Самостоятельное исправление ошибки: теперь по-новому? ------------------------------------------------------------------ Как мы и предполагали в редакционном комментарии к письму ГНАУ от 29.07.2002 г. № 11734/7/19-3117 ( v1734225-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 75), приказ ГНАУ от 03.06.2002 г. № 257 ( z0648-02 ) (далее - приказ № 257, см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 68) оказался первой ласточкой. Напомним, что этот приказ внес изменения в порядок заполнения и представления Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и установил, что при самостоятельном выявлении ошибки по транспортному налогу, которая привела к недоплате, все необходимые платежи (сумма занижения налогового обязательства и десятипроцентный штраф) нужно уплатить в течение 10 дней со дня подачи уточненного Расчета транспортного налога. Погашение недоплаты - до начала проверки или в течение 10 дней В своих публикациях мы практически всегда рекомендовали подавать уточненную декларацию и уплачивать соответствующие суммы (при необходимости) одновременно и в кратчайшие сроки. Судя по всему, наши рекомендации были не напрасны. Как следует из Разъяснения, налоговые органы не стали ограничиваться лишь транспортным налогом и пошли дальше: теперь они установили предельные сроки уплаты суммы занижения и десятипроцентного штрафа для всех налогов, сборов и обязательных платежей, подпадающих под действие Закона № 2181 ( 2181-14 ). Однако эти сроки отличаются от установленных приказом № 257 ( z0648-02 ). Несмотря на некоторую размытость формулировок Разъяснения, можно предположить, что его ключевая мысль сформулирована в предпоследнем абзаце второго пункта. Из него следует, что теперь предельный срок уплаты налогового обязательства, определенного налогоплательщиком в представленной им уточненной налоговой декларации (в том числе самостоятельно начисленного штрафа в размере десяти процентов от суммы недоплаты), совпадает с предельным сроком погашения налогового обязательства за тот отчетный (налоговый) период, на который приходится дата представления уточненной налоговой декларации. Для пояснения приведем пример. Предположим, бухгалтер в октябре обнаружил ошибку, допущенную в налоговой декларации за август. Понятно, что он должен сразу же подать уточненную декларацию за август, здесь проблем не возникает. А вот уплатить сумму занижения налогового обязательства, как следует из Разъяснения, можно в сроки, установленные для уплаты текущего налогового обязательства (за октябрь), т. е. не позднее 30 ноября (кстати, в 2002 году эта дата приходится на субботу, следовательно, согласно налоговому разъяснению, утвержденному приказом ГНАУ от 16.07.2002 г. № 338 ( v0338225-02 ), сумму обязательства можно будет уплатить в понедельник - 2 декабря). Судя по тексту Разъяснения, аргументация примерно такая. Согласно п.п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) согласованное налоговое обязательство, сумма которого указана в представленной налоговой декларации, нужно уплатить в течение 10 календарных дней после окончания предельных сроков представления налоговой декларации, установленных п.п. 4.1.4 Закона № 2181 ( 2181-14 ). Поскольку, подав уточненную декларацию, налогоплательщик фактически согласовал обязательство, в ней указанное, то на него распространяются нормы п.п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ), а, следовательно, уплатить сумму занижения он должен так же, как и по обычному налоговому обязательству, т. е. в течение 10 дней после окончания предельных сроков представления налоговой декларации за тот период, в котором была представлена уточненная декларация. Со своей стороны, мы не можем не отметить некоторое противоречие этой логики смыслу Закона № 2181 ( 2181-14 ). И вот почему. Прежде всего, согласно п. 17.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ) все указанные действия со стороны налогоплательщика должны быть осуществлены до начала проверки. Если налогоплательщик до проверки что-либо не осуществит, налоговый инспектор, придя на проверку, применит штрафные санкции и административные штрафы так, как если бы этого исправления ошибки и не было вовсе. Еще раз обратим внимание читателей: все действия должны быть осуществлены до начала проверки - это требование Закона № 2181 ( 2181-14 ). Что касается аргументации, приведенной в Разъяснении, отметим, что, по нашему мнению, в п.п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) говорится о сумме налогового обязательства, указанной в текущей налоговой декларации. Такой вывод следует, во-первых, из положений п.