5 - 5 = 5,5

                 И скажите спасибо, что не больше

------------------------------------------------------------------

    Общеизвестна позиция налоговиков,  что  для  целей  применения
санкций из недоплаченных сумм размер переплаты - даже по  тому  же
самому  налогу!  -  не вычитается.  См.  на  эту  тему,  например,
п/п.  6.1.10   "Штрафной  инструкции"   в   "Бухгалтере"  №  14'02
(с.  11),  письма  ГНАУ  в  №  32'01  (с. 70-73)   и   №  35-36'01
(с. 191 - 192),  а  также  наши  комментарии в  № 15'01 (с. 38)  и
№ 1-2'02  (с. 60 - 61). Поэтому, в частности,  и  10%-ный  штраф в
случае  самосдачи,  описанном  в  п.  17.2  Закона   "О    порядке
погашения..." ( 2181-14 ),  требуют  уплачивать  исходя  из  такой
недоплаты, при расчете которой излишне внесенные  платежи  из  нее
отнюдь не вычитаются (см. № 31'01, с. 34-35), из чего  и  вытекает
арифметика, вынесенная в наш заголовок.
    Согласен   с   невычитанием   переплат   из   недоплат  и  ВХС
(см. № 33'02, с. 11, п. 10, посл. абз.).
    Кстати, этот, мягко говоря, не  очень  справедливый  подход  -
вообще в стиле государства: уже почти 2 года  ГНАУ  (!)  не  может
уговорить  Минфин  разработать  наконец  порученный  ему   порядок
проведения зачета встречных денежных обязательств между бюджетом и
налогоплательщиком,  хотя  такой  зачет  прямо   предусмотрен    в
п/п. 7.1.1 вышеназванного Закона.
    Но  в  данном  случае,  то  есть    когда    речь    идет    о
переплатах-недоплатах по одному и тому же налогу, ситуация и вовсе
вызывающая.
    Именно  из-за  "невычитательного"    безобразия    сохраняется
опасность  не  менее  безобразного  включения  в  валовые   доходы
"нефинансовых" кредитов - несмотря на "расслабляющую" консультацию
о том, что при  возврате  полученных  сумм  валовые  доходы  можно
отсторнировать (см. № 36'02, с.  23-25).  Ведь  периоды-то,  когда
кредит берется (то есть когда с их точки зрения должны увеличиться
ВД) и когда он возвращается (ВД - сторнирование), - обычно разные!
    По той же причине опасны наказания за нарушения,  связанные  с
(не)перерасчетом по п. 5.9 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ): то, что
от  правильного  применения  5.9  результат  в  целом  (уже  после
реализации)  вовсе   не    изменился    бы,    поскольку    минусы
скомпенсировались бы плюсами, - налоговиков не волнует. Можно себе
представить, что начнется, если  ГНАУ  станет  реализовывать  свои
бредни насчет возможности  штрафовать  за  неправильные  авансовые
платежи, сочетая это со своей недавней идеей необходимости учета в
авансах этого самого 5.9! См. по этому поводу "Бухгалтер" № 30'01,
с. 18 - 19, № 22'02, с. 26 - 27, и № 32'02, с. 7.
    А что будет с многострадальными положительно -  отрицательными
курсовыми разницами! Особенно -  с  учетом  внезапно  изменившейся
точки  зрения ВХС  по  этому поводу (см. № 37'02,  с. 13,  п. 7.8,
комментарий - там же, с. 15).
    Между   прочим,  спорные  курсовые  разницы  обычно   являются
"затратними", а не "доходными".  И  не  только  потому,  что  ГНАУ
предпочитает  оспаривать  именно  не  валовые  доходы,  а  валовые
затраты.  Просто  разницы,  влияние  которых  на  налоговый   учет
оспаривается, набегают на задолженности, которые сами в  налоговом
учете не проходили, а такими  долгами  являются  обычно  долги  по
кредитам-займам {1} (не предоплатам, ведь  последние  в  налоговом
учете  отражаются).  И  поскольку  украинские   предприятия    при
кредитных отношениях с иностранцами  (и  дающими  СКВ  укрбанками)
выступают, как правило, в качестве дебиторов (ну не кредиторов  же
в самом деле!), а курс СКВ к грн., как  правило,  все-таки  растет
{2}, то выходят гривневые потери из-за того, что - при пересчете в
нацвалюту - нужно возвращать больше, чем бралось  (это  не  считая
процентов),  а  следовательно,  такие  потери  вполне  могли    бы
отразиться в затратах, чем,  собственно,  и  раздражают  налоговые
органы.
    Бывает, однако, что курс прыгает туда-сюда и за разные периоды
"неправильные" курсовые разницы свое влияние на налог  на  прибыль
оказывают с разным знаком.  Вот здесь-то опять сыграет  свою  роль
ущербно-порочная  практика  негашения  (для  целей    штрафования)
"рознопериодных" минусов плюсами (даже, может, по одной и  той  же
задолженности).
    И если растерзанный стараниями ВХС (см.  "Бухгалтер"  № 37'02,
с. 12 - 13, п. 7.6,  и  там  же, с. 14-15)  п/п. 4.4.1  Закона  "О
порядке погашения..." ( 2181-14 ) давал  (в  нерастерзанном  виде)
возможность смелым  плательщикам  "когда  надо"  курсовые  разницы
иметь, а "когда не надо" - не иметь (см. № 16'01, с. 30 - 31),  то
налоговые  органы  в  разных  периодах  будут,  наоборот,  "лишние
доходные" курсовые разницы не принимать во внимание,  а за "лишние
затратные" - штрафовать.
    Симметрии  и  справедливости  тут,  конечно,    немного,    но
согласитесь: трудно  на  чем-то  спекулировать (пусть  даже  и  на
4.4.1), когда главный "спекулянт" у нас - ГНАУ, лобызаемая высшими
хозяйственными судьями.
    Да и единственный ли  это  пример  "равенства"  государства  и
налогоплательщиков    перед    практикой    применения      нашего
законодательства?  При  такой-то  дружбе  фискальных  и   судебных
органов...

{1} Хотя  если  уж  ГНАУ  включает  возвратные  помощи    (займы),
    полученные от "нефинансовых структур", в валовые доходы (пусть
    и  с  последующим  -  при  их   возврате  -  сторнированием  -
    см. выше),  то такие задолженности через налоговый учет - если
    идти по ее, ГНАУ, пути - всё же проходят.
{2} По крайней мере, инфляция у нас бывает чаще, чем дефляция.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№40/02, стр. 46
[01.10.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------