Гостиничный сбор: нюансы начисления и уплаты ------------------------------------------------------------------ Необходимость уплаты гостиничного сбора лицами, проживающими в гостиницах, установлена ст. 2 Декрета КМУ "О местных налогах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93 ( 56-93 ), с изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 56-93). Данной статьей также определено, что гостиничный сбор взимается и перечисляется в бюджет местного самоуправления администрацией гостиницы. О понятии "гостиница" Переходя непосредственно к рассмотрению вопросов, связанных со взиманием гостиничного сбора с лиц, проживающих в гостиницах, следует определиться, какие именно заведения относятся к гостиницам. За ответом обратимся к Государственному классификатору Украины "Классификация видов экономической деятельности" ГК 009-96, утвержденному приказом Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 22.10.96 г. № 441 ( v0441217-96 ) (далее - Государственный классификатор), раздел 55 "Гостиницы" включает в себя группы 55.1 "Гостиницы" и 55.2 "Другие места для краткосрочного проживания". В свою очередь, к группе 55.1 относится деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания в следующих заведениях: - гостиницах, включая туристические, и мотелях, в гостиницах с конференц-залами; - гостиницах с ресторанами. К группе 55.2 относится деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания в: - лагерях, летних домиках, квартирах, сдающихся на отпускной период; - площадках для кемпингов и в пристройках на территории кемпингов; - других местах для краткосрочного проживания (в семейных пансионатах, в крестьянских усадьбах, на молодежных турбазах; в горных приютах и т. п.). В отдельный подкласс выделен вид деятельности "Предоставление места для краткосрочного проживания в других помещениях" (код 55.23.2), который включает в себя деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания в: - молодежных общежитиях; - детских лагерях; - школах-интернатах; - домах колхозника; - общежитиях для приезжих; - общежитиях высших учебных заведений, техникумов, училищ, школ; - спальных вагонах; - домах гостиничного типа; - других помещениях, сдающихся для временного проживания. Чтобы выяснить, что подразумевается под термином "краткосрочное проживание", необходимо обратиться к п. 1.2 раздела 1 Правил пользования гостиницами и предоставления гостиничных услуг в Украине, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Украины по туризму от 10.09.96 г. № 77/44 ( z0531-96 ) (далее - Правила № 77/44 ( z0531-96 )), в котором указано, что гостиница предназначена для временного проживания граждан сроком до 45 суток, независимо от места постоянного проживания и прописки. Проживание свыше указанного срока осуществляется только с разрешения администрации гостиницы. Обращаем внимание, что согласно Государственному классификатору в группы 55.1 и 55.2 не включается такой вид деятельности, как сдача в наем жилья для длительного проживания (код 70.20.2 "Сдача в наем собственной и государственной недвижимости непроизводственного назначения"). Сдача в наем собственной и государственной недвижимости непроизводственного назначения (код 70.20.2) объединяет в себе сдачу в наем: - собственниками многоквартирных домов, дач, отдельных квартир, прочего жилья; - домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными конторами, жилищно-коммунальными объединениями, жилищно-коммунальными конторами предприятий и организаций, комендатурами жилых домов, общежитии, дачных и жилищных кооперативов. Из вышеизложенного следует, что жилье, предназначенное для длительного проживания граждан (в том числе общежития, деятельность по предоставлению мест для проживания в которых не включена согласно Государственному классификатору в подкласс 55.23.2), не относится к разряду гостиниц. О взимании гостиничного сбора с лиц, проживающих в общежитии Чтобы ответить на вопрос: взимать или не взимать гостиничный сбор с лиц, проживающих в общежитии, следует определиться, соответствует ли данное общежитие признакам гостиницы. Как было указано выше, деятельность по предоставлению мест для проживания в общежитиях для приезжих, общежитиях высших учебных заведений, техникумов, училищ, школ и молодежных общежитиях, включается согласно Государственному классификатору в раздел 55 "Гостиницы". Кроме того, абзацем первым ст. 132 Жилищного кодекса Украинской ССР ( 5464-10 ) (далее - ЖК) определены ситуации, когда места, предоставленные гражданам в общежитиях, считаются местами для краткосрочного проживания. Это ситуации, когда в общежитиях проживают: - сезонные, временные работники и лица, которые работали по срочному трудовому договору и прекратили работу; - лица, которые обучались в учебных заведениях и выбыли из них. Такие граждане в соответствии со ст. 132 ЖК ( 5464-10 ) подлежат выселению из общежития, предоставленного им в связи с работой или учебой, без предоставления другого жилого помещения. Следовательно, в случае предоставления гражданам мест для проживания в общежитиях для приезжих, молодежных общежитиях, общежитиях высших учебных заведений, техникумов, училищ, школ, а также в ситуациях, указанных в абзаце первом ст. 132 ЖК ( 5464-10 ), можно говорить о необходимости взимания гостиничного сбора с лиц, проживающих в таких общежитиях. Что касается общежитий, деятельность по предоставлению мест для проживания в которых не учитывается в разделе 55 "Гостиницы", то эти общежития относятся к