Нужно ли предприятию, покупающему автомобили для продажи, платить сбор в ПФУ в размере 3%? * * * Насколько нам известно, на практике такие предприятия сбор в ПФУ в размере 3% стоимости легкового автомобиля не платят, хотя формально дать отрицательный ответ на ваш вопрос нельзя. Так, согласно п. 12 Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденного Постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740 ( 1740-98-п ) (далее - Порядок) {1}, плательщиками этого сбора являются, в частности, предприятия, получающие право собственности на легковые автомобили путем их покупки. Поэтому нельзя утверждать, что ваше предприятие плательщиком этого сбора не является. Другое дело, что существуют определенные нюансы. Так, согласно п. 14 и 15 Порядка "14. Органы госавтоинспекции осуществляют регистрацию легковых автомобилей только при условии уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, что подтверждается документом об уплате данного сбора. 15. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование с операций по отчуждению легковых автомобилей уплачивается плательщиками данного сбора через учреждения банков на счета местных органов Пенсионного фонда по месту регистрации легкового автомобиля". Итак, никаких особых сроков для уплаты данного сбора Порядок не устанавливает, кроме одного: сбор должен быть уплачен до регистрации в ГАИ {2}. Вторит Порядку и п. 5.8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, других платежей, а также учета их поступления в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.10.2001 г. № 16-6 ( z0998-01 ) (далее - Инструкция) {3}. Однако предприятия-торговцы в ГАИ автомобили не регистрируют, поскольку не эксплуатируют их. Но это вовсе не означает, что срока для них нет. Вполне можно утверждать, что сбор торговцы должны заплатить до момента регистрации покупателем купленного у них автомобиля. ГАИ, конечно, не проконтролирует уплату этого сбора, а вот ПФУ - вполне может. Теперь к вопросу о том, куда этот сбор уплачивать. Если буквально читать п. 15 Порядка, то торговцы должны бегать и выяснять реквизиты органов ПФУ по местонахождению покупателя. Очевидно, местные органы ПФУ именно из-за этого решили просто не облагать торговцев указанным сбором. Но настоящий выход будет найден, если ПФУ издаст соответствующее налоговое разъяснение, разрешающее торговцам не платить этот сбор (либо инициирует изменения в п. 15 Порядка). В противном случае торговцы рискуют быть привлеченными к ответственности за уклонение от уплаты сбора. Поэтому на сегодняшний день лучше всего продавать автомобили, заделавшись комиссионером. Кстати, относительно торговцев ювелирными изделиями тоже существует похожая непонятка. Например, в п. 9 Порядка {4} и п/п. 5.7.4 Инструкции {5} написано, что документом, подтверждающим продажу ювелирного изделия, является кассовый чек. Однако даже это не помешало ПФУ обложить сбором оптовых торговцев (см. "Бухгалтер" № 23'2001, с. 52). {1} См. "Бухгалтер" № 22'2001, с. 35. {2} Правда, в Бухгалтере № 1-2'2002 на с. 39 мы говорили о том, что после вступления в силу Закона "О порядке погашения..." здесь должен действовать срок из этого Закона - 30 календарных дней, следующих за отчетным месяцем. Однако ПФУ, очевидно, таких простых вещей не понимает, а поэтому так и не удосужился внести изменения в "пенсионную" Инструкцию. А скорее всего понимает (см. письмо от 25.06.2002 г. № 04/3565 в "Бухгалтере" № 37'2002 на с. 28), но увиливает. {3} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 25. {4} См. "Бухгалтер" № 22'2001, с. 35. {5} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 25. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №46/02, стр. 44 [01.12.2002] Леонид Карпов Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------