Индексация денежных доходов населения ------------------------------------------------------------------ На сегодняшний день в условиях инфляции с целью поддержания покупательной способности населения Законом об индексации предусмотрено проведение индексации его денежных доходов. Законом Украины от 06.02.2003 г. № 491-IV ( 491-15 ) Закон об индексации изложен в новой редакции. Эта редакция существенно изменила как размер индексируемых доходов, так и порядок проведению самой индексации. Итак, проанализируем изменения и дополнения к Закону об индексации. 1. Введены определения таких терминов, как "индекс потребительских цен" и "порог индексации", хотя эти термины давно с успехом применялись. Индекс потребительских цен - это показатель, характеризующий динамику общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. Порог индексации - величина индекса потребительских цен, предоставляющая основания для проведения индексации денежных доходов населения. 2. Наконец изменен размер денежных доходов граждан, подлежащих индексации. Ранее индексации подлежали денежные доходы в пределах 3-кратной величины стоимости предела малообеспеченности" Но термин "предел малообеспеченности" не применяется еще с 2000 года. С этого периода вместо него был введен новый термин - "прожиточный минимум". Но соответствующие изменения до сегодняшнего дня в этот Закон так и не были внесены. Теперь согласно ст. 2 новой редакции Закона индексации подлежат денежные доходы населения в пределах прожиточного минимума, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения. Напомним, что на 2003 год установлены следующие размеры прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц (Закон Украины "О прожиточном минимуме на 2003 год" от 28.11.2002 г. № 247-IV ( 247-15 )): (грн.) |---------|---------|--------------|----------------|------------| | Дети в | Дети в |Трудоспособные|Лица, утратившие| Усредненный| | возрасте| возрасте| лица |трудоспособность| показатель | | до 6 лет| от 6 до | | | | | | 18 лет | | | | |---------|---------|--------------|----------------|------------| | 307 | 384 | 365 | 268 | 342 | |---------|---------|--------------|----------------|------------| Отменены положения ст. 5 предыдущей редакции Закона об индексации ( 491-15 ), в которой был определен порядок индексации доходов в зависимости от их размера. Доход подлежал индексации в размере: - 100% - в пределах величины стоимости предела малообеспеченности; - 80% - следующая часть в пределах двойной величины стоимости предела малообеспеченности; - 70% - следующая часть в пределах 3-кратной величины стоимости предела малообеспеченности. Индексация доходов работающего населения производится по основному месту работы. Важным дополнением является то, что все доходы граждан (оплата труда по основному месту работы плюс оплата по совместительству, на условиях почасовой оплаты вне основного места работы) могут индексироваться в размере, не превышающем прожиточного минимума для трудоспособного лица (ст. 10 Закона об индексации ( 491-15 )). Для работающих студентов и учащихся дневных отделений учебных заведений их доходы (оплата труда с учетом стипендии) также индексируются в размере, не превышающем прожиточного минимума для трудоспособного лица. Аналогичный индексируемый размер совокупных доходов в пределах прожиточного минимума для трудоспособного лица установлен для работающих пенсионеров. В этот доход, кроме пенсии, включается также оплата их труда. Все государственные социальные помощи индексируются независимо от размера других получаемых доходов. Остается только догадываться об индексируемом размере такой помощи, а также пенсий неработающим пенсионерам и стипендий неработающим студентам. Вероятно, суммы пенсий неработающих пенсионеров будут индексироваться в пределах прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность. А суммы помощи семьям с детьми - в пределах прожиточного минимума, установленного для детей в возрасте до 6 лет и от 6 до 18 лет соответственно. Однако механизм решения этого вопроса должен быть зафиксирован в нормативно-правовых актах. Думается, что Кабинет Министров Украины в отведенный ему трехмесячный срок предпримет определенные шаги к урегулированию данной проблемы. Итак, наберемся терпения и подождем. Кроме того, новой редакцией Закона определено, что индексация денежных доходов населения может осуществляться также с учетом регионального индекса потребительских цен. Такую индексацию разрешено проводить по решению органов местного самоуправления за счет средств соответствующего местного бюджета, если региональный индекс потребительских цен не ниже, чем в целом по Украине, и в пределах регионального прожиточного минимума для трудоспособного лица, утвержденного в размере, не ниже установленного Законом Украины "О прожиточном минимуме" ( 966-14 ). Право населения на реализацию указанных гарантий по индексации, при наличии всех оснований, определенных настоящим Законом, не зависит от принятия решений соответствующими органами. 