Имеют ли право налоговые органы применить к частному предпринимателю штрафы, предусмотренные подпунктом 17.1.1 Закона № 2181, в размере 170 грн. за непредоставление декларации о доходах ------------------------------------------------------------------ В последнее время от частных предпринимателей, которые избрали обычную систему налогообложения, начали поступать вопросы о правомерности применения налоговыми органами штрафа за непредоставление в налоговые органы декларации о доходах в размере 170 грн., предусмотренного подпунктом 17.1.1 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ). Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проанализировать действующее законодательство. В первую очередь напомним, что действительно подпунктом 17.1.1 пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) предусмотрено, что налогоплательщик, который не подает налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, уплачивает штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредоставление или его задержку. Далее в указанной статье отдельным (автономным) подпунктом 17.1.5 указано, что в случае когда контролирующий орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства налогоплательщика на основаниях, определенных в подпункте "г" подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, штрафные санкции не применяются, за исключением случаев, которые подпадают под действие подпункта 17.1.7 этого пункта. Ну что же, обратимся к подпункту "г" подпункта 4.2.2 статьи 4 Закона. В указанном подпункте сказано, что контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика в случае, если согласно законам по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган. До принятия соответствующего Закона о подоходном налоге с граждан единым нормативным документом по этому вопросу является Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ). В разделе 14 указанного Декрета определено, что с доходов, указанных в этом разделе Декрета, налог исчисляется: а) предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности при выплате ими в течение года доходов гражданам, указанным в этом разделе Декрета; б) налоговыми органами на основании деклараций, поданных гражданами об ожидаемом (оценочном) в текущем году доходе или о фактически полученных в отчетном календарном году доходах, и других сведений о доходах граждан, определенных в этом разделе. Поскольку в разделе 14 Декрета КМ упоминаются и частные предприниматели, а кроме того отдельно оговорено, что налогообложение доходов граждан налоговыми органами осуществляется на основании деклараций граждан об ожидаемом (оценочном) доходе в текущем году или о фактически полученных ими в течение года доходах и при этом указано, что граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, предоставляют налоговому органу декларации по результатам каждого отчетного квартала, а также отчетного года в сроки, определенные законом, то вполне понятно, что благодаря подпункту 17.1.5 Закона № 2181-III ( 2181-14 ), к таким частным предпринимателям невозможно применение штрафов ни по подпункту 17.1.3 (о чем уже дважды сообщила ГНАУ в виде Налоговых разъяснений), ни по подпункту 17.1.1 (в размере 170 гривен за непредоставление налоговой декларации). Отдельные специалисты скажут, что законодатели не могли предусмотреть такого снисходительного отношения к частным предпринимателям и физическим лицам, которые имели в течение отчетного года дополнительные доходы не по месту основной деятельности (потому что аналогичный принцип распространяется и на них). Выходит, что могли, и именно это они и предусмотрели. Однако сказать, что нарушение требований законодательства относительно своевременного предоставления Декларации о доходах для этих категорий налогоплательщиков останется безнаказанным, невозможно. К этой категории налогоплательщиков, вместо применения штрафов по подпункту 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ), законодатели предусмотрели (правильнее будет сказать - оставили) возможность применения админштрафов согласно пункту 11 статьи 11 Закона Украины от 04.12.1990 г. № 509-XII ( 509-12 ) "О государственной налоговой службе в Украине". И на сегодняшний день указанным пунктом Закона предусмотрена возможность наложения админштрафов на граждан, виновных в непредоставлении или несвоевременном предоставлении деклараций о доходах или в отражении в декларации искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от 1 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В этом случае интересным будет и тот факт, что Законом № 2181-III ( 2181-14 ) были внесены изменения в абзац второй п. 11 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" относительно того, что теперь на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в непредоставлении, несвоевременном предоставлении или предоставлении по неустановленной форме налоговых деклараций, админштрафы не налагаются, потому что за такое нарушение к предприятию, учреждению, организации применяется штраф, предусмотренный подпунктом 17.1.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ). Сравните: Сейчас: "11) налагать административные штрафы: на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, непредоставлении или несвоевременном предоставлении аудиторских заключений, предусмотренных законом, а также платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных платежей), - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено административному взысканию за соответствующее правонарушение, - от десяти до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан..." Тогда: "11) налагать административные штрафы: на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в занижении суммы налога, другого платежа, сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с нарушениями установленного порядка, в непредоставлении, несвоевременном предоставлении или предоставлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвержено административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - от десяти до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан..." Такой подход законодателей к частным предпринимателям и гражданам, которые имели дополнительные доходы не по основному месту работы, вполне понятен. Если, например, на предприятии бухгалтер попал в больницу, то подать Декларацию в налоговые органы может и его заместитель, и директор. Если же в больницу попал сам частный предприниматель, то в большинстве случаев подать в налоговые органы декларацию о его доходах некому. Применение админштрафа к таким категориям налогоплательщиков при таком нарушении предусматривает возможность руководителя налогового органа (его заместителя) рассмотреть все обстоятельства, которые привели к нарушению порядка предоставления декларации о доходах частным предпринимателем или физическим лицом, которое имело доходы не по основному месту работы, и принять решение, при наличии обстоятельств, относительно применения админштрафа или неприменения админштрафа. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №46/02, стр. 36 [12.12.2002] А. Винцевич Гл. гос. налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева ------------------------------------------------------------------