Контракт как источник рисков внешнеэкономической деятельности ------------------------------------------------------------------ Национальное законодательство Украины обязывает субъектов внешнеэкономической деятельности формализировать торговые операции с иностранными партнерами путем заключения контрактов (договоров) исключительно в письменной форме, что является также основанием для осуществления таможенного, валютного и налогового видов контроля. Необходимо помнить, что нормы законодательства подчеркивают исключительное право заключения любых договоров (контрактов) на усмотрение резидента Украины с инопартнером, а недействительным внешнеэкономическое соглашение может быть признано только по решению суда. В то же время нормы государственного регулирования определяют более жесткие правила относительно содержания и условий выполнения соглашений, чем и следует руководствоваться при планировании, согласовании и осуществлении торговых операций. В бизнесовых кругах распространено мнение, что отсутствие прямого законодательного или правительственного запрета на осуществление некоторых видов внешнеторговых операций, действие и содержание которых не определены нормативными актами государства, позволяет их планировать и осуществлять. Такая уверенность, к сожалению, ошибочна, так как выполнение условий контракта, содержание которого не определено национальными актами, практически невозможно и порождает риски невыполнения согласованных с инопартнером условий соглашения. Анализ контрактных рисков и путей их преодоления будет осуществлен по направлениям их происхождения, то есть по источнику возникновения. Устранение источников происхождения и преодоление их отрицательных последствий должно осуществляться путем рассмотрения и избрания одного из совокупности альтернативных вариантов, применение которого должно отражать его экономическую целесообразность применения при выполнении внешнеэкономического соглашения. Определение характера соглашения по контракту Прежде всего при заключении контракта придется столкнуться с определением характера соглашения, под которым следует понимать содержание внешнеторговой операции с учетом вида и формы оплаты за товар и перехода права собственности на него. Товар - это объект торгового соглашения, который материализован и имеет физические параметры - объем, вес, количество и т. п. Вместе с тем необходимо отметить, что процедура таможенного оформления экспорта и импорта осуществляется исключительно по определенным характерам соглашений, устанавливаемым путем проведения анализа основных положений контракта. Налоговые органы проверяют грузовые таможенные декларации (ГТД) и контролируют своевременность поступления валютной выручки или соблюдение сроков выполнения товарообменных (бартерных) и других видов операций, а банковские учреждения, входящие в систему валютного контроля, проверяют характер соглашения и содержание контракта на соответствие действующему законодательству при осуществлении покупки и переводе валюты в пользу импортера/экспортера. Следовательно, при заключении контрактов необходимо выбирать виды характеров соглашений только из законодательно закрепленных, к которым относятся соглашения купли-продажи, бартерные (товарообменные), переработки давальческого сырья и аренды (международного лизинга). Таким образом, первым риском при заключении внешнеторгового соглашения является выбор его содержания. Выбор по содержанию и характеру соглашения, существенно отличающегося от рассмотренных, станет источником рисков невыполнения контракта и приведет к затратам времени на приведение условий контракта в соответствие с действующим национальным законодательством. Попытки осуществить таможенное оформление товара по таким неправильно заключенным контрактам или дать поручение банку на куплю/перевод валюты в пользу инопартнера вызовут отрицательную реакцию указанных контролирующих структур, что в свою очередь приведет к невыполнению обязательств по контракту и необходимости возмещения убытков контрагенту. Контрагент по контракту Следующим риском является риск малоизвестного контрагента соглашения, особенно когда резидент начинает выполнение соглашения первым, а именно осуществляет экспорт товара, а оплата предполагается после его получения, или первым осуществляет отгрузку товара в случае бартерного соглашения, экспорт давальческого сырья не по адресу контрагента соглашения, а третьей стороне и т. п. Вместе с тем необходимо быть осторожным и при выполнении посреднических контрактов (перевозки, хранения, комиссии; поручения и т. п.), когда предполагаются расчеты через агента или экспедитора. Целесообразно до этапа проведения переговоров сделать запрос в страну, где должен быть зарегистрирован будущий партнер. Кроме того, можно делать запросы в иностранные торгово-промышленные палаты, торговые представительства Украины за границей, союзы предприятий и т. п. Дополнительным источником информации могут быть многочисленные справочники, где среди данных других предприятий содержаться необходимые сведения о будущем торговом партнере. Наиболее целесообразным способом проверки является выезд за границу с деловым визитом к своему будущему торговому контрагенту, однако следует понимать, что проверку необходимо осуществлять рядом мероприятий, результатами которых будет полученная достоверная информация о благонадежности будущего иностранного партнера. Существенно влияет на степень риска по контракту политическая и экономическая стабильность в иностранном государстве, где осуществляет внешнеэкономическую деятельность будущий контрагент, что обязательно должно быть положено в основу поиска инопартнера. Определение предмета контракта Заключение контракта предусматривает определение предмета соглашения, то есть объекта купли-продажи, мены, переработки или аренды. Неопределенность или "размытость" описания товара не позволит определиться с ценовой политикой соглашения и стоимостными показателями товара, конкретизировать его качественные показатели, предъявить требования к упаковке и маркировке и т. п. Товар по возможности должен быть указан в соответствующем