Наше предприятие является плательщиком единого налога по ставке 6%. Мы хотим предоставить благотворительную помощь в виде бесплатной передачи товаров неприбыльной организации. Вправе ли мы вообще осуществлять эту операцию? Каковы ее налоговые последствия для нашего предприятия? Сохраняется ли в рассматриваемой ситуации налоговый кредит? * * * Плательщик единого налога вправе предоставлять благотворительную помощь. Согласно ст. 2 Закона "О благотворительности и благотворительных организациях" юридические лица вправе заниматься благотворительностью как самостоятельно, так и вместе с благотворительными организациями. Не содержит по этому вопросу ограничений и Указ Президента от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) (в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 )) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" {1}. Как известно, он запрещает плательщикам единого налога - юрлицам применять иной способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчета деньгами. Однако в ситуации с благотворительностью расчеты вообще не производятся - ни денежные, ни какие-либо иные. Так что нормативных требований "единоналожник"-благотворитель не нарушает. Согласно ст. 3 Указа Президента № 727/98 ( 727/98 ) объектом обложения единым налогом является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), которой, напомним, считается сумма, фактически полученная на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). Операция по предоставлению предприятием - плательщиком единого налога (далее - ЮРЕН ) благотворительной помощи неприбыльной организации вообще не предполагает зачисления выручки на расчетный счет или оприходования ее в кассе. Следовательно, у ЮРЕНа не возникает объект обложения - данная операция обложению единым налогом не подлежит. Конечно, зная патологическое стремление налоговиков облагать единым налогом все, что хотя бы отдаленно напоминает доход {2}, причем даже не связанный с поступлением денег, нельзя исключать возможности покушения на обложение и в данном случае. Тем не менее мы уверены, что отстоять отсутствие объекта здесь можно. С НДСом дела обстоят гораздо сложнее. Подпунктом 5.1.21 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) установлено, что от налогообложения освобождаются операции по "предоставлению благотворительной помощи, а именно бесплатная передача товаров (работ, услуг) лицам, определенным абзацами "а" и "б" подпункта 7.11.1 статьи 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР ), {3} с целью их непосредственного использования в благотворительных целях, а также операции по бесплатной передаче таких товаров (работ, услуг) получателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством". Как видим, операции по предоставлению благотворительной помощи в виде товаров льготируются по НДС, если такая помощь предоставляется не всем неприбыльным организациям, а лишь конкретным - указанным в Законе О Прибыли ( 334/94-ВР ) категориям {4}. Поэтому при предоставлении благотворительной помощи возможны два варианта обложения НДСом. Если ЮРЕН передает товары, например, благотворительному фонду, созданному в соответствии с Законом "О благотворительности и благотворительных организациях" ( 531/97-ВР ), или другой неприбыльной организации, подпадающей под действие абз. "а" и "б" п/п. 7.11.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), такая операция у него НДС не облагается. {5} Поскольку в данном случае ЮРЕН подпадает под льготу, установленную п/п. 5.1.21 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), в соответствии с п/п. 7.4.2 Закона об НДС {6} за отсутствие налогового обязательства ему придется "заплатить" изъятием из налогового кредита суммы входного НДС, отнесенного туда при приобретении этих товаров. Правда, включить в валовые затраты данный налоговый кредит согласно тому же п/п. 7.4.2 ЮРЕН, естественно, не может, так как их у него просто нет. В бухучете же НДС пойдет в стоимость товаров. Что же делать, если получатель "благотворительных" товаров (допустим, религиозная организация) не соответствует критериям, предусмотренным п/п. 5.1.21 Закона об НДС? Понятно, что налоговые обязательства при бесплатной передаче товаров возникают в полном объеме, причем исходя из обычных цен (п. 4.2 Закона об НДС). Зато в таком случае у ЮРЕНа-благотворителя появляется возможность сохранить налоговый кредит. Однако у ЮРЕНа тут же возникает серьезная проблема. Дело в том, что сохранение налогового кредита по товарам, переданным в качестве благотворительной помощи, которая не была прольготирована по НДС, возможно в части, пропорциональной расходам, отнесенным на валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли {7}. Как известно, данный подпункт с 01.01.2003 г. позволяет включать в состав валовых затрат, в