Санкция неправомерна

                     и потому вероятна на 99%.
              О (не)нарушенных "единоналожных" сроках

------------------------------------------------------------------

    Предприятие-"единоналожник" не уплатило в  срок  до  20  числа
следующего месяца единый  налог  за  первый  месяц  квартала.  Как
избежать финансовых санкций за такое нарушение?
    Сразу  оговоримся,  что  с  учетом  текущей  позиции  ГНАУ   в
отношении сроков уплаты ЕН {1} отбиться  от  штрафа  за  просрочку
можно, пожалуй, лишь в суде.
    Поэтому нижеприведенными аргументами  в  пользу  нештрафования
реально могут воспользоваться лишь решительные  налогоплательщики,
для которых сложности судебных процедур - не преграда.
    Вначале вкратце напомним позицию ГНАУ по данному вопросу.
    Как известно, сроки  уплаты  ЕН  непосредственно  оговорены  в
Указе  Президента  от  28.06.1999 г.  № 746/99  ( 746/99 ) {2},  в
соответствии  с  которым юрлица-"единоналожники" должны уплачивать
ЕН ежемесячно не позднее 20 числа следующего месяца.
    В то же время налоговым периодом для представления  отчета  об
уплате ЕН по Указу является квартал.
    Межу тем согласно   п/п. 5.3.1 Закона "О порядке погашения..."
( 2181-14 ) (далее  -  Закон)  плательщик  должен  уплатить  сумму
налогового обязательства в течение 10 календарных дней,  следующих
за последним днем предусмотренного в п/п. 4.1.4 Закона предельного
срока представления налоговой  декларации.  А  так  как  отчет  об
уплате ЕН вполне вписывается в понятие  налоговой  декларации,  то
получается, что по Закону уплатить сумму ЕН плательщик  должен  не
позднее 50 календарных  дней,  следующих  за  отчетным  кварталом.
Понятное дело, что ГНАУ не захотела мириться с такой отсрочкой и в
своем письме от 27.03.2001 г. № 4016/7/15-1317 ( v4016225-01 ) {3} 
написала,   что  и  после  принятия  Закона  сроки  уплаты  ЕН  не 
изменились.
    Мы всегда придерживались позиции, что  такой  подход  является
абсолютно  неправильным.  Соответствующие  доводы  в  пользу   его
неприменения были, например, высказаны в "Бухгалтере" № 11'2001 на
с. 52-54. Полагаем, вам имеет смысл ознакомиться с находящейся  на
указанных страницах статьей.
    В то  же  время  налоговики,  продолжая  настаивать  на  своей
позиции  в  отношении  "указных"  сроков  уплаты    ЕН,    вначале
высказались только о начислении   пени  за  просрочку  20-дневного
срока {4}, а  затем  предписали  применять  за  такую  неуплату  и
штрафные санкции по п/п. 17.1.7 Закона {5}.
    Какие же аргументы можно выдвинуть против такого штрафования?
    Ну, первым может выступить довод,  что  исходя  из  содержания
п/п. 5.3.1  Закона  сроки  уплаты  налогов  должны  регулироваться
исключительно данным Законом.
    Можно также  сыграть  на  том,  что  до  представления  отчета
(налоговой декларации) сумму ЕН нельзя  считать  согласованной,  в
связи с чем начисление пени и финсанкций по п/п. 17.1.7 Закона  по
несогласованной сумме ЕН неправомерно.
    К тому же, если исходить из норм этого подпункта, то указанные
в  нем  штрафы  должны  применяться   за    неуплату    налогового
обязательства в срок, установленный этим Законом, - который для ЕН
должен был бы составлять те же 50 календарных дней после окончания
квартала.  Таким образом, неуплата "внутриквартальных" платежей по
Закону штрафоваться не должна {6}.
    Ну и в качестве самого веского аргумента в суде можно привести
аналогию с коллизией в отношении сроков уплаты налога на прибыль и
НДС, которая на данный  момент  разрешилась  в  пользу  сроков  из
Закона.
    Так, в налоговом разъяснении относительно  ответственности  за
нарушение  предельных  сроков  уплаты  согласованного   налогового
обязательства  по  налогу  на  прибыль  предприятий  и  налогу  на
добавленную  стоимость  {7}  и  упомянутом  Справочнике   платежей
налоговики написали, что  по  НДС  и  налогу  на  прибыль  пеня  и
штрафные санкции из п/п. 17.1.7  Закона  применяются  за  неуплату
согласованного  налогового  обязательства  в    течение    сроков,
установленных этим Законом.
    А так как в ситуации с ЕН возникают те же проблемы, то при  их
разрешении  не  только  можно,    но    и    нужно    пользоваться
прибыльно-НДСными аналогиями.  Тем более что  логика  рассуждений,
которой налоговики пользовались, признавая, что для НДС  и  налога
на прибыль санкции должны применяться только по прошествии 10 дней
после представления соответствующей декларации, не может быть иной
в отношении ЕН. Ведь Закон действует одинаково как в отношении НДС
и налога на прибыль, так и в отношении ЕН.
    Правда, следует  отметить,  что  непризнание  законных  сроков
уплаты ЕН налоговики дополнительно  аргументируют  тем,  что  этот
налог не входит в перечень видов налогов и  сборов  (обязательных)
платежей,   указанных   в   Законе  "О  системе   налогообложения" 
( 1251-12 ).  Однако  эта аргументация  штрафованию  может  только  
навредить.  Ведь  если  акцентировать внимание на данном факте, то 
получается,  что  Закон  "О  порядке  погашения..." ( 2181-14 ) со 
своими    штрафными    санкциями   ЕН  не  касается,   других   же  
законодательных норм для "единоналожного" штрафования на настоящий 
момент нет.  И  выходит, что  за  неуплату  ЕН  оштрафовать вообще  
нельзя.  Так что для налоговиков проще и выгоднее Закон "О системе  
налогообложения"  ( 1251-12 ) применительно к этому налогу забыть, 
а  то  у  жалобщика  появятся  дополнительные аргументы  в  пользу 
нештрафования.
    Ну а то,  что  Закон "О порядке погашения..."  ( 2181-14 )  не
изменил "указные" сроки, -  неудивительно.  Ведь  законодатели  не
имеют  полномочий  вносить  изменения  непосредственно  в    акты,
изданные  Президентом.  Поправки  к  указам  они  принимают  путем
принятия новых законов на ту же тему, что и президентские указы. В
случае с ЕН таким законом, безусловно, является Закон  "О  порядке
погашения..." ( 2181-14 ).  Так что  и  эти аргументы  налоговиков
критики не выдерживают.
    Что  ж,  как   видим,    большинство    приведенных    доводов
свидетельствуют в пользу ненаказания  за  неуплату  месячного  ЕН.
Поэтому если уж попали в такое положение, то стоит  побороться  за
неприменение к вам указанных санкций.  Однако в будущем советуем в
такую ситуацию не попадать.  Ведь с учетом непредсказуемой позиции
украинских судов в настоящее время никто не даст вам гарантии, что
суд внемлет этим законным основаниям  и  вынесет  решение  в  вашу
пользу.