разделе контракта таким образом, чтобы дать возможность обоим контрагентам и представителям контролирующих государственных служб отличить его от аналогичных или подобных товаров, и иметь определенные, присущие только ему признаки, что исключит риски приобрести товары-заменители ненадлежащего качества. Особое внимание следует обратить на сложные изделия, такие как технологические линии, станки, промышленное оборудование, состоящие из определенного количества элементов и составных частей. Заключение соглашений на такие специфические товары должно предусматривать отдельные приложения к контракту, где необходимо указать названия и признаки составных частей, их количество и стоимостные показатели, при этом целесообразно указать в основном тексте контракта, что эти приложения являются неотъемлемой частью контракта. Сложные изделия, как правило, продаются с отдельными запасными частями и определенным количеством затратных материалов, которые будут использованы при проведении монтажа. Можно указать в контракте, что стоимость таких элементов включается в общую стоимость сложного изделия. Неопределенность этого аспекта приведет к риску отдельного таможенного оформления этих составляющих товара с дополнительной уплатой всех необходимых таможенных платежей и составления протокола о нарушении таможенных правил. Наличие риска такого вида приведет к необоснованному повышению контрактной стоимости товара. При описании товара, если его установка и наладка будет осуществляться экспортером, а стоимость этих услуг включается в общую стоимость сложного изделия, целесообразно указать отдельно две составляющие общей суммы контракта, а именно стоимость самого изделия и стоимость услуг по его установке. Неопределенность такой особенности приведет к появлению риска повышения фактурной и таможенной стоимости товара на момент его декларирования самого оборудования и, как следствие, к уплате дополнительных таможенных платежей по грузовой таможенной декларации. Определенность и конкретность описания товара в соответствующем разделе контракта позволит избежать рисков приобретения товара-заменителя и уплаты дополнительных таможенных платежей на момент выпуска товара в свободное обращение (оформление импорта), а также недоразумений в банковском учреждении при осуществлении оплаты за товар. Всем контролирующим службам государства необходимо обращать особое внимание на описание товара, так как "размытость" описания не только порождает риски для контрагентов соглашения, но и дает возможность недобросовестным контрагентам осуществлять экспортно-импортные операции в мошеннических целях. Количественные показатели товара Риски указания в контракте неправильного количества товара довольно высоки, и это связано прежде всего с тем, что согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) основной единицей измерения является килограмм, а в соответствии с Законом Украины "О едином таможенном тарифе" ( 2097-12 ) по определенным товарным позициям взимание таможенной пошлины на момент таможенного оформления осуществляется с традиционной единицы измерения определенного товара (специфическая таможенная пошлина). Примером такого товара могут быть живые цветы, относительно которых средства массовой информации периодически сообщают о выявленных попытках мошенничества, связанного с неопределенностью их количества в товарной партии и попытками уклониться от уплаты соответствующих таможенных платежей. Таким образом, наличие риска неправильного определения количества товара в контракте увеличивает вероятность финансовых убытков и может привести к административному вмешательству соответствующих государственных контролирующих структур. Преодолеть этот риск просто: в контракте товар необходимо указать в килограммах и традиционных для данного товара единицах измерения (штуки, пара, комплект, набор и т. п.). Существуют определенные особенности указания количества сыпучего товара, перевозимого навалом в транспортных средствах. Во время транспортировки погодные условия могут существенно изменяться, что приводит, при наличии повышенной влажности, к увеличению веса товара, и наоборот - уменьшению веса при влажности меньшей, нежели она была на моменты складирования и погрузки. Преодолеть риск несоответствия веса сведениям, указанным в сопроводительных на груз документах, с реальным на месте разгрузки (оформления импорта) можно, указав в контракте возможные предельные отклонения веса и определив дополнительные показатели влажности товара. Качественные показатели товара Качественные показатели товара, являющегося объектом внешнеэкономического соглашения, требуют внимательного изучения и внесения в условия контракта в виде конкретных показателей, которые позволят осуществить их проверку в стране импорта и избежать риска получения товара несоответствующего качества. Такие оговорки очень точно необходимо сделать в контракте относительно товара, поступающего на потребительский рынок впервые. Показатели качества (содержимое консервантов и красителей, биологически активных добавок, канцерогенных пластических масс в детских игрушках и строительных материалах, влаго- и жаростойкость, степень амортизации за определенный период и т. п.) каждой страной используются в качестве протекционистских мер по аналогичным и подобным товарам отечественного производства, что находит свое отражение в виде определенного перечня разрешительных документов на товар как при ввозе товара на таможенную территорию, так и при его таможенном оформлении. Следует заметить, что на границе, где осуществляют контроль таможенные органы, кроме документов, выданных в стране экспорта и подтверждающих качественные показатели товара, необходимо в отдельных случаях предъявить национальный документ, подтверждающий соответствие товара национальным нормам и стандартам качества. Например, при ввозе товаров в Украину в пункте пересечения таможенной границы таможенные органы могут требовать на отдельные партии товара разрешительные документы Госстандарта, Минздрава или Минагропрома. При этом, в зависимости от самого товара, может возникнуть необходимость представления