3. Как и раньше, индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен превысила порог индексации в размере 101% (ст. 4 Закона об индексации ( 491-15 )). Индекс потребительских цен исчисляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере статистики. Этот индекс не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях. Для индексации денежных доходов исчисление индекса потребительских цен населения необходимо осуществлять нарастающим итогом, начиная с месяца введения в действие новой редакции Закона, т. е. с марта 2003 года. Это означает, что для индексации доходов индекс потребительских цен за март равен официально опубликованному индексу инфляции. Для проведения дальнейшей индексации денежных доходов населения исчисление индекса потребительских цен начинается за месяцем, в котором индекс потребительских цен превысил порог 101%. Этот месяц считается базовым, в нем индекс потребительских цен равняется опубликованному индексу инфляции. Это означает, что после месяца с индексом 101% происходит якобы "обнуление" индекса потребительских цен. И исчисление индекса потребительских цен нарастающим итогом снова начинается со следующего месяца после месяца, в котором индекс потребительских цен превысил порог 101%. Пример Рассмотрим пример расчета индекса потребительских цен нарастающим итогом на условных показателях индексов инфляции: |----------|---------------|----------------------|--------------| | Месяц |Индекс инфляции|Индекс потребительских| Примечания | | 2003 года| месяца |цен нарастающим итогом| | | | (официально | (расчетный) | | | |опубликованный)| | | |----------|---------------|----------------------|--------------| | Март | 100,9 | 100,9 | Начинается | | (базовый)| | | исчисление | | | | | индекса | | | | | потребительс-| | | | | ких цен для | | | | | проведения | | | | | индексации | |----------|---------------|----------------------|--------------| | Апрель | 101,8 | 102,7 | Превышение | | | |(100,9 x 101,8) : 100 | порога | | | | | индексации | |----------|---------------|----------------------|--------------| | Май | 100,1 | 100,1 | Индекс | | (базовый)| | | потребительс-| | | | | ких цен равен| | | | | индексу | | | | | инфляции | | | | | ("обнуле- | | | | | ние"). | | | | | Проводится | | | | | индексация | |----------|---------------|----------------------|--------------| | Июнь | 100,6 | 100,7 | Индексация не| | | |(100,1 х 100,6) : 100 | проводится | |----------|---------------|----------------------|--------------| | Июль | 99,8 | 100,5 | Индексация не| | и т. п. | | (100,7 x 99,8) : 100 | проводится | |----------|---------------|----------------------|--------------| Отныне повышение денежных доходов населения в связи с индексацией осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован индекс потребительских цен (ст. 4 новой редакции Закона об индексации ( 491-15 )). 4. Несколько изменены объекты индексации. Согласно ст. 2 новой редакции Закона такими объектами являются доходы граждан, полученные ими в гривнях на территории Украины и не имеющие разового характера, а именно: - пенсии; - стипендии; - оплата труда (денежное обеспечение); - суммы выплат, осуществляемые в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании; - суммы возмещения ущерба, нанесенного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, а также суммы, которые выплачиваются лицам, имеющим право на возмещение ущерба в случае утраты кормильца. Следовательно, "суммы социальной помощи (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и т.п.)" теперь заменены на "выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию". Возникает вопрос: неужели не нужно индексировать прочие социальные выплаты, которые предоставляются не через систему общеобязательного государственного социального страхования, а отделами социальной защиты населения? Ведь размер всех этих выплат ниже прожиточного минимума. Но дочитав Закон уже до ст. 6, можно увидеть, что все-таки все виды государственной социальной помощи подлежат пересмотру в случае превышения индексом потребительских цен порога индексации в размере 101%. Вот вам и нестыковочка в одном законе. Прямо загадка: размеры подлежат пересмотру и, в то же время, - индексации?! Кроме этих доходов, Кабинету Министров Украины предоставлено право устанавливать другие объекты индексации. Индексация социальных выплат целевого и разового характера (единовременное пособие при рождении ребенка, помощь на погребение, материальная помощь, единовременное пособие при выходе на пенсию и т. п.), как мы уже говорили, не осуществляется. Но для поддержания их покупательной способности осуществляется повышение тех государственных социальных гарантий, исходя из которых определяются размеры социальных выплат, являющиеся объектами индексации. Например, единовременное пособие при рождении ребенка не индексируется, но осуществляется повышение индексируемого размера помощи на ребенка до достижения им трехлетнего возраста. 5. Что касается источников средств на проведение индексации, то они также изменились. Отныне индексация сумм возмещения ущерба, нанесенного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, а также суммы, выплачиваемые лицам, которые имеют право на возмещение ущерба в случае утраты кормильца, осуществляется за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве согласно ст. 5 нового Закона об индексации ( 491-15 ). Ранее индексация таких выплат осуществлялась за счет средств предприятий. Индексация пенсий, других видов социальной помощи производится, соответственно, за счет Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования и за счет средств Государственного бюджета Украины. Как и ранее, предприятия, учреждения и организации повышают размеры оплаты труда в связи с индексацией за счет собственных средств. К ним добавились еще объединения граждан, которые также осуществляют индексацию оплаты труда за счет собственных средств. Если доход, выплачиваемый одним предприятием, учреждением, организацией, формируется из разных источников, сумма дополнительного дохода от индексации выплачивается за счет каждого источника пропорционально его доле в общем доходе (ст. 9 Закона об индексации ( 491-15 )). Индексация денежных доходов населения осуществляется по месту их получения за счет соответствующих средств. 