категории жилья, предназначенного для длительного проживания. Деятельность по предоставлению мест для проживания в них в соответствии с Государственным классификатором включается в подкласс "Сдача в наем собственной и государственной недвижимости непроизводственного назначения" (код 70.20.2). В соответствии со ст. 127 ЖК ( 5464-10 ) и разделом I Примерного положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 03.06.86 г. № 208 ( 208-86-п ) (далее - Положение № 208), жилые дома регистрируются как общежития в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно п. 4 раздела I Положения № 208 ( 208-86-п ) общежития делятся на два вида: - общежития для проживания одиноких граждан (жилые помещения находятся в совместном пользовании нескольких лиц, не пребывающих в семейных отношениях); - общежития для проживания семей (жилые помещения, состоящие из одной или нескольких комнат, находятся в обособленном пользовании семей). Для проживания граждан в общежитиях администрация предприятия, учреждения, организации на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии выдает специальный ордер, который является единственным основанием для вселения на предоставленную площадь. Согласно п. 10 раздела II Положения № 208 ( 208-86-п ) при получении ордера предъявляются паспорта всех членов семьи, включенных в ордер, с отметкой о выписке с предыдущего места проживания. Жилая площадь в общежитии предоставляется в размере не менее 6 кв. м на одно лицо. В соответствии с п. 38 раздела IV Положения № 208 ( 208-86-п ) плата за пользование жилой площадью в помещениях, находящихся в совместном пользовании нескольких лиц, не пребывающих в семейных отношениях, осуществляется по установленным ставкам. Расходы на коммунальные услуги входят в ставку платы за пользование жилой площадью и отдельно плата за них не взимается. Граждане, проживающие в помещениях, находящихся в их обособленном пользовании, вносят плату за пользование жилой площадью и за коммунальные услуги по ставкам квартирной платы (тарифам), установленным для домов государственного и общественного жилого фонда. В подтверждение того, что места, предоставленные в таких общежитиях, являются местами для длительного проживания граждан, следует также учесть нормы, установленные абзацами вторым - пятым ст. 132 ЖК ( 5464-10 ), а именно: - работники предприятий, учреждений, организаций (кроме указанных в абзаце первом данной статьи), поселившиеся в общежитиях в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления; - лица, прекратившие работу по другим основаниям, могут быть выселены лишь при условии предоставления им другого жилого помещения; - выселение лиц, проживающих в общежитиях, возможно в случае сноса дома или его переоборудования (жилого помещения) в нежилое помещение, а также если дом (жилое помещение) грозит обвалом. При этом выселяемым предоставляется другая жилая площадь в общежитии или другое жилое помещение. Таким образом, в данном случае общежитие не соответствует критериям гостиницы и с лиц, проживающих в таком общежитии, гостиничный сбор взиматься не должен. О взимании гостиничного сбора с лиц, арендующих комнаты в гостинице под офис Зачастую на практике налоговые органы на местах требуют от отдельных предприятий уплаты налогов и сборов, которые такие предприятия платить не должны. Не обделен вниманием и гостиничный сбор. С точки зрения налоговых инспекторов, в случае если юридические или физические лица - субъекты предпринимательской деятельности арендуют в гостинице места, которые считаются спальными, гостиничный сбор должен уплачиваться на общих основаниях. Однако такое требование, по нашему мнению, безосновательно. Как было отмечено выше, в ст. 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ) указано, что плательщиками гостиничного сбора являются лица, проживающие в гостиницах. При этом предельный размер гостиничного сбора не должен превышать 20 процентов суточной стоимости нанимаемого жилья (без дополнительных услуг). Также именно на граждан распространяются Правила № 77/44 ( z0531-96 ), в которых указано, что гостиницы предназначены для временного проживания граждан сроком до 45 суток. Проживание свыше указанного срока осуществляется только с разрешения администрации гостиницы. Согласно этим Правилам плата за проживание и услуги в гостиницах производится по ценам и тарифам, которые такие гостиницы устанавливают самостоятельно или на договорной основе. Что касается субъектов предпринимательской деятельности, арендующих комнаты в гостинице под офис, то в данном случае между гостиницей и такими субъектами предпринимательской деятельности установлен совершенно иной вид договорных отношений, нежели между гостиницей и гражданами, проживающими в ней. Юридические лица или физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, арендующие комнаты в гостиницах под офис, являются нанимателями (арендаторами) в соответствии с главой 25 "Имущественный наем" Гражданского кодекса Украины ( 1540-06 ) (далее - ГК). Отношения между арендодателем, в данном случае - гостиницей, как субъектом предпринимательской деятельности, и арендатором - юридическим лицом или физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности оформляются договором аренды согласно ст. 256 ГК ( 1540-06 ). В данной статье указано, что по договору имущественного найма наймодатель обязуется предоставить нанимателю имущество во временное пользование за плату. Другими словами, за пользование имуществом (помещением), взятым в