определенной совокупности разрешительных документов. Самое главное то, что украинское национальное законодательное поле не определяет наиболее важный документ и не дает преимущества ни одному разрешительному документу, а сама система государственного контроля за качеством товара предусматривает наличие у импортера на момент таможенного оформления совокупности документов, каждый из которых может подтверждать только один показатель качества данного товара. Качественные показатели товара в дальнейшем станут одним из условий потребления его на рынке сбыта и, кроме того, будут существенно влиять на его цену. Риск приобретения некачественного товара можно существенно снизить путем определения для него двух-трех главных факторов, о чем целесообразно предварительно договориться с будущим инопартнером и внести в особые условия выполнения контракта. Дополнительные рекомендации будут предоставлены при рассмотрении рисков в случае необходимости заключения рекламации на некачественный товар. Упаковка товара Требования к упаковке товара также являются одним из возможных источников возникновения контрактных рисков. Известно, что потребительские свойства товара существенным образом зависят от упаковки товара, предназначенной защитить товар от повреждения во время транспортировки, хранения, продажи и использования. Исходя из этих четырех основных назначений упаковки, необходимо, в зависимости от характеристик товара и его назначения, обусловить требования к упаковке в тексте контракта. К характеристикам товара, определяющим определенные требования к упаковке, можно отнести стоимостные показатели, его назначение, чувствительность к влаге и температуре, потребительские свойства и т. п. Кроме того, упаковка должна учитывать вид транспорта или его возможную замену, маршруты движения, национальные особенности упаковки товара страны-производителя и страны потребления (импорта). Целесообразно также предъявить и согласовать в контракте особые требования к упаковке товара в случае его хранения на складах. Законом Украины "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" ( 771/97-ВР ) определены требования к упаковочному материалу (сопутствующие материалы) и его качественным показателям при упаковке пищевых продуктов. Риск неопределения требований к упаковке товара может привести к существенному повышению стоимости единицы товара, особенно когда количество товара и его весовые показатели не определены контрактом. Целесообразно определиться в соответствующем разделе соглашения относительно цены единицы товара и указать, что цена включает или не включает стоимость упаковки и упаковочного материала, при этом в последнем случае необходимо указать стоимость упаковки единицы товара, а также стоимость всей партии товара. Риски упаковки могут сформироваться, когда товар должен иметь внешнюю (транспортную или тару) и внутреннюю упаковки, при этом последняя является неотъемлемой частью единицы товара и должна отвечать требованиям страны импорта относительно применения специфической таможенной пошлины на единицу ввезенного товара с учетом его веса брутто (с учетом веса упаковочного материала). Риски упаковки, которые могут влиять на стоимостные показатели товара, закладываются контрагентами контракта, если не определены действия с внешней упаковкой (тарой). Для избежания риска такого вида необходимо в тексте контракта согласовать один из возможных вариантов распоряжения тарой, а именно: тара (например, контейнер) становится собственностью покупателя, так как ее обратная транспортировка экспортеру экономически нецелесообразна; тара подлежит обязательному возврату продавцу; тара является собственностью покупателя и предоставляется продавцу для осуществления транспортировки товара на склад продавца и т. п. Преодоление указанных рисков внешнеэкономического соглашения, связанных с упаковкой товара, целесообразно прежде всего решать путем определения ценовых показателей внешней и внутренней упаковки в соответствующем разделе контракта. В этом случае предлагается указывать стоимость товара с учетом или без учета стоимости упаковки товара. Таможенным и налоговым органам следует обращать внимание на определенные условия упаковки товара в контракте, особенно в случае обращения получателя товара - импортера относительно повреждения товара при его транспортировке, так как риски неправильной упаковки товара можно в определенных случаях рассматривать как умышленные мошеннические действия контрагентов соглашения. Маркировка товара Наличие или отсутствие необходимой маркировки на внутренней упаковке товара, отвечающей требованиям национальных норм страны импорта, также является источником повышенного риска внешнеэкономического контракта. На упаковке определенных видов товаров законодательство стран импорта обязывает иметь определенные надписи и пометки, а именно название товара, производителя, дату изготовления, конечную дату хранения, склад и т. п. Особенно это касается продуктов питания и бытовой химии, где кроме того должны быть указаны предостережения о безопасности хранения и использования. Ряд европейских стран акцентирует большое внимание на маркировке внутренней упаковки товара относительно возможности ее последующей переработки или использования. Это проблема экологической безопасности государства-импортера, но неосведомленность с такими национальными нормами может создать определенный уровень риска для экспортера. Следует обращать внимание на то, что надписи на упаковке о лечебных свойствах товара запрещено делать без соответствующего разрешения определенных государственных структур страны импорта, о чем в случае необходимости можно сделать соответствующие оговорки в тексте контракта. Государственные контролирующие органы стран Евросоюза, а именно таможенные и налоговые, осуществляют очень тщательный анализ товара относительно его маркировки товарными знаками, особенно ведущих предприятий-производителей. Контролирующие органы обращают внимание на возможные мошеннические действия по изготовлению поддельных товаров и безосновательному использованию торговых знаков и марок. Проверки осуществляются за