п. 4.1.4, с которым жестко увязан п.п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ). А в п.п. 4.1.4 Закона № 2181 ( 2181-14 ) говорится о сроках подачи текущей декларации, но никак не уточненной. С этим вряд ли кто-нибудь будет спорить. Кроме того, если бы законодатель предполагал, что десятидневный срок уплаты относится и к вновь найденному налоговому обязательству, то в самом п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) в отношении суммы, указанной в декларации, он наверняка употребил бы фразу, например, такого содержания "в т. ч. в новой декларации" или ей подобную. Но тогда ссылка на п.п. 4.1.4 была бы неуместной, следовательно, аналогичную фразу надо было бы употребить и в этом подпункте. Безусловно, установленный в Разъяснении срок уплаты платежей по самостоятельно выявленным ошибкам является нововведением, причем достаточно революционным и с первого взгляда положительным для налогоплательщиков (хотя и противоречит Закону № 2181 ( 2181-14 ), но о последствиях этого противоречия поговорим ниже). Следуя Разъяснению, налогоплательщик в сроках уплаты выигрывает, по меньшей мере, 31 день (если ошибка будет найдена в последний день отчетного месяца и тогда же представлена уточненная декларация). А если ошибка допущена по налогу с квартальным или годовым отчетным периодом - и того больше. А как быть со сроками уплаты штрафа? Обратите внимание, что в п.п. 5.3.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) говорится о согласованном налоговом обязательстве, а согласно определению, приведенному в п.п. 1.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ), налоговое обязательство не включает в себя сумму штрафов. Сумму штрафов включает в себя только налоговый долг (о котором в п.п. 5.3.1 ничего не говорится). Иными словами, даже если налоговики распространяют обычные сроки уплаты налогового обязательства на уплату суммы занижения по выявленным ошибкам, то трудно найти законные основания для уплаты в эти же сроки суммы десятипроцентного штрафа; главное (исходя из Закона № 2181 ( 2181-14 )) - произвести эту уплату до начала проверки. В этом аспекте интересен восьмой абзац п. 1 Разъяснения. Видимо, понимая неизбежность разрыва сроков уплаты вновь выявленного налогового обязательства и штрафа, авторы разъяснения указывают на необходимость одновременного погашения суммы недоплаты и штрафа. Иными словами, сроки уплаты десятипроцентного штрафа приравниваются к срокам уплаты самой суммы занижения и совпадают со сроками, установленными для уплаты текущего налогового обязательства за тот период, когда была подана уточненная декларация. Опять же, такая постановка вопроса, так же как и со сроками погашения недоплаты, с первого взгляда, выгодна налогоплательщику, хотя и противоречит Закону № 2181 ( 2181-14 ). Если не уплатили "вовремя" Мы уже говорили, что если налогоплательщик не уплатит сумму занижения и штраф, то к нему применяются штрафные санкции и админштраф, а такое исправление ошибки просто не засчитывается. В этом аспекте вызывает удивление предпоследний абзац Налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 20.02.2002 г. № 81 ( v0081225-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 20) и касающегося самостоятельного исправления ошибок, допущенных в Расчете уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом. Напомним, что в этом абзаце говорится о необходимости применения штрафа согласно п.п. 17.1.7 Закона № 2181 ( 2181-14 ) (т. е. штрафа за несвоевременную уплату налогового обязательства) в случае невыполнения всех действий, предусмотренных п.п. 17.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ). На наш взгляд, никаких оснований для применения этого штрафа нет. Должен применяться штраф по результатам документальных проверок, т. е. штраф, предусмотренный п.п. 17.1.3 Закона № 2181 ( 2181-14 ), поскольку сроки для уплаты уточненного налогового обязательства "настоящим Законом" (как это указано в п.п. 17.1.7 Закона № 2181 ( 2181-14 )) не установлены. Однако, учитывая, что теперь, как оказывается (!?), они-таки установлены (пусть не Законом, а налоговым разъяснением - это мелочи), налоговые органы, при подаче уточненной декларации и неуплате суммы занижения и штрафа в течение 10 дней со дня окончания предельных сроков уплаты налогового обязательства, скорее всего, будут применять штрафы за несвоевременную уплату налогового обязательства (п.