Самостоятельное исправление ошибки: теперь по-новому?

------------------------------------------------------------------

    Как мы и предполагали в редакционном комментарии к письму ГНАУ
от 29.07.2002 г.  № 11734/7/19-3117 ( v1734225-02 ) (см. "Налоги и
бухгалтерский учет", 2002, № 75),  приказ  ГНАУ  от  03.06.2002 г.
№  257  ( z0648-02 )  (далее  -  приказ   №  257,  см.  "Налоги  и
бухгалтерский  учет",  2002,  №  68)  оказался  первой  ласточкой.
Напомним, что этот приказ внес изменения в  порядок  заполнения  и
представления  Расчета  суммы  налога  с  владельцев  транспортных
средств и других самоходных машин и механизмов  и  установил,  что
при самостоятельном  выявлении  ошибки  по  транспортному  налогу,
которая  привела  к  недоплате,  все  необходимые  платежи  (сумма
занижения налогового обязательства и десятипроцентный штраф) нужно
уплатить в течение 10  дней  со  дня  подачи  уточненного  Расчета
транспортного налога.

    Погашение недоплаты - до начала проверки или в течение 10 дней

    В  своих  публикациях  мы  практически  всегда   рекомендовали
подавать уточненную декларацию и уплачивать соответствующие  суммы
(при необходимости) одновременно и в  кратчайшие  сроки.  Судя  по
всему, наши рекомендации были не напрасны.
    Как  следует  из  Разъяснения,  налоговые  органы  не    стали
ограничиваться лишь транспортным налогом и  пошли  дальше:  теперь
они  установили  предельные  сроки  уплаты  суммы   занижения    и
десятипроцентного штрафа для всех налогов, сборов  и  обязательных
платежей,  подпадающих  под  действие  Закона  № 2181 ( 2181-14 ).
Однако  эти  сроки  отличаются  от  установленных  приказом  № 257
( z0648-02 ).
    Несмотря на  некоторую  размытость  формулировок  Разъяснения,
можно  предположить,  что  его  ключевая  мысль  сформулирована  в
предпоследнем абзаце второго пункта.  Из него следует, что  теперь
предельный срок  уплаты  налогового  обязательства,  определенного
налогоплательщиком  в  представленной  им  уточненной    налоговой
декларации (в  том  числе  самостоятельно  начисленного  штрафа  в
размере  десяти  процентов  от  суммы  недоплаты),  совпадает    с
предельным  сроком  погашения  налогового  обязательства  за   тот
отчетный  (налоговый)  период,  на   который    приходится    дата
представления уточненной налоговой декларации.
    Для  пояснения  приведем  пример.  Предположим,  бухгалтер   в
октябре обнаружил ошибку, допущенную  в  налоговой  декларации  за
август.  Понятно,  что  он  должен  сразу  же  подать   уточненную
декларацию за август, здесь проблем не возникает.  А вот  уплатить
сумму  занижения  налогового  обязательства,  как    следует    из
Разъяснения, можно в  сроки,  установленные  для  уплаты  текущего
налогового обязательства (за октябрь), т. е. не позднее 30  ноября
(кстати,  в  2002  году  эта  дата    приходится    на    субботу,
следовательно,  согласно  налоговому  разъяснению,   утвержденному
приказом  ГНАУ  от  16.07.2002  г.  № 338  ( v0338225-02 ),  сумму
обязательства можно будет уплатить в понедельник - 2 декабря).
    Судя  по  тексту  Разъяснения,  аргументация  примерно  такая.
Согласно  п.п.  5.3.1  Закона  №  2181  ( 2181-14 )  согласованное
налоговое  обязательство, сумма которого указана в  представленной
налоговой  декларации,  нужно  уплатить  в  течение 10 календарных
дней  после окончания предельных  сроков  представления  налоговой
декларации, установленных  п.п. 4.1.4  Закона  № 2181 ( 2181-14 ).
Поскольку,   подав   уточненную    декларацию,    налогоплательщик
фактически согласовал обязательство, в ней указанное, то  на  него
распространяются нормы п.п. 5.3.1  Закона  № 2181 ( 2181-14 ),  а,
следовательно, уплатить сумму занижения он должен так же, как и по
обычному налоговому обязательству, т. е. в течение 10  дней  после
окончания предельных сроков представления налоговой декларации  за
тот период, в котором была представлена уточненная декларация.
    Со  своей  стороны,  мы  не  можем  не   отметить    некоторое
противоречие этой логики смыслу Закона № 2181 ( 2181-14 ).  И  вот
почему.
    Прежде всего, согласно п. 17.2 Закона  №  2181 ( 2181-14 ) все
указанные   действия  со  стороны  налогоплательщика  должны  быть
осуществлены до начала проверки. Если налогоплательщик до проверки
что-либо не осуществит, налоговый инспектор,  придя  на  проверку,
применит штрафные санкции и административные штрафы так, как  если
бы этого исправления ошибки и  не  было  вовсе.  Еще  раз  обратим
внимание читателей:  все  действия  должны  быть  осуществлены  до
начала проверки - это требование Закона № 2181 ( 2181-14 ).
    Что касается аргументации, приведенной в Разъяснении, отметим,
что, по нашему мнению,  в  п.п. 5.3.1  Закона  №  2181 ( 2181-14 )
говорится о сумме  налогового обязательства, указанной  в  текущей
налоговой декларации. Такой вывод следует, во-первых, из положений
п.п. 4.1.4,  с  которым  жестко  увязан  п.п. 5.3.1  Закона № 2181
( 2181-14 ).  А в п.п. 4.1.4 Закона № 2181 ( 2181-14 ) говорится о
сроках подачи текущей декларации, но никак не уточненной.  С  этим
вряд ли кто-нибудь будет спорить. Кроме того, если бы законодатель
предполагал, что десятидневный срок уплаты  относится  и  к  вновь
найденному налоговому обязательству,  то  в  самом п. 5.3.1 Закона
№ 2181 ( 2181-14 ) в отношении суммы,  указанной в декларации,  он
наверняка употребил бы фразу, например, такого содержания "в т. ч.
в новой декларации" или ей подобную. Но тогда ссылка на п.п. 4.1.4
была бы неуместной, следовательно, аналогичную фразу надо было  бы
употребить и в этом подпункте.
    Безусловно, установленный в Разъяснении срок  уплаты  платежей
по  самостоятельно  выявленным  ошибкам  является   нововведением,
причем достаточно революционным и с первого взгляда  положительным
для  налогоплательщиков  (хотя   и   противоречит  Закону  №  2181
( 2181-14 ), но о последствиях этого противоречия поговорим ниже).
Следуя  Разъяснению, налогоплательщик в сроках уплаты  выигрывает,
по меньшей мере, 31 день (если ошибка будет  найдена  в  последний
день  отчетного  месяца  и  тогда  же   представлена    уточненная
декларация).  А если ошибка допущена по налогу с  квартальным  или
годовым отчетным периодом - и того больше.

    А как быть со сроками уплаты штрафа?

    Обратите внимание, что в п.п. 5.3.1 Закона  № 2181 ( 2181-14 )
говорится  о согласованном  налоговом  обязательстве,  а  согласно
определению,  приведенному в п.п. 1.2  Закона  № 2181 ( 2181-14 ),
налоговое обязательство  не включает в себя сумму  штрафов.  Сумму
штрафов  включает  в  себя только  налоговый  долг  (о  котором  в
п.п.  5.3.1  ничего  не  говорится).  Иными  словами,   даже  если
налоговики  распространяют  обычные  сроки    уплаты    налогового
обязательства  на  уплату  суммы  занижения по выявленным ошибкам,
то  трудно  найти  законные  основания для уплаты в эти  же  сроки
суммы десятипроцентного штрафа; главное (исходя  из  Закона № 2181
( 2181-14 )) - произвести эту уплату до начала проверки.
    В этом  аспекте  интересен  восьмой  абзац  п. 1  Разъяснения.
Видимо,  понимая  неизбежность  разрыва  сроков    уплаты    вновь
выявленного налогового обязательства и штрафа, авторы  разъяснения
указывают  на  необходимость  одновременного    погашения    суммы
недоплаты и штрафа.  Иными словами, сроки уплаты десятипроцентного
штрафа приравниваются к срокам  уплаты  самой  суммы  занижения  и
совпадают  со  сроками,  установленными  для    уплаты    текущего
налогового  обязательства  за  тот  период,  когда  была    подана
уточненная декларация.  Опять же, такая постановка вопроса, так же
как и со сроками погашения недоплаты, с первого  взгляда,  выгодна
налогоплательщику, хотя и противоречит Закону № 2181 ( 2181-14 ).

    Если не уплатили "вовремя"

    Мы уже говорили, что если налогоплательщик  не  уплатит  сумму
занижения и штраф,  то  к  нему  применяются  штрафные  санкции  и
админштраф,  а такое исправление ошибки просто  не  засчитывается.
В этом аспекте вызывает удивление предпоследний  абзац  Налогового
разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ  от  20.02.2002  г.  № 81
( v0081225-02 ) (см.  "Налоги и бухгалтерский учет",  2002,  № 20)
и  касающегося  самостоятельного  исправления ошибок, допущенных в
Расчете уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства
-  юридическим  лицом.  Напомним, что в  этом  абзаце говорится  о
необходимости применения штрафа согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181
( 2181-14 ) (т. е. штрафа  за  несвоевременную  уплату  налогового
обязательства)   в   случае   невыполнения      всех     действий,
предусмотренных п.п. 17.2  Закона № 2181 ( 2181-14 ).
    На наш взгляд, никаких оснований для применения  этого  штрафа
нет.  Должен  применяться  штраф  по  результатам   документальных
проверок, т. е. штраф,  предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона  № 2181
( 2181-14 ),  поскольку  сроки для уплаты  уточненного  налогового
обязательства  "настоящим Законом"  (как это указано в п.п. 17.1.7
Закона № 2181 ( 2181-14 )) не установлены.
    Однако, учитывая, что теперь, как оказывается  (!?),  они-таки
установлены (пусть не Законом,  а  налоговым  разъяснением  -  это
мелочи), налоговые органы,  при  подаче  уточненной  декларации  и
неуплате суммы занижения  и  штрафа  в  течение  10  дней  со  дня
окончания  предельных  сроков  уплаты  налогового   обязательства,
скорее всего, будут применять  штрафы  за  несвоевременную  уплату
налогового обязательства (п.п. 17.1.7).
    А вот как быть с пеней? В Разъяснении  о  ее  применении  (или
неприменении)  ничего  не  говорится.  Однако  если  речь  идет  о
несвоевременном   погашении   налогового   обязательства,   т.  е.
фактически о налоговом  долге,  то  применение  пени  обязательно.
Поэтому рискнем предположить, что исходя из логики  разъяснения  в
данном случае вполне возможно ее применение.

    А стоит ли пользоваться Разъяснением?

    Чем же чревато  противоречие,  о  котором  мы  говорили  выше?
Проблема в том, что если к налогоплательщику, уповающему на данное
Разъяснение  и  предоставившему    уточненную    декларацию,    до
наступления сроков погашения суммы занижения и  штрафов  придут  с
проверкой (в нашем примере это период с того числа октября,  когда
была подана уточненная декларация по 30 ноября), то его на  вполне
законных основаниях могут оштрафовать по п.п. 17.1.3 Закона № 2181
( 2181-14 ) плюс админштраф,  ведь всех действий,  предусмотренных
п. 17.2,  он  все-таки  не  выполнил!  Такой  вывод  следует    из
предпоследнего абзаца разъяснения, в котором фигурирует  фраза  "с
учетом предостережений, указанных  в  пункте  1  этого  Налогового
разъяснения", а именно там говорится о проведении всех действий до
начала проверки.  Почему именно  штраф  по  результатам  проверки?
Потому,  что  оштрафовать  за  несвоевременную  уплату  налогового
обязательства, даже с учетом Разъяснения не могут, ведь они еще не
наступили.
    Вот  и  получается,  что,  устанавливая  таким  образом  сроки
погашения  налогового  обязательства  и  штрафа,  налогоплательщик
фактически загоняется в, своего рода, "капкан".
    Здесь,  кстати,  следует  упомянуть,  что  согласно  абз.  "д"
п.п. 4.4.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ) не  может  быть  привлечен  к
ответственности    налогоплательщик,     действовавший    согласно
налоговому разъяснению только на основании  того,  что  в  будущем
такое налоговое разъяснение было изменено или упразднено. Обратите
внимание, в этой  норме  речь  идет  о  том  разъяснении,  которое
упразднено или отменено (об этой  проблеме  мы  писали  "Налоги  и
бухгалтерский  учет",  2002,  №  39,  см.  рубрику  "Бухгалтерский
калейдоскоп").  А в суде,  согласно той же норме п.п. 4.4.2 Закона
№ 2181 ( 2181-14 ) налоговые разъяснения не имеют приоритета перед
другими доказательствами или другими экспертными оценками.
    Именно поэтому мы,  со  своей  стороны,  рекомендуем  подавать
уточненную    декларацию,    уплачивать    сумму    недоплаты    и
десятипроцентного штрафа в самые кратчайшие сроки после  выявления
ошибки, причем осуществлять все эти действия одновременно.

    Есть и другие положительные новости

    Последний  абзац  п.  1  Разъяснения  не  может  не   вызывать
положительных эмоций. И основан он, видимо, на нормах Инструкции о
порядке  применения  штрафных  (финансовых)    санкций    органами
государственной  налоговой  службы,  утвержденной   приказом  ГНАУ
от 17.03.2001 г. № 110 ( z0268-01 ) с учетом изменений,  внесенных
в  нее  приказом от 11.03.2002 г. № 98 ( z0327-02 ) (см. "Налоги и
бухгалтерский учет",  2002, № 31). Напомним, что последним абзацем
п. 9 этой Инструкции установлено, что в случае, если в  результате
проверки уменьшается сумма НДС, заявленная к  возмещению,  которая
не была возмещена из бюджета,  штрафные  санкции  не  применяются.
Несмотря на то что здесь речь  идет  о  санкциях,  применяемых  по
результатам  проверки  (п.п. 17.1.3  Закона  № 2181  ( 2181-14 )),
авторы письма распространили этот принцип и на "само штрафование".
Таким образом, если налогоплательщик завысил сумму НДС, заявленную
к возмещению, но не возместил ее,  то  десятипроцентный  штраф  не
применяется.  Однако обратим внимание читателей на то,  что  такая
"амнистия" применяется только тогда,  когда  сумма  заявленного  к
возмещению НДС не только не была  возвращена  на  банковский  счет
налогоплательщика, но и не была  зачтена  в  счет  погашения  иных
налоговых обязательств.

    В части, не противоречащей...

    В  заключение  хотелось  бы  обратить внимание на п. 2  приказа
№ 503 ( v0503225-02 ), утвердившего Разъяснение. В нем указывается,
что   "письменные  разъяснения  ГНАУ  действуют  в    части,    не
противоречащей  этому  Налоговому  разъяснению".  Поскольку  сроки
уплаты  "уточненного"  транспортного   налога    установлены    не
разъяснением, а нормативно-правовым актом, то  данное  разъяснение
на этот налог не влияет.  То же самое касается и акцизного  сбора,
поскольку согласно
п.п.  4.4.3  Положения  о  порядке  начисления,  сроках  уплаты  и
представлении  Расчета  акцизного  сбора,  утвержденного  приказом
ГНАУ от 19.03.2001 г. № 111 ( z0295-01 )  налогоплательщик  обязан
уплатить сумму занижения и десятипроцентного штрафа в  течение  10
календарных дней  со  дня  подачи  уточненного  Расчета  акцизного
сбора.
    В любом случае, с выходом Разъяснения совершенно очевидно, что
им  установлен  срок  уплаты  всех  необходимых    платежей    при
самостоятельном выявлении ошибки, а это - введение новой нормы.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№88/02 стр. 20
[04.11.2002]
Д. Костюк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------