счет заинтересованных производителей товара или их официальных представительств в стране импорта. Цена единицы товара Существенными и влиятельными контрактными рисками являются неопределенность единицы цены товара и отсутствие защитных предостереженний в в тексте контракта об избранном виде цены. Следует заметить, что есть определенная совокупность цен, существование которых возможно во внешнеэкономическом контракте. К таким ценам можно отнести базисную, фактурную, оптовую, биржевую, среднюю экспортную или импортную, предложения, переменную, справочную, твердую, подвижную, расчетную, с дальнейшей фиксацией и т. п. Каждая из указанных цен, перечень которых приведен далеко не полный, имеет определенное определение и механизм применения на этапах заключения и выполнения контракта. В то же время следует заметить, что запись в контракте фразы "цена единицы товара составляет..." предусматривает твердую, неизменную цену на весь период выполнения контракта. Это является первым, неосмотрительно внесенным риском указания цены в контракте, который можно преодолеть указав вид цены единицы товара и механизм ее применения. Наличие цены единицы товара, не имеющего определенных дополнительных признаков, может дать основания контролирующим органам, при наличии определенных обстоятельств, утверждать о мошеннических намерениях контрагентов соглашения. Следующим риском является указание в контракте общей суммы (стоимости) контракта без указания количества товара. В таком случае стоимость единицы товара каждый из контрагентов соглашения может понимать на свое усмотрение, при этом в лучшем положении остается экспортер, так как он выставляет требование к оплате поставленной партии товара импортеру. Преодолеть этот риск очень просто - необходимо указать в контракте количество товара и стоимость единицы товара в традиционных единицах измерения. В то же время необходимо акцентировать внимание на то, что в этом случае экспортер может преследовать цель получить большую сумму возмещения налога на добавленную стоимость от государства в национальном поле, а со стороны импортера возникает возможность перечисления за границу суммы денежных средств, существенно превышающей реальную стоимость товара. В обоих рассмотренных случаях можно усматривать мошеннические действия контрагентов соглашения, имеющие в мировой практике определенное название "двойной контракт - двойной инвойс". Риски занижения или завышения цены единицы товара в контракте довольно большие. В основании этого вида риска лежит небрежное отношение контрагентов к избранию цены товара, что связано с отсутствием опыта анализа цен на данный товар в стране экспорта и стране импорта. Целесообразно осуществить оценку динамики изменения уровня мировых цен на данный товар по результатам торгов ведущих товарных бирж мира. Эта совокупность рисков имеет особенности, как и в предыдуще рассмотренном случае. Таможенные органы особое внимание обращают на цену единицы товара, так как она определяет фактурную стоимость партии товара, которая при таможенном оформлении импорта является основной для определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей (сборов, таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и порте товара должны рассматриваться государственными контролирующими службами как попытки уклониться от уплаты налогов по внешнеэкономическим операциям, а попытки завышения цены товара при его экспорте - как мошеннические действия, направленные на возмещение налога на добавленнную стоимость из бюджета государства. Существенной особенностью ценовой политики контракта является указание в его условиях возможности уменьшения цены единицы товара в зависимости от объемов купли-продажи и сроков выполнения контракта. Мировая торговая практика свидетельствует о возможности уменьшения цены продажи в каждой последующей партии экспортированного товара, при этом основой такого решения, вместе с прибылью от каждой отдельной партии, является общая прибыль от всего объема по контракту. Контрагенты должны быть осведомлены с перечнем возможных скидок и механизмом их применения в контрактной практике. К общепринятым скидкам можно отнести следующие: за платеж денежной наличностью, сервисную, простую (общую), льготную, за оборот (бонусную), функциональную, прогрессивную, дилерскую, специальную, экспортную, сезонную, скрытую, за качество и т. п. Каждая из указанных скидок имеет определенные механизмы применения, поэтому сторонам контракта необходимо избрать и согласовать механизм введения скидок во время выполнения контракта, при этом возникает возможность для экспортера иметь постоянное производство и сбыт товара на иностранный рынок, а для импортера - стабильное поступление товара для перепродажи и, в зависимости от насыщенности рынка товарами определенного вида, снижения оптовой и розничной (продажной) цены единицы товара. Риск такого ценового решения состоит в фиксации постоянной цены товара, который не позволяет осуществить ее соответствующую корректировку в сторону уменьшения. Ценовые риски имеют дополнительный источник своего происхождения, связанный с избранием валюты цены, которая в общем может не совпадать с валютой платежей. Колебания курсов валют может на протяжении срока выполнения контракта нарушить соотношение между валютой цены и валютой платежей, а риск убытков в этом случае будут иметь как экспортер, так и импортер. К сожалению, вероятность такого риска очень большая, а путь его преодоления - прост. Контрагенты соглашения могут выбрать на свое усмотрение один из вариантов снижения и устранения рисков данного вида, а именно выбрать один вид валюты для цены и платежей или зафиксировать соотношение валют на время выполнения контракта в случае указания в контракте двух видов валют. Целесообразно также указать в условиях контракта возможность просмотра ценовой политики контракта в зависимости от колебаний основных мировых валют, что позволит контрагентам в случае необходимости принять решение, касающееся выполнения обязательств по контракту. Для контролирующих органов - таможенных (на момент таможенного оформления товара) и налоговых (при