Финотчетность: взгляды с разных сторон (Баланс) ------------------------------------------------------------------ Известным инструментом, используемым для контроля за составлением финансовой отчетности, как и прежде, являются Методические рекомендации, которые имеют в своем багаже и Минфин, и территориальные органы государственной статистики. Сам собой напрашивается вопрос: а что, если сравнить эти методические рекомендации? Вознаграждением за сей труд может стать еще более глубокое понимание содержания финансовой отчетности. В дополнение к этому интересным будет анализ того, насколько указанные рекомендации полезны для предприятий. Проделаем обозначенную работу старым и проверенным способом: построчным анализом соответствующих форм финансовой отчетности (итоговые строки будут пропущены) с использованием упомянутых рекомендаций - "Методические рекомендации по проверке сравнимости показателей форм годовой финансовой отчетности предприятия", содержащихся в письме МФУ от 09.01.2001г. № 053-41 ( v3-41201-01 ) (далее - МР1), и рекомендаций по составлению финансовой отчетности территориального органа государственной статистики (далее - МР2). Баланс Активы. Проводя сравнительный анализ рассматриваемых рекомендаций, уже для раздела I "Необоротные активы" замечаешь интересные детали. В отношении стр. 010 "Нематериальные активы: остаточная стоимость", стр. 030 "Основные средства: остаточная стоимость" и МР1 и МР2 едины - заполнение этих строк сводится к простому арифметическому действию, которое заключается в вычислении разниц (стр. 011 "первоначальная стоимость" - стр. 072 "износ") и (стр. 031 "первоначальная стоимость" - стр. 032 "износ"), соответственно. А вот в отношении стр. 012 и стр. 032, показывающих износ необоротных активов, все гораздо интересней. Если в МР1 о них не упоминается вообще, то в МР2 они не забыты и при этом для сопоставления предлагается использовать данные графы 3 стр. 260 "Амортизация" раздела II "Элементы операционных расходов" формы № 2 и, более того, допускается наличие расхождений при таком сопоставлении, которые необходимо разъяснить. Указания на необходимость объяснять расхождения еще неоднократно встречаются в "статистических" рекомендациях, и всякий раз, встречая их, вас может посещать навязчивая мысль: что это - мудрая прозорливость всезнающего статистического органа или так, перестраховка - авось там чего-нибудь да окажется. Дальнейший анализ МР2 покажет, что статистический орган не так далек от истины, хотя и с недоговорками, но это гораздо лучше, чем рассудительное молчание Минфина. Такие расхождения могут появляться, например, в результате переоценки необоротных активов. Как известно, износ, который отражается в операциях переоценки необоротных активов, не принимает участия в формировании финансового результата операционной деятельности. Следовательно, такой износ никак не может появиться в суммах амортизации операционной деятельности, отражаемых в стр. 260 формы № 2, - вот вам и расхождения. Суммы износа, появляющегося в результате переоценки необоротных активов, относятся либо напрямую в состав дополнительного капитала (субсчет 423 "Дооценка активов"), либо в состав расходов/доходов (субсчет 975 "Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций"/субсчет 746 "Прочие доходы от обычной деятельности"), имеющими отношение к инвестиционной, но никак не к операционной деятельности. Таким образом, "статистические" методрекомендации в этой части предлагают более подробную информацию, позволяющую действительно проводить сопоставление и дающую почву для более глубокого анализа финансовой отчетности. О данных стр. 020 "Незавершенное строительство" не упоминают ни МР1, ни МР2, очевидно полагая, что для сопоставления в этом случае нет оснований. Единственное, что можно найти по данному вопросу, - это описание в МР2 того, какая информация должна отражаться по этой строке: стоимость незавершенных капитальных инвестиций, которые осуществлены предприятием в строительство, создание, изготовление, достройку, дооборудование, модификацию, реконструкцию, модернизацию, приобретение основных средств, прочих необоротных материальных и нематериальных активов (включая необоротные материальные активы, предназначенные для замены действующих, и оборудование в запасе), в приобретение и изготовление оборудования, требующее и не требующее в дальнейшем монтажа, а также авансы, перечисленные застройщиком подрядчику. Подобный перечень можно встретить в классификации счета 15 "Капитальные инвестиции", содержащейся в Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций", утвержденной приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291 ( z0893-99 ). Об остальных строках первого раздела (стр. 040 - стр. 070) в МР1 даже не упоминается. Напротив, в МР2 о некоторых из этих строк можно узнать нечто интересное. Если говорить об "инвестиционных" строках ("Долгосрочные финансовые инвестиции: стр. 040 "которые учитываются по методу участия в капитале других предприятий" и стр. 045 "прочие финансовые инвестиции"), то в МР2 предлагается вести сопоставление, классифицируя долгосрочные финансовые инвестиции известным способом, разделяя их на те, учет которых ведется по методу участия в капитале, и остальные. Так, данные по стр. 040 предлагается сопоставлять с положительными