Учетная политика малого предприятия ------------------------------------------------------------------ Понятие об учетной политике В современных условиях, когда собственнику предприятия для принятия решений необходимо видеть реальную картину своего финансового состояния, а также когда многие зарубежные инвесторы проявляют интерес к нашим предприятиям как к потенциальным партнерам, важно предоставить таким пользователям полную и правдивую информацию, находящую свое отражение в финансовой отчетности. Главным фактором, влияющим на получение объективной информации, является формирование учетной политики предприятия. Определение учетной политики дано в ст. 1 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 16.07.99 г. № 996-XIV ( 996-14 ) с изменениями и дополнениями (далее - Закон о бухгалтерском учете), и в п. 3 П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетности", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87 ( z0391-99 ) (далее - П(С)БУ 1), в соответствии с которыми учетная политика - это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности. О том, какие именно элементы являются составляющими учетной политики предприятия, детально рассмотрено в публикации "Учетная политика: стратегия предприятия-2003" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 1-2). Раскрытие информации об избранной предприятием учетной политике в примечаниях к финансовым отчетам предусмотрено п. 25 П(С)БУ 1 ( z0391-99 ). Однако следует учесть, что согласно п. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ) для субъектов малого предпринимательства национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Несмотря на предоставленное субъекту малого предпринимательства право не представлять Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5), а следовательно, и не раскрывать в них информацию об избранной учетной политике, такой субъект малого предпринимательства обязан наравне с другими предприятиями и организациями сформировать учетную политику и четко ей следовать, соблюдая принцип последовательности. Принцип последовательности является одним из основных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности согласно ст. 4 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ), что означает постоянное (из года в год) применение предприятием избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, а именно: на основаниях, изложенных в п. 9 П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99г. № 137 ( z0392-99 ) (далее П(С)БУ 6). Такими основаниями являются: - изменение уставных требований; - изменение требований органа, утверждающего П(С)БУ; - изменение, которое обеспечит достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Пример 1. Предприятие организовано в январе 2000 года. В 2000, 2001 годах при выбытии запасов применялся метод ЛИФО. В 2002 году было принято решение о применении метода идентифицированной себестоимости. В результате произведенного перерасчета себестоимости реализованной продукции было установлено, что при условии изменения учетной политики себестоимость продукции в 2001 году уменьшится на 30 тыс. грн., а в 2002 году - на 50 тыс. грн. В данном случае предприятием обоснованно внесены изменения в приказ об учетной политике, так как соблюдены требования, установленные п. 9 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ). В финансовой отчетности влияние изменения учетной политики на события и операции прошедших периодов может отражаться путем: - корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года; - повторного предоставления сопоставимой информации по предыдущим отчетным периодам. Как правило, учетная политика применяется предприятием к событиям и операциям с момента их возникновения. Исключение составляют лишь случаи, когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно. В такой ситуации учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики. Заметим, что зачастую бывает довольно трудно разграничить изменения учетной политики и учетных оценок (учетная оценка - это предварительная оценка, используемая предприятием с целью распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами). В таком случае следует учитывать нормы п. 14 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ), указывающие на то, что если изменение учетной политики и изменение учетных оценок различить невозможно, это рассматривается и отражается как изменение учетных оценок. Кроме того, п. 10 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ) указывает на то, что не считается изменением учетной политики установление учетной политики для событий или операций: - отличающихся по содержанию от предыдущих событий или операций; - не происходивших ранее. Пример 2. Одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью принято решение о выходе из состава учредителей с передачей своей доли в уставном фонде остальным учредителям. В связи с этим внесены соответствующие изменения в перечень связанных сторон. Учитывая, что такие операции не происходили ранее, они не могут считаться изменением учетной политики, несмотря на то что изменяются уставные требования. Следовательно, учетная политика, сформированная предприятием однажды, в дальнейшем может изменяться. В связи с