Основные фонды при переходе с обычной системы налогообложения на упрощенную Предприятиям, которые перешли с обычной системы налогообложения на упрощенную, основные фонды в периоде нахождения на едином налоге лучше не продавать: возможны неожиданные неприятности ------------------------------------------------------------------ В журнале "Вестник налоговой службы Украины" № 48 есть вопрос-ответ относительно того, какая сумма подлежит обложению единым налогом в случае продажи предприятием основного фонда. Напомним читателям этот вопрос и ответ на него: "Юридическое лицо - плательщик единого налога - реализовало по ставке 6 процентов часть своих основных фондов. Как учитывается эта сумма в базе обложения единым налогом? В соответствии со ст. 1 Указа № 727/98 ( 727/98 ) выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи. Статьей 3 Указа № 727/98 предусмотрено, что по ставке 6 процентов субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, которое перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивает единый налог с суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты НДС в соответствии с Законом Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями). Таким образом, юридическое лицо - субъект малого предпринимательства в случае осуществления операции по продаже основных фондов для обложения единым налогом должно учитывать все средства, полученные на расчетный счет и в кассу от реализации основных фондов, которые принадлежат субъекту малого предпринимательства и реализованы в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные фонды", утвержденным Приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ) и зарегистрированным в Минюсте Украины 18.05.2000 г. № 288/4509". На первый взгляд, все достаточно понятно, и будто бы ничто не должно угрожать предприятию, которое воспользуется такими советами. Но автора этих срок навела на интересную мысль консультация специалиста, предоставленная в другом номере журнала "Вестник налоговой службы Украины" № 46. Ознакомим и с нею наших читателей: "Как отражается в налоговом учете балансовая стоимость основных фондов с целью начисления амортизации в случае возврата субъекта малого предпринимательства с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения? При применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты ряда налогов и сборов (обязательных платежей), определенных ст. 6 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", в том числе и от налога на прибыль. За время пребывания субъекта малого предпринимательства на упрощенной системе налогообложения налоговая амортизация основных фондов не начисляется. Таким образом, при переходе предприятия на обычную систему налогообложения начисление амортизации возобновляется, а балансовая стоимость основных фондов определяется как остаточная стоимость, зафиксированная на момент перехода на упрощенную систему налогообложения по данным налогового учета плательщика налога на прибыль". Поскольку автор этих срок вполне соглашается с позицией, предоставленной специалистом ГНАУ в Вестнике № 46, то считает, что читателям стоит обратить внимание на конец фразы, а именно "зафиксированная на момент перехода на упрощенную систему налогообложения поданным налогового учета плательщика налога на прибыль". О том, что налоговиков во время проверок интересует больше именно налоговый учет, свидетельствует и то, что пунктом 11 статьи 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ) налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка. К сожалению, в Указе Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" довольно неудачно записано, что в случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи. Но мы имеем теперь, по меньшей мере, две "остаточных стоимости" основных фондов - в бухгалтерском учете и налоговом учете. В то же время в статье 4 Указа указано, что форма книги учета доходов и расходов, которые подлежат налогообложению в соответствии с этим Указом, и порядок ее ведения субъектами малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины. А вот в статье 6 Указа определено, что порядок ведения упрощенного учета и отчетности субъектами малого предпринимательства в соответствии с этим Указом утверждается Министерством финансов Украины. Выполняя требования Указа, ГНАУ утвердила Приказ "Об утверждении формы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом" от 12.10.99 г. № 553 ( z0708-99 ), которым установила форму Расчетов уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, которое уплачивает налог по ставке 6 или 10 процентов. Строка 3 Расчета отражает "выручку от реализации основных фондов", при этом к этой строке есть сноска "В случае осуществления операции по продаже основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи". Как видим, ответ на вопрос, так что же считать "остаточной