Празднование и отражение в учете ------------------------------------------------------------------ Новый год - самый любимый праздник! Большинство руководителей предприятий со всей ответственностью отнесутся к встрече Нового года и одарят своих сотрудников в материальной форме. Как обычно, отражение в учете этой щедрости - "головная боль" бухгалтера. Надеемся, уважаемые бухгалтера, что данная консультация будет для вас своеобразным "эффералганом". Подарки бывают разными, это зависит от фантазии руководителя и финансового положения предприятия. В данной консультации мы рассмотрим большинство возможных видов поздравлений. СКРОМНЫЕ ПОСИДЕЛКИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ В КРУГУ КОЛЛЕКТИВА Как правило, такое празднование характеризуется небольшими затратами с привлечением для приготовления блюд "женских (а в некоторых коллективах и мужских) рук" коллектива. Если вы решили отпраздновать Новый год в узком кругу коллектива, учет затрат на приобретение яств в налоговом учете осуществляется следующим образом: 1. В соответствии с пп. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 28.12.94 г. № 334/97-ВР ( 334/97-ВР ) в редакции Закона Украины от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о прибыли) расходы, связанные с организацией праздников, развлечений и отдыха не относятся в состав валовых расходов предприятия. Следовательно, источником погашения указанных расходов является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; 2. В соответствии с пп. 7.4.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) от 04.04.97 г. с изменениями и дополнениями (далее - Закон о НДС) налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением товаров, стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращения). Следовательно, НДС, относящийся к стоимости указанных расходов, не включается в сумму налогового кредита отчетного периода. Так как потребление материальных благ в этом случае не подлежит идентификации, никаких последствий в учете у получающей (поглощающей) стороны нет. Для того чтобы у контролирующих органов не возникли подозрения относительно хищения (нецеленаправпенного использования) средств предприятия, необходимо надлежащим образом оформить первичные документы. Например, приказом (распоряжением) руководителя предприятия оговариваются средства, выделяемые на празднование Нового года, составление меню грядущего праздника с определением сметы расходов, назначаются ответственные. При этом все понесенные расходы должны быть подтверждены документально первичными документами. Пример отражения в учете расходов на сервировку стола для своего коллектива Исходные данные: Руководителем предприятия на основании сметы расходов и меню было принято решение о выделении денежных средств для организации празднования Нового года (приобретение продуктов для сервировки праздничного стопа) в сумме 500 грн. |---|---------------------|-----------------------|------|-----------|------------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский учет |Сумма,| Налоговый | Книга учета | |п/п| |-----------|-----------| грн. | учет |доходов и расходов| | | | Для малых | Для других| | | | | | |предприятий|предприятий| | | | | | |-----|-----|-----|-----| |-----|-----|--------|---------| | | | Д-т | К-т | Д-т | К-т | | ВД | ВР | Графа | Сумма, | | | | | | | | | | | | грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 1 | Денежные средства | 372 | 301 | 372 | 301 | 500| - | - | 7 | 500| | | выданы подотчет на | | | | | | | | | | | | закупку продуктов | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 2 | Продукты | 2010| 372 | 2010| 372 | 500| - | - | - | -| | | оприходованы на | {1} | | | | | | | | | | | основании | | | | | | | | | | | | авансового отчета | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 3 | Произведено | 84 | 2010| 84 | 2010| 500| - | - | - | -| | | списание продуктов | | | | | | | | | | | | на основании акта | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| ГРАНДИОЗНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И Т. Д. Если же ваше предприятие обладает достаточными финансовыми возможностями и решило провести грандиозные торжества по поводу праздника с участием: - представителей общественности и государственных органов; - художественных коллективов; - деятелей культуры и искусства; - руководителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления; - прочих приглашенных (деловых партнеров, представителей контролирующих органов); то отражение в налоговом учете таких мероприятий не будет отличаться от описанного выше, а именно расходы по организации не будут отражаться в налоговом учете. Вместе с тем, учитывая широту размаха, необходимо помнить об особенностях отражения некоторых расходов, связанных с празднованием. Например, если