Имеет ли право работник предприятия использовать собственные денежные средства для приобретения товаров (услуг) с последующим составлением авансового отчета (к авансовому отчету обязательно прилагаются все документы, подтверждающие факт приобретения)? * * * Ведение кассовых операций в национальной валюте Украины регламентируется Положением № 72 ( z0237-01 ), которое распространяется на субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, осуществляющих операции с денежной наличностью в национальной валюте. В соответствии с п. 2.15 Положения № 72 ( z0237-01 ) выдача денежной наличности под отчет производится из касс предприятий при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам, то есть в случае подачи в бухгалтерию авансового отчета об израсходованных денежных средствах. Подотчетные лица обязаны подать в бухгалтерию предприятия вместе с неиспользованным остатком денежной наличности авансовый отчет о расходовании полученных в кассе сумм. Таким образом, в случае приобретения работником предприятия за собственные наличные денежные средства товаров (продукции, услуг) он должен отчитываться за израсходованные денежные средства в вышеуказанном порядке с предъявлением соответствующих документов, подтверждающих осуществленные расходы. Вместе с тем, в соответствии с п. 2.3. Положения № 72 ( z0237-01 ) действуют ограничения на осуществление наличных расчетов одного предприятия или предпринимателя с другим предприятием или предпринимателем через их кассы и кассы учреждений банков в сумме 3 тыс. грн. в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам. В соответствии с письмом Нацбанка Украины от 27.02.2002 г. № 11-113/396 ( 1022/2000 ) указанные ограничения распространяются и на случаи, когда для предприятия работником приобретаются товары с использованием собственных наличных средств, а также наличных расчетов предприятий в оплату за товары, приобретенные на производственные и хозяйственные нужды за счет денежных средств, полученных по корпоративным карточкам. Платежи, превышающие 3 тыс. грн.. ведутся в безналичном порядке, и количество предприятий или предпринимателей, с которыми ведутся расчеты в течение дня, не ограничивается. Следовательно, если работник предприятия на основании поручения приобретает в собственность предприятия товар за собственные наличные денежные средства с оформлением соответствующих документов от лица предприятия, то при таких условиях предприятие должно возместить работнику израсходованные им собственные денежные средства с соблюдением требований, указанных в п. 2.3. Положения № 72 ( z0237-01 ). Также следует подчеркнуть, что работник предприятия, приобретающего для предприятия и от его имени товары, действует по доверенности этого предприятия. Гражданским кодексом Украины (ст. 391) не предусмотрено заключения договора поручения только в письменной форме, поэтому договор может быть заключен и в устной форме с соблюдением общих требований относительно формы договора. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №46/02, стр. 27 [01.12.2002] Сергея Нимченко Нач. упр. организации оперативного контр. Гл. упр. ------------------------------------------------------------------