этим возникает вопрос: если изменение учетной политики произошло в течение года, достаточно ли в таком случае внести соответствующие поправки или дополнения в уже действующий приказ об учетной политике или необходимо издать новый приказ? Отметим, что Законом о бухгалтерском учете ( 996-14 ) не регламентирована периодичность издания приказов об установлении либо изменении учетной политики предприятия. Это означает, что предприятие вправе самостоятельно решить: издавать ли в течение года новый приказ об учетной политике в связи с вносимыми поправками или ограничиться дополнением уже действующего приказа. В подтверждение сказанного хотим обратить внимание читателей на письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 02.10.2002 г. № 1-221/5301 ( v5301563-02 ), в п. 3 которого указано, что действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия п. 9 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ), такие изменения могут происходить в течение календарного года. Следует сказать, что многие предприятия являются сторонниками издания нового приказа об учетной политике в начале каждого года. Рассмотрим, каким же образом оформляется такой приказ. Приказ об учетной политике предприятия и об организации бухгалтерского учета В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ) предприятию предоставлено право самостоятельно определять учетную политику предприятия и избирать форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых основ, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных. Законодательно не установлено количество приказов (один или два), на основании которых формируется учетная политика и организуется бухгалтерский учет на предприятии. Бухгалтеры крупных предприятий склоняются к мнению, что имеет смысл издавать два отдельных приказа. Однако также не будет являться нарушением издание единого приказа, устанавливающего как принципы формирования учетной политики, так и порядок организации бухгалтерского учета. Предлагаем вниманию читателей образец такого приказа для предприятий - субъектов малого предпринимательства, но сразу же предупредим, что каждое предприятие при разработке этого приказа должно учитывать специфику своей деятельности, поэтому может внести в него соответствующие дополнения или изменения. ------------------------------------------------------------------ ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТАЛИСМАН" Приказ № 01 2 января 2003 года г. Запорожье Об организации бухгалтерского учета и учетной политике в 2003 году В соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, руководствуясь принципом последовательности ведения бухгалтерского учета, в целях обеспечения единых (постоянных) принципов, методов, процедур при отражении текущих операций в учете и составлении финансовой отчетности ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ведение бухгалтерского учета на предприятии возложить на бухгалтерскую службу предприятия во главе с главным бухгалтером. 2. Применять упрощенный План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства. 3. С целью обеспечения необходимой детализации учетно-экономической информации разрешить главному бухгалтеру своим распоряжением вводить дополнительную систему субсчетов. 4. Применять упрощенную форму ведения бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия. 5. Данные регистров учета имущества малого предприятия, других учетных регистров и дополнительных справок отражать в Главной книге предприятия, являющейся основанием для составления финансовой отчетности. 6. Организовать аналитический учет движения товарно-материальных ценностей: в бухгалтерии - в ведомостях учета остатков материалов в количественно-суммарном выражении; на складах - в карточках складского учета в количественном выражении. 7. Утвердить график документооборота (приложение 1 к настоящему приказу). 8. Сотрудникам отделов сбыта, снабжения, производственного, оформляющих первичные документы, соблюдать порядок их заполнения в соответствии с требованиями главного бухгалтера. В случае несвоевременного составления первичных документов, недостоверного отражения в них данных или оформления с нарушением законодательных и нормативных требований указанные сотрудники привлекаются к ответственности согласно законодательству Украины. 9. Перед составлением годовой финансовой отчетности проводить инвентаризацию активов и обязательств предприятия по состоянию на 1 декабря текущего года. Кроме того, проводить инвентаризацию в случае смены материально ответственного лица и при установлении фактов хищений. Для проведения инвентаризации создать постоянно действующую комиссию. 10. Проводить один раз в месяц внезапную ревизию кассы. 11. Установить границу существенности при составлении финансовой отчетности в размере 50 грн. 12. Единицей запасов в целях бухгалтерского учета считать их наименование. Оценку запасов (материалов, сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов) при отпуске в производство или другом выбытии осуществлять по методу идентифицированной себестоимости. Оценку запасов (покупных товаров для розничной торговли) осуществлять по ценам продажи. 13. Установить продолжительность операционного цикла для: - производства изделий из натурального камня - 3 месяца; - производства изделий из металла - 2 месяца; - торговли покупными товарами - 1 месяц. 14. Для получения в бухгалтерском учете данных о себестоимости остатков готовой продукции расходы, связанные с производством (изготовлением) и отпуском готовой продукции, определять и отражать в порядке, установленном Положением об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196. 15. Амортизацию основных средств начислять с применением прямолинейного метода. 16. Относить к малоценным необоротным материальным активам активы со сроком полезного использования более одного года и стоимостью до 500 грн. Амортизацию по таким активам начислять в первом месяце использования объектов в размере 100 процентов их стоимости. 17. Доходы и расходы предприятия признавать и начислять согласно П(С)БУ 15 "Доход" и П(С)БУ 16 "Расходы" соответственно. Оценку степени завершенности операций по предоставлению услуг осуществлять путем изучения выполненной работы; при этом в бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания акта приемки-передачи предоставленных услуг. 18. Сформировать резерв сомнительных долгов на основе классификации дебиторской задолженности; для этого установить коэффициент сомнительности по просроченной дебиторской задолженности сроком: - от 1 до 30 дней - 10 процентов; - от 30 до 60 дней - 25 процентов; - от 60 до 90 дней - 60 процентов; - свыше 90 дней - 80 процентов. Величину резерва сомнительных долгов определять как сумму произведений текущей дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги соответствующей группы и коэффициента сомнительности соответствующей группы. 19. Установить позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования фактической производственной себестоимости продукции. 20. Резервирование средств на обеспечение оплаты отпусков, дополнительное пенсионное обеспечение, обеспечение гарантийных обязательств, прочих расходов и платежей не производить. 21. Утвердить систему оплаты труда: - по штатному расписанию - для ИТР и служащих; - по сдельным расценкам - для рабочих основного производства. 22. Установить перечень связанных сторон (приложение 2 к настоящему приказу) 23. Вести налоговый учет в соответствии с законодательством Украины. Директор Макаренко О.П. С приказом ознакомлен: главный бухгалтер Ивасюк В.Ф. ------------------------------------------------------------------ Приведем образец заполнения графика документооборота предприятия (фрагмент). Приложение 1 к приказу № 01 от 02.01.2003 г. ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА ООО Предприятия "Талисман" |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| | № | Вид |Подразделение,|Должностные | Основание|Место |Срок |Место и | |п/п| документа |в котором |лица, | для |обработки|передачи |срок | | | |создается |подписывающие| создания |и учета |после |хранения | | | |документ |документ | документа|документа|исполнения|документа| | | | | | | |документа | {1} | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| |...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| | 3 | Приказ о | Отдел кадров | Руководитель| Заявление| Бухгал- | День | Архив | | | предос- | | предприятия | работни- | терия | исполне- | бухгал- | | | тавлении | | | ка, | | ния | терии, | | | отпуска | | | график | | | 3 года | | | | | | отпусков | | | | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| |...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| | 5 | Накладная | Бухгалтерия | Руководитель| Договор, | Бухгал- | Не | Архив | | | на отпуск | | предприятия,| счет, | терия, | позднее | бухгал- | | | продукции | | главный | документ,| склад | следующе-| терии, | | | | | бухгалтер, | подтверж-| | го дня | 3 года | | | | | кладовщик | дающий | | после | | | | | | | оплату, | | отгрузки | | | | | | | доверен- | | | | | | | | | ность | | | | | | | | | на | | | | | | | | | получение| | | | | | | | | продукции| | | | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| |...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| | 10| Приходный | Склад | Материально | Сопрово- | Бухгал- | Не | Архив | | | ордер на | | ответствен- | дительный| терия, | позднее | бухгал- | | | получение | | ное лицо | документ | склад | следующе-| терии, | | | ТМЦ | | | на груз | | го дня | 3 года | | | (форма | | | (товарно-| | после | | | | № М-4) | | | транс- | | получения| | | | | | | портная | | ТМЦ | | | | | | | наклад- | | | | | | | | | ная, | | | | | | | | | железно- | | | | | | | | | дорожная | | | | | | | | | наклад- | | | | | | | | | ная) | | | | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| |...| ... | ... | ... | ... | ... | ... | ... | |---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------| В заключение напомним, что согласно ст. 8 Закона о бухгалтерском учете ( 996-14 ) вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами. {1} Сроки хранения документов устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых документов, утвержденным приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41, с изменениями и дополнениями. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №4/03, стр. 20 [13.01.2003] Наталья Белова Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------