п. 17.1.7). А вот как быть с пеней? В Разъяснении о ее применении (или неприменении) ничего не говорится. Однако если речь идет о несвоевременном погашении налогового обязательства, т. е. фактически о налоговом долге, то применение пени обязательно. Поэтому рискнем предположить, что исходя из логики разъяснения в данном случае вполне возможно ее применение. А стоит ли пользоваться Разъяснением? Чем же чревато противоречие, о котором мы говорили выше? Проблема в том, что если к налогоплательщику, уповающему на данное Разъяснение и предоставившему уточненную декларацию, до наступления сроков погашения суммы занижения и штрафов придут с проверкой (в нашем примере это период с того числа октября, когда была подана уточненная декларация по 30 ноября), то его на вполне законных основаниях могут оштрафовать по п.п. 17.1.3 Закона № 2181 ( 2181-14 ) плюс админштраф, ведь всех действий, предусмотренных п. 17.2, он все-таки не выполнил! Такой вывод следует из предпоследнего абзаца разъяснения, в котором фигурирует фраза "с учетом предостережений, указанных в пункте 1 этого Налогового разъяснения", а именно там говорится о проведении всех действий до начала проверки. Почему именно штраф по результатам проверки? Потому, что оштрафовать за несвоевременную уплату налогового обязательства, даже с учетом Разъяснения не могут, ведь они еще не наступили. Вот и получается, что, устанавливая таким образом сроки погашения налогового обязательства и штрафа, налогоплательщик фактически загоняется в, своего рода, "капкан". Здесь, кстати, следует упомянуть, что согласно абз. "д" п.п. 4.4.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ) не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший согласно налоговому разъяснению только на основании того, что в будущем такое налоговое разъяснение было изменено или упразднено. Обратите внимание, в этой норме речь идет о том разъяснении, которое упразднено или отменено (об этой проблеме мы писали "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 39, см. рубрику "Бухгалтерский калейдоскоп"). А в суде, согласно той же норме п.п. 4.4.2 Закона № 2181 ( 2181-14 ) налоговые разъяснения не имеют приоритета перед другими доказательствами или другими экспертными оценками. Именно поэтому мы, со своей стороны, рекомендуем подавать уточненную декларацию, уплачивать сумму недоплаты и десятипроцентного штрафа в самые кратчайшие сроки после выявления ошибки, причем осуществлять все эти действия одновременно. Есть и другие положительные новости Последний абзац п. 1 Разъяснения не может не вызывать положительных эмоций. И основан он, видимо, на нормах Инструкции о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110 ( z0268-01 ) с учетом изменений, внесенных в нее приказом от 11.03.2002 г. № 98 ( z0327-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 31). Напомним, что последним абзацем п. 9 этой Инструкции установлено, что в случае, если в результате проверки уменьшается сумма НДС, заявленная к возмещению, которая не была возмещена из бюджета, штрафные санкции не применяются. Несмотря на то что здесь речь идет о санкциях, применяемых по результатам проверки (п.п. 17.1.3 Закона № 2181 ( 2181-14 )), авторы письма распространили этот принцип и на "само штрафование". Таким образом, если налогоплательщик завысил сумму НДС, заявленную к возмещению, но не возместил ее, то десятипроцентный штраф не применяется. Однако обратим внимание читателей на то, что такая "амнистия" применяется только тогда, когда сумма заявленного к возмещению НДС не только не была возвращена на банковский счет налогоплательщика, но и не была зачтена в счет погашения иных налоговых обязательств. В части, не противоречащей... В заключение хотелось бы обратить внимание на п. 2 приказа № 503 ( v0503225-02 ), утвердившего Разъяснение. В нем указывается, что "письменные разъяснения ГНАУ действуют в части, не противоречащей этому Налоговому разъяснению". Поскольку сроки уплаты "уточненного" транспортного налога установлены не разъяснением, а нормативно-правовым актом, то данное разъяснение на этот налог не влияет. То же самое касается и акцизного сбора, поскольку согласно п.п. 4.4.3 Положения о порядке начисления, сроках уплаты и представлении Расчета акцизного сбора, утвержденного приказом ГНАУ от 19.03.2001 г. № 111 ( z0295-01 ) налогоплательщик обязан уплатить сумму занижения и десятипроцентного штрафа в течение 10 календарных дней со дня подачи уточненного Расчета акцизного сбора. В любом случае, с выходом Разъяснения совершенно очевидно, что им установлен срок уплаты всех необходимых платежей при самостоятельном выявлении ошибки, а это - введение новой нормы. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №88/02 стр. 20 [04.11.2002] Д. Костюк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------