Покупатель покупателя - тоже покупатель

        Гарантийный ремонт потребителям и валовые затраты

------------------------------------------------------------------

    Недавно  нам   довелось    услышать,    как    при    проверке
фирмы-автодилера  налоговики  поставили  под   сомнение    валовые
затраты, понесенные предприятием в связи  с  гарантийным  ремонтом
проданных автомобилей.  Причем претензии  возникли  не  по  поводу
того, что был превышен 10%-ный  порог,  установленный  п/п.  5.4.3
Закона  о  Прибыли   ( 334/94-ВР ),  а  из-за  того,   что  ремонт
производился "не тем, кому надо".
    Дело в  том,  что  указанное  положение  Закона  действительно
упоминает  только  покупателей  товаров.  И  если  после   продажи
автомобиль первоначальным  покупателем  был  продан  опять,  то  в
пределах гарантийного срока за ремонтом обращается новый владелец,
которого по отношению к автодилеру, формально говоря,  покупателем
не назовешь.
    Однако стоит ли по этому поводу  беспокоиться  фирме-продавцу,
дисциплинированно исполняющей гарантийные обязательства?
    Реализуя  автомобиль,  производитель  выдает    гарантию    на
автомобиль,  а  не  на  конкретного  покупателя.  Такой    принцип
абсолютно  соответствует  Закону   "О  защите  прав  потребителей"
( 1023-12 )  {1}.  В  ст.  14  данного  Закона  {2}   законодатель
оговаривает возможность предъявления претензий  производителю  или
продавцу в  течение  гарантийного  срока  для  любого  потребителя
товара  -  независимо  от  того,  был  ли   он    непосредственным
покупателем.  Этого законодательного  фарватера  придерживаются  и
Правила розничной торговли транспортными  средствами  и  номерными
агрегатами,  утвержденные  приказом  Минэкономики  и  по  вопросам
европейской интеграции от 31.07.2002 г. № 228 ( z0681-02 ) {3}.  В
п. 4.10 данного документа {4} предусмотрена  возможность  передачи
гарантийного  талона  на  автомобиль  новому   владельцу.    Нужно
отметить,   что,   создавая  под   п/п.  5.4.3  Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР )  Порядок  учета  бракованных  товаров,  возвращенных
покупателями, в случае осуществления гарантийных замен товаров,  а
также учета покупателей, получивших такую  замену  или  услуги  по
ремонту (обслуживанию) (утвержден  приказом  ГНАУ  от  27.06.97 г.
№ 203 ( z0276-97 ); далее  -  Порядок)  {5},  налоговики  сами  не
очень-то заботились о разделении покупателей  и  потребителей.  По
тексту  этого  документа  слова  "покупатель"   и    "потребитель"
употребляются как синонимы. А согласно определению, приведенному в
преамбуле  Закона  "О защите прав потребителей"  ( 1023-12 ),  под
"потребителем"  понимаются  граждане,  не  только    приобретающие
товары, но и использующие их.
    Кроме того, согласно п. 1.1 Порядка он

    "распространяется  на  субъектов  хозяйствования,    продающих
    товар, предоставляющих услуги по ремонту, обслуживанию  (далее
    - продавцов), и на юридических и  физических  лиц,  покупающих
    товары или получающих услуги по ремонту, обслуживанию (далее -
    покупателей)". {6}

    Выходит,  ГНАУ  склонна  к  расширительной  трактовке  понятия
"покупатель".  Что вполне вписывается в контекст  законодательного
регулирования  по  защите  прав  потребителей.  Не зря же в абз. 4
п/п. 5.4.3 Закон о Прибыли ( 334/94-ВР ) ссылается на нормы именно
этого законодательства.
    Ну а если даже такие аргументы не убедят коварного  инспектора
- пусть внимательно прочтет п/п. 5.4.3. Ведь  если  на  секундочку
встать на его позицию и отделить "покупателя" от  "потребителя"  -
ничего страшного не произойдет.
    Абз. 1 п/п. 5.4.3, ограничивающий валовые затраты,  говорит  о
том гарантийном  ремонте,  стоимость  которого  не  компенсируется
покупателем. В ситуации смены владельца эта установка соблюдается.
Так что норма продолжает действовать в общем режиме.
    Единственным следствием "разделительного" подхода  может  быть
то,  что  фирма-автодилер  не  станет  вести  отдельный  учет  тех
гарантийных  ремонтов,  которые  выполняются    для    "вторичных"
владельцев.  Ведь в абз. 2 п/п. 5.4.3 речь  идет  всего-навсего  о
необходимости ведения отдельного учета только по покупателям.
    Налоговиков такое положение устроит вряд  ли.  Тем  более  что
Порядку с его расширительной терминологией оно противоречит.
    Надеемся, что приведенные выше рассуждения помогут вернуть  на
путь истинный даже самого заблудшего инспектора.

{1} См. "Бухгалтер" № 14'2002, с. 32т-44т.
{2} См. там же, с. 37т-38т.
{3} См. "Бухгалтерскую газету" № 53-54'2002, с. 3-9.
{4} См. там же, с. 8.
{5} См. "Бухгалтер" № 32'2002, с. 23т-25т.
{6} Рискнем   предположить,   что  гарантийная  замена  в  п.  1.1
    пропущена чисто случайно.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№39/02, стр. 46
[01.10.2002]
Иван Чалый
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------