Имеют ли право налоговые органы применить к частному
    предпринимателю штрафы, предусмотренные подпунктом 17.1.1
      Закона № 2181, в размере 170 грн. за непредоставление
                      декларации о доходах

------------------------------------------------------------------

    В последнее время от частных предпринимателей, которые избрали
обычную  систему  налогообложения,  начали    поступать    вопросы
о правомерности  применения  налоговыми   органами    штрафа    за
непредоставление в налоговые органы декларации о доходах в размере
170 грн., предусмотренного подпунктом  17.1.1  Закона  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами  и  государственными целевыми фондами" от 21.12.2000  г.
№ 2181-III ( 2181-14 ).
    Для  того  чтобы  ответить  на    этот    вопрос,    попробуем
проанализировать действующее законодательство.
    В первую очередь напомним, что действительно подпунктом 17.1.1
пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181-III ( 2181-14 ) предусмотрено,  
что  налогоплательщик,  который  не  подает налоговую декларацию в  
сроки,  определенные законодательством, уплачивает штраф в размере  
10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое
непредоставление или его задержку.
    Далее в указанной  статье  отдельным  (автономным)  подпунктом
17.1.5  указано,  что  в  случае  когда    контролирующий    орган
самостоятельно  определяет    сумму    налогового    обязательства
налогоплательщика на  основаниях,  определенных  в  подпункте  "г"
подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, штрафные санкции
не применяются, за  исключением  случаев,  которые  подпадают  под
действие подпункта 17.1.7 этого пункта.
    Ну что же, обратимся к подпункту "г" подпункта 4.2.2 статьи  4
Закона.  В указанном подпункте сказано, что  контролирующий  орган
обязан самостоятельно определить  сумму  налогового  обязательства
налогоплательщика в случае,  если  согласно  законам  по  вопросам
налогообложения  лицом,  ответственным  за  начисление  отдельного
налога или сбора (обязательного платежа), является  контролирующий
орган.
    До принятия соответствующего  Закона  о  подоходном  налоге  с
граждан единым нормативным документом по  этому  вопросу  является
Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с  граждан"
от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ).
    В разделе 14 указанного Декрета  определено,  что  с  доходов,
указанных в этом разделе Декрета, налог исчисляется:
    а)  предприятиями,  учреждениями,  организациями,  физическими
лицами - субъектами предпринимательской деятельности  при  выплате
ими в течение года доходов гражданам,  указанным  в  этом  разделе
Декрета;
    б)  налоговыми  органами  на  основании  деклараций,  поданных
гражданами об ожидаемом (оценочном) в текущем году  доходе  или  о
фактически полученных  в  отчетном  календарном  году  доходах,  и
других сведений о доходах граждан, определенных в этом разделе.
    Поскольку в  разделе  14  Декрета  КМ  упоминаются  и  частные
предприниматели,  а  кроме   того    отдельно    оговорено,    что
налогообложение доходов граждан налоговыми органами осуществляется
на основании деклараций граждан об ожидаемом (оценочном) доходе  в
текущем году или  о  фактически  полученных  ими  в  течение  года
доходах и при  этом  указано,  что  граждане,  которые  занимаются
предпринимательской деятельностью, предоставляют налоговому органу
декларации по результатам  каждого  отчетного  квартала,  а  также
отчетного года в сроки, определенные законом, то  вполне  понятно,
что  благодаря  подпункту 17.1.5 Закона  № 2181-III ( 2181-14 ), к 
таким частным предпринимателям невозможно применение штрафов ни по  
подпункту 17.1.3  (о чем уже дважды сообщила ГНАУ в виде Налоговых
разъяснений), ни по подпункту 17.1.1  (в  размере  170  гривен  за
непредоставление налоговой декларации).
    Отдельные  специалисты  скажут,  что  законодатели  не   могли
предусмотреть  такого  снисходительного  отношения    к    частным
предпринимателям и  физическим  лицам,  которые  имели  в  течение
отчетного  года  дополнительные  доходы  не  по  месту    основной
деятельности (потому что аналогичный принцип распространяется и на
них). Выходит, что могли, и именно это они и предусмотрели.
    Однако  сказать,  что  нарушение  требований  законодательства
относительно своевременного предоставления  Декларации  о  доходах
для этих  категорий  налогоплательщиков  останется  безнаказанным,
невозможно.
    К этой категории налогоплательщиков, вместо применения штрафов
по подпункту  17.1.1  статьи  17  Закона  № 2181-III  ( 2181-14 ),  
законодатели предусмотрели (правильнее будет сказать  -  оставили)  
возможность применения админштрафов  согласно  пункту 11 статьи 11  
Закона  Украины   от   04.12.1990  г.   №  509-XII  ( 509-12 )  "О  
государственной налоговой службе в Украине".
    И на сегодняшний день указанным пунктом  Закона  предусмотрена
возможность  наложения  админштрафов  на  граждан,   виновных    в
непредоставлении или несвоевременном предоставлении  деклараций  о
доходах  или  в  отражении  в  декларации  искаженных  данных,   в
отсутствии  учета  или  ненадлежащем  ведении  учета  доходов    и
расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от 1
до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
    В этом  случае  интересным  будет  и  тот  факт,  что  Законом
№ 2181-III ( 2181-14 ) были внесены изменения в абзац второй п. 11  
ст. 11  Закона  Украины  "О  государственной  налоговой  службе  в  
Украине" относительно  того,  что теперь на руководителей и других
должностных лиц предприятий, учреждений, организаций,  виновных  в
непредоставлении,    несвоевременном     предоставлении        или
предоставлении  по  неустановленной  форме  налоговых  деклараций,
админштрафы  не  налагаются,  потому  что  за  такое  нарушение  к
предприятию,   учреждению,    организации    применяется    штраф,
предусмотренный  подпунктом 17.1.1 статьи  17  Закона  №  2181-III 
( 2181-14 ). Сравните:

    Сейчас:

    "11) налагать  административные  штрафы:  на  руководителей  и
    других должностных лиц предприятий,  учреждений,  организаций,
    виновных в отсутствии  налогового  учета  или  ведении  его  с
    нарушением  установленного  порядка,   непредоставлении    или
    несвоевременном   предоставлении    аудиторских    заключений,
    предусмотренных  законом,  а  также  платежных  поручений   на
    перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных
    платежей), - от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов
    доходов граждан, а  за  те  же  действия,  совершенные  лицом,
    которое  в  течение  года  было  подвержено  административному
    взысканию за соответствующее правонарушение, -  от  десяти  до
    пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан..."

    Тогда:

    "11) налагать  административные  штрафы:  на  руководителей  и
    других должностных лиц предприятий,  учреждений,  организаций,
    виновных в занижении суммы налога, другого  платежа,  сокрытии
    (занижении) объектов налогообложения,  а  также  в  отсутствии
    бухгалтерского  учета  объектов  налогообложения  или  ведении
    его с нарушениями установленного порядка, в  непредоставлении,
    несвоевременном  предоставлении    или    предоставлении    по
    неустановленной  форме  бухгалтерских  отчетов  и    балансов,
    налоговых  деклараций,  расчетов,   аудиторских    заключений,
    платежных   поручений  и  других  документов,   связанных    с
    исчислением и уплатой налогов, других платежей, - от  пяти  до
    десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан,  а  за
    те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было
    подвержено административному взысканию за  одно  из  указанных
    правонарушений,  -  от  десяти  до  пятнадцати  не  облагаемых
    налогом минимумов доходов граждан..."

    Такой  подход  законодателей  к  частным  предпринимателям   и
гражданам, которые имели дополнительные  доходы  не  по  основному
месту работы, вполне понятен.
    Если, например, на предприятии бухгалтер попал в больницу,  то
подать Декларацию в налоговые органы может и  его  заместитель,  и
директор.
    Если же в больницу попал сам  частный  предприниматель,  то  в
большинстве случаев подать в налоговые  органы  декларацию  о  его
доходах некому.
    Применение админштрафа к таким  категориям  налогоплательщиков
при  таком  нарушении  предусматривает  возможность   руководителя
налогового    органа    (его    заместителя)    рассмотреть    все
обстоятельства, которые привели к нарушению порядка предоставления
декларации  о  доходах  частным  предпринимателем  или  физическим
лицом, которое имело  доходы  не  по  основному  месту  работы,  и
принять  решение,  при   наличии    обстоятельств,    относительно
применения админштрафа или неприменения админштрафа.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№46/02, стр. 36
[12.12.2002]
А. Винцевич
Гл. гос. налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева
------------------------------------------------------------------