Безнадежное дело, или о договорах уступки требования           
                                                                      
------------------------------------------------------------------    
                                                                      
    Договора уступки требования и перевода долга определены главой    
17 Гражданского  кодекса  ( 1540-06 )  и  имеют  полное  право  на  
существование.  Правда,  они  не  вызывают  положительных эмоций у  
органов  налоговой  службы.  Практика  показала,  что  для  такого   
отношения есть основания. Рассмотрим пример из жизни.                                
    Предприятие 1 заключило договор, который  следовало  выполнить    
немедленно.  Для точности следует отметить,  что  работы,  которые    
следовало  выполнить,  были  для  Предприятия  1  "непрофильными",    
взяться  за  них  заставило  отсутствие  других  соглашений.   Для    
выполнения требовались определенные материалы, поэтому Предприятию    
2 были  перечислены  денежные  средства,  но  это  предприятие  не    
спешило поставить необходимое, и поэтому Предприятие  1  вынуждено    
было  искать  еще  одного  партнера,  который  отгрузил  материалы    
незамедлительно.  Работы были выполнены, расчет  произведен,  и  у    
Предприятия 1 появился должник, т. е. дебитор.  В связи с тем, что    
возврата  денежных  средств  не  последовало,  а   больше    таких    
материалов не потребуется (т. к.  Предприятие 1,  образно  говоря,