значениями стр. 110 "Доход от участия в капитале" и стр. 150 "Потери от участия в капитале" формы № 2, снова предлагая объяснить расхождения. Расхождения действительно могут возникнуть по причине того, что форма № 2 показывает сопоставление доходов и расходов, формирующих финансовый результат предприятия. Следовательно, если в формировании балансовой стоимости финансовых инвестиций, учет которых ведется по методу участия в капитале, принимали участие суммы дивидендов, приходящиеся на долю предприятия, то отсюда и могут появиться расхождения. Дело в том, что метод участия в капитале предполагает, что на балансовую стоимость финансовых инвестиций могут оказывать даже не полученные дивиденды, что в учете отражается как начисление: Дт 373 "Расчеты по начисленным доходам" - Кт 141 "Инвестиции связанным сторонам по методу учета участия в капитале". В дальнейшем предприятие может принять решение о непризнании таких начисленных дивидендов доходом (по кредиту счет 731 "Дивиденды полученные"), руководствуясь критериями п. 20 П(С)БУ 15 "Доход" ( z0860-99 ). Доходом такие дивиденды могут быть признаны тогда, когда появится вероятность поступления экономических выгод или, попросту говоря, когда их получение станет реальным. Как известно, в налоговом учете, при условии уплаты налога на дивиденды, полученные дивиденды не включаются в состав валового дохода (см. п.п. 7.8.6 Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) "О налогообложении прибыли предприятий"), что кроме всего прочего, позволяет говорить о еще одном источнике появления разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Обратите внимание, формально МР2 допускает возможность появления положительных значений по стр. 150 формы № 2. Пока трудно говорить о фактическом подтверждении наличия таких значений, но заметим, что вряд ли убытки, которые отражаются корреспонденцией Дт 96 - Кт 141, могут быть положительными. Но не будем торопиться с выводами. Все сказанное об инвестициях, учет которых ведется по методу участия в капитале, можно отнести и к прочим долгосрочным инвестициям, балансовая стоимость которых показывается в стр. 045 Баланса, но с оговоркой: если в результате таких инвестиций предприятие-инвестор получает дивиденды, то в его учете они могут появиться только как полученные и, следовательно, суммы таких дивидендов отражаются по стр. 120 формы № 2. Если предприятия при подготовке финансовой отчетности используют МР2, разработанную для отчетности за 2001 год, то следует обратить внимание на то, что в них предлагается данные по стр. 060 "Отсроченные налоговые активы" приравнивать к нулю не только для квартальной отчетности, но и для годовой, что расходится с нормами П(С)БУ 17 "Налог на прибыль". Относительно применения норм 17-го стандарта в свое время говорилось немало, поэтому лишь отметим, что этот стандарт является действующим наравне с другими и, если предприятие решит игнорировать его непростые нормы, ему полезно помнить об этом. Следующая строка, которой уделено внимание, - это стр. 160 "Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги: чистая реализационная стоимость". В отношении этой строки обе методрекомендации констатируют очевидное: данные в этой строке появляются после определения разницы соответствующих строк (стр. 161 "первоначальная стоимость" - стр. 162 "резерв сомнительных долгов"). Таким образом, наиболее интересной представляется информация именно об этих строках, но в этом случае обе методрекомендации "не блещут" полезностью, хотя МР2 по-прежнему более информативна в сравнении с МР1, отсиживающейся в тени. Так, в МР2 предлагается сопоставлять данные по стр. 162 с данными по стр. 090 "Прочие операционные расходы" формы № 2, намекая на субчсчет 944 "Сомнительные и безнадежные долги", по которому принято показывать текущее формирование резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетом 38 "Резерв сомнительных долгов". Проводя такое сопоставление, необходимо принять во внимание, что по стр. 090 формы № 2 отражаются все прочие расходы операционной деятельности, поэтому такое сопоставление не является тождественным. Приходится сожалеть, что ни одна из методрекомендации не предлагает аналитической информации для проверки данных стр. 161 Баланса, в сопоставление которой можно было бы предложить стр. 010 "Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)" и стр. 060 "Прочие операционные доходы" формы № 2, с учетом того, что первая содержит суммы НДС, а вторая - нет. Данное предложение может не учитывать все возможные варианты, но его качество вполне соответствует тому качеству, которое предлагают обе методрекомендации. Подводя итог обсуждения активов баланса, можно сделать такой вывод: МР2 предлагают гораздо больше аналитической информации по сравнению МР1, которая выглядит просто "бледно". Такое положение дел по меньшей мере удивляет, так как было бы логичным, чтобы тон в этом случае задавал именно Минфин, устанавливающий правила игры. Но настораживает то, что инициатива в этих вопросах принадлежит государственному статистическому органу, в компетенцию которого входит наблюдать, а не участвовать в определении правил игры. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №85/02 стр. 20 [24.10.2002] А. Рындя Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------