проверке полноты уплаты налогов экспортерами или импортерами) может возникнуть необходимость проверки заявленной фактурной стоимости товара для устранения возможных мошеннических действии, связанных с занижением или завышением цены единицы товара. Подтверждением реальной цены конкретной партии товара может быть предоставление контролирующим органам (при импорте) копии грузовой таможенной декларации страны экспорта, что не является достаточно корректным, поскольку такой документ - сугубо национальный, выполняет функции документа контроля доставки и возможного возмещения налога на добавленную стоимость в стране экспорта. Наиболее корректным путем, хотя более длительным по времени, является подтверждение контрактной (фактурной) цены при покупке товара у предприятия-производителя путем предоставления контролирующим органам прайс-листов или фактур, заверенных торговыми представительствами дипломатических учреждений или консульствами страны экспорта, аккредитированными в стране импорта. В случае экспорта товара риск неправильно указанных цен, заложенных в условия контракта, можно устранить путем сравнения контрактных цен с ценами информационной базы экспортных товаров таможенных органов или получить предварительную информацию специализированных учреждений, осуществляющих мониторинг цен внешних и внутренних товарных рынков. На основании сравнения цен можно избрать наиболее правильную и прибыльную контрактную цену. Условия осуществления платежей Риски условий осуществления платежей по контракту порождаются контрагентами в случае неопределения валюты платежей и сроков их осуществления. Национальное валютное законодательство разных стран может обязывать контрагентов внешнеэкономического контракта осуществлять платежи, не превышающие определенных сроков (согласно украинскому законодательству срок возврата валютной выручки должен составлять не более 90 календарных дней). Указание сроков и условий осуществления платежей должно основываться на законах мировой торговли - вся торговля осуществляется в кредит, при этом, в зависимости от условий контракта, необходимо различать товарный (сначала поступает товар, а затем осуществляются платежи) и финансовый (поступление денежных средств на счет экспортера является условием отгрузки товара в пользу импортера) виды кредитования по контракту. В то же время целесообразно определять льготные условия произведения предоплаты за товар, о чем необходимо сделать соответствующие ссылки в тексте контракта. Принятой мировой практикой расчетов считается уменьшение суммы платежей за досрочный (от указанной в контракте даты) платеж. Преодоление рисков такого вида не сложное, тем не менее требует проведения предварительных согласовательных переговоров с контрагентом до момента заключения контракта относительно определения валюты платежей и сроков их осуществления, согласования возможности уменьшения суммы платежа за поставленную партию товара при осуществлении досрочной оплаты и т. п. Формы расчетов за товар Мировая торговля осуществляется в основном путем предоставления кредита одной из сторон соглашения другой. При кредитовании (товарном или финансовом) контрагентам контракта необходимо согласовать срок поставки товара относительно даты предоставления аванса. Такой способ является средством страхования риска непринятия товара покупателем-импортером, поскольку экспортер имеет в своем распоряжении авансовый платеж деньгами или товаром. Такой авансовый платеж должен предполагаться условиями контракта с указанием срока авансирования и определения защитных предостережений импортера о возможном невыполнении экспортером обязательств по поставке товара, а также обеспечить страхование риска непринятия товара импортером. Одним из возможных направлений устранения риска потери авансового платежа импортером в случае непоставки товара экспортером может быть использована банковская гарантия на его возврат или, кроме того, оговорка в контракте условий денежного перевода, которые будут предусматривать перечисление аванса банком экспортера на счет отправителя (экспортера) только после подачи документов, удостоверяющих таможенное оформление и осуществление экспорта. Формы расчета, заложенные в контракте, также являются источником рисков и могут поставить под сомнение целесообразность проведения внешнеторговой операции. К формам расчета, которые рекомендуется применять субъектам внешнеэкономической деятельности по товарным контрактам с инопартнерами, принадлежат банковский перевод (рассмотрен выше) документарного аккредитива и инкассо. Одной из составляющих риска является отсутствие указания в контракте определенной валюты платежей, то есть валюты, в которой будут производиться расчеты между контрагентами путем использования указанных форм. Государственная система валютного контроля, в которую входят таможенные и налоговые органы и банковские учреждения, руководствуется в своей деятельности положением, что один контракт должен иметь одну валюту платежей. Такое положение позволяет стороне контракта, при наличии большого количества партий товара, осуществлять контроль за соответствием сумм платежей по отдельным партиям общей стоимости контракта и количеству приобретенного-проданного товара. Контролирующим органам будет очень легко осуществить процедуру валютного контроля и не возникнет необходимость приведения стоимостей отдельных партий товара, оплаченных разными видами валют, к одной и сравнения с общей стоимостью контракта. С целью страхования от рисков колебания курсов валют платежей и цены (общей стоимости контракта) можно зафиксировать их соотношение на все время действия контракта или выбрать одну валюту для определения цены единицы товара, общей стоимости контракта и валюты платежей. Следует понимать, что в этом случае такой валютой должна быть избрана наиболее стабильная валюта, менее всего зависящая от колебаний на мировых валютных биржах. Оплата через открытие аккредитива может, путем внесения разнообразных оговорок, снижать риски обеих сторон соглашения. Гарантией уплаты для экспортера является предоставление ему покупателем-импортером аванса в форме