Из практики микрокредитования малого бизнеса ------------------------------------------------------------------ В настоящее время все больше банков предлагают предпринимателям программы кредитования малого бизнеса. Это связано, во-первых, с перспективами расширения данного сегмента рынка банковских услуг, во-вторых, с желанием банков максимально диверсифицировать кредитные риски в своей деятельности. Конечно, банку значительно проще оформить и выдать один кредит на 400 тыс. долларов, чем сотню кредитов по 4 тыс. долларов. Но при этом у крупного заемщика и риски несвоевременного возврата кредита несравнимо выше, чем у сотни предпринимателей при выдаче им микрокредитов. Получение микрокредитов субъектами предпринимательской деятельности имеет целый ряд своих особенностей, которые рассматриваются в данной статье. Для начала определимся, кого банки имеют в виду под термином "малый бизнес", представляя ему свои программы микрокредитования. Конечно, в каждом конкретном банке свои требования, однако в большинстве банков под субъектами малого предпринимательства подразумевают небольшие частные предприятия или предприниматели, у которых работает по найму не менее 10 - 15 человек, включая членов семьи предпринимателя. Годовой объем выручки у такого предприятия или предпринимателя не должен превышать 500 000 гривен. Осуществлять свою деятельность предприниматели могут в сфере розничной торговли, производства промышленных и продовольственных товаров, предоставления бытовых, юридических, туристических услуг и т. д. Здесь требования банков во многом совпадают с определениями субъекта предпринимательской деятельности, приведенными в статье 2 Закона Украины "О предпринимательстве" ( 698-12 ). При этом такой субъект предпринимательской деятельности должен проработать не менее шести месяцев без изменения профиля деятельности, вести безубыточную деятельность, иметь текущий счет в банке, в который обратился за микрокредитом. Владелец предприятия либо предприниматель должен не менее года проживать и иметь регистрацию в данном регионе, а также иметь положительную деловую репутацию. Это конечно не полный перечень условий для предоставления кредита, но в большинстве банков начинают общение именно с этих вопросов, и если у вас нет на них положительных ответов, на этом общение по поводу получения кредита может завершиться. Микрокредиты могут предоставляться предпринимателям банками как в гривне, так и в долларах США, без каких-либо ограничений. Размеры предоставляемых малому бизнесу микрокредитов колеблются в разных банках от 100 - 500 до 6 000 - 10 000 долларов или их эквивалент в гривне по курсу НБУ на день предоставления кредита. Сроки предоставления банками таких кредитов колеблются, как правило, от одного месяца до одного года, в зависимости от потребностей предпринимателя. Срок в один год является, как правило, граничным для микрокредитования, в связи с возрастанием кредитного риска. Для вновь зарегистрированных субъектов предпринимательства, успешно функционирующих на рынке 6 - 7 месяцев, ведущих прибыльную деятельность, что можно проследить по ведущейся у предпринимателя финансовой и отчетной документации, банки используют систему проверочных кредитов, состоящую, как правило, из двух этапов. На первом этапе предприятию предоставляется кредит в размере не выше 1000 - 2000 долларов США на срок не более полгода, даже если предприниматель вполне успешно функционировал эти полгода. Банку еще не известно, насколько эффективно предприниматель сможет использовать возможности кредитования. Ведь любой кредит представляет "собой достаточно серьезный финансовый инструмент и в неопытных руках этот инструмент может привести к негативным последствиям для бизнеса предпринимателя. Поэтому и идет речь о достаточно небольших суммах и сроках микрокредитов таким предпринимателям. При условии своевременного погашения кредита и процентов по нему и стабильного развития бизнеса сумма кредита может быть повышена до максимума, а срок предоставления кредита продлен до одного года. Порядок оформления Для получения микрокредита клиент предоставляет банку следующий пакет документов: - заявление на получение кредита (формы таких заявлений у каждого банка свои, однако, в них обязательно указываются все данные предпринимателя, сумма, цели и сроки кредитования, процентная ставка по кредиту и предлагаемое обеспечение кредита); - анкету заемщика; - паспорт; - справку о присвоении идентификационного кода (в банке с нее снимут копию и заверят ее); - свидетельство о государственной