вы пользуетесь услугами переводчика, не являющегося работником вашего предприятия, при выплате ему суммы вознаграждения вы должны удержать и перечислить подоходный налог в размере 20%, кроме того, сведения о такого рода выплатах направляются в налоговую инспекцию по месту жительства получателя вознаграждения (форма № 2). Приглашение всех вышеперечисленных представителей, а также деловых партнеров (в т. ч. из других городов и стран) влечет за собой довольно серьезные расходы, которые можно осуществить с чистой совестью и законным путем. Для этого, кроме перечисленных в первом случае документов, необходимо наличие, списка приглашенных, сумма средств, которая предполагается на транспортные услуги, бронирование мест в гостинице, оплату различных услуг (деятелей культуры и искусства и пр.). Кроме того, предприятие может приложить к перечисленным документам прочие документы, подтверждающие проведение указанного мероприятия. Пример отражения в учете "грандиозного" празднования Исходные данные: 1. Руководителем предприятия издан приказ о проведении праздничных мероприятий. 2. С этой целью осуществлены следующие мероприятия: - бронирование мест в гостинице - 150 грн.; - транспортные услуги (встреча гостей и перевозка) - 300 грн.; - оплата услуг художественного коллектива - 600 грн.; - оплата услуг переводчика - 400 грн.; - закупка продуктов для праздничного стола - 1500 грн. |---|---------------------|-----------------------|------|-----------|------------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский учет |Сумма,| Налоговый | Книга учета | |п/п| |-----------|-----------| грн. | учет |доходов и расходов| | | | Для малых | Для других| | | | | | |предприятий|предприятий| | | | | | |-----|-----|-----|-----| |-----|-----|--------|---------| | | | Д-т | К-т | Д-т | К-т | | ВД | ВР | Графа | Сумма, | | | | | | | | | | | | грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 1 | Забронированы места | | | | | | | | | | | | в гостинице: | | | | | | | | | | | | - оплата (в т. ч. | 377 | 311 | 377 | 311 | 150| - | - | 7 | 150| | | гостиничный сбор) | | | | | | | | | | | | - списание | 84 | 377 | 949 | 377 | 150| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 2 | Услуги транспортной | | | | | | | | | | | | организации: | | | | | | | | | | | | - оплата | 377 | 311 | 377 | 311 | 300| - | - | 7 | 300| | | - списание | 84 | 377 | 949 | 377 | 300| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 3 | Услуги привлеченного| | | | | | | | | | | | переводчика | | | | | | | | | | | | (физического лица): | | | | | | | | | | | | - начисление | 84 | 68 | 949 | 68 | 600| - | - | 7 | 480| | | - удержание | | | | | | | | | | | | подоходного налога | 68 | 641 | 68 | 641 | 120| | | | | | | - выплата | 68 | 301 | 68 | 301 | 480| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 4 | Услуги | | | | | | | | | | | | художественного | | | | | | | | | | | | коллектива: | | | | | | | | | | | | - оплата | 377 | 311 | 377 | 311 | 600| - | - | 7 | 600| | | - списание | 84 | 377 | 949 | 377 | 600| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 5 | Денежные средства | 372 | 301 | 372 | 301 | 1500| - | - | 7 | 1500| | | выданы подотчет на | | | | | | | | | | | | закупку продуктов | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 6 | Продукты | 2010| 372 | 2010| 372 | 1500| - | - | - | -| | | оприходованы на | | | | | | | | | | | | основании авансового| | | | | | | | | | | | отчета | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 7 | Произведено | 84 | 2010| 84 | 2010| 1500| - | - | - | -| | | списание продуктов | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| ПОДАРКИ СОТРУДНИКАМ Подарки в материальной форме - самый распространенный вид подарков к Новому году. Подарки в материальной форме могут: - специально приобретаться предприятием для поздравления сотрудников; - выдаваться готовой продукцией (если это производственное предприятие); - выдаваться товарами, ранее предназначенными для продажи (если это торговое предприятие). Подоходный налог Законом Украины "О внесении изменений в статью 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан" от 26.04.2001 г. № 2405-III ( 2405-14 ) (вступил в силу с 19.05.2001 г.) п. 1 ст. 5 Декрета дополнен подпунктом "ч", которым установлено, что в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы помощи, стоимость подарков (призов), предоставляемых один раз в календарном году в пределах размера прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо, за счет юридических, физических лиц и общественных организаций (далее - помощь). Законом Украины "Об утверждении прожиточного минимума на 2002 год" от 15.11.2001 года № 2780-III ( 2780-14 ) установлено, что на 2002 год прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо в расчете на месяц