Санкция неправомерна и потому вероятна на 99%. О (не)нарушенных "единоналожных" сроках ------------------------------------------------------------------ Предприятие-"единоналожник" не уплатило в срок до 20 числа следующего месяца единый налог за первый месяц квартала. Как избежать финансовых санкций за такое нарушение? Сразу оговоримся, что с учетом текущей позиции ГНАУ в отношении сроков уплаты ЕН {1} отбиться от штрафа за просрочку можно, пожалуй, лишь в суде. Поэтому нижеприведенными аргументами в пользу нештрафования реально могут воспользоваться лишь решительные налогоплательщики, для которых сложности судебных процедур - не преграда. Вначале вкратце напомним позицию ГНАУ по данному вопросу. Как известно, сроки уплаты ЕН непосредственно оговорены в Указе Президента от 28.06.1999 г. № 746/99 ( 746/99 ) {2}, в соответствии с которым юрлица-"единоналожники" должны уплачивать ЕН ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца. В то же время налоговым периодом для представления отчета об уплате ЕН по Указу является квартал. Межу тем согласно п/п. 5.3.1 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) (далее - Закон) плательщик должен уплатить сумму налогового обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предусмотренного в п/п. 4.1.4 Закона предельного срока представления налоговой декларации. А так как отчет об уплате ЕН вполне вписывается в понятие налоговой декларации, то получается, что по Закону уплатить сумму ЕН плательщик должен не позднее 50 календарных дней, следующих за отчетным кварталом. Понятное дело, что ГНАУ не захотела мириться с такой отсрочкой и в своем письме от 27.03.2001 г. № 4016/7/15-1317 ( v4016225-01 ) {3} написала, что и после принятия Закона сроки уплаты ЕН не изменились. Мы всегда придерживались позиции, что такой подход является абсолютно неправильным. Соответствующие доводы в пользу его неприменения были, например, высказаны в "Бухгалтере" № 11'2001 на с. 52-54. Полагаем, вам имеет смысл ознакомиться с находящейся на указанных страницах статьей. В то же время налоговики, продолжая настаивать на своей позиции в отношении "указных" сроков уплаты ЕН, вначале высказались только о начислении пени за просрочку 20-дневного срока {4}, а затем предписали применять за такую неуплату и штрафные санкции по п/п. 17.1.7 Закона {5}. Какие же аргументы можно выдвинуть против такого штрафования? Ну, первым может выступить довод, что исходя из содержания п/п. 5.3.1 Закона сроки уплаты налогов должны регулироваться исключительно данным Законом. Можно также сыграть на том, что до представления отчета (налоговой декларации) сумму ЕН нельзя считать согласованной, в связи с чем начисление пени и финсанкций по п/п. 17.1.7 Закона по несогласованной сумме ЕН неправомерно. К тому же, если исходить из норм этого подпункта, то указанные в нем штрафы должны применяться за неуплату налогового обязательства в срок, установленный этим Законом, - который для ЕН должен был бы составлять те же 50 календарных дней после окончания квартала. Таким образом, неуплата "внутриквартальных" платежей по Закону штрафоваться не должна {6}. Ну и в качестве самого веского аргумента в суде можно привести аналогию с коллизией в отношении сроков уплаты налога на прибыль и НДС, которая на данный момент разрешилась в пользу сроков из Закона. Так, в налоговом разъяснении относительно ответственности за нарушение предельных сроков уплаты согласованного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость {7} и упомянутом Справочнике платежей налоговики написали, что по НДС и налогу на прибыль пеня и штрафные санкции из п/п. 17.1.7 Закона применяются за неуплату согласованного налогового обязательства в течение сроков, установленных этим Законом. А так как в ситуации с ЕН возникают те же проблемы, то при их разрешении не только можно, но и нужно пользоваться прибыльно-НДСными аналогиями. Тем более что логика рассуждений, которой налоговики пользовались, признавая, что для НДС и налога на прибыль санкции должны применяться только по прошествии 10 дней после представления соответствующей декларации, не может быть иной в отношении ЕН. Ведь Закон действует одинаково как в отношении НДС и налога на прибыль, так и в отношении ЕН. Правда, следует отметить, что непризнание законных сроков уплаты ЕН налоговики дополнительно аргументируют тем, что этот налог не входит в перечень видов налогов и сборов (обязательных) платежей, указанных в Законе "О системе налогообложения" ( 1251-12 ). Однако эта аргументация штрафованию может только навредить. Ведь если акцентировать внимание на данном факте, то получается, что Закон "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) со своими штрафными санкциями ЕН не касается, других же законодательных норм для "единоналожного" штрафования на настоящий момент нет. И выходит, что за неуплату ЕН оштрафовать вообще нельзя. Так что для налоговиков проще и выгоднее Закон "О системе налогообложения" ( 1251-12 ) применительно к этому налогу забыть, а то у жалобщика появятся дополнительные аргументы в пользу нештрафования. Ну а то, что Закон "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) не изменил "указные" сроки, - неудивительно. Ведь законодатели не имеют полномочий вносить изменения непосредственно в акты, изданные Президентом. Поправки к указам они принимают путем принятия новых законов на ту же тему, что и президентские указы. В случае с ЕН таким законом, безусловно, является Закон "О порядке погашения..." ( 2181-14 ). Так что и эти аргументы налоговиков критики не выдерживают. Что ж, как видим, большинство приведенных доводов свидетельствуют в пользу ненаказания за неуплату месячного ЕН. Поэтому если уж попали в такое положение, то стоит побороться за неприменение к вам указанных санкций. Однако в будущем советуем в такую ситуацию не попадать. Ведь с учетом непредсказуемой позиции украинских судов в настоящее время никто не даст вам гарантии, что суд внемлет этим законным основаниям и вынесет решение в вашу пользу. {1} Упоминание слова "текущая" применительно к позиции ГНАУ обусловлено тем, что настроение последней, как известно, весьма изменчиво. В связи с чем гипотетически возможно и такое развитие сюжета, когда в далеком или недалеком будущем ГНАУ, вдруг передумав (как с налогом на прибыль и НДС), предпишет за ежемесячные "единоналожные" платежи не штрафовать. {2} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 3т. {3} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 56. {4} См. п. IV Методических рекомендаций по администрированию единого налога, уплачиваемого субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, доведенных письмом ГНАУ от 15.05.2001 г. № 6153/7/15-1317, в "Бухгалтере" № 38'2002 на с. 36т-37т. {5} См. Справочник платежей, по которым применяются штрафные санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", по состоянию на 01.08.2002 г. в "Бухгалтере" № 37'2002 на с. 22. {6} Кстати, именно такую позицию налоговики заняли в отношении квартальных местных платежей, неуплата ежемесячных авансовых взносов по которым не штрафуется. По этому поводу см. письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503 (в "Бухгалтере" № 37'2002 на с. 21 т-23т) и Справочник платежей, по которым применяются штрафные санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", по состоянию на 01.08.2002 г. {7} Утверждено приказом ГНАУ от 17.07.2002 г. № 343 (см. "Бухгалтер" № 32'2002, с. 43т-44т). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №41/02, стр. 42 [01.11.2002] Влада Карпова ------------------------------------------------------------------