аккредитива, о чем он получит уведомление от банка, его обслуживающего. В таком случае уменьшаются расходы экспортера на хранение подготовленного к экспорту товара. Контрагентам целесообразно также определить срок действия аккредитива в зависимости от характера и количества товара в товарной партии, при этом такая форма расчета обеспечивает экспортеру надежность расчета (гарантия банка относительно оплаты), скорость его осуществления (получение денежных средств после отгрузки товара) и возможность дополнительного финансирования в случае открытия аккредитива определенного вида (с подтверждением или открытого). Импортер уменьшает риски тем, что открытие аккредитива в пользу экспортера осуществляется банком после предоставления ему экспортером соответствующих документов, подтверждающих таможенное оформление экспорта товара и его отгрузку. Аккредитивная форма оплаты существенно уменьшает риски невыполнения условий поставки товара в пользу импортера, но является менее финансово выгодной для него, поскольку импортер дополнительно уплачивает денежные средства в пользу банка за открытие аккредитива и оставляет свои деньги без движения до момента таможенного оформления и отгрузки товара. Инкассовая форма расчета по внешнеэкономическим операциям предусматривает переход права собственности на товар от экспортера к импортеру на момент передачи банком импортеру коммерческих документов на поставленную партию товара. Сама процедура произведения расчетов уже рискованная для экспортера, так как оплата за товар осуществляется исключительно после таможенного оформления и отгрузки товара. Источником риска является платежеспособность импортера, что требует от экспортера уверенности в обязательном осуществлении оплаты за отгруженный товар. Преодоление этого риска обеих сторон контракта может быть осуществлено только обсуждением пакета документов, которые станут основанием для произведения расчетов между импортером и экспортером. Следует заметить, что мировое сообщество определило унифицированные правила произведения расчетов в аккредитивной и инкассовой формах, которые стали основанием совместного постановления Кабинета Министров Украины и Нацбанка Украины от 21.06.95 г. № 444 ( 444-95-п ) "О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте". Выполнение рекомендаций этого постановления существенно уменьшит риски применения избранной формы оплаты независимо от того, кем является украинская сторона контракта - экспортером или импортером. Условия поставки товара С целью унификации порядка и правил перевозки товара от продавца к покупателю Международной торговой палатой разработаны международные правила под названием "Инкотермс" (интерпретация коммерческих терминов), имеющие версии в соответствии с годом вступления в силу. Правила содержат 13 терминов, содержание и порядок применения которых приведен в разъяснении к каждому. Контрагенты соглашения не всегда понимают направленность этих правил и применяют их не только к товарным соглашениям, но и к посредническим - перевозке и страхованию, что формирует риски свободного толкования международных норм. Следует понимать, что каждое из правил "Инкотермс" применяется исключительно к договорам купли-продажи и влияет на определение таможенной стоимости партии товара. Все риски и распределение расходов при прохождении товара от продавца к покупателю определены в каждом из правил. Кроме того, при детальном анализе можно выделить в каждом из правил следующие основные положения: момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара; ответственного за риски гибели или повреждение товара во время транспортировки; сторону контракта, ответственную за организацию перевозки; ответственного за таможенное оформление товара при экспорте и импорте и т. п. Иногда контрагенты соглашения закладывают в контракт условия, отличные от правил "Инкотермс". Кроме того, есть возможность конкретизировать определенные положения правил, и тогда главными становятся условия контрагентов, а не международных правил. Во избежание возможного риска недоразумения с контрагентом и контролирующими государственными службами целесообразно более детально определить все концептуальные положения указанных в контракте условий поставки и определить сторону контракта, ответственную за их осуществление. При заключении контракта, особенно избрав условия отличные от международных правил, необходимо определить важнейшее - когда и при каких условиях переходят риски ответственности за товар от продавца к покупателю. Преодолеть риск этого вида можно введением определенных конкретных оговорок о возможном освобождении от ответственности. Форс-мажорные обстоятельства Определение обстоятельств непреодолимой силы контрагентами соглашения также является источником рисков выполнения обязательств по контракту. Одним из недоразумений может стать неопределение перечня обстоятельств, которые должны приниматься во внимание контрагентами в качестве форс-мажорных. Путем преодоления таких рисков является определение в контракте четко сформулированных обстоятельств с учетом специфических особенностей товара и маршрута его доставки, при этом перечень обстоятельств непреодолимой силы может быть исчерпывающим и вполне понятным для обеих сторон соглашения. Определение перечня обстоятельств не в состоянии урегулировать возможные недоразумения и устранить риски невыполнения условий контракта, так как необходимо указать порядок уведомления партнера о возникновении таких обстоятельств и определить пути их урегулирования. С целью подтверждения информации о возникновении форс-мажорных обстоятельств целесообразно обусловить в контракте обязательное предоставление соответствующего акта торгово-промышленной палаты, что будет на самом деле независимым подтверждением возникновения непредвиденных обстоятельств. Одним из путей уменьшения рисков невыполнения контракта при возникновении форс-мажорных обстоятельств является закладка контрагентами способов и методов возможного урегулирования возникших проблем. Можно заложить в условия контракта необходимость изменения характера соглашения (например, с купли-продажи