аренду, арендатор уплачивает арендодателю (гостинице) арендную плату. В этом случае администрация гостиницы не должна удерживать гостиничный сбор из суммы арендной платы. Кроме того, обращаем внимание на письмо ГНАУ от 20.03.2002 г. № 4723/7/18-2017 ( v4723225-02 ) (далее - письмо № 4723; см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, № 33). В п. 2.1 раздела II письма № 4723 ( v4723225-02 ), в частности, указывается, что плательщиками гостиничного сбора являются лица, проживающие в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях, если комнаты используются для приезжих лиц за плату, и в других помещениях жилищного фонда гостиничного типа всех форм собственности. Как видим, в письме № 4723 ( v4723225-02 ) также делается акцент на том, что гостиничный сбор взимается с лиц, проживающих в гостиницах. Следовательно, субъекты предпринимательской деятельности - физические и юридические лица, арендующие помещения под офис у гостиницы согласно договору аренды и не проживающие в гостинице, не являются плательщиками гостиничного сбора. Если физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности проживает в гостинице и одновременно арендует в ней комнату под офис, в этом случае он уплачивает гостиничный сбор. Об уплате гостиничного сбора плательщиками единого налога Статьей 6 Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) установлен перечень налогов и сборов, плательщиком которых субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является. В данный перечень гостиничный сбор не включен, поэтому его взимание с лиц, проживающих в гостиницах, принадлежащих плательщикам единого налога, и перечисление этих сумм в бюджет местного самоуправления должны осуществляться администрацией гостиницы в обычном порядке, т. е. в соответствии со ст. 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ). Что касается определения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с целью исчисления базы обложения единым налогом, то гостиничный сбор является транзитным платежом и в состав выручки от реализации не включается. Это подтверждают письма ГНАУ от 22.09.2000 г. № 13456/7/18-0317 (и Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 27.04.2001 г. № 1-532/2811 ( v2811563-01 ). О размере взимаемого гостиничного сбора В статье 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ) указано, что предельный размер гостиничного сбора не должен превышать 20 процентов суточной стоимости нанимаемого жилья (без дополнительных услуг). В связи с тем, что в данной статье четко не определена база обложения гостиничным сбором, вопрос относительно его размера является на сегодняшний день предметом дискуссий. Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в своем письме от 06.11.2000 г. № 1-222/4366 ( v4366563-00 ) уточняет, что термину "суточная стоимость нанимаемого жилья" соответствует сумма, которая взимается с лица, проживающего в гостинице, за одни сутки проживания, и по смыслу ст. 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ) гостиничный сбор должен взиматься от стоимости одних суток проживания независимо от того, на какой период нанято жилье. По мнению ГНАУ, высказанному в письме от 27.11.2001 г. № 363/2/18-1110 ( va363225-01 ) (далее - письмо № 363), разъяснение Госкомпредпринимательства противоречит действующему законодательству. В данном письме также указано, что предельный размер гостиничного сбора устанавливается из расчета стоимости нанимаемого жилья за каждые сутки, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, т. е. сумма уплаты гостиничного сбора должна зависеть от продолжительности проживания в гостинице - чем дольше гражданин проживает, тем большую сумму сбора он должен уплатить. В свою очередь, Комитет ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, встав на сторону налогоплательщика, в письме от 11.12.2001 г. № 06-10/730 ( v_730450-01 ) разъясняет, что гостиничный сбор должен взиматься в размере, не превышающем 20 процентов суточной стоимости жилья, независимо от продолжительности проживания в гостинице. Кроме того, в данном письме указывается, что для разрешения конфликта интересов плательщику налога следует действовать в соответствии с п.п. 4.4.1 ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон № 2181), а также, что урегулирование данного вопроса возможно путем внесения изменений в ст. 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ) в части уточнения базы налогообложения. По нашему мнению, размер гостиничного сбора не зависит от продолжительности проживания в гостинице и должен взиматься в размере, не превышающем 20 процентов суточной стоимости нанимаемого жилья. Однако учитывая, что местные органы власти в некоторых случаях в отношении этого вопроса, ссылаясь на письмо № 363 ( va363225-01 ), руководствуются другим мнением, можно лишь порекомендовать налогоплательщикам до внесения изменений в ст. 2 Декрета № 56-93 ( 56-93 ) отстаивать свою точку зрения, прибегнув к спасительному п.п. 4.4.1 ст. 4 Закона № 2181 ( 2181-14 ). Содержание п.п. 4.4.1 ст. 4 Закона № 2181 В случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предполагают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу плательщика налогов. Тем более, как стало известно, Верховной Радой Украины готовятся изменения к Декрету № 56-93 ( 56-93 ) относительно гостиничного сбора. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №90/02 стр. 19 [11.11.2002] Наталья Белова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------