регистрации предприятия или предпринимателя (в банке с него снимут копию и заверят ее); в зависимости от выбранного вида налогообложения: - документ, подтверждающий постановку на налоговый учет (свидетельство плательщика единого налога, патент на право осуществления предпринимательской деятельности на условиях фиксированной оплаты подоходного налога, торговый патент); - копии лицензий или патентов по видам деятельности, подлежащей лицензированию; - декларация о доходах или отчет субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога (за прошедший год и отчетные даты текущего года); - справка о движении денежных средств на текущих счетах в других банках за последние шесть месяцев; - справки об отсутствии задолженности по кредитам в других банках, в которых открыты текущие счета; - справка из налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом; - книга учета доходов и затрат субъекта предпринимательской деятельности. Кроме того, банку потребуется соответствующее обеспечение кредита. Как правило, банки используют комбинированное обеспечение кредита, состоящее из поручительства двух-трех физических лиц, не зависящих от бизнеса заемщика и залога собственного имущества предпринимателя, залоговая стоимость которого должна составлять не менее 120% от суммы кредита и процентов за весь срок пользования кредитом. Поручительства физических лиц оформляются трехсторонними договорами поручительства между банком, заемщиком и поручителем, не требующим нотариального заверения. А вот залог собственного имущества предпринимателя оформляется стандартным, нотариально заверенным договором залога. После получения банком всего перечня документов от заемщика и информации о предполагаемом обеспечении вопрос о микрокредитовании, в зависимости от суммы кредита, решается в срок от одного до трех рабочих дней. Предоставление кредитов в пределах 500 - 1000 долларов США рассматривается, как правило, за один рабочий день, а более крупных - на протяжении 2 - 3 дней. Процедура принятия решения кредитовании Для принятия решения по выдаче микрокредита в банке будут производить оценку бизнеса предпринимателя по следующим показателям: - наличие постоянных поставщиков (наличие либо отсутствие); - спрос на продукцию (низкий или высокий); - уровень конкуренции в вашем бизнесе (низкий или высокий); - обеспеченность бизнеса основными средствами, помещениями, транспортом (арендуемые либо собственные); - использование наемной рабочей силы (от 1 до 5 рабочих, свыше 5 рабочих); - наличие текущих счетов в банках и движение по ним (наличие текущего счета в одном или в нескольких банках); - увеличение чистого дохода вашего бизнеса (уменьшается на 20% по отношению к предыдущему отчетному периоду, остается прежним или увеличивается на 20%). Кроме того, оцениваются личные качества предпринимателя, а именно: - опыт работы предпринимателя в данном бизнесе (до одного или свыше одного года); - образование, соответствующее данному бизнесу (среднее или высшее); - соблюдение отчетной и учетной дисциплины (ведется своевременно и в полном объеме или не ведется); - наличие положительной кредитной истории (положительная или отрицательная); - деловая репутация. Все эти показатели оцениваются кредитным работником банка при выезде на место, во время проверки представленных предпринимателем документов и сведений, договоров с постоянными поставщиками, книги доходов и расходов. Естественно, такие показателе как возрастание уровня спроса на вашу продукцию и определение уровня конкуренции будут оцениваться кредитным работником с известной долей субъективности. Как правило, у кредитных работников системных банков такого субъективизма будет меньше в силу масштабности проведения кредитной деятельности в их банках. Увеличение чистого дохода определяется по отношению к предыдущему отчетному периоду или, если деятельность предпринимателя связана с сезонными периодами, по аналогичным периодам прошедшего года. Наличие текущих счетов будет рассматриваться с точки зрения оптимизации отслеживания кредитного риска. Поэтому предпочтение будет отдаваться тем предпринимателям, чьи текущие счета уже открыты в банках и активно задействованы в проведении расчетов, прежде всего это текущий счет в том банке, куда вы обратились за микрокредитом. Кредитная история предпринимателя, если таковая имеется, будет рассматриваться на предмет несвоевременного погашения процентов, нецелевого использования кредита, реализации без согласия банка залогового имущества. Если такие нарушения уже имели место в кредитной истории