6. Существенно изменился порядок исчисления индексации. Раньше сумма индексации доходов определялась как результат произведения дохода, подлежащего индексации, и величины прироста индекса потребительских цен, уменьшенного на величину порога индексации и разделенного на 100% (п. 4 Порядка проведения индексации денежных доходов граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 07.05.98 г. № 663 ( 663-98-п )). Теперь сумма индексации определяется как результат произведения размера дохода, подлежащего индексации в пределах прожиточного минимума, и величины индекса потребительских цен. |------------------| |-------------------| |-----------------| | Сумма индексации | | Доход, подлежащий | | Величина индекса| | денежных доходов | = | индексации | x | потребительских | | граждан | | | | цен | |------------------| |-------------------| |-----------------| Конечно, нормы указанного Порядка теперь уже не применяются, ведь они противоречат новому Закону об индексации. Но новый порядок еще не утвержден, поэтому на сегодняшний день можно лишь предполагать, как именно необходимо исчислять размер индексации. Например, заработная плата работника составляет 300 грн. Если использовать данные примера 1, то сумма индексации (Син) исчисляется в мае следующим образом: Син = 300 х (102,7 - 101,0) : 100 = 5,10 грн. Но учитывая отсутствие нового Порядка и количество неопределенных законодательством нюансов по этому вопросу, мы пока воздержимся от конкретных рекомендаций и не будем "соваться вперед батьки в пекло". Следует дождаться разъяснений по этому вопросу. 7. Закон об индексации дополнен рядом новых статей. Это статьи 11 - 13, которыми определено участие общественности в работе по подготовке проведения индексации доходов. Так, представители профессиональных союзов и их объединений, женских, молодежных, ветеранских общественных организаций и общественных организаций потребителей теперь принимают участие в наблюдениях за изменением цен и тарифов на товары и услуги, которые реализуются населению, а также в наблюдениях за изменением уровней заработной платы работников отраслей народного хозяйства. С участием одинакового количества представителей этих организаций и представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления создаются общественные экспертные советы по вопросам индексации со статусом совещательного органа. Эти советы создаются и действуют при Кабинете Министров Украины, областных государственных администрациях, исполнительных органах городских советов городов Киева и Севастополя. Все члены общественных экспертных советов по вопросам индексации работают на общественных началах. А материальное и организационно-техническое обеспечение этих советов осуществляется за счет того органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, при котором они созданы. В статье 12 также определены основные задачи и права общественных экспертных советов по вопросам индексации. При определении индекса потребительских цен специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере статистики обязательно должен рассмотреть заключения экспертизы результатов наблюдений за изменением цен и тарифов на товары и услуги, проведенной такими советами с привлечением независимых специалистов. Ежемесячные отчеты специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере статистики о результатах наблюдений за изменением цен и тарифов на товары и услуги, которые реализуются населению, и о результатах наблюдений за изменением уровней заработной платы работников отраслей народного хозяйства, а также решение общественного экспертного совета по вопросам индексации при Кабинете Министров Украины публикуются в газете "Урядовий кур'єр". Новым законом "отобрали" контроль за соблюдением законодательства об индексации денежных доходов населения у профсоюзов и их объединений. Как указано выше, они имеют право совещательного голоса. Теперь контроль осуществляется только соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 14 новой редакции Закона об индексации ( 491-15 )). Все споры, которые возникают по вопросам индексации денежных доходов населения, решаются в судебном порядке. Лица, виновные в нарушении законодательства об индексации денежных доходов населения, в соответствии со ст. 15 Закона об индексации привлекаются к ответственности согласно закону. Одним из них является Закон Украины "Об оплате труда" от 24.03.95 г. № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ), ведь индексация зарплаты входит в состав дополнительной заработной платы в соответствии с п. 2.18 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. № 323 ( z0465-95 ). В соответствии со ст. 36 этого Закона за нарушение законодательства об оплате труда виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством. Таким образом, непроведение индексации или проведение ее с нарушениями влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций в размере от 15 до 50 нмдг (255 - 850 грн.). Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, использованных в данной консультации: 1. Закон об индексации - Закон Украины "Об индексации денежных доходов населения" от 03.07.91 г. № 1282-ХII, в редакции Закона Украины от 06.02.2003 г. № 491-IV, с изменениями и дополнениями. ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №11/03, стр. 40 [17.03.2003] Наталия Радченко Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух" ------------------------------------------------------------------