{1} Упоминание  слова  "текущая"  применительно  к  позиции   ГНАУ
    обусловлено  тем,  что  настроение  последней,  как  известно,
    весьма изменчиво. В связи с чем гипотетически возможно и такое
    развитие сюжета, когда в далеком или недалеком  будущем  ГНАУ,
    вдруг передумав (как с налогом на прибыль и НДС), предпишет за
    ежемесячные "единоналожные" платежи не штрафовать.
{2} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 3т.
{3} См. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 56.
{4} См.  п.  IV  Методических  рекомендаций  по  администрированию
    единого    налога,    уплачиваемого    субъектами       малого
    предпринимательства  -  юридическими  лицами  при   применении
    упрощенной  системы  налогообложения,  учета  и    отчетности,
    доведенных письмом ГНАУ от 15.05.2001 г.  № 6153/7/15-1317,  в
    "Бухгалтере" № 38'2002 на с. 36т-37т.
{5} См.  Справочник  платежей,  по  которым  применяются  штрафные
    санкции согласно п/п. 17.1.7 п. 17.1 ст. 17 Закона Украины  "О
    порядке  погашения  обязательств  плательщиков  налогов  перед
    бюджетами и государственными целевыми фондами",  по  состоянию
    на 01.08.2002 г. в "Бухгалтере" № 37'2002 на с. 22.
{6} Кстати, именно такую позицию  налоговики  заняли  в  отношении
    квартальных местных платежей, неуплата  ежемесячных  авансовых
    взносов по которым не штрафуется.  По этому поводу см.  письмо
    ГНАУ от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503  (в  "Бухгалтере"
    № 37'2002 на с. 21 т-23т) и Справочник  платежей,  по  которым
    применяются  штрафные  санкции  согласно  п/п. 17.1.7  п. 17.1
    ст.  17  Закона  Украины  "О  порядке  погашения  обязательств
    плательщиков  налогов  перед  бюджетами  и    государственными
    целевыми фондами", по состоянию на 01.08.2002 г.
{7} Утверждено   приказом   ГНАУ  от  17.07.2002  г.  №  343  (см.
    "Бухгалтер" № 32'2002, с. 43т-44т).


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№41/02, стр. 42
[01.11.2002]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------