Как же все-таки налоговые органы применяют штрафные санкции? ------------------------------------------------------------------ После опубликования письма ГНАУ от 01.10.2002 г. № 15109/7/11-1317 ( v5109225-02 ) представители некоторых СМИ опубликовали ряд статей, в которых выразили несогласие с позицией, якобы прослеживающейся в письмах ГНАУ, относительно применения штрафных санкций органами государственной налоговой службы при проведении документальных проверок. О чем же пойдет речь? Все о тех же "злополучных" 170 гривнях из подпункта 17.1.3 пункта 17.1 статьи 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ). В указанных публикациях авторы предполагали, что представители налоговых органов при обнаружении недоначисления налога на сумму 200 грн., например, за пять налоговых периодов насчитают штрафную санкцию, равную 850 грн. (170 грн. x 5). Напомним, что согласно подпункту 17.1.3 Закона о порядке погашения обязательств ( 2181-14 ), в случае если контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства плательщика налогов в результате документальной проверки, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере пяти процентов от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким плательщиком налогов налогового извещения (решения) от контролирующего органа. Кроме того, предусмотрен и "ограничительный барьер". Штраф не может быть более двадцати пяти процентов такой суммы и не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 грн. x 10 = 170 грн.). С течением времени уже более-менее утрясен вопрос, связанный со словом "недоплата". У большинства уже не вызывает сомнения, учитывая позицию ВХСУ по данному вопросу, что "недоплата" - это недоначисленная сумма налога, подлежащего уплате в бюджет. С течением времени был решен и вопрос о том, что исчисление санкции в размере 5% начинается с отчетного периода, на который приходится подача декларации в налоговые органы (уплата налога) за данный отчетный период. Утрясен и вопрос применения налоговыми органами "нижнего ограничительного барьера" в 170 грн. Однако, учитывая то, что еще не все представители СМИ разобрались в данном вопросе, то предлагаем на упрощенных примерах рассмотреть вопрос о том, а как же все-таки налоговые органы применяют данный "ограничитель". Предположим, что налоговый орган проверяет в ноябре 2002 года вопрос правильности начисления НДС за 2002 год на предприятии, которое является месячным плательщиком НДС. При проверке правильности начисления налога за январь 2002 г. инспектором установлено недоначисление налога на 200 грн., т. е. инспектор доначисляет сумму налогового обязательства - 200 грн. Напомним, что согласно пункту 1.2 статьи 1 Закона о погашении обязательств налоговое обязательство - обязательство плательщика налогов уплатить в бюджет соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим Законом или другими законами Украины. Срок уплаты этой суммы приходился на февраль 2002 года. Сумма 200 грн. не была начислена и не была уплачена в бюджет в срок. Рассчитаем штрафные санкции: первым периодом будет февраль, вторым - март, третьим - апрель, четвертым - май, пятым - июнь. Пять процентов умножаем на пять (периодов), получаем двадцать пять процентов. Далее находим сумму первоначального штрафа: 200 грн. x 25% = 50 грн. Но полученная сумма меньше, чем "нижний ограничительный барьер". Поэтому за недоначисление этого налогового обязательства к предприятию будет применена санкция в размере "нижнего ограничительного барьера" - 170 гривен. Проверяем далее февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август. Нарушений не установлено. При проверке показателей за сентябрь 2002 года установлено недоначисление налога на сумму 1000 грн. Подача декларации в налоговые органы за сентябрь приходится на октябрь, плата должна была быть произведена также в октябре. Инспектор должен определить, в каком месяце налогоплательщик получит извещение-решение. Предположим, что налогоплательщик получит извещение-решение уже в декабре. Рассчитаем размер санкции. Первый период - октябрь, второй - ноябрь, третий - декабрь. Пять процентов умножаем на три (периода), получаем пятнадцать процентов. Далее находим сумму первоначального штрафа: 1000 грн. x 15% = 150 грн. Но полученная сумма меньше, чем "нижний ограничительный барьер". Поэтому за недоначисление уже этого налогового обязательства к предприятию также будет применена санкция в размере "нижнего ограничительного барьера" - 170 гривен. Предлагаем рассмотреть пример расчета санкций по НДС для предприятия, которое является квартальным плательщиком НДС. Предположим, что во время проверки инспектором обнаружено недоначисление налога на добавленную стоимость за первый квартал 2002 года на сумму 800 грн. Подача Декларации по НДС за первый квартал приходилась на второй квартал. Рассчитаем размер санкции. Первый период - второй квартал, второй период - третий квартал, третий период - четвертый квартал. Пять процентов умножаем на три (периода), получаем пятнадцать процентов. Далее находим сумму первоначального штрафа: 800 грн. x 15% = 120 грн. Но полученная сумма меньше, чем "нижний ограничительный барьер". Поэтому за недоначисление этого налогового обязательства к предприятию будет применена санкция в размере "нижнего ограничительного барьера" - 170 гривен. При проверке Декларации по НДС за второй квартал нарушений не установлено. При проверке Декларации по НДС за третий квартал установлено недоначисление налога на сумму 2000 грн. Так как проверка проводится уже после подачи декларации, и инспектором установлено, что извещение-решение будет получено налогоплательщиком в четвертом квартале, то для расчета санкции по этому налоговому обязательству берется только один период - четвертый квартал. Пять процентов умножаем на 1 (период), получаем 5%. Далее находим сумму первоначального штрафа: 2000 грн. x 5% = 100 грн. Но полученная сумма меньше, чем "нижний ограничительный барьер". Поэтому за недоначисление уже этого налогового обязательства к предприятию тоже будет применена санкция в размере "нижнего ограничительного барьера" - 170 гривен. В этой статье мы постарались показать, как налоговые органы рассчитывают штрафные санкции, будем надеяться, что и у налогоплательщиков, и у представителей бухгалтерско-налоговых СМИ теперь вопросов будет поменьше. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №41/02, стр. 17 [07.11.2002] Александра Винцевич Гл. гос. нал. инспектор Деснянской ГНИ г. Киева ------------------------------------------------------------------