Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности через процедуру банкротства: юридический и бухгалтерский аспекты ------------------------------------------------------------------ Так сложилось, что среди довольно широкого круга лиц распространено негативное отношение к процедуре банкротства как таковой. А ведь те, кто имеет собственный бизнес или работает в коммерческих структурах, довольно часто не видят положительных моментов применения данной процедуры для решения проблем быстрой ликвидации предприятий в случае возникновения такой необходимости. Поэтому рассмотрим особенности процедуры банкротства относительно должника, ликвидируемого его собственником. Пунктом 5 ст. 7 Закона Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14.05.92 г. № 2343-ХII ( 2343-12 ), в редакции Закона Украины от 30.06.99 г. № 784-ХI ( 784-14 ) (далее - Закон о банкротстве), предусмотрены обязательства должника в месячный срок обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в случае возникновения следующих обстоятельств: - удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; - орган должника, уполномоченный в соответствии с учредительными документами или законодательством принять решение о ликвидации должника, принял решение об обращении в хозяйственный суд с заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве; - при ликвидации должника не в связи с процедурой банкротства установлена невозможность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Самым интересным основанием для обращения должника в суд с заявлением о признании его банкротом, с точки зрения практики, является принятие уполномоченным органом должника решения о ликвидации не через процедуру банкротства. Так, баланс условного общества с ограниченной ответственностью на момент его рассмотрения документов ликвидационной комиссией имеет следующий вид: (тыс. грн.) |-----------------------------------------------------------------| | Б А Л А Н С | |-------------------------------|---------------------------------| | А К Т И В | П А С С И В | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Производственные запасы | 0,5 | Уставный фонд | 11,8| |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Товары | 8,3 | Нераспределенная прибыль |-18,8| | | | (непокрытый убыток) | | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Дебиторская | 17,0| Кредиторская задолженность| 35,0| | задолженность за товары,| | за товары, работы, услуги | | | работы, услуги | | | | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Дебиторская | 2,0 | | | | задолженность по | | | | | расчетам с бюджетом | | | | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Денежные средства и их | 0,2 | | | | эквиваленты на расчетном| | | | | счете | | | | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| | Баланс | 28,0| Баланс |28,0 | |-------------------------|-----|---------------------------|-----| Дело в том, что законодатель предусмотрел в ст. 51 Закона о банкротстве ( 784-14 ) для этого случая специальную или так называемую "сокращенную" процедуру банкротства. Для возбуждения дела о банкротстве в порядке, определенном этой статьей, заявление должника может быть представлено в хозяйственный суд после принятия решения о ликвидации до создания ликвидационной комиссии (или назначения ликвидатора). В случае если вышеупомянутое заявление было представлено до создания ликвидационной комиссии, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общей процедуре, определенной разделами I-V Закона о банкротстве ( 784-14 ). После принятия хозяйственным судом заявления должника о возбуждении относительно него дела о банкротстве (не позднее чем на 5-й день со дня его поступления) назначается заседание хозяйственного суда (не позднее 30-го дня с момента принятия заявления) по рассмотрению указанного заявления. Если изложенные в заявлении обстоятельства и приложенные к нему документы подтверждают недостаточность стоимости имущества для удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный суд признает ликвидируемого должника банкротом, назначает ликвидатора и открывает ликвидационную процедуру. Характерной особенностью этой процедуры является возможность выполнения функций ликвидатора председателем ликвидационной комиссии даже при условии отсутствия у него лицензии (п. 2 ст. 51 Закона о банкротстве ( 784-14 )). И это, безусловно, очень выгодно руководству или собственнику (собственникам) должника, поскольку это реальная возможность не расходовать средства на оплату услуг арбитражного управляющего (в указанной процедуре - ликвидатора). Ведь в соответствии с п. 12 ст. 31 Закона о банкротстве ( 784-14 ) оплата труда арбитражного управляющего не может быть меньше 2 минимальных заработных плат и не больше среднемесячной заработной платы руководителя должника. Кредиторы имеют право заявить свои претензии к ликвидируемому должнику в месячный срок со дня публикации объявления в официальном печатном органе. Согласно п. 5 ст. 23 Закона о банкротстве ( 784-14 ) именно такое объявление может содержать: - наименование, адрес и код ЕГРПОУ должника, признанного банкротом; - наименование хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве; - дату принятия хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры; - сведения о ликвидаторе (как правило, указываются контактный телефон, номер и дата лицензии, если таковая имеется). Кстати, "сокращенная" процедура признания должника банкротом предусматривает публикацию в официальном печатном органе лишь одного объявления, а не, минимум, двух, как определено для "общей" процедуры банкротства: - первое - о возбуждении производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве ( 784-14 )); - второе - о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры, осуществляется ликвидатором (п. 3 ст. 23 Закона о банкротстве ( 784-14 )). Это также выгодно собственнику (собственникам) должника. По истечении месячного срока ликвидатор по результатам рассмотрения с банкротом требований кредиторов (если такие заявления поступят) составляет реестр требований и представляет его в хозяйственный суд. После этого хозяйственный суд выносит постановление, в котором утверждает реестр требований полностью или частично. После проведения расчетов с признанными хозяйственным судом кредиторами (конечно, при условии, что есть чем) ликвидатор составляет отчет и прилагает к нему подтверждающие документы и ликвидационный баланс. Требования к отчету ликвидатора, определенные в ст. 32 Закона о банкротстве ( 784-14 ), одинаковы как для ликвидатора - арбитражного управляющего, так и для ликвидатора - председателя ликвидационной комиссии. По результатам рассмотрения отчета ликвидатора и ликвидационного баланса хозяйственный суд выносит постановление о ликвидации в связи с банкротством. Отдельно следует отметить, что после вынесения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом согласно ст. 23 Закона о банкротстве ( 784-14 ) предпринимательская деятельность такого предприятия прекращается, а следовательно, с этого момента наступает срок выполнения всех денежных обязательств банкрота (в т. ч. и по уплате налогов и сборов), прекращается начисление неустойки (пени, штрафов), процентов и финансовых санкций. Кроме того, после утверждения ликвидационного баланса постановлением хозяйственного суда, принятия судом решения о ликвидации такого предприятия и признания налогового долга безнадежным (в нашем случае он отсутствует) органы государственной налоговой службы согласно п. 8.7 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ), в редакции приказа ГНАУ от 17.11.98 г. № 552 ( z0791-98 ), снимают такое предприятие с учета без предварительной проверки {1}. Списание налогового долга органом государственной налоговой службы после ликвидации налогоплательщика осуществляется в соответствии с Порядком списания непогашенных налоговых обязательств или налогового долга после ликвидации налогоплательщика, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25.07.2002 г. № 1056 ( 1056-2002-п ). Перед составлением ликвидационного баланса условного общества с ограниченной ответственностью следует провести заключительные проводки в бухгалтерском учете в следующем порядке. |---|----------------------|---------------|---------|-------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый | |п/п| | учет |тыс. грн.| учет | | | |-------|-------| |----|--------| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 1 | Списаны | 946 | 20 | 0,5| - | п. 5.9 | | | производственные | | | | | | | | запасы, не пригодные | | | | | | | | для использования | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 2 | Списаны товары | 946 | 28 | 8,3| - | п. 5.9 | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 3 | Откорректирован |641/ндс| 644 | 176| - | - | | | налоговый кредит | 946 | 644 | | | | | | по НДС | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 4 | Дебиторская | 944 | 36 | 17,0| - | - | | | задолженность | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 5 | Сторно НДС | 944 |641/ндс| 2,8| - | - | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 6 | Денежные средства на | 92 | 311 | 0,2| - | 0,2 | | | расчетном счете, | | | | | | | | уплаченные за услуги | | | | | | | | банка | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 7 | Списан невозмещенный | 944 | 641 | 3,04| - | - | | | остаток задолженности| | | | | | | | бюджета | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 8 | Закрытие финансовых | 442 | 79 | 28,0| - | - | | | результатов | | | | | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| | 9 | Определен финансовый | 791 | 92 | 0,2| - | - | | | результат | 791 | 944 | 17,24| | | | | | 791 | 946 | 10,56| | | |---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------| Остаток задолженности бюджета перед обществом, по мнению автора, нужно списать в связи с незначительной суммой. Учитывая бухгалтерские проводки, ликвидационный баланс общества будет иметь следующий вид: (тыс. грн.) |----------------------------------------------------------------| | Л И К В И Д А Ц И О Н Н Ы Й Б А Л А Н С | |-----------------|----------------------------------------------| | А К Т И В | П А С С И В | |-------------|---|--------------------------------------|-------| | | | Уставный капитал | 11,8 | |-------------|---|--------------------------------------|-------| | | | Нераспределенная прибыль | -46,8 | | | | (непокрытый убыток) | | |-------------|---|--------------------------------------|-------| | | | Кредиторская задолженность | 35,0 | |-------------|---|--------------------------------------|-------| | Баланс | 0 | Баланс | 0 | |-------------|---|--------------------------------------|-------| В данном случае уставный фонд присоединяется к нераспределенной прибыли, поскольку при внесении его на расчетный счет в процессе создания общества он был использован на хозяйственные потребности. Несмотря на привлекательность механизма сокращенной процедуры, определенной ст. 51 Закона о банкротстве ( 784-14 ), к ней редко обращаются. Надеемся, что данная статья привлечет внимание к альтернативному способу решения некоторых проблем, ведь, как говорили в Древнем Риме: "Знание - это сила". {1} Согласно п. 8.2 этой же Инструкции органом государственной налоговой службы принимается решение о проведении документальной проверки налогоплательщика в месячный срок на основании информации о возбуждении дела о банкротстве такого плательщика или обращении в суд либо хозяйственный суд по вопросу отмены государственной регистрации. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №44/02, стр. 43 [04.11.2002] Ярослава Рябцева Юрист АФ "Лагма" ------------------------------------------------------------------