на бартерное или наоборот), либо определить возможность расторжения контракта без предъявления взаимных претензий. В то же время целесообразно в зависимости от обстоятельств определить ряд мер, которые будут предприняты для урегулирования проблем выполнения контракта. Можно также внести в этот раздел контракта основные положения ст. 79 Конвенции ООН 1980 г. о договорах купли-продажи товаров, содержащиеся в разделе 4 "Освобождение от ответственности" и определяющие условия неответственности контрагентов за полное или частичное невыполнение положений внешнеторгового соглашения. Такие оговорки существенно уменьшают риски применения финансовых санкций со стороны контрагента за невыполнение условий контракта. Вместе с тем существует еще один риск - это неуведомление об окончании действия обстоятельств непреодолимой силы, о чем необходимо обязательно сделать оговорку и определить, каким образом будет уведомлено об окончании действия форс-мажорных обстоятельств. Санкции за ненадлежащее выполнение условий контракта Под санкциями за ненадлежащее выполнение условий контракта следует понимать определенное материальное влияние на контрагента, что должно стать основанием добросовестного выполнения обязательств по соглашению. Риски всех составных частей контракта можно указать в этом разделе и определить механизм применения финансового влияния на некорректного контрагента. Прежде всего сторонам контракта следует согласовать перечень условий, невыполнения которых может повлечь применение санкций. В перечень можно включать следующие риски: невыполнения срока поставки товара; несвоевременной оплаты поставленного товара; поставки товара ненадлежащего качества или количества; ненадлежащей маркировки или упаковки и т. п. Перечень должен иметь определенный и согласованный механизм применения санкций в каждом отдельном случае. Например, за несвоевременную оплату или поставку партии товара может быть начислена финансовая санкция в определенных процентах от суммы, надлежащей оплате, или от стоимости партии. Риск неправильного определения процента финансовой санкции может быть устранен путем избрания размера процента, равного или больше государственных санкций за данный вид нарушений. Целью должно быть преодоление риска путем нанесения непорядочному контрагенту ощутимого материального ущерба, а механизм возмещения для пострадавшей стороны должен быть прозрачным и неосложненный лишними формальностями. Наиболее суровыми санкциями является расторжение контракта, заключение нового с другим контрагентом, а возмещение всех указанных финансовых расходов возлагается на непорядочного партнера первого соглашения. Рассмотренные риски и пути их преодоления дают возможность контрагентам соглашения согласовать и сделать в условиях контракта определенные оговорки о применении санкций к своему партнеру. Таможенным, банковским, а особенно налоговым контролирующим органам следует обращать внимание на размеры санкций и порядок их применения контрагентами друг к другу, так как на начальных этапах выполнения контракта можно обнаружить попытки мошеннических действий сторон соглашения, а именно перечисление денежных средств за границу с последующим непоступлением товара и расторжением контракта; экспортирование товара за границу без соответствующего финансового обеспечения со стороны импортера и отсутствия финансовых санкции за несвоевременное осуществление оплаты; отсутствие механизма возмещения убытков за экспорт некачественного товара и т. п. Рекламация товара К сожалению, контрагенты соглашения закладывают риски предъявления претензий (рекламаций) по количеству и качеству товара в условия контракта самостоятельно, на момент обсуждения основных его положений. Такой риск возникает в случае записи в контракте возможности заключения рекламаций на импортированный товар без указания порядка урегулирования претензий. Следует заметить, что мировая практика заключения рекламаций предусматривает указание в контракте обязанностей сторон по заключению самой претензии, а именно: единолично, то есть импортером товара; представителями обеих сторон контракта. Таким образом, в контракте необходимо согласовать полномочие сторон по заключению рекламаций, выбрав один из указанных вариантов. С целью исключения мошеннических действий при заключении рекламации следует указать в контракте необходимость привлечения сторонней организации для составления независимого документа, что будет дополнительным подтверждением экспортеру товара о ненадлежащем качестве или несоответствующем документам количестве в импортированной партии. Такой организацией может быть торгово-промышленная палата страны импорта, которая может выдать акт о поступлении товара несоответствующего количества. При заключении рекламации на ненадлежащее качество целесообразно привлекать предприятия или организации, имеющие государственные полномочия на определение показателей качества товара. Определяя процедуру заключения претензии, крайне необходимо указать в контракте временной момент возможности заключения претензии. Наиболее целесообразно осуществлять заключение рекламации на момент пребывания товара под таможенным контролем, то есть до момента завершения таможенного оформления импорта. В то же время существуют определенные категории товаров, качественные показатели которых могут быть выявлены только после таможенного оформления и выпуска товара в свободное обращение. Относительно таких товаров необходимо указать предельный срок предъявления рекламации с учетом срока использования товара и его особых характеристик и свойств. Невключение такого срока в особые условия контракта создает дополнительный источник рисков для импортера или экспортера, преодолеть которые можно только в судебном порядке при условии, если контрагенты не найдут компромиссное решение. Еще одной особенностью данного раздела контракта является необходимость определения способов урегулирования претензии, при этом следует руководствоваться исключительно особыми характеристиками товара, являющимися основанием для избрания того ли иного варианта решения проблемы с учетом его экономической