Наше  предприятие  является  плательщиком  единого  налога  по
    ставке 6%.  Мы хотим предоставить благотворительную  помощь  в
    виде бесплатной  передачи  товаров  неприбыльной  организации.
    Вправе ли мы  вообще  осуществлять  эту  операцию?  Каковы  ее
    налоговые последствия для нашего предприятия? Сохраняется ли в
    рассматриваемой ситуации налоговый кредит?

    * * *

    Плательщик    единого    налога    вправе        предоставлять
благотворительную  помощь.    Согласно    ст.    2    Закона    "О
благотворительности и благотворительных организациях"  юридические
лица вправе заниматься  благотворительностью  как  самостоятельно,
так и вместе с благотворительными организациями.  Не  содержит  по
этому  вопросу  ограничений  и  Указ  Президента  от  03.07.98  г.
№ 727/98  ( 727/98 ) (в  редакции  Указа от 28.06.99  г.  № 746/99 
( 746/99 ))  "Об  упрощенной  системе  налогообложения,   учета  и  
отчетности  субъектов   малого   предпринимательства"  {1}.    Как  
известно,  он запрещает  плательщикам  единого  налога  -  юрлицам  
применять  иной  способ  расчетов за отгруженную  продукцию, кроме 
наличного  и  безналичного  расчета  деньгами. Однако  в  ситуации 
с благотворительностью   расчеты   вообще  не  производятся  -  ни 
денежные,  ни  какие-либо  иные.  Так  что  нормативных требований 
"единоналожник"-благотворитель не нарушает.
    Согласно ст. 3 Указа Президента №  727/98 ( 727/98 )  объектом  
обложения  единым налогом является выручка от реализации продукции  
(товаров,  работ,  услуг),  которой,  напомним,  считается  сумма,  
фактически  полученная  на  расчетный  счет  или (и)  в  кассу  за  
осуществление  операций  по  продаже  продукции  (товаров,  работ, 
услуг).
    Операция по предоставлению предприятием - плательщиком единого
налога (далее  -  ЮРЕН  )  благотворительной  помощи  неприбыльной
организации вообще не предполагает зачисления выручки на расчетный
счет или оприходования ее  в  кассе.  Следовательно,  у  ЮРЕНа  не
возникает объект обложения  -  данная  операция  обложению  единым
налогом  не  подлежит.
    Конечно, зная патологическое стремление  налоговиков  облагать
единым налогом все, что хотя бы отдаленно  напоминает  доход  {2},
причем даже не связанный с поступлением  денег,  нельзя  исключать
возможности покушения на обложение и в данном случае. Тем не менее
мы уверены, что отстоять отсутствие объекта здесь можно.
    С НДСом дела обстоят гораздо сложнее.
    Подпунктом  5.1.21  Закона  об  НДС ( 168/97-ВР ) установлено,    
что от налогообложения освобождаются операции по

    "предоставлению благотворительной помощи, а именно  бесплатная
    передача товаров (работ, услуг) лицам,  определенным  абзацами
    "а"  и  "б"  подпункта  7.11.1  статьи  7  Закона  Украины  "О
    налогообложении  прибыли  предприятий"  ( 283/97-ВР ),  {3}  с    
    целью  их  непосредственного использования в благотворительных  
    целях,  а  также операции по бесплатной передаче таких товаров  
    (работ,  услуг)   получателям   (субъектам)  благотворительной  
    помощи в соответствии с законодательством".