частности, стоимость имущества, добровольно переданного неприбыльным организациям, в размере от 2 до 5% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Однако у ЮРЕНа такой показатель, как налогооблагаемая прибыль, отсутствует. Тогда возникает вопрос: имеет ли право ЮРЕН сохранить налоговый кредит? Если да, то как он должен определить, вписывается ли его операция в ограничения, установленные п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли? Проф. Ю. Иванов считает, что для плательщиков единого налога по ставке 6% возможны три варианта отражения таких операций в налоговом учете по НДС. {8} Согласно варианту 1 (фискальному) права на налоговый кредит по таким операциям у ЮРЕНа вообще нет, поскольку отсутствие учета налогооблагаемой прибыли не позволяет ему подтвердить соблюдение установленного Законом О Прибыли норматива. Вариант 2 (логичный) предполагает, что ЮРЕН относит на увеличение налогового кредита только суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением расходов, которые при обычной системе налогообложения подлежали бы отнесению в состав валовых затрат в пределах норматива. Вариант 3 (либеральный, но рискованный) предполагает, что в налоговый кредит включаются все суммы НДС, уплаченные в связи с осуществлением указанных расходов. По нашему мнению, наиболее правильным, хотя и трудоемким для ЮРЕНов является вариант 2. Об этом мы писали в "Бухгалтере" № 5'2001 (с. 35-36), где рассматривали нюансы использования ЧПЕНом "нормативных" расходов в увязке с налоговым кредитом. При этом отмечалось, что при решении вопроса о налоговом кредите следует мысленно присвоить плательщику единого налога статус плательщика налога на прибыль и проверить, попадают ли при таком допущении расходы по товарам (работам, услугам) в состав валовых затрат или расходов, подлежащих амортизации. Если да - такой псевдоплательщик налога на прибыль получает право на налоговый кредит, если нет - НДС ему не возмещается и не зачитывается. Таким образом, хотя Закон О Прибыли и не распространяется на плательщиков единого налога, по умолчанию подразумевается, что при отнесении НДС в состав налогового кредита ЮРЕНы могут пользоваться составом затрат из ст. 5 Закона О Прибыли. Этот подход поддерживает и ГНАУ. Например, в письме от 01.07.2002 г. № 10254/7/11-1217 ( v1217225-02 ) {9} ГНАУ сообщила, что "для понимания термина "валовые затраты производства (обращения)" при определении налогового кредита в соответствии с подпунктами 7.4.1 и 7.5.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" необходимо руководствоваться пунктом 1.11 данного Закона, согласно которому указанный термин понимается в значении, определенном Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий"". Таким образом, ЮРЕН, предоставляющий товарами благотворительную помощь предприятиям, не подпадающим под льготу из п/п. 5.1.21 Закона об НДС, должен рассчитать свою "прибыль" за прошлый год как обычный плательщик налога на прибыль, руководствуясь при этом всеми правилами, установленными Законом О Прибыли. Например, для определения размера валового дохода ЮРЕН помимо выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) должен включить в валовой доход и другие доходы, перечисленные в п. 4.1 Закона О Прибыли {10} (например, безвозвратную финпомощь, бесплатно полученные товары), а также исключить доходы, перечисленные в п. 4.2 Закона О Прибыли. Естественно, что валовые затраты ЮРЕН формирует в соответствии со ст. 5 {11}, амортотчисления - в соответствии со ст. 8 Закона О Прибыли {12}. Использование "бухгалтерской" амортизации при определении налогооблагаемой прибыли для ЮРЕНа является некорректным - она предназначена для определения балансовой стоимости основных фондов при их продаже (см. письмо ГНАУ от 23.11.2001 г. № 7513/6/15-1316 ( v7513225-01 ) в "Бухгалтере" № 39'2002 на с. 17т). Получив расчетным образом налогооблагаемую прибыль предыдущего отчетного года (если она была), ЮРЕН может сохранить налоговый кредит по рассматриваемым товарам лишь в части, соответствующей расходам, отнесенным на его "якобы валовые затраты" в пределах максимум 5%. В итоге плательщик единого налога будет вынужден вести параллельный учет исходя из требований Закона О Прибыли. Причем для ЮРЕНа-благотворителя такой расчет прибыли (условная декларация о прибыли) является своего рода налоговым документом {13}, подтверждающим наряду с налоговой накладной его право на налоговый кредит. Кроме того, ЮРЕНу, на наш взгляд, не помешает и документ, подтверждающий регистрацию получателя помощи в качестве неприбыльной организации (например, справка о взятии на учет плательщика налогов по форме № 4-ОПП ) и предоставляющий ЮРЕНу право воспользоваться нормами п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли и п/п. 5.1.21 Закона об НДС (при наличии прибыли). Кстати, аналогичным