Приобретение жилья в кредит - без проблем! Сегодня Вам нет необходимости стоять в утомительных очередях за получением жилья. Даже если у Вас нет сегодня достаточной суммы денег для покупки новой квартиры, вовсе не обязательно их долго копить. Достаточно обратится в банк, получить кредит, приобрести долгожданное жилье и потом выплачивать понемногу этот кредит, живя в свое удовольствие. У Вас сразу же возникает масса вопросов: где взять кредит, под какие условия, сколько платить, какие проценты? В этой статье мы попытаемся доступно рассказать о процедуре получения физическим лицом кредита в банке для покупки жилья. Прежде всего Вам необходимо определится со своими наличными финансами, хватит ли Вам их на первый взнос. Банки ведь выдают кредит не на всю сумму покупаемого жилья, а только на 70%, а оставшиеся 30% вы должны вложить в покупаемое жилье сами. Например, если Вы хотите приобрести в кредит двухкомнатную квартиру за 20000 долларов США, то Вам необходимо как минимум иметь собственных 6000 долларов. Сегодня кредиты на покупку жилья банки выдают как в гривне, так и в долларах США, но мы для удобства и простоты все дальнейшие расчеты в статье будем приводить в долларах США. Расчеты кредита в гривне аналогичны. Если у Вас имеется необходимая сумма, и Вы уже присмотрели себе квартиру, необходимо сделать следующий шаг и рассчитать свои доходы, хватит ли их на погашение кредита в банке и процентов по нему. Как правило, банки дают кредит на 3-5 лет под 14-18% годовых, если кредит в долларах США. Если же кредит в гривне, то процентная ставка будет повыше и может колебаться в пределах от 21 до 24% годовых, а сроки кредитования наоборот, сокращаются до 2 лет. Теперь давайте посчитаем вместе наш пример. Если Вы возьмете в банке кредит для покупки жилья на сумму 14000 долларов США (первый взнос - 6000, как Вы помните, - Ваши), под 15% годовых, со сроком погашения - 3 года, Вам необходимо будет ежемесячно погашать по 389 долларов США основного долга по кредиту и проценты, которые каждый месяц будут уменьшаться, но все же составят в первый год от 173 до 115 долларов США ежемесячно. Таким образом, в первый год вам предстоит выплатить: - за январь месяц - 178 дол. процентов и 389 дол. основного долга, итого 567 дол.; - за февраль месяц - 157 дол. процентов и 389 дол. основного долга, итого 546 дол.; - за март месяц - 163 дол. процентов и 389 дол. основного долга, итого 552 дол. и так далее. Сумму процентов мы рассчитываем следующим образом: - от суммы кредита берем 15% годовых, с 14000 дол. это составит с 2100 дол. в год, и делим эту сумму на 365 дней. У нас получается 5,75 дол. в день и полученные цифры мы умножаем на количество дней в месяце - 31, получаем 178 дол. в месяц. В следующем месяце мы берем 15% годовых уже с суммы 13611 (14000 - 389), это составит 2042 дол. в год и делим эту сумму на 365 дней, получаем 5,59 дол. в день. Теперь мы умножаем полученную цифру на количество дней в феврале - 28 и получаем 157 дол. Аналогично мы поступаем в марте, апреле и т.д. Как видим, в первый год Вам придется выкладывать ежемесячно от 550 до 500 дол., погашая банку кредит и проценты. В следующем году сумма процентов упадет соответственно до 60 дол. в конце года. Но с основной суммой ежемесячного погашения кредита эта сумма все же составит 449 дол. Если Ваши доходы позволят Вам погашать такую задолженность по кредиту, тогда Вам прямая дорога в банк за получением кредита. В обеспечение Вашего кредита банк потребует у Вас залог. Естественно, что этим залогом будет являться покупаемое Вами жилье. Таким образом, если Вы решили, что у Вас есть чем с банком рассчитываться, необходимо только взять с собой необходимые документы и обратиться в банк за кредитом. Но сразу же возникает вопрос, а в какой банк обратиться? Как правило, проще всего прийти в филиал крупного системного банка и оформить у них кредит. Выбирайте банк, в котором кредитование физических лиц под покупку недвижимости - это уже отработанный для них продукт, стандартизированный и поставленный на поток. Поэтому в таком банке Вас обслужат быстро. Да и процентные ставки у них относительно невысокие и никогда не пересматриваются в сторону увеличения. Кроме того, информацию о том, в какой из банков Вам выгоднее всего обратиться, может предоставить Ваш агент по недвижимости, с помощью которого Вы собираетесь оформить сделку. Покупка квартиры без участия агентства по работе с недвижимостью несет в себе на сегодняшний день такие большие риски, что этот вариант мы в статье просто не рассматриваем. В банк Вам необходимо будет взять с собой и Вашего агента по недвижимости, так как часть документов на приобретаемое жилье, необходимых банку, находится у него. Теперь перейдем к списку необходимых документов, которые Вам следует взять с собой в банк для начала. Это прежде всего: - паспорт; - копия справки о присвоении Вам идентификационного номера (вместе с оригиналом); - справка с места работы с указанием должности, начисленного и фактически полученного дохода на протяжении шести последних месяцев (с помесячной разбивкой) и отметкой об отсутствии задержек в оплате труда за последние шесть месяцев; - выписка из трудовой книжки о месте работы за последние три года, заверенная отделом кадров; - документы, подтверждающие получение доходов не по основному месту