    Как видим, операции по предоставлению благотворительной помощи
в  виде  товаров  льготируются  по  НДС,   если    такая    помощь
предоставляется  не  всем  неприбыльным  организациям,   а    лишь
конкретным - указанным в Законе О Прибыли ( 334/94-ВР ) категориям 
{4}.
    Поэтому при предоставлении благотворительной  помощи  возможны
два варианта обложения НДСом.
    Если ЮРЕН передает товары, например, благотворительному фонду,
созданному   в   соответствии  с  Законом  "О благотворительности  
и   благотворительных   организациях"  ( 531/97-ВР ),  или  другой 
неприбыльной  организации, подпадающей под действие абз. "а" и "б"  
п/п. 7.11.1 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ),  такая операция у него  
НДС не облагается. {5}
    Поскольку  в  данном  случае  ЮРЕН  подпадает   под    льготу,
установленную   п/п.  5.1.21   Закона  об  НДС  ( 168/97-ВР ),   в  
соответствии  с  п/п. 7.4.2  Закона  об  НДС  {6}   за  отсутствие    
налогового  обязательства ему  придется  "заплатить"  изъятием  из  
налогового  кредита  суммы  входного  НДС,  отнесенного  туда  при 
приобретении этих товаров.
    Правда, включить в валовые  затраты  данный  налоговый  кредит
согласно тому же п/п. 7.4.2 ЮРЕН, естественно, не может,  так  как
их у него просто  нет.  В  бухучете  же  НДС  пойдет  в  стоимость
товаров.
    Что же делать,  если  получатель  "благотворительных"  товаров
(допустим, религиозная организация)  не  соответствует  критериям,
предусмотренным п/п. 5.1.21 Закона об НДС? Понятно, что  налоговые
обязательства при бесплатной передаче товаров возникают  в  полном
объеме, причем исходя из обычных цен (п. 4.2 Закона об НДС).  Зато
в  таком  случае  у  ЮРЕНа-благотворителя  появляется  возможность
сохранить налоговый  кредит.
    Однако у ЮРЕНа тут же возникает  серьезная  проблема.  Дело  в
том, что сохранение налогового кредита по  товарам,  переданным  в
качестве благотворительной помощи, которая не была прольготирована
по НДС, возможно в части, пропорциональной расходам, отнесенным на
валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли {7}.
    Как  известно,  данный  подпункт  с  01.01.2003  г.  позволяет
включать  в  состав  валовых  затрат,  в   частности,    стоимость
имущества, добровольно переданного  неприбыльным  организациям,  в
размере от 2 до 5% налогооблагаемой прибыли предыдущего  отчетного
года.  Однако  у  ЮРЕНа  такой  показатель,  как  налогооблагаемая
прибыль, отсутствует.  Тогда возникает вопрос: имеет ли право ЮРЕН
сохранить налоговый кредит? Если да, то как он должен  определить,
вписывается  ли  его   операция   в   ограничения,   установленные
п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли?
    Проф.  Ю. Иванов считает, что для плательщиков единого  налога
по ставке 6% возможны три  варианта  отражения  таких  операций  в
налоговом учете по НДС. {8}
    Согласно варианту 1 (фискальному) права на налоговый кредит по
таким операциям у ЮРЕНа вообще  нет,  поскольку  отсутствие  учета
налогооблагаемой прибыли не позволяет ему  подтвердить  соблюдение
установленного Законом О Прибыли норматива.
    Вариант  2  (логичный)  предполагает,  что  ЮРЕН  относит   на
увеличение налогового кредита только суммы НДС, уплаченные в связи
с  осуществлением  расходов,  которые    при    обычной    системе
налогообложения подлежали бы отнесению в состав валовых  затрат  в
пределах норматива.
    Вариант 3 (либеральный, но рискованный)  предполагает,  что  в
налоговый кредит включаются все суммы НДС, уплаченные  в  связи  с
осуществлением указанных расходов.
    По нашему мнению, наиболее правильным, хотя и  трудоемким  для
ЮРЕНов является вариант 2.
    Об этом мы писали в "Бухгалтере"  №  5'2001  (с.  35-36),  где
рассматривали нюансы использования ЧПЕНом "нормативных" расходов в
увязке с налоговым кредитом.  При этом отмечалось, что при решении
вопроса о налоговом кредите следует мысленно присвоить плательщику
единого налога статус плательщика налога на прибыль  и  проверить,
попадают ли при  таком  допущении  расходы  по  товарам  (работам,
услугам)  в  состав  валовых  затрат  или  расходов,    подлежащих
амортизации.
    Если да - такой псевдоплательщик налога  на  прибыль  получает
право на налоговый кредит, если нет - НДС ему не возмещается и  не
зачитывается.
    Таким образом, хотя Закон О Прибыли и не  распространяется  на
плательщиков единого налога, по умолчанию подразумевается, что при
отнесении НДС в состав налогового кредита ЮРЕНы могут пользоваться
составом затрат из ст. 5 Закона О Прибыли.
    Этот  подход  поддерживает  и  ГНАУ.  Например,    в    письме
от  01.07.2002  г.  №  10254/7/11-1217  ( v1217225-02 )  {9}  ГНАУ 
сообщила, что

    "для  понимания  термина   "валовые    затраты    производства
    (обращения)" при определении налогового кредита в соответствии
    с подпунктами 7.4.1  и  7.5.1  Закона  Украины  "О  налоге  на
    добавленную    стоимость"    необходимо      руководствоваться
    пунктом  1.11  данного  Закона,  согласно  которому  указанный
    термин понимается в значении, определенном Законом Украины  "О
    налогообложении прибыли предприятий"".