стоимостью" основного фонда в случае его реализации, указанный документ нам не дает. В Приказе ГНАУ "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица и Порядка ее ведения" от 13.10.98 г. № 477 ( z0689-98 ) (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 12 октября 1999 года № 554) также только указано, что в графе 4 "Сумма выручки от реализации основных фондов" отражается разница между суммой, полученной от реализации этих основных фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи". Министерство финансов Украины также выполнило требования Указа Президента и утвердило Приказ от 30.09.98 г. № 196 ( z0646-98 ) (с изменениями и дополнениями), но этот Приказ имеет название "Об утверждении Положения об упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства". В этом документе определено, что если субъекты малого бизнеса избрали простую форму бухгалтерского учета, то при наличии у них основных средств рекомендуется для ведения аналитического учета такого имущества использовать (вести) Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) по типовой форме В-1. Как могли заметить читатели, все перечисленные документы не содержат определения, а что же именно следует понимать под термином "остаточная стоимость" для налогового учета. Поскольку в последнее время ГНАУ начала издавать налоговые разъяснения не только для случаев, когда норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или когда нормы различных законов или различных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, а и в случаях, когда нормативно-правовые акты не содержат ответа на тот или иной вопрос, то автора не удивит, если и по затронутому вопросу относительно "остаточной стоимости" основного средства для налогового учета в ближайшее время может появиться Налоговое разъяснение относительно того, что "остаточной стоимостью" основных фондов, которые были приобретены предприятием во время нахождения на обычной системе налогообложения, является стоимость, "зафиксированная на момент перехода на упрощенную систему налогообложения по данным налогового учета плательщика налога на прибыль". Предпосылки для этого уже есть, принимая во внимание консультацию специалистов ГНАУ в "Вестнике налоговой службы Украины" № 46. Ведь указанной консультацией специалисты ГНАУ подтвердили свое видение вопроса относительно того, что в налоговом учете плательщика единого налога - юридического лица все время нахождения на едином налоге балансовая стоимость основных фондов, приобретенных до перехода на единый налог, определяется (отражается, фиксируется) как остаточная стоимость, зафиксированная на момент перехода на упрощенную систему налогообложения по данным налогового учета плательщика налога на прибыль. Что касается ответа, предоставленного специалистами ГНАУ в "Вестнике налоговой службы Украины" № 48 относительно того, что "юридическое лицо - субъект малого предпринимательства в случае осуществления операции по продаже основных фондов для обложения единым налогом должно учитывать все средства, полученные на расчетный счет и в кассу от реализации основных фондов, которые принадлежат субъекту малого предпринимательства и реализованы в отчетном (налоговом) периоде, уменьшенные на сумму остаточной стоимости на момент продажи, которая рассчитывается в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные фонды", утвержденным Приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ) и зарегистрированным в Минюсте Украины 18.05.2000 г. № 288/4509", то автора не удивит, если в Налоговом разъяснении появится ответ относительно того, что такой порядок распространяется на те основные средства, которые были приобретены предприятием во время нахождения на упрощенной системе налогообложения. Вполне понятно, что при реализации предприятием, находящимся на упрощенной системе налогообложения, основных фондов, которые были приобретены до перехода на единый налог, в случае применения стоимости, зафиксированной на момент перехода на упрощенную систему налогообложения по данным налогового учета плательщика налога на прибыль, это приведет к увеличению суммы единого налога, которую такой налогоплательщик должен будет уплатить в бюджет. Поскольку специалисты налоговых органов постоянно выискивают пути наполнения бюджета Украины, то такое Налоговое разъяснение действительно может появиться в ближайшее время, потому что рассмотренный вопрос очень шаткий. Поэтому руководству предприятий можно посоветовать только одно - в случае возможности не осуществлять чрезмерную реализацию таких основных фондов, а дождаться Налогового кодекса Украины, которым, уверены, законодатели этот вопрос все-таки урегулируют. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №3/03, стр. 34 [23.01.2003] Борис Мельник Аудитор ------------------------------------------------------------------