МБП, в девичестве МНМА {1}

         Налоговый учет МНМА, прослуживших менее 1 года

------------------------------------------------------------------

    Наше предприятие продало МНМА, прослуживший менее  1  года.  В
налоговом  учете  этот  МНМА  был  включен  в  3-ю  группу  ОФ   и
амортизировался.  Теперь  мы  опасаемся,  что  налоговые    органы
зачислят данный неполногодичный МНМА в состав товаров и  потребуют
отсторнировать начисленную по нему амортизацию. Возможно ли это?
    Мы считаем, что вы опасаетесь  напрасно,  хотя  природа  ваших
волнений вполне ясна.
    На фоне  метаний  налоговых  органов  в  вопросах  определения
статуса  МНМА  {2}  и  незаконных  требований   о    трансформации
неполногодичных основных фондов (ОФ)  в  товары  {2}  немудрено  и
самим запутаться с учетом МНМА.
    Однако,  по  нашему  мнению,  с  неполногодичными  МНМА  таких
осложнений, как с их родственниками из когорты  ОФ  возникнуть  не
должно {4}.
    Опасность трансформаций неполногодичных МНМА вызвана тем,  что
налоговики  на  пару   с  Госкомпредпринимательства  требуют   при
продаже зачислять неотработавшие полный год ОФ  в  состав  товаров
{5}.
    А так как, строго говоря, в налоговом учете  МНМА  попадают  в
категорию ОФ, тень "основофондовых" превращений падает и на них.
    Что ж, попробуем отвести от МНМА "товарную" угрозу.
    Начнем с того, что вышеуказанные требования о  переводе  ОФ  в
товары мы считаем не вполне законными (см., например,  комментарий
редакции  к  письму  Госкомпредпринимательства  от  06.08.2002  г.
в "Бухгалтере" № 33'2002 на с. 21 и к письму  ГНАУ  04.11.2002  г.
№  7391/6/15-2316  ( v7391225-02 )  в  "Бухгалтере"  № 44'2002  на 
с. 23).
    Однако даже если принять  точку  зрения  официальных  органов,
превращение в товары грозить МНМА, скорее всего, не должно.
    Теоретически в данном случае возможны  три  варианта  развития
сюжета, но ни один из них "товарным" финалом не заканчивается.
    Первый вариант  основывается  на  следующей  позиции  ГНАУ:  в
налоговом  учете  МНМА  включаются    в    категорию    малоценных
предметов {6},  а  не ОФ,  благодаря  чему  налоговики   позволяют
включать МНМА в затраты, а не амортизировать.
    Если развить  сформулированную  налоговиками  идею  далее,  то
получится, что невразумительное прибыльное определение  ОФ  с  его
365 днями на МНМА не распространяется и, соответственно,  товарные
превращения им не грозят.
    Второй  вариант  базируется  на  том,  что  в  силу   каких-то
обстоятельств  проверяющие  не  разделяют  позицию  начальства   о
малоценном  статусе  МНМА  {7},  стремясь  при   этом    перевести
неполногодичные МНМА-ОФ в товары.
    Мы  считаем,  что  в  этом    случае    налоговым    любителям
трансформации следует объяснить:  не  отслужившие  1  год  МНМА-ОФ
могут попасть разве что в категорию МБП.
    (Вытекает данный вывод из того, что налоговое разделение на ОФ
и МБП основывается на бухучетных критериях {8},  а  там  активы  с
ожидаемым сроком службы менее года считаются МБП).
    Перевод же МНМА в МБП практически безопасен.
    Ведь главное отличие МБП от товаров в налоговом учете  состоит
в том,  что  вторые  по  п. 5.9  Закона  о  Прибыли  ( 334/94-ВР ) 
фактически попадают  в  валовые затраты только  при  реализации, а 
первые - уже при вводе в эксплуатацию.
    Из этого следует, что начисление  "налоговой"  амортизации  по
МНМА (как по ОФ) вместо списания их на затраты (как МБП) завышает,
а не занижает налоговые обязательства по налогу на прибыль.
    В общем, бюджет от таких непереводов не  страдает,  и  поэтому
налоговики настаивать на трансформации скорее всего не станут.
    Если же налоговики с переводом  МНМА  в  МБП  заупрямятся,  то
всегда можно сказать, что первоначальная оценка  актива  как  МНМА
была ошибочной и что  они  изначально  должны  были  включаться  в
состав МБП.
    Согласно третьему варианту, на наш взгляд, наиболее законному,
МНМА в налоговом учете  должны  зачисляться  в  состав  ОФ  и  при
продаже свой статус не изменять.  Основывается эта позиция на том,
что, если исходить из здравого смысла, то 365 дней  в  определении
ОФ  из  п/п. 8.2.1  Закона  о  Прибыли  ( 334/94-ВР ) касаются  не 
фактического периода использования, а прогнозируемого.
    То есть продажа неполногодичных МНМА в налоговом учете  должна
происходить   по  обычным  "основофондовым"  правилам   с   учетом
специфики 2002 года: разница между выручкой от продажи без  НДС  и
балансовой стоимостью МНМА в зависимости от результата  включается
либо в валовые доходы, либо в валовые затраты.
    Однако доказать правомерность использования такого  подхода  в
настоящее время представляется весьма сложным.
    Поэтому  осторожным  лучше  использовать    второй    вариант:
перевести МНМА в МБП и отразить в учете их  продажу  по  "МБПшным"
правилам,  то есть отсторнировать амортизацию и включить  МНМА-МБП
при передаче в эксплуатацию в валовые затраты.  При этом тем,  кто
МНМА включал в 3-ю группу  ОФ,  придется  представлять  уточненные
декларации.
    В  общем,  можете  выбирать  тот  вариант,   который    больше
понравился, однако в любом случае МНМА в  товары  превратиться  не
должны.