целесообразности. Необходимо распределять претензии отдельно по количеству и качеству. Так, количественные претензии целесообразно урегулировать финансовым путем - переводом денежных средств, например, за недопоставленный товар или указать возможность для экспортера дополнительно поставить товар в количестве, обусловленном контрактом. Наиболее сложными являются пути урегулирования претензий по качеству товара, так как урегулирование рисков должно основываться на стоимости единицы товара, стране его происхождения, условиях транспортировки и т. п. Возможными вариантами урегулирования претензий по качеству могут быть указания в контракте: возврата некачественного товара экспортеру-отправителю с применением финансовых санкций за некачественный товар. В случае осуществления предоплаты необходимо определиться относительно необходимости обязательного возврата денежных средств импортеру или зачисления их в счет последующих экспортных партий товара; частичного возврата экспортеру исключительно некачественного товара с последующей его заменой на качественный. Дополнительно необходимо обязательно указать сторону контракта, которая понесет финансовые расходы, связанные с заменой товара. Кроме того, контрагенты могут согласовать порядок применения санкций за экспорт товара несоответствующего качества; предоставления экспортером запасных частей и комплектующих для осуществления ремонта некачественного товара в стране импорта с последующим вывозом неисправных элементов в страну экспорта. В этом случае также необходимо указать сторону, ответственную за урегулирование финансовых вопросов; уничтожение некачественного товара в стране импорта является наиболее продолжительным по времени риском. Это связано с необходимостью получения разрешений от государственных контролирующих структур, избрания способа и места уничтожения, согласования между контрагентами порядка возмещения расходов и т. п. Это ориентировочный перечень возможных альтернативных путей урегулирования претензий по экспорту некачественного товара. При урегулировании претензий контрагентам соглашения целесообразно руководствоваться главным фактором риска - товаром, качественные и количественные показатели которого могут подлежать рекламации, а при избрании механизма устранения -его экономической целесообразностью. Рассмотрев основные источники возникновения рисков, которые могут сформироваться при заключении и выполнении внешнеторгового контракта, можно сделать следующие выводы. 1. Все контрактные риски можно разделить на субъективные, формирующиеся контрагентами соглашения, и субъективные, не зависящие от воли сторон соглашения. 2. Объективные риски имеют источники происхождения в обстоятельствах непреодолимой силы и не зависят от воли торговых партнеров. Преодоление рисков такого вида может быть осуществлено путем согласования перечня таких обстоятельств и действий контрагентов по их устранению или уменьшению их влияния на выполнение взаимных обязанностей, внесенных во внешнеторговый контракт. 3. Источником возникновения субъективных рисков внешнеторгового контракта является ненадлежащее определение контрагентами своих взаимных обязанностей для всех этапов существования соглашения. Подробный анализ возможных рисков должен быть связан с поиском и определением путей их преодоления с целью указания их в соответствующих разделах контракта. 4. Субъективные риски влияют на прибыльность контракта, поэтому контрагентам необходимо иметь несколько альтернативных путей их преодоления, что позволит каждой из сторон соглашения быть уверенной в добропорядочных намерениях партнера и не потерять рассчитанной прибыли. 5. Контракт как источник рисков внешнеэкономической деятельности должен стать главным объектом контроля таможенных и налоговых органов с целью выявления и устранения возможных мошеннических действий и обеспечивать полноту поступлений налогов в бюджет государства. Арбитраж Контрагенты соглашения всегда должны помнить главный принцип внешнеторговых отношений - согласование условий выполнения закладывается путем договоренностей и внесением их в соответствующие разделы контракта. Исходя из этого принципа, целесообразно и легче всего решать все споры сторонами контракта самостоятельно, без вмешательства третьих лиц. В то же время следует понимать, что торговые отношения предусматривают определенную прибыль участников, и не всегда можно решить все финансовые проблемы путем проведения консультаций, переговоров и внесением дополнительных положений к основному соглашению. Поэтому сторонам контракта крайне необходимо отметить возможность обращения в арбитражный суд каждой из сторон соглашения. Выбирая местонахождение суда, необходимо руководствоваться одним из положений контракта, которое определяет верховенство права на условия выполнения контракта. Целесообразно выбирать место арбитражного суда в стране, чье право имеет приоритет над данным контрактом, при этом стороны соглашения избегают риска возникновения дополнительных финансовых расходов в случае разной национальной юрисдикции, регулирующей условия выполнения договора и арбитражного суда. Контрактом должно быть предусмотрено, при каких условиях и обстоятельствах каждый из контрагентов имеет право обращаться в определенный арбитражный суд. "Джентльменской" договоренностью для стороны, которая будет обращаться в суд, может быть указание в контракте относительно обязательного уведомления об этом событии инопартнера. Крайне необходимо определиться контрагентам, в случае обращения одной из сторон в суд, относительно самого контракта, а именно - приостановить его выполнение ли расторгнуть окончательно. Следует понимать, что процедура арбитражного суда достаточно продолжительна по времени, поэтому партнерам желательно не доводить спор до суда, а сделать все возможное для урегулирования возникших противоречий путем проведения переговоров и внесения дополнительных положений в текст контракта. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №42/02, стр. 32 [01.11.2002] Сергей Терещенко Заслуженный экономист Украины ------------------------------------------------------------------