5 - 5 = 5,5 И скажите спасибо, что не больше ------------------------------------------------------------------ Общеизвестна позиция налоговиков, что для целей применения санкций из недоплаченных сумм размер переплаты - даже по тому же самому налогу! - не вычитается. См. на эту тему, например, п/п. 6.1.10 "Штрафной инструкции" в "Бухгалтере" № 14'02 (с. 11), письма ГНАУ в № 32'01 (с. 70-73) и № 35-36'01 (с. 191 - 192), а также наши комментарии в № 15'01 (с. 38) и № 1-2'02 (с. 60 - 61). Поэтому, в частности, и 10%-ный штраф в случае самосдачи, описанном в п. 17.2 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ), требуют уплачивать исходя из такой недоплаты, при расчете которой излишне внесенные платежи из нее отнюдь не вычитаются (см. № 31'01, с. 34-35), из чего и вытекает арифметика, вынесенная в наш заголовок. Согласен с невычитанием переплат из недоплат и ВХС (см. № 33'02, с. 11, п. 10, посл. абз.). Кстати, этот, мягко говоря, не очень справедливый подход - вообще в стиле государства: уже почти 2 года ГНАУ (!) не может уговорить Минфин разработать наконец порученный ему порядок проведения зачета встречных денежных обязательств между бюджетом и налогоплательщиком, хотя такой зачет прямо предусмотрен в п/п. 7.1.1 вышеназванного Закона. Но в данном случае, то есть когда речь идет о переплатах-недоплатах по одному и тому же налогу, ситуация и вовсе вызывающая. Именно из-за "невычитательного" безобразия сохраняется опасность не менее безобразного включения в валовые доходы "нефинансовых" кредитов - несмотря на "расслабляющую" консультацию о том, что при возврате полученных сумм валовые доходы можно отсторнировать (см. № 36'02, с. 23-25). Ведь периоды-то, когда кредит берется (то есть когда с их точки зрения должны увеличиться ВД) и когда он возвращается (ВД - сторнирование), - обычно разные! По той же причине опасны наказания за нарушения, связанные с (не)перерасчетом по п. 5.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ): то, что от правильного применения 5.9 результат в целом (уже после реализации) вовсе не изменился бы, поскольку минусы скомпенсировались бы плюсами, - налоговиков не волнует. Можно себе представить, что начнется, если ГНАУ станет реализовывать свои бредни насчет возможности штрафовать за неправильные авансовые платежи, сочетая это со своей недавней идеей необходимости учета в авансах этого самого 5.9! См. по этому поводу "Бухгалтер" № 30'01, с. 18 - 19, № 22'02, с. 26 - 27, и № 32'02, с. 7. А что будет с многострадальными положительно - отрицательными курсовыми разницами! Особенно - с учетом внезапно изменившейся точки зрения ВХС по этому поводу (см. № 37'02, с. 13, п. 7.8, комментарий - там же, с. 15). Между прочим, спорные курсовые разницы обычно являются "затратними", а не "доходными". И не только потому, что ГНАУ предпочитает оспаривать именно не валовые доходы, а валовые затраты. Просто разницы, влияние которых на налоговый учет оспаривается, набегают на задолженности, которые сами в налоговом учете не проходили, а такими долгами являются обычно долги по кредитам-займам {1} (не предоплатам, ведь последние в налоговом учете отражаются). И поскольку украинские предприятия при кредитных отношениях с иностранцами (и дающими СКВ укрбанками) выступают, как правило, в качестве дебиторов (ну не кредиторов же в самом деле!), а курс СКВ к грн., как правило, все-таки растет {2}, то выходят гривневые потери из-за того, что - при пересчете в нацвалюту - нужно возвращать больше, чем бралось (это не считая процентов), а следовательно, такие потери вполне могли бы отразиться в затратах, чем, собственно, и раздражают налоговые органы. Бывает, однако, что курс прыгает туда-сюда и за разные периоды "неправильные" курсовые разницы свое влияние на налог на прибыль оказывают с разным знаком. Вот здесь-то опять сыграет свою роль ущербно-порочная практика негашения (для целей штрафования) "рознопериодных" минусов плюсами (даже, может, по одной и той же задолженности). И если растерзанный стараниями ВХС (см. "Бухгалтер" № 37'02, с. 12 - 13, п. 7.6, и там же, с. 14-15) п/п. 4.4.1 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) давал (в нерастерзанном виде) возможность смелым плательщикам "когда надо" курсовые разницы иметь, а "когда не надо" - не иметь (см. № 16'01, с. 30 - 31), то налоговые органы в разных периодах будут, наоборот, "лишние доходные" курсовые разницы не принимать во внимание, а за "лишние затратные" - штрафовать. Симметрии и справедливости тут, конечно, немного, но согласитесь: трудно на чем-то спекулировать (пусть даже и на 4.4.1), когда главный "спекулянт" у нас - ГНАУ, лобызаемая высшими хозяйственными судьями. Да и единственный ли это пример "равенства" государства и налогоплательщиков перед практикой применения нашего законодательства? При такой-то дружбе фискальных и судебных органов... {1} Хотя если уж ГНАУ включает возвратные помощи (займы), полученные от "нефинансовых структур", в валовые доходы (пусть и с последующим - при их возврате - сторнированием - см. выше), то такие задолженности через налоговый учет - если идти по ее, ГНАУ, пути - всё же проходят. {2} По крайней мере, инфляция у нас бывает чаще, чем дефляция. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №40/02, стр. 46 [01.10.2002] Александр Кирш Главный редактор ------------------------------------------------------------------