предпринимателя, вероятность получения микрокредита резко уменьшается. Скорее всего, если банк и будет проводить микрокредитование такого предпринимателя, то по проверочной схеме, предназначенной для предпринимателей, чей бизнес действует до полугода. Репутация оценивается на основании выводов службы безопасности банка. Здесь проверяют всю информацию о заемщике, начиная от соответствия адреса в анкете фактическому месту проживания и до наличия личных долгов заемщика как физического лица. Юрист банка изучает предоставленную документацию клиента с точки зрения необходимости лицензирования предпринимательской деятельности, срока действия лицензии. Договора с контрагентами проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства. Проверяются документы, подтверждающие право собственности клиента на предмет залога. Конечно, приведенный перечень далеко не полный, но большинство банков при выдаче микрокредитов принимают во внимание, прежде всего именно эти показатели. Поэтому, расставив для себя соответствующие плюсы и минусы в приведенных оценках, вы уже можете с большей долей вероятности предсказать, удовлетворит банк вашу заявку или нет. Мониторинг микрокредита Выдав предпринимателю микрокредит, банк ведет постоянный мониторинг финансового состояния заемщика. В чем же он заключается на практике? Ежемесячно, за 5 - 6 дней до наступления сроков погашения части кредита и уплаты процентов, кредитный работник банка уведомляет предпринимателя о приближении сроков погашения кредитной задолженности и уплаты процентов. Как правило, не реже одного раза в месяц кредитный работник банка посещает заемщика на месте для проверки наличия предмета залога, проверки налоговых документов, выписок с текущих счетов предпринимателя, ведения книг учета доходов и расходов и состояния ведения бизнеса. При этом предприниматель предоставляет кредитному работнику всю информацию о своей деятельности, в том числе и содержащую коммерческую тайну. В соответствии с нормами статьи 60 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" информация о деятельности и финансовом состоянии клиента являются банковской тайной, так что предприниматель может быть спокоен за нераспространение сведений о своей деятельности. При этом учитываются потери постоянных поставщиков и оптовых покупателей, увольнение наемных работников и его причины, наличие не отремонтированных или не используемых в предпринимательской деятельности основных фондов. На месте у предпринимателя кредитным работником проверяется целевое использование кредита на основании имеющихся накладных, актов, записей в книге учета доходов и расходов и фактического наличия материальных ценностей. Банк также самостоятельно контролирует изменение фамилии, места регистрации, состава семьи и места жительства предпринимателя и сопоставляет имеющиеся данные с теми, которые предоставляет ему предприниматель. Все банки предусматривают в кредитных договорах обязанность предпринимателя своевременно сообщать обо всех подобных изменениях. Поэтому имеет смысл соблюдать договорные отношения с банком и своевременно сообщать в банк о таких изменениях. Результаты мониторинга ежеквартально рассматриваются кредитным управлением банка для оценки финансового состояния заемщика. В случае ухудшения финансового состояния, а именно: - ведения убыточной деятельности (определяется исходя из ведения финансовой отчетности); - несвоевременного погашения процентов по кредиту; - несвоевременных расчетов с поставщиками на срок более месяца (определяется по книге доходов и расходов и соблюдению сроков проведения расчетов в соответствии со сроками, указанными в договорах на поставку товаров); - и возникновении просроченной задолженности, кредитное дело заемщика передается в подразделение по работе с проблемной задолженностью. В этом подразделении заемщику могут предложить ряд мер по выходу его бизнеса из кризиса. В том случае, если такие меры предпринимателем игнорируются, банк может досрочно расторгнуть кредитный договор ввиду неисполнения заемщиком своих обязательств и обратить взыскание на залоговое имущество либо обратится с требованием погашения кредитной задолженности к поручителям. Таким образом, внимания заемщику будет уделяться достаточно. Теперь представляя себе всю процедуру микрокредитования, вы можете смело обращаться в банк за необходимой финансовой поддержкой вашего бизнеса. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 №14/03, стр. 29 [10.04.2003] М. Стрельников ------------------------------------------------------------------