образом производится расчет "остающегося" налогового кредита и по расходам ЮРЕНа на организацию рекламных праздников-презентаций, приобретение и распространение подарков и образцов товаров в рекламных целях, которые в соответствии с абзацем вторым п/п. 5.4.4 Закона О Прибыли ограничены 2% обложенной налогом прибыли предыдущего отчетного года. В общем, ЮРЕНы не должны забывать свою гавань - Закон О Прибыли. Ведь в случае чего он их всегда примет. Впрочем, Закон этот и сам о ЮРЕНах не забывает... {14} Между прочим, если ЮРЕН передает неприбыльной организации (неважно какой) товары, освобожденные от налогообложения, скажем, по 5.1.2 (книги) или по 5.1.7 (лекарственные средства и изделия медицинского назначения) Закона об НДС, то ни к каким налоговым последствиям такая операция не приведет. Ведь ни при покупке, ни при продаже этих товаров ЮРЕННДС не уплачивает. В заключение затронем еще одну проблему, связанную с вопросом распределения суммы входного НДС, так как ЮРЕН наряду с льготируемыми по НДС операциями, как правило, одновременно осуществляет налогооблагаемые операции. Должен ли ЮРЕН в этом случае производить распределение входного НДС, уплаченного в составе стоимости товаров (работ, услуг), являющихся общими, то есть имеющими отношение и к облагаемым, и к освобожденным от НДС операциям {15}? По нашему мнению, здесь возможны два варианта - в зависимости от того, каким "зайцем" считает себя предприятие. Обычные налогоплательщики, руководствуясь соответствующими разъяснениями специалистов, {16} производят распределение НДС согласно норме п/п. 7.4.3 Закона об НДС. {17} Смелые же братцы-кролики понимают, что распределять тут нечего. Ведь распределению подлежат суммы НДС, уплаченные в связи с приобретением товаров (работ, услуг), которые одновременно используются в облагаемых и необлагаемых операциях. Можно ли, например, сказать, что арендные или коммунальные услуги потребляются предприятием для того, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью? Согласитесь: вряд ли. Скорее всего, получение этих услуг связано исключительно с необходимостью ведения хозяйственной деятельности, а не благотворительности. Такие услуги потреблялись бы предприятием, даже если б оно о благотворительности и не помышляло. Для подстраховки можно издать приказ о том, что определенные работы-услуги (коммунальные, аренда и т. п.) должны распределяться-приобретаться только для обеспечения хозяйственной деятельности. Итак, у нас получилась несколько странная налоговая арифметика, которая к тому же требует от ЮРЕНа дополнительных усилий. А ведь "Бухгалтер" четыре года назад (см. № 16'99, с. 31) предупреждал творящих благо: "Вот и выходит, что маленькая благотворительная шалость оборачивается необходимостью проведения серьезной и кропотливой работы". {1} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 2т-5т. {2} См., например, "Бухгалтер" № 39'2002, с. 18т и 19т. {3} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 33т.- А. П. {4} В настоящее время это органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов (абз. "а"), благотворительные фонды и благотворительные организации, научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III - IV уровней аккредитации, заповедники, музеи-заповедники (абз. "б"). {5} При условии что товары не являются подакцизными (п/п. 5.1.21 Закона об НДС). {6} Напомним, что этим подпунктом определен порядок формирования налогового кредита плательщиком налога, если он осуществляет льготируемые операции (ст. 5) и операции, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 3). {7} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т. {8} См. "Бухгалтерию. Право. Налоги. Консультации" № 37 (1-2)/2002, с. 44-47. {9} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 44т. {10} См. ст. 4 Закона в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 12т-15т. {11} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т-23т, и № 10'2003, с. 9. {12} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 38т-43т. {13} Чтобы ЮРЕН не боялся расчета прибыли, сообщим, что некоторые бухгалтерские программы для "единоналожников" уже предусматривают параллельное ведение налогового учета. {14} См., например, его п/п. 7.8.2 (о дивидендах) или п/п. 11.2.3 (о моменте увеличения валовых затрат) в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 29т и 45т-46т соответственно. {15} Как правило, по арендным, коммунальным и т. п. услугам. {16} См., например, "Баланс" № 46/2002, с. 45-46. {16} Порядок такого распределения установлен в письме ГНАУ от 01.12.99 г. № 18043/7/16-1220-16 (см. "Бухгалтер" № 23'2000, с. 61). ------------------------------------------------------------------- "Бухгалтер" №12/03, стр. 34 [01.03.2003] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------