Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо осуществляет торговую деятельность и проводит расчеты в наличной форме. Просим объяснить, как верно оформить возврат проданного товара? К сожалению, предприятие не указало, как проводятся расчеты (с использованием РРО или с использованием книги учета расчетных операций и расчетных квитанций). Поэтому рассмотрим оба случая. Статьей 2 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 01.06.2000 г. N 1776-III ( 1776-14 ) (далее - Закон) определено, что расчетная операция - это принятие от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу). Т.е. выдача наличных средств за возвращенный товар (или непредоставленную услугу) должна проводиться с обязательным применением регистратора расчетных операций. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона ( 1776-14 ), субъекты предпринимательской деятельности обязаны выдавать лицу, которое получает или возвращает товар (получает или отказывается от услуги) расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. N 614 ( z0105-01 ) было утверждено Положение о форме и содержании расчетных документов. Так, в соответствии с пп. 4.2 пункта 4 Положения одним из обязательных реквизитов в расходном чеке является отражение названия операции выплаты и суммы средств, которая выдается по операции выплаты. Кроме того, в расходном чеке, напечатанном на РРО, что обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти положительных и отрицательных сумм, впереди суммы выданных средств может печататься знак "-". Как указано в пп. 4.7 пункта 4 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек ( z0106-01 ) (утвержден тем же п риказом N 614 ( z0105-01 ), регистрация выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы только в случае обеспечения алгоритмом работы РРО отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов. Если РРО не обеспечивает такого накопления, то разрешается регистрировать выдачу средств (отмену ошибочно проведенных сумм) при помощи операции "служебная выдача". Запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции "сторно". При заполнении книги УРО, зарегистрированной на РРО, необходимо помнить, что накопление отрицательных сумм расчетов в РРО не уменьшает общей суммы расчетов, которая накапливается в фискальной памяти аппарата. Поэтому в графе 5 книги УРО отражается общая сумма средств, полученных за отработанный день, а не сумма наличных, которые находятся фактически в РРО на конец дня. Следует отметить, что по желанию СПД в графах 5-8 раздела 2 книги учета расчетных операций, зарегистрированной на РРО, можно ввести дополнительные графы для указания сумм расчетов, суммы налога на добавленную стоимость и выданных при возврате товара средств, которые получены (или выданы) с использованием платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. В некоторых случаях предприятия имеют возможность не использовать РРО при условии обязательного ведения книги УРО и выписки расчетных квитанций. Поэтому в соответствии с пп. 9.4 пункта 9 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек ( z0106-01 ) при осуществлении операции выдачи средств в случае возврата товара сумма расчета указывается в корешке и в отрывной части расчетной квитанции с математическим знаком "-" (минус). На конец дня общая сумма возвращенных средств отражается в графе 10 книги УРО, зарегистрированной на хозяйственную единицу. Независимо от того, как проводятся расчеты (применяется ли РРО, используется ли книга УРО и расчетные книжки), в случае если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (что составляет на данное время 85 грн.), то материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо указать: - данные документа, который устанавливает лицо покупателя, возвращающего товар (паспорт, водительские права или другое); - сведения о товаре (наименование возвращаемого товара); - сумму выданных средств; - номер и дату кассового чека (или расчетной квитанции), который подтверждает покупку товара. Акт о выдаче средств передается в бухгалтерию субъекта предпринимательской деятельности и хранится в течение 3 лет. Оксана Совяк, старший государственный налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева