Изменения в сфере общеобязательного государственного социального страхования: что нового ------------------------------------------------------------------ Необходимость внесения изменений в законодательные акты, касающиеся общеобязательного государственного социального страхования, назрела уже давно. Но только сейчас это практически осуществлено Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно общеобязательного государственного социального страхования" от 16.01.2003 г. № 429-IV ( 429-15 ) (далее - Закон № 429). Сразу оговоримся, что многие изменения, внесенные Законом № 429 ( 429-15 ) в отдельные законодательные акты, носят "косметический" характер. Такие изменения никоим образом не повлияют на деятельность предприятия. Поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них. Другая группа изменений характеризуется тем, что их действие весьма существенно. Такие изменения будут рассмотрены более подробно. Взнос - не сбор В первую очередь отметим, что Законом № 429 ( 429-15 ) внесены изменения в Закон Украины "О системе налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ), с изменениями и дополнениями. Из числа общеобязательных налогов и сборов (обязательных платежей) исключен сбор на обязательное социальное страхование. Таким образом, поставлена точка (на уровне законодательного акта) в споре об определении статуса взносов на общеобязательное государственное социальное страхование. Взносы - это не сборы, и тем более не налоги. Дабы не допустить буквоедства при прочтении Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с изменениями и дополнениями, Законом № 429 ( 429-15 ) в него внесены изменения, согласно которым на валовые расходы предприятия относятся суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные на выплаты, на которые согласно действующему законодательству начисляются взносы в социальные фонды. К счастью, и раньше хватало здравого смысла не придираться к словам "...суммы сборов на... другие виды общеобязательного (в том числе государственного) социального страхования..." п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль. Но, как говорится, исправлять, так исправлять. КУоАП - что было Особого внимания заслуживают изменения, внесенные Законом № 429 ( 429-15 ) в Кодекс Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) (далее - КУоАП). Напомним, что раньше, до внесения этих изменений в КУоАП ( 80731-10 ), существовала статья, касающаяся административной ответственности за отдельные нарушения в сфере социального страхования. "Статья 165. Уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушение порядка исчисления и уплаты взносов на социальное страхование. Уклонение граждан-предпринимателей и адвокатов от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, Фонда социального страхования Украины как плательщиков обязательных страховых взносов, сокрытие (занижение) должностными лицами предприятия, учреждения, организации фонда оплаты труда и гражданами-предпринимателями и адвокатами суммы доходов, с которых исчисляются взносы на социальное страхование, нарушение установленного порядка расхода средств на это страхование и сроков перечисления взносов в соответствующие фонды, несвоевременное представление или непредставление по установленной форме бухгалтерских отчетов и других документов о начислении и уплате взносов на социальное страхование - влекут наложение штрафа от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из правонарушений, упомянутых в части первой настоящей статьи, - влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан." Учитывая правопреемственность Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Фонду социального страхования Украины, положения данной статьи применялись в случае выявления правонарушений работниками Фонда по временной потере трудоспособности. Исходя из норм этой статьи, административная ответственность должностных лиц предприятий была предусмотрена за такие правонарушения в сфере страхования по временной потере трудоспособности: 1. За сокрытие (занижение) должностными лицами предприятия сумм доходов, с которых исчисляются страховые взносы. 2. За нарушение сроков перечисления взносов в Фонд по временной потере трудоспособности. 3. За нарушение установленного порядка расходования средств на указанный вид страхования. 4. За несвоевременное представление или непредставление по установленной форме (Ф 4-ФСС-зТВП). За указанные нарушения налагался административный штраф на должностных лиц предприятий в размере от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из правонарушений, упомянутое выше, влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Отметим, что в соответствии со ст. 165 КУоАП ( 80731-10 ) за уклонение предприятий от регистрации в Фонде по временной потере трудоспособности административная ответственность должностных лиц не была предусмотрена. Что же касается наложения административных взысканий за нарушения законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, а также общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессиональном заболевании, которые повлекли за собой потерю трудоспособности, то законных оснований для него не было, так как в КУоАП отсутствовали соответствующие нормы. Теперь же этот "пробел" Законом № 429 ( 429-15 ) устранен. КУоАП - что стало Прежде чем анализировать те изменения, которые внесены в КУоАП Законом № 429 ( 429-15 ), важно отметить следующее. В новых статьях КУоАП перечень правонарушений, за которые установлена мера административной ответственности должностных лиц, полностью совпадает с перечнем правонарушений в соответствующем законе по общеобязательному социальному страхованию. Другими словами, ничего нового относительно порядка определения самого правонарушения из новых положений КУоАП вынести не удастся. Начнем по порядку. Админответственность за нарушение законодательства по страхованию по временной потере трудоспособности Административная ответственность за правонарушения в сфере страхования по временной потере трудоспособности выделена в отдельную статью (165 5). Соответственно все положения, касающиеся административной ответственности за нарушения законодательства по социальному страхованию, из статьи 165 КУоАП ( 80731-10 ) исключены. Отметим, что, помимо таких правонарушений, как несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, нарушение порядка использования средств Фонда по временной потере трудоспособности, в указанной статье фигурирует и уклонение от регистрации в качестве плательщиков взносов предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд. Поэтому в соответствии с указанной выше статьей за данное правонарушение (уклонение от регистрации) налагается административное взыскание. Вместе с тем в статье 165 КУоАП ( 80731-10 ) не указано, что несвоевременное представление или непредставление по установленной форме соответствующей отчетности в Фонд по временной потере трудоспособности влечет за собой наложение административного взыскания на должностных лиц. Однако не стоит сильно радоваться данному изменению, поскольку согласно п. 15.3 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38 ( va038503-01 ), основанием для проведения внеплановой ревизии предприятия является непредставление в установленный срок формы отчетности Ф 4-ФССзТВП. Админответственность за нарушение законодательства по социальному страхованию на случай безработицы Что касается административной ответственности за нарушения законодательства по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы, то Законом № 429 ( 429-15 ) предусмотрено следующее. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, которые используют наемный труд, срока регистрации как плательщика страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов влекут за собой наложение штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов граждан. Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из указанных выше правонарушений, влекут наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Следует отметить, что административная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчетности в Фонд на случай безработицы не предусмотрена. Админответственность за нарушение законодательства по социальному страхованию от несчастного случая В отношении нарушений законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности, следует отметить, что ст. 165 4 КУоАП ( 80731-10 ) предусмотрена административная ответственность за следующие правонарушения: - нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, срока регистрации как плательщика страховых взносов в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины; - несвоевременную уплату страховых взносов; - несвоевременное информирование Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины о численности работников, годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), годовой сумме заработной платы на предприятии, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, которые произошли на предприятии, об изменении технологии работ, вида деятельности или его ликвидации. Указанные правонарушения влекут за собой наложение административного штрафа от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. А те же самые действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из указанных выше правонарушений, влекут наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Как видим, и в данном случае ответственность за неподачу отчетности или несвоевременную подачу отчетности (Расчетной ведомости) в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины КУоАП не предусмотрена. Сводная таблица Приведем в таблице виды правонарушений и степень админответственности за их совершение в размере видов общеобязательного государственного социального страхования. |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| | Вид | Социальное страхование |Социальное страхование| Социальное страхование | |правонарушения| в связи с временной |на случай безработицы | от несчастного случая | | | потерей трудоспособности | | на производстве и | | |и расходами, обусловленными| | профессионального | | | рождением и погребением | | заболевания, приведших | | | | |к потере трудоспособности| |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| | Нарушение | От 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан | | сроков | (от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов {1}) | | регистрации | | | как | | | плательщика | | | взносов | | |--------------|----------------------------------------------------------------------------| | Несвоевремен-| От 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан | | ная уплата | (от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов {1}) | | страховых | | | взносов | | |--------------|--------------------------------------------------|-------------------------| | Неполная | От 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов | - | | уплата | доходов граждан (от 10 до 20 не облагаемых | | | страховых | налогом минимумов {1}) | | | взносов | | | |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| | Нарушение | От 8 до 15 не облагаемых | - | - | | порядка | налогом минимумов | | | | использования| доходов граждан (от 10 | | | | средств Фонда| до 20 не облагаемых | | | | | налогом минимумов {1}) | | | |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| | Несвоевремен-| - | - | От 8 до 15 не облагаемых| | ное информи- | | | налог доходов граждан | | рование Фонда| | | (от 10 до 20 | | социального | | | не облагаемых налогом | | страхования | | | минимумов {1}) | | от несчастных| | | | | случаев на | | | | | производстве | | | | | и профессио- | | | | | нальных | | | | | заболеваний | | | | | Украины о | | | | | численности | | | | | работников, | | | | | годовом | | | | | фактическом | | | | | объеме | | | | | реализованной| | | | | продукции | | | | | (работ, | | | | | услуг), | | | | | годовой сумме| | | | | заработной | | | | | платы на | | | | | предприятии, | | | | | несчастных | | | | | случаях на | | | | | производстве | | | | | и профессио- | | | | | нальных | | | | | заболеваниях,| | | | | которые | | | | | произошли на | | | | | предприятии, | | | | | об изменении | | | | | технологии | | | | | работ, вида | | | | | деятельности | | | | | или его | | | | | ликвидации | | | | |--------------|---------------------------|----------------------|-------------------------| Поскольку Закон № 429 ( 429-15 ) внес довольно существенные изменения в КУоАП, в связи с чем за одни правонарушения установлена административная ответственность, а по другим она канула в Лету, нелишним будет остановиться на практическом применении новых норм КУоАП. Для этого следует использовать положения ст. 8 КУоАП ( 80731-10 ). Так, согласно данной статье законы, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих законов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административное правонарушение, обратной силы не имеют. Это значит, что в случае если после вступления в силу Закона № 429 ( 429-15 ) (после 11.02.2003 г.) был выявлен факт неподачи или несвоевременной подачи отчетности ф. № 4-ФССзТВП, который произошел до вступления в силу Закона № 429 ( 429-15 ), то админштраф не налагается. Если правонарушение в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности, было совершено до вступления в силу Закона № 429 ( 429-15 ) (например, несвоевременная уплата страхового взноса), но было устранено после вступления в силу данного Закона (т. е. страховой взнос был уплачен, но позже), админштраф не налагается. Но если правонарушение в сфере общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности, было совершено до вступления в силу Закона № 429 ( 429-15 ) (например, несвоевременная уплата страхового взноса), и не было устранено после вступления в силу данного Закона (т. е. страховой взнос не был уплачен), есть все законные основания к привлечению должностных лиц к административной ответственности. Это связано с тем, что такое правонарушение, как несвоевременная уплата страхового взноса, уклонение от регистрации, неполная уплата страхового взноса являются длящимися. Другими словами, правонарушение происходит и после вступления в силу Закона № 429 ( 429-15 ). Это что касается изменений в КУоАП. Остальные изменения, внесенные Законом № 429 ( 429-15 ) в законодательные акты, не являются существенными, поэтому, на наш взгляд, не заслуживают особого внимания. {1} Данный размер админштрафа налагается в случае, если указанные правонарушения совершены лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из перечисленных правонарушений. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №15/03, стр. 40 [20.02.2003] Татьяна Онищенко Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------