составляет 365 грн. Следовательно, в случае предоставления юридическими лицами трудоспособным гражданам стоимости подарков один раз в календарном году в пределах 365 грн. стоимость таких подарков не включается в совокупный налогооблагаемый доход их приобретателей в периоде, за который осуществляется налогообложение. Учитывая вышеизложенное, подарок, предоставляемый работнику один раз в год, по месту основной работы, не включается в его совокупный налогооблагаемый в размере 365 грн. Суммы предоставленной работнику помощи, превышающей указанный размер прожиточного минимума, а также выплачиваемые более одного раза, включаются в месячный совокупный налогооблагаемый доход месяца, в котором она предоставлялась. Если такая помощь предоставляется гражданам не по месту основной работы, размер помощи, который превышает указанный прожиточный минимум, облагается налогом по ставке 20% с дальнейшим направлением в налоговый орган по месту проживания приобретателя помощи справки форме № 2 в установленные законодательством сроки с указанием всей суммы помощи, которая выплачена. Т. о., стоимость подарков, выдаваемых к Новому году не будет облагаться подоходным налогом при условии, что: - их стоимость не превышеает 365 грн. на одно трудоспособное лицо; - такой подарок выдается в 2002 г. данному работнику впервые (в случае если работник уже получал материальную помощь в текущем году, стоимость подарка будет облагаться на общих основаниях). Что касается сборов (взносов) в социальные фонды, то на сумму материальной помощи, которая не облагается подоходным налогом, они не начисляются и не удерживаются. Кроме того, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что в соответствии с п. "ж" п. 1 ст. 5 Декрета КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ) с изменениями и дополнениями (далее - Декрет) суммы, получаемые в результате дарения, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход (без разграничения на дарителей - физических и юридических лиц), налоговые органы имеют свое мнение по данному вопросу. По мнению налоговых органов, п. "ж" Декрета применяется только в случае, если даритель - физическое лицо. В случае же получения сумм в результате дарения юридическими лицами возникает объект обложения подоходным налогом, а кроме того, и всеми обязательными налогами и сборами, предусмотренными для обложения заработной платы. Данное мнение излагалось ГНАУ еще в 1996 г., в Письме № 14-116-4/11-1905 от 27 марта и, к сожалению, так и не изменилось, несмотря на всю степень важности данного вопроса. Серьезность этого вопроса подтверждается тем, что 21.11.2000г. Конституционным судом Украины была предпринята попытка официального "тлумачення" положения подпункта "ж" (Дело № 1-28/2000). Несмотря на "высокий ранг" органа, положение подпункта "ж" не было разъяснено. Причем одной из причин такого неразъяснения была указана: "потеря вопросом актуальности"(?!) (вывод содержится в документе). Кому как? Таким образом, на сегодняшний день при применении п. "ж" п. 1 статьи 5 Декрета советуем все-таки включать стоимость подарков в размерах, превышающих прожиточный минимум, в совокупный налогооблагаемый доход, так как в противном случае существует большая доля вероятности, что доказывать свою правоту придется в суде. А если же вы все-таки решитесь назвать подарок подарком (все тот же подпункт "ж"), то следует иметь в виду, что "дар" должен быть зафиксирован в договоре дарения, который в свою очередь должен быть заверен у нотариуса, и тогда сумма не играет роли. Валовые расходы ГНАУ в своем письме от 04.11.98 г. № 12782/10/31-0017 ( v2782225-98 ) предоставила следующие разъяснения относительно налогового учета расходов на выплату помощи. Подпунктом 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика относятся любые расходы, оплаченные (начисленные) в течение отчетного периода, в связи с подготовкой, организацией,ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Поскольку материальная помощь не связана с производственным процессом, количеством и качеством труда наемного работника предприятия, а выдается на удовлетворение его личных потребностей, такая сумма не должна включаться в состав валовых расходов. Тем не менее, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 27.12.99 г. № 06-10/911 ( v_911450-99 ), а чуть позднее и ГНАУ в письме "О валовых расходах при материальной помощи" от 05.09.2000 г. № 5000/6/15-1116 ( v5000225-00 ) предоставили разъяснения поданному вопросу, суть которых сводится к следующему: 1. В соответствии с пп. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) в состав валовых расходов налогоплательщика относятся расходы на оплату труда, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат. 2. Подпунктом 5.6.1 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) конкретный перечень выплат, относящихся к основной и дополнительной заработной плате, а также другим поощрительным и компенсационным выплатам, не определен. 3. Структура заработной платы определена ст. 2 Закона об оплате труда ( 108/95-ВР ), во исполнение которого издана Инструкция № 323 ( z0465-95 ), в которой приведен исчерпывающий перечень выплат, относящихся в состав расходов на оплату труда. В частности, согласно пп. 2.39 и 2.41 Инструкции к другим поощрительным и компенсационным выплатам относятся: одноразовые поощрения (например, отдельных работников за выполнение особо важных производственных заданий, поощрения к юбилейным и памятным датам как в денежной, так и натуральной форме, а также материальная помощь (оздоровительные, экологические и другие выплаты). Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика на выплату работникам, находящимся в трудовых отношениях с таким налогоплательщиком, материальной помощи и разовых поощрений включаются в валовые расходы. При этом выплата материальной помощи должна быть предусмотрена соответствующими положениями коллективного договора относительно оплаты труда (а не социальных выплат), а также конкретных трудовых контрактов. Налоговый учет у предприятий, перешедших на уплату единого налога В соответствии с Указом Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ № 727/98) выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Таким образом, выдача подарков готовой продукцией и товарами не является реализацией, а следовательно, не включается в базу обложения единым налогом. Бухгалтерский учет В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291 ( z0893-99 ), материальная помощь отражается в составе составляющей расходов на оплату труда в зависимости от функционального назначения таких расходов. Т. о., материальная помощь в регистрах бухгалтерского учета отражается в зависимости от того, работникам какого подразделения предприятия она начислена. Пример отражения в учете приобретения (изготовления) и выдачи подарков Исходные данные: 1. Предприятием приобретены материалы для изготовления продукции на сумму 300 грн., в т. ч. НДС - 50 грн, и товары для последующей продажи на сумму 720 грн., в т. ч. НДС - 120 грн. 2. Руководителем предприятия принято решение: вариант 1: о выдаче подарков готовой продукцией (себестоимость готовой продукции - 50 грн. за ед.). вариант 2: о выдаче подарков товарами, изначально закупленными для продажи. |---|---------------------|-----------------------|------|-----------|------------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский учет |Сумма,| Налоговый | Книга учета | |п/п| |-----------|-----------| грн. | учет |доходов и расходов| | | | Для малых | Для других| | | | | | |предприятий|предприятий| | | | | | |-----|-----|-----|-----| |-----|-----|--------|---------| | | | Д-т | К-т | Д-т | К-т | | ВД | ВР | Графа | Сумма, | | | | | | | | | | | | грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 1 | Перечислены денежные| 631 | 311 | 631 | 311 | 300| - | 250 | 7 | 250| | | средства поставщикам| | | | | | | | | | | | за производственные | | | | | | | | | | | | запасы | | | | | | | | | | | |---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | | Отражен НДС | 641 | 644 | 641 | 644 | 50| - | - | - | -| |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 2 | Отражено поступление| 20 | 631 | 20 | 631 | 250| - | - | - | -| | | производственных | | | | | | | | | | | | запасов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Начислен НДС | 644 | 631 | 644 | 631 | 50| - | - | - | -| |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 3 | Списаны | 23 | 20 | 23 | 20 | 250| - | - | - | -| | | производственные | | | | | | | | | | | | запасы на | | | | | | | | | | | | производство | | | | | | | | | | | | готовой продукции | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 4 | Оприходована готовая| 26 | 23 | 26 | 23 | 250| - | - | - | -| | | продукция | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 5 | Перечислены денежные| 631 | 311 | 631 | 311 | 720| - | 600 | 7 | 600| | | средства поставщикам| | | | | | | | | | | | за товар | | | | | | | | | | | |---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | | Отражен НДС | 641 | 644 | 641 | 644 | 120| - | - | - | -| |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 6 | Отражено поступление| 28 | 631 | 28 | 631 | 600| - | - | - | -| | | товара | | | | | | | | | | | |---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | | Начислен НДС | 644 | 631 | 644 | 631 | 120| - | - | - | -| |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | Вариант 1: выдача подарков готовой продукцией | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 7 | Отражено дарение | 816 | 661 | 23, | 661 | 250| - | - | - | -| | | подарков в пределах | | |91-93| | | | | | | | | 365 грн. | 661 | 26 | 661 | 26 | 250| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | Вариант 2: выдача подарков товарами, изначально закупленными для продажи | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 7 | Отражено дарение | 816 | 661 | 23, | 661 | 250| - | - | - | -| | | подарков в пределах | | |91-93| | | | | | | | | 365 грн. | 661 | 28 | 661 | 28 | 250| | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ Наиболее распространенный вид новогоднего поздравления - детские праздничные подарки. Основным документом, регулирующим операции по предоставлению новогодних подарков детям, является Закон Украины "Об освобождении от налогообложения денежных средств, которые направляются на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков" от 30.11.2000 г. № 2117-III ( 2117-14 ) (далее - Закон № 2117), действующий ежегодно в период с 1 декабря текущего года по 15 января следующего года. В соответствии с Законом № 2117 ( 2117-14 ) праздничные подарки - это наборы, состоящие только из кондитерских изделий и игрушек отечественного производства, а также фруктов общей стоимостью не более одного необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.). Закон № 2117 ( 2117-14 ) предоставляет ряд льгот, на которых мы остановимся подробнее. Детские новогодние подарки могут приобретаться: - за счет средств Фонда социального страхования; - за счет средств предприятий (в зависимости от благосостояния предприятия и отношения его руководства к своим сотрудникам). В случае приобретения детских новогодних подарков за счет средств Фонда социального страхования в адрес Фонда по месту регистрации предприятия направляется письмо произвольной формы. Как правило, письмо имеет следующее содержание: "Администрация (название предприятия) просит предоставить новогодние подарки для детей сотрудников. На оплату подарков просим использовать средства отчислений на социальное страхование". Письмо подписывают директор, главный бухгалтер и председатель профсоюзного комитета (в случае его наличия). К письму прилагается список детей сотрудников с указанием года их рождения. Согласно указанному письму орган социального страхования приобретает детские подарки у предприятия, осуществляющего их реализацию. После этого происходит передача их предприятию-заказчику. При этом необходимо учитывать следующее: 1. Предприятие приобретает подарки не для себя, а для детей работников, следовательно, у предприятия должна быть ведомость выдачи подарков родителям с их подписью о получении. 2. Передача новогодних подарков для детей является хозяйственной операцией и должна быть зафиксирована в регистрах бухгалтерского учета предприятия. 3. В случае если по каким-либо причинам детские новогодние подарки не будут соответствовать определению, приведенному в Законе № 2117 ( 2117-14 ) (стоимость превышает 17 грн., игрушки иностранного производства и т. д.), то льготы по налогообложению не будут применяться. Предприятие может самостоятельно приобрести детские новогодние подарки. В этом случае денежные средства предприятие перечисляет в адрес продавца новогодних подарков, а при отражении в учете источником финансирования этой операции указываются средства Фонда социального страхования. В таком случае в расчетных документах (договорах, налоговых накладных, платежных документах) необходимо указать источник приобретения подарков - Фонд социального страхования, поскольку в соответствии со ст. 2 Закона № 2117 ( 2117-14 ) такие операции освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. При этом предприятие-продавец получит льготу по НДС (при наличии указанного источника), а предприятие-получатель избавится от необходимости отражения полученных подарков на счетах бухгалтерского учета и избежит лишних вопросов контролирующих органов при отражении передачи таких подарков родителям. В дальнейшем при получении (на основании доверенности) детских подарков в накладной также должно быть отмечено "Детские подарки для детей работников предприятия". При получении такой накладной бухгалтер должен отразить такую операцию в учете. При наличии указанной формулировки стоимость подарков можно смело отражать на забалансовом счете 023 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" до момента вручения родителям. Отражение в учете получения (приобретения) новогодних подарков |---|----------------------------|-------------|-------|---------| | № | Содержание операции |Бухгалтерский| Сумма,|Налоговый| |п/п| | учет | грн. | учет | | | |------|------| |----|----| | | | Д-т | К-т | | ВД | ВР | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | Вариант 1: получение подарков непосредственно у Фонда | | социального страхования | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 1 | Отражена задолженность по | 652 | 685 | 600| - | - | | | Фонду социального | | {2} | | | | | | страхования за детские | | | | | | | | новогодние подарки перед | | | | | | | | работниками-родителями | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 2 | Получены подарки от Фонда | 685 | 652 | 600| - | - | | | социального страхования и | | | | | | | | переданы родителям | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | Вариант 2: самостоятельное приобретение подарков предприятием | | за счет Фонда социального страхования | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 1 | Перечислены денежные | 631 | 311 | 600| - | - | | | средства на покупку детских| | | {3}| | | | | новогодних подарков | | | | | | | | реализующему предприятию | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 2 | Отражена задолженность по | 652 | 685 | 600| - | - | | | Фонду социального | | | | | | | | страхования за детские | | | | | | | | новогодние подарки перед | | | | | | | | работниками-родителями | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 3 | Получены подарки у | 685 | 631 | 600| | | | | предприятия-поставщика | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 4 | Отражены полученные подарки| 023 | - | 600| | | | | до момента передачи | | | | | | | | родителям на забалансовом | | | | | | | | счете | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| | 5 | Фактически переданы подарки| - | 023 | 600| | | | | родителям | | | | | | |---|----------------------------|------|------|-------|----|----| В соответствии со ст. 2 Закона № 2117 ( 2117-14 ) суммы средств, которые плательщики налога на прибыль предприятий перечисляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими учебным заведениям, учреждениям здравоохранения и культуры, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов, на проведение новогодних и рождественских праздников для детей и подростков и на приобретение детских праздничных подарков, включаются в состав валовых расходов таких налогоплательщиков в размере, не превышающем 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) периода. Таким образом, если ваше предприятие решило оказать помощь в проведении новогодне-рождественских праздников какой-либо из перечисленных организаций, и в 3 квартале 2002 г. у вас не было убытка, то вы можете на полном основании включить сумму (в пределах 4%) в состав валовых расходов. Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Закона № 2117 ( 2117-14 ) стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, полученных детьми от вышеперечисленных учреждений и организаций, не включается в совокупный налогооблагаемый доход граждан, являющихся их родителями. Кроме того, поскольку указанные суммы не включаются в фонд оплаты труда, они не являются объектом обложения подоходным налогом, а также сборами на обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование на случай безработицы. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА (ПРЕЗЕНТАЦИИ) В РЕКЛАМНЫХ ЦЕЛЯХ НАКАНУНЕ НОВОГО ГОДА Иначе обстоит дело, если предприятие организовывает презентацию, праздник, прием в рекламных целях накануне Нового года с привлечением потенциальных партнеров и покупателей. В таком случае указанное мероприятие классифицируется не как празднование праздника, а как рекламное мероприятие (прием, презентация), которое совершенно случайно совпадает с праздником. Расходы по организации приема, праздника, презентации в рекламных целях в соответствии с пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) относятся в состав валовых расходов в пределах, не превышающих 2% от суммы налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный квартал. В таком случае расходы, понесенные предприятием, на организацию деловой встречи (которая совершенно случайно происходит накануне Нового года) будут являться представительскими со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с Приказом Минфина и Минэкономики от 12.11.93г. № 88 ( z0182-93 ) представительские расходы - это расходы министерств, ведомств, предприятий на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций представителей других предприятий, которые прибыли по приглашениям для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержки взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью. В состав представительских расходов относятся расходы, связанные: - с проведением официального приема (завтрака, обеда, ужина) представителей; - их транспортным обеспечением; - мероприятиями культурной программы; - буфетным обслуживанием во время переговоров; - оплатой услуг переводчика, который не состоит в штате предприятия, учреждения; - оплатой номеров в гостиницах. При этом следует отметить, что основанием для отнесения в состав представительских расходов являются правильно оформленные первичные документы, в которых должна быть указана: - дата, место и программа проведения деловой встречи (приема); - приглашенные лица, представители предприятия, которое принимает делегацию; - размер расходов. Кроме вышеперечисленных первичных документов необходимо наличие распорядительного документа (приказа), в котором оговаривается круг лиц, имеющих отношение к приему представителей других предприятий по вопросам коммерческой деятельности. Обращаем ваше внимание, что количество лиц от стороны, проводящей официальный прием, не должно превышать количество участников, прибывших от приглашенной стороны. Следует отметить, что такая встреча должна быть запланирована заранее, чему желательно иметь письменное подтверждение (план рекламных мероприятий на год, утвержденный в начале года, деловая переписка и т. п.). В налоговом учете такие расходы, на наш взгляд, относятся в состав валовых расходов в соответствии с пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) при условии документального подтверждения их осуществления в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Пример отражения в учете расходов на сервировку стола для организации приема Исходные данные: 1. Руководителем предприятия принято решение о выделении денежных средств для организации презентационного приема (приобретение продуктов для сервировки праздничного стопа) в сумме 500 грн. 2. Дата приема совпала с празднованием Нового года. Вариант 1: сумма налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный период - 25000 грн. Вариант 2: сумма налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный период - 20000 грн. Вариант 3: результат хозяйственной деятельности за прошедший квартал - убыток. |---|---------------------|-----------------------|------|-----------|------------------| | № | Содержание операции | Бухгалтерский учет |Сумма,| Налоговый | Книга учета | |п/п| |-----------|-----------| грн. | учет |доходов и расходов| | | | Для малых | Для других| | | | | | |предприятий|предприятий| | | | | | |-----|-----|-----|-----| |-----|-----|--------|---------| | | | Д-т | К-т | Д-т | К-т | | ВД | ВР | Графа | Сумма, | | | | | | | | | | | | грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 1 | Денежные средства | 372 | 301 | 372 | 301 | 500| | | | | | | выданы подотчет на | | | | | | | | | | | | закупку продуктов | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 2 | Продукты | 2010| 372 | 2010| 372 | 500| - | | 7 | 500| | | оприходованы на | | | | | | | | | | | | основании авансового| | | | | | | | | | | | отчета | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | Вариант 1: налогооблагаемая прибыль за предыдущий отчетный период - 25000 грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 3 | Произведено списание| 84 | 2010| 84 | 2010| 500| - | 500 | | | | | продуктов | | | | | | | | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | Вариант 2: налогооблагаемая прибыль за предыдущий отчетный период - 20000 грн. | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 4 | Произведено списание| 84 | 2010| 84 | 2010| 500| | 400 | | | | | продуктов | | | | | | | {4} | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | Вариант 3: результат хозяйственной деятельности за прошедший квартал - убыток | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| | 5 | Произведено | 84 | 2010| 84 | 2010| 500| | - | | | | | списание продуктов | | | | | | | {5} | | | |---|---------------------|-----|-----|-----|-----|------|-----|-----|--------|---------| {1} Счет 2010 отсутствует в плане счетов, он введен дополнительно для учета такого вида операций. {2} Поскольку в соответствии с п. 4.8 разд. IV Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной Приказом Минстата Украины от 11.12.95 г. № 323, стоимость подарков детям к празднику не включается в состав фонда оплаты труда, расчеты по таким операциям, на наш взгляд, необходимо учитывать на счете 685. При этом аналитический учет расчетов по этим операциям ведется отдельно по каждому физическому лицу. {3} Указанная сумма (600 грн.) в данном случае найдет свое отражение в Расчетной ведомости по средствам Фонда государственного социального страхования и будет отражать сумму уменьшения задолженности предприятия перед Фондом. {4} В состав валовых расходов можно включить только часть израсходованных денег (400 грн.), так как сумма, в пределах которой можно осуществить включение в валовые расходы, равна 400 грн. (20000 x 2 : 100). {5} Сумма, направленная на закупку продуктов, не подлежит включению в состав валовых расходов ввиду отсутствия прибыли за предыдущий отчетный период. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №48/02, стр. 8 [26.12.2002] Ирина Шингур, Татьяна Крысенке Консультанты по вопросам учета ------------------------------------------------------------------