работы (если такие доходы у вас есть). Документом, подтверждающим такие доходы, может являться декларация о доходах, заверенная в налоговой инспекции; - справка-характеристика Бюро технической инвентаризации о технических характеристиках и стоимости жилья; - копия паспорта Продавца; - документы, удостоверяющие право собственности Продавца на жилье, предлагаемое для продажи; - оригинал или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего Ваше право собственности на имущество, предлагаемое в залог (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве собственности на жилье). Все оригиналы документов предоставляются в банк вместе с копиями, и после сверки кредитным работником банка оригиналы Вам возвращают, а на копиях делают отметку о сверке с оригиналом. После того, как кредитный работник банка принял у Вас все необходимые документы для рассмотрения Вашей заявки на кредит, банк оценивает Ваши показатели в соответствии с требованиями постановления Национального банка Украины от 06.07.2000 N 279 ( z0474-00 ) "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков". В пункте 4.6 этого документа установлены требования к оценке финансового состояния заемщика. Эти требования Вам необходимо знать, чтобы рассчитать свои шансы на получение кредита. К качественным характеристикам заемщика Нацбанк относит: - общее финансовое состояние заемщика; - социальную стабильность клиента (наличие постоянной работы, деловая репутация, семейное положение); - возраст заемщика (большинство банков предпочитает иметь дело с клиентами не достигшими пенсионного возраста); - кредитную историю (получение банковских кредитов в прошлом и своевременность их погашения и уплаты процентов). Для оценки общего финансового состояния заемщика банки используют следующие показатели: - совокупный чистый доход (ежемесячный ожидаемый совокупный доход, уменьшенный на совокупные расходы) и прогноз на будущее; - коэффициенты, характеризующие текущую платежеспособность клиента и его финансовые возможности выполнять кредитные обязательства по договору (соотношение совокупных доходов к затратам; соотношение чистого совокупного дохода за месяц к ежемесячным взносам по кредиту вместе с процентами); - обеспечение кредита залоговым имуществом и его ликвидность. По этим показателям заемщиков в банке подразделяют на пять классов. Класс "А" - совокупный чистый доход заемщика значительно превышает ежемесячные взносы и проценты по кредиту, высокой является вероятность сохранения такого соотношения на протяжении всего срока действия кредитного договора, объем, качество и ликвидность обеспечения по кредиту достаточны или заемщик имеет высокую личную кредитоспособность (подтвержденную документально), имеет безупречную деловую репутацию. Класс "Б" - основные характеристики близки или аналогичны классу "А", однако вероятность поддержания их на таком уровне низка или имеется информация о возможности их снижения. Класс "В" - совокупные объемы доходов и затрат заемщика свидетельствуют о достижении граничной черты в обеспечении погашения долга, частая смена места работы (с ухудшением условий), увеличение объема долговых обязательств, что свидетельствует о повышении вероятности несвоевременного погашения кредита и процентов по нему. Класс "Г" - финансовое состояние заемщика нестабильно. Имеются тенденции возникновения проблем со своевременным возвратом кредита и процентов из-за нестабильности доходов заемщика или постоянным увеличением его расходов. Класс "Д" - финансовое состояние заемщика неудовлетворительное. Доходы не обеспечивают уплату долга по кредиту и процентов по нему. Как Вы понимаете, классы "Г" и "Д" вообще не рассматриваются в банках как возможные получатели кредита на приобретение квартиры. При этом рассчитываются коэффициенты платежеспособности заемщика (Кп) и платежеспособности семьи заемщика (Кпс). Коэффициент платежеспособности заемщика исчисляется как отношение среднемесячного дохода (Сд) заемщика за последние шесть месяцев к сумме среднемесячных затрат (Сз) заемщика за последние шесть месяцев, совокупного дохода за месяц и ежемесячного взноса по кредиту и процентам по нему. Этот коэффициент не может быть ниже единицы. Коэффициент платежеспособности семьи рассчитывается так же, как и коэффициент платежеспособности заемщика и не должен быть менее 1,2. Дополнительные баллы Вам, как заемщику, могут быть начислены банком с учетом следующих аргументов: - наличие пластиковых карточек этого банка; - возраст от 25 до 50 лет; - срок проживания в данной местности более 3-х лет; - высшее образование; - наличие семьи и детей. Как правило, рассмотрение Вашего пакета документов в банке занимает от 3 до 5 дней. При принятии положительного решения о предоставлении Вам кредита на покупку квартиры, понадобятся еще некоторые денежные средства для оформления кредита. Во-первых, необходимо будет оплатить услуги нотариуса за оформление договора залога. Во-вторых, оплатить регистрацию квартиры в Бюро технической инвентаризации. В-третьих, Вашу квартиру необходимо будет застраховать в страховой компании, сотрудничающей с банком. Как правило, все эти расходы не превышают один процент от стоимости приобретаемого жилья. В дальнейшем Вам остается своевременно погашать банку полученный кредит и проценты, живя уже в своей новой квартире. М.Стрельников.