 40 ( 40-15 ) инновационным предприятиям разрешена ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная двадцатипроцентная норма ускоренной амортизации основных фондов группы 3. Буквально читая эту фразу, можно прийти к выводу, что она несет две смысловые нагрузки: - ускоренная амортизация устанавливается для всех групп основных фондов; - для основных фондов группы 3 устанавливается норма амортизации 20 процентов от балансовой стоимости (напомним, что при использовании ускоренной амортизации балансовая стоимость равняется первоначальной). Первый тезис на практике реализовать не получится, поскольку нормы ускоренной амортизации для групп 1 и 2 ни анализируемым Законом, ни Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль) не предусмотрены. Поэтому эта норма остается мертвой. А вот насчет целесообразности применения двадцатипроцентной нормы амортизации возникают вопросы. Применяя ее, основные фонды самортизируются за 5 лет. Это, разумеется, положительный момент. Однако стоит вспомнить, что самим Законом о налоге на прибыль ( 283/97-ВР ) установлены следующие нормы ускоренной амортизации: 1-й год эксплуатации - 15 процентов; 2-й год эксплуатации - 30 процентов; 3-й год эксплуатации - 20 процентов; 4-й год эксплуатации - 15 процентов; 5-й год эксплуатации - 10 процентов; 6-й год эксплуатации - 5 процентов; 7-й год эксплуатации - 5 процентов. На первый взгляд, инновационное предприятие, воспользовавшись предоставленной ему льготой, сможет на 2 года раньше самортизировать основные фонды и восстановить их стоимость. Но обратите внимание, в течение первых двух лет эксплуатации основных фондов по льготному режиму самортизируется 40 процентов стоимости, а по "обычному" - 45. А ведь для инновационной деятельности основная нагрузка на основные фонды приходится именно на первые годы эксплуатации. Это и понятно - субъект инновационной деятельности хочет использовать свои мощности и насытить рынок - по максимуму. Выходит, что обычный ускоренный метод, предложенный Законом о налоге на прибыль ( 283/97-ВР ), более "инновационной" "инновационного"? У читателей может возникнуть вопрос - а можно ли скомбинировать оба метода - сначала амортизировать по Закону о налоге на прибыль ( 283/97-ВР ), а потом по Закону № 40 ( 40-15 ). На наш взгляд, можно, поскольку инновационным предприятиям ускоренная амортизация "разрешена", т. е. они могут применять ее, а могут и не применять. В то же время нельзя не заметить, что в части четвертой ст. 21 Закона № 40 ( 40-15 ) отсутствует увязка применения ускоренной амортизации с теми основными фондами, которые используются при производстве инновационного продукта или продукции. Иными словами, получается, что инновационному предприятию можно применить ускоренную "инновационную" амортизацию ко всем основным фондам группы 3, даже к тем, которые в инновационной деятельности не участвуют?! Несмотря на то что некоторые специалисты придерживаются такой позиции, вряд ли она найдет свое отражение на практике. Тем более что в Порядке составления декларации о прибыли предприятия, утвержденном приказом ГНАУ от 08.07.97 г. № 214 ( z0313-97 ), в отношении амортизации "инновационных" основных фондов уже давно фигурирует фраза "связанных с созданием и продажей инновационного продукта". Вторая льгота определена в части пятой ст. 21 Закона № 40 ( 40-15 ) и касается земельного налога. Инновационные предприятия платят только половину его суммы: ставка устанавливается в размере 50 процентов действующей ставки налогообложения. Третья льгота (часть первая ст. 22 Закона № 40 ( 40-15 )) коснется не всех инновационных предприятий, а только реализующих проекты особой важности и в отношении которых принято соответствующее постановление Кабинета Министров Украины. Такие инновационные предприятия могут ввозить сырье, оборудование, оснащение, комплектующие и другие товары (кроме подакцизных), которые не производятся в Украине или производятся, но не отвечают требованиям проекта без уплаты ввозной пошлины и НДС (речь идет об "импортном" НДС). Однако если эти ТМЦ будут использованы не для нужд инновационного проекта, то согласно части второй ст. 22 Закона № 40 ( 40-15 ) предприятие обязано будет уплатить таможенную пошлину и НДС в полном объеме. При этом предприятие должно будет уплатить еще и пеню. Контроль за целевым использованием будет осуществлять таможенная служба, поэтому инновационные предприятия обязаны ежеквартально предоставлять им отчеты об использовании ввезенных ими сырья, материалов, оборудования, оснащения, комплектующих и других товаров. Обратите внимание, освобождение от уплаты налогов при ввозе работает только на период действия Свидетельства. Получается, если инновационное предприятие не использует импортированные с применением льготы ТМЦ в течение 3 лет, то по истечении этого срока оно должно уплатить эти налоги, да еще и с пеней, сумма которой за такой продолжительный период времени будет значительная. Применительно к сегодняшнему дню учетная ставка НБУ составляет 8% годовых, следовательно, за 3 года сумма пени будет составлять практически третью часть самой суммы таможенной пошлины и НДС. По собственному желанию? Налоговые льготы - вещь очень коварная. Вспомним хотя бы историю с льготным налогообложением издательской деятельности. Учитывая сложности ее применения, многие бухгалтеры таких предприятии спрашивали: могут ли они не пользоваться этой льготой и уплачивать налог на прибыль в обычном порядке? По мнению некоторых специалистов, в данном случае речь должна идти не столько о льготе, сколько об установленном Законом о налоге на прибыль ( 283/97-ВР ) порядке налогообложения. А соблюдать определенный порядок налогообложения обязательно. Следовательно, отказаться от "льготы" для издательской деятельности нельзя. К чему это? Дело в том, что с "инновационными" льготами, видимо, будет примерно та же ситуация. Формулировки Закона № 40 ( 40-15 ), так же как и других обновленных налоговых законов, не предусматривают право выбора субъектам инновационной деятельности. Исключение составляет только льгота по применению ускоренной амортизации - в части четвертой ст. 21 указано инновационным предприятиям "разрешается" ее использовать. Все остальные льготы должны соблюдаться неукоснительно (разумеется, при выполнении соответствующих условий). Нарушение требований льготного налогообложения Обратите внимание, требования, выполнение которых дает право на применение льгот, указанных в части первой ст. 21 Закона № 40 ( 40-15 ), предусмотрены для всех субъектов инновационной деятельности, а не только для инновационных предприятий. А что будет, если инновационное предприятие не сможет выполнить какое-либо из этих требований? Разумеется, в таком случае оно потеряет право на применение этих льгот и именно их. А как же с льготами, предусмотренными собственно для инновационных предприятий, т. е. льгот, определенных частью четвертой и пятой ст. 21 и частью первой ст. 22 Закона № 40 ( 40-15 )? Никакой связи между ними и указанными требованиями нет, следовательно, нет оснований говорить, что такое предприятие теряет право на получение дополнительных льгот, предусмотренных только для него частью четвертой и пятой ст. 21 и частью первой ст. 22 Закона № 40 ( 40-15 ). Ведь инновационное предприятие в таком случае не теряет свой статус. В заключение отметим, что хотя сам Закон № 40 ( 40-15 ) вступил в силу с 07.08.2002 г., все перечисленные налоговые льготы могут применяться только с 01.01.2003 г. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №84/02 стр. 38 [21.10.2002] Д. Костюк Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------