    Таким    образом,    ЮРЕН,     предоставляющий        товарами
благотворительную помощь предприятиям, не подпадающим  под  льготу
из п/п. 5.1.21 Закона об НДС, должен рассчитать свою "прибыль"  за
прошлый  год  как  обычный  плательщик    налога    на    прибыль,
руководствуясь при этом всеми правилами, установленными Законом  О
Прибыли.
    Например, для определения размера валового дохода ЮРЕН  помимо
выручки от реализации продукции  (товаров,  работ,  услуг)  должен
включить в валовой доход и другие доходы, перечисленные в  п.  4.1
Закона  О  Прибыли   {10}   (например,  безвозвратную   финпомощь,
бесплатно   полученные    товары),   а   также  исключить  доходы,
перечисленные в п. 4.2 Закона О Прибыли.
    Естественно, что валовые затраты ЮРЕН формирует в соответствии
со ст. 5 {11}, амортотчисления - в соответствии со ст. 8 Закона  О
Прибыли  {12}.  Использование  "бухгалтерской"  амортизации    при
определении  налогооблагаемой  прибыли    для    ЮРЕНа    является
некорректным  -  она  предназначена  для  определения   балансовой
стоимости  основных  фондов  при  их  продаже  (см.  письмо   ГНАУ
от 23.11.2001 г. № 7513/6/15-1316 ( v7513225-01 )  в  "Бухгалтере"  
№ 39'2002 на с. 17т).
    Получив расчетным образом налогооблагаемую прибыль предыдущего
отчетного года (если она была),  ЮРЕН  может  сохранить  налоговый
кредит по рассматриваемым товарам лишь  в  части,  соответствующей
расходам, отнесенным на его "якобы  валовые  затраты"  в  пределах
максимум 5%.
    В  итоге  плательщик  единого  налога  будет  вынужден   вести
параллельный учет исходя из требований Закона О Прибыли.
    Причем для ЮРЕНа-благотворителя такой расчет прибыли (условная
декларация о прибыли) является своего  рода  налоговым  документом
{13}, подтверждающим наряду с налоговой  накладной  его  право  на
налоговый кредит.
    Кроме того, ЮРЕНу, на наш  взгляд,  не  помешает  и  документ,
подтверждающий  регистрацию  получателя    помощи    в    качестве
неприбыльной организации  (например,  справка  о  взятии  на  учет
плательщика налогов по форме № 4-ОПП  )  и  предоставляющий  ЮРЕНу
право воспользоваться  нормами  п/п.  5.2.2  Закона  О  Прибыли  и
п/п. 5.1.21 Закона об НДС (при наличии прибыли).
    Кстати, аналогичным образом производится расчет  "остающегося"
налогового кредита и по расходам ЮРЕНа  на  организацию  рекламных
праздников-презентаций, приобретение и распространение подарков  и
образцов товаров в  рекламных  целях,  которые  в  соответствии  с
абзацем  вторым  п/п. 5.4.4  Закона  О  Прибыли   ограничены    2%
обложенной налогом прибыли предыдущего отчетного года.
    В общем, ЮРЕНы не  должны  забывать  свою  гавань  -  Закон  О
Прибыли. Ведь в случае чего он их всегда примет.
    Впрочем, Закон этот и сам о ЮРЕНах не забывает... {14}
    Между прочим,  если  ЮРЕН  передает  неприбыльной  организации
(неважно какой) товары, освобожденные от налогообложения,  скажем,
по 5.1.2 (книги) или по 5.1.7 (лекарственные  средства  и  изделия
медицинского назначения) Закона об НДС, то ни  к  каким  налоговым
последствиям такая операция не приведет.  Ведь ни при покупке,  ни
при продаже этих товаров ЮРЕННДС не уплачивает.
    В заключение затронем еще одну проблему, связанную с  вопросом
распределения  суммы  входного  НДС,  так  как  ЮРЕН   наряду    с
льготируемыми  по  НДС  операциями,  как  правило,    одновременно
осуществляет налогооблагаемые операции.
    Должен  ли  ЮРЕН  в  этом  случае  производить   распределение
входного НДС, уплаченного  в  составе  стоимости  товаров  (работ,
услуг),  являющихся  общими,  то  есть  имеющими  отношение  и   к
облагаемым, и к освобожденным от НДС операциям {15}?
    По нашему мнению, здесь возможны два варианта - в  зависимости
от того, каким "зайцем" считает себя предприятие.
    Обычные  налогоплательщики,  руководствуясь   соответствующими
разъяснениями  специалистов,  {16}  производят  распределение  НДС
согласно норме п/п. 7.4.3 Закона об НДС. {17}
    Смелые  же  братцы-кролики  понимают,  что  распределять   тут
нечего.  Ведь распределению подлежат суммы НДС, уплаченные в связи
с  приобретением  товаров  (работ,  услуг),  которые  одновременно
используются в облагаемых  и  необлагаемых  операциях.  Можно  ли,
например,  сказать,  что  арендные   или    коммунальные    услуги
потребляются  предприятием  для  того,  чтобы  иметь   возможность
заниматься  благотворительностью?  Согласитесь:  вряд  ли.  Скорее
всего, получение этих услуг связано исключительно с необходимостью
ведения  хозяйственной  деятельности,  а  не  благотворительности.
Такие услуги потреблялись бы  предприятием,  даже  если  б  оно  о
благотворительности и не помышляло.
    Для подстраховки можно издать приказ о том,  что  определенные
работы-услуги  (коммунальные,   аренда    и    т.    п.)    должны
распределяться-приобретаться только для обеспечения  хозяйственной
деятельности.
    Итак,  у  нас  получилась   несколько    странная    налоговая
арифметика, которая к тому  же  требует  от  ЮРЕНа  дополнительных
усилий.
    А ведь "Бухгалтер" четыре года назад  (см.  №  16'99,  с.  31)
предупреждал творящих благо:

    "Вот  и  выходит,  что  маленькая  благотворительная   шалость
    оборачивается   необходимостью    проведения    серьезной    и
    кропотливой работы".

{1} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 2т-5т.
{2} См., например, "Бухгалтер" № 39'2002, с. 18т и 19т.
{3} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 33т.- А. П.
{4} В настоящее время это органы государственной  власти  Украины,
    органы местного самоуправления и созданные ими учреждения  или
    организации,  содержащиеся  за  счет  средств  соответствующих
    бюджетов    (абз.    "а"),    благотворительные    фонды     и
    благотворительные    организации,     научно-исследовательские
    учреждения  и  высшие  учебные  заведения   III - IV   уровней
    аккредитации,  заповедники,  музеи-заповедники  (абз.    "б").
{5} При условии что товары не являются подакцизными  (п/п.  5.1.21
    Закона об НДС).
{6} Напомним, что этим подпунктом определен  порядок  формирования
    налогового кредита плательщиком налога, если  он  осуществляет
    льготируемые  операции  (ст.  5)  и  операции,  не  являющиеся
    объектом налогообложения (ст. 3).
{7} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т.
{8} См.  "Бухгалтерию.  Право.  Налоги.   Консультации"    №    37
    (1-2)/2002, с. 44-47.
{9} См. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 44т.
{10} См. ст. 4 Закона в "Бухгалтере" № 4'2003 на с. 12т-15т.
{11} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т-23т, и № 10'2003, с. 9.
{12} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 38т-43т.
{13} Чтобы ЮРЕН не боялся расчета прибыли, сообщим, что  некоторые
     бухгалтерские    программы    для    "единоналожников"    уже
     предусматривают параллельное ведение налогового учета.
{14} См., например, его п/п. 7.8.2 (о дивидендах) или п/п.  11.2.3
     (о моменте увеличения валовых затрат) в "Бухгалтере" № 4'2003
     на с. 29т и 45т-46т соответственно.
{15} Как правило, по арендным, коммунальным и т. п. услугам.
{16} См., например, "Баланс" № 46/2002, с. 45-46.
{16} Порядок  такого   распределения   установлен  в  письме  ГНАУ
     от  01.12.99  г.   №  18043/7/16-1220-16   (см.   "Бухгалтер"
     № 23'2000, с. 61).

-------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№12/03, стр. 34
[01.03.2003]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------