{1} Было,  впрочем,  и  наоборот  -  см.  "Бухгалтер"  №  22'2000,
    с. 32-33.
{2} См., например,  противоречивые  ответы  специалистов  ГНАУ  на
    вопросы об учете МНМА, опубликованные  в  "Вестнике  налоговой
    службы Украины" № 39/2002 ("Бухгалтер" № 39'2002, с. 30).
{3} См., например, письма ГНАУ от 09.02.2000 г. № 645/6/15- 1116 в
    "Бухгалтере" № 21 '2000 на с. 67  и  Госкомпредпринимательства
    от 06.08.2002 г.  № 2-221/4302  в  "Бухгалтере"  № 33'2002  на  
    с. 21.
{4} В данном случае мы не касаемся ситуаций, когда МНМА до продажи
    не прорабатывают на предприятии ни одного дня, поскольку таким
    МНМА избежать перевода в товары, пожалуй, не удастся.
{5}  См.,   например,   п.  2   письма  ГНАУ   oт   04.11.2002  г.
    № 7391/6/15-2316 в "Бухгалтере" № 44'2002 на с. 23.
{6} См. письмо ГНАУ от 12.01.2001г. № 286/7/15-1117 в "Бухгалтере"
    № 20'2002 на с. 39т-40т.
{7} Хотя представить такое достаточно  сложно.
{8} Это следует из второго абзаца п/п. 8.2.1 Закона о  Прибыли,  в
    котором говорится, что

    "настоящая статья не регулирует порядок отнесения  на  затраты
    производства  (обращения)  плательщика  налога  расходов    на
    приобретение  материальных  ценностей,  отнесенных    согласно
    решению Кабинета Министров Украины к  категории  малоценных  и
    быстроизнашивающихся предметов".

    А как известно, в части учета ОФ  и  МБП  старое  Кабминовское
    Постановление от 03.04.93 г. № 250 заменили П(С)БУ, в связи  с
    чем статус "малоценки" в  налоговом  учете  на  данный  момент
    может регулироваться только ими.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№45/02, стр. 34
[01.11.2002]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------