"Таросбор": подробности ------------------------------------------------------------------ Таропроизводители и таронаполнители Согласно п.п. "а" п. 5 постановления Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 г. № 915 ( 915-2001-п ) "О введении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья" (далее - постановление № 915) "предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, использующие тару (упаковку) для упаковки и транспортировки продукции, могут самостоятельно обеспечивать ее прием и утилизацию, либо заключать договоры с Компанией {1} или другими специализированными предприятиями о предоставлении им услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации их использованной тары". Второй абзац пункта 1 Порядка сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденного приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 02.10.2001 г. № 224 ( z0866-01 ) (далее - Порядок № 224), гласит: "Порядок является обязательным для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, использующими тару (упаковку)... а также для импортеров продукции в таре (упаковке)". Цитируемые положения допускают множественное толкование. Тару используют практически все предприятия, в том числе и предприятия торговли, поэтому постановление № 915 ( 915-2001-п ) вызвало в предпринимательских кругах определенный резонанс. Однако специалисты Компании истолковывают цитируемые пункты довольно либерально. Обратите внимание на оговорку в конце п.п. "а" п. 5 постановления № 915 ( 915-2001-п ): речь идет не о таре вообще, а о таре, произведенной конкретным предприятием. Согласно инструкциям Компании обеспечить сбор и утилизацию своей использованной тары или оплатить услуги по ее сбору и утилизации согласно тарифам должны те отечественные предприятия, которые эту тару изготовили, т. е. Таропроизводители. Остальные предприятия - таронаполнители, использующие тару, ее утилизацию по тарифам не оплачивают. Такой подход кажется нам логичным: если предприятие зарабатывает на таре, то оно и должно позаботиться о ее сборе и утилизации. Поясним сказанное на примерах: 1. Магазин использует полиэтиленовые пакеты для упаковки проданных товаров. Сбор и утилизацию пакетов обеспечивает не магазин, а предприятие - производитель полиэтиленовых пакетов, оно и платит по тарифам. 2. Пленка полиэтиленовая ГОСТ 10354-82 может использоваться как упаковочный материал, для укрытия теплиц, в строительстве и т. д. Производитель пленки "таросбор" не платит, так как не может знать, в каком качестве будет использована его продукция. Те предприятия, которые закупают пленку и используют ее как упаковочный материал, определяют ее расход именно на эти цели и оплачивают утилизацию пленки по тарифам. 3. Пивзавод использует бутылки для разлива пива, ящики и поддоны - для его транспортировки. Сбор и утилизацию стеклопосуды должен обеспечить ее производитель - стеклозавод, он и платит по тарифам на стекло. Обязанности по сбору и утилизации лома ящиков ложатся на производителей ящиков. Если пивзавод изготовил поддоны самостоятельно, а не купил их как готовые изделия, то он обеспечивает сбор и утилизацию поддонов. Предприятия торговли согласно п. 6 Правил скупки у населения стеклянной тары из-под пищевых продуктов от 04.07.96 г. № 363 ( z0358-96 ) обязаны обеспечить прием от населения стеклотары, если они осуществляют продажу продукции в такой таре. Но под действие постановления № 915 ( 915-2001-п ) и Порядка № 224 ( z0866-01 ) в этом примере они не подпадают. Для импортеров разработан специальный Порядок контроля за тарой (упаковкой), в которой находятся импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободное обращение на территории Украины, утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины и Государственной таможенной службы Украины от 10.12.2001 № 304/793 ( z0029-02 ), в редакции приказа от 30.07.2002 г. № 227/409 ( z0642-02 ) (далее - Порядок № 227/409). Его действие согласно п. 1.2 распространяется на всю тару (упаковку), в которой ввозятся товары, предназначенные для выпуска на таможенной территории Украины в режиме свободного обращения. Тарифы Тарифы на сбор и утилизацию тары были первоначально приведены в приложении к постановлению № 915 ( 915-2001-п ) (в его первой редакции от 26.07.2001 г.). Ровно через год постановлением от 26.07.2002 г. № 1084 ( 1084-2002-п ) тарифы были увеличены в 2 раза (на стекло - в 4 раза) и перенесены в п. 2 постановления № 915 ( 915-2001-п ). Увеличение тарифов в предпринимательских кругах было воспринято негативно. Обратимся к истории вопроса. 9 июля 1999 года вышло постановление Кабинета Министров Украины № 1225 ( 1225-99-п ) "О введении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки)". Тарифы, введенные этим документом, были практически равны ныне действующим. Через три недели это постановление было отменено Указом Президента Украины от 22.07.99 г. № 915/99 ( 915/99 ). Президент решил, что введение сбора на утилизацию тары ухудшило положение отечественных производителей на рынке. Однако на мусорных полигонах Украины от такого решения просторнее не стало. Специалисты Компании считают, что ныне действующие тарифы экономически обоснованны и не так уж велики. Тарифы для импортеров установлены тем же п. 2 постановления № 915 ( 915-2001-п ) и продублированы в приложении 1 к Порядку № 227/409 ( z0642-02 ). Обратите внимание: тарифы приведены без НДС, и при расчете суммы к оплате нужно добавить НДС по ставке 20% (см. п. 4.1 и п.п. 6.1.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ), а также пример заполнения Листа упаковки - приложение 2 к Порядку № 227/409 ( z0642-02 )). Минимальные нормы утилизации Минимальные нормы утилизации использованной тары (упаковки) для предприятий - таропроизводителей, обеспечивающих сбор и утилизацию своей тары, установлены в п. 3 постановления № 915 ( 915-2001-п ). Нормы установлены в процентах к общей массе тары: на 2002 год 5%, на 2003 год - 10%, на 2004 год - 15%, на 2005 год - 20%, в последующие годы - 30%. Рост нормы утилизации по годам связан с планируемым ростом производственных мощностей по переработке (утилизации) тары. Оплата за услуги по утилизации использованной тары (упаковки) устанавливается исходя из массы использованной тары по соглашению сторон, но не менее массы, определенной согласно норме утилизации, действующей в соответствующем году. При заключении договора на утилизацию с Компанией, используются тарифы из п. 2 постановления № 915 ( 915-2001-п ) (см. письмо Госкомитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 05.12.2002 г. № 2-222/6470 ( v6470563-02 )). Согласно п. 1.2 и приложению 2 (пример заполнения Листа упаковки) к Порядку № 227/409 ( z0642-02 ) на импортеров минимальные нормы утилизации не распространяются. Они вынуждены оплачивать по тарифам утилизацию всех 100% ввезенной тары, т. е. в несколько раз больше, чем отечественный таропроизводитель. Этот факт можно расценивать как поддержку отечественных предприятий, но импортеры с таким положением дел не согласны и обращаются в Госкомпредпринимательства с просьбами о проверке законности Порядка № 227/409 ( z0642-02 ) и постановления от 26.07.2002 г. № 1084 ( 1084-2002-п ), которым были увеличены тарифы. Сроки оплаты Отечественные таропроизводители определяют массу использованной ими тары по данным оперативного и бухгалтерского учета. Срок оплаты "таросбора" установлен в третьем абзаце п.п. "а" п. 5 постановления № 915 ( 915-2001-п ): ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. К этому моменту квартальный бухгалтерский баланс обычно уже составлен, и расчет сбора больших трудностей вызывать не должен. Импортеры должны оплатить утилизацию по тарифам в течение 7 дней с момента таможенного оформления груза (п. 3.4 Порядка № 227/409 ( z0642-02 )). Баланс им составлять не нужно - все данные либо уже есть в документах на груз, либо можно определить на месте. Срок оплаты "таросбора" для отечественного производителя фактически больше в несколько раз - еще одна мера по его поддержке? Возвратная тара В п. 2 Порядка № 224 ( z0866-01 ) дано определение: "...возвратная тара - тара многоразового использования, которая относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию", в п. 5 - предприятиям предписано принимать меры к увеличению объемов ее применения. Действительно, возвратная тара после очередного ее использования способна сохранять свои потребительские свойства и вроде бы отходами не является. Но возвратная тара, как и любая другая вещь, не может служить вечно, рано или поздно она придет в негодность. Поэтому таропроизводитель должен обеспечить ее сбор и утилизацию после физического износа наравне с другими видами своей тары. В первой редакции постановления № 915 ( 915-2001-п ) на сбор и утилизацию возвратной тары были предусмотрены отдельные тарифы - в десятки раз ниже. При разработке тарифов на возвратную тару учитывалось количество оборотов до ее физического износа. Например, возвратная бутылка может быть повторно использована до 10 раз, поэтому тариф на ее утилизацию был в 10 раз ниже, чем на одноразовую тару из стекла. Такой подход впоследствии был признан неправильным, и специальные тарифы на возвратную тару были отменены. В редких случаях внешнеэкономическим контрактом может быть предусмотрен возврат тары - если тара представляет собой сложное и дорогое изделие, например специальный контейнер для транспортировки авиационного двигателя. Такая тара ввозится в Украину в режиме временного ввоза. "Таросбор" на нее не уплачивается, а Лист упаковки заполняется в статистических целях. Соблюдение режима временного ввоза контролирует таможня, и применять его без достаточных оснований мы не рекомендуем. Давальческая тара Многие предприятия изготавливают необходимую им тару на давальческих условиях из своего сырья. У специалистов нет единого мнения, кого считать производителем продукции при ее изготовлении на давальческих условиях - заказчика или исполнителя. Обращаем ваше внимание на то, что Компания считает заказчика давальческой тары таропроизводителем, а не таронаполнителем. Заказчик должен обеспечить сбор и утилизацию тары, изготовленной на давальческих условиях. Такой подход мы считаем обоснованным - ведь именно заказчик является инициатором появления тары, которая потом превратится в отходы. Тара в таре Тара (как товар) обычно тоже перевозится в таре. Например, стеклотара для перевозки укладывается на поддоны и упаковывается в полиэтиленовую пленку. Отечественный таропроизводитель является таковым как по отношению к своей продукции - таре, так и по отношению к тем материалам, которые он для упаковки своего товара использует. В нашем примере он должен уплатить сбор за утилизацию своей бутылки, полиэтиленовой пленки и поддонов (если он изготовил поддоны сам, а не купил). Импортер тары оформляет тару как товар в режиме свободного обращения и уплатит в нашем примере только тариф на пленку и поддоны. Обязанности обеспечить сбор и утилизацию импортной тары будут возложены на те предприятия, которые эту тару у импортера купят. Лицензирование Большинство видов использованной тары попадает в Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2001 г. № 183 ( 183-2001-п ). Сбор использованной тары как самостоятельный вид деятельности предприятия подлежит лицензированию согласно ст. 9 Закона Украины "О лицензировании некоторых видов предпринимательской деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III ( 1775-14 ). Но многие предприятия получают комплектующие и товары в таре, и в процессе их деятельности накапливается использованная тара (упаковка). Согласно п. 7 Порядка № 224 ( z0866-01 ) такие предприятия обязаны обеспечить ее раздельный сбор и сортировку по видам. Деятельность по сбору своих отходов лицензирования не требует, а специализированное предприятие - сборщик тары за их сдачу вам заплатит. Ответственность и контроль В п. 14 Порядка № 224 ( z0866-01 ) указано: "Субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с использованной тарой (упаковкой) за правонарушения в этой сфере несут ответственность согласно законодательству". У предприятия-нарушителя могут быть два вида ответственности: за нарушение договорной дисциплины и за нарушения в природоохранной сфере. За нарушение положений договора с Компанией нарушитель понесет то наказание, которое предусмотрено в договоре или определено нормами хозяйственного права. Как правило, это - неустойка. За нарушение природоохранного законодательства предусмотрена ответственность согласно статьям 42 - 44 Закона Украины от 05.03.98 г. № 187/98-ВР ( 187/98-ВР ) "Об отходах": дисциплинарная, административная (ст. 82, 82-1, 82-4, 82-5 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 12.07.84 г. № 8073-Х ( 80731-10 )), гражданская и уголовная (например, ст. 367 "Преступная халатность" Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001г. № 2341-III ( 2341-14 )). Согласно п. 9 постановления № 915 ( 915-2001-п ) контроль за выполнением постановления осуществляют Государственная инспекция по контролю за ценами, Министерство экологии и природных ресурсов и Государственная налоговая администрация. К воздействию на злостного нарушителя могут быть привлечены "на общественных началах" прокуратура и КРУ. Каждое из перечисленных ведомств в рамках своей компетенции способно доставить массу неприятностей. Согласно п. 3.5 Порядка № 227/409 ( z0642-02 ) за достоверность сведений, указанных в Листах упаковки, несет ответственность импортер (при самостоятельном декларировании) либо таможенный брокер. А для отечественных таропроизводителей такая ответственность документами не предусмотрена. Выдаем маленькую тайну: если вы при расчете "таросбора" ошибетесь "в свою сторону", урегулировать такую проблему впоследствии будет несложно. Лучше заплатить немного, чем не платить совсем. Как найти представителей компании "Укрэкокомресурсы" (если они не нашли вас сами) Перечень областных управлений Компании с телефонами и адресами регулярно публикует таможня. Последний перечень - в письме Государственной таможенной службы от 20.09.2002 г. № 11/2-10-8473-ЕП ( v8473342-02 ). На таможне размещают объявления с координатами областного управления Компании и таможенных брокеров - ее уполномоченных представителей. Харьковское областное управление "Харьковэкокомресурсы" расположено по адресу: Украина, 61157 г. Харьков, пер. Монгольский, 6, тел./факс: (0572) 23-58-21, E-mail: yakushenko2002@mail.ru. Искренне благодарим начальника Харьковского областного управления "Харьковэкокомресурсы" Войтенко Александра Яковлевича и его заместителя Якушенко Александра Алексеевича за помощь в подготовке статьи. {1} Государственной компанией "Укрэкокомресурсы" (по тексту - Компания). ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №17/03, стр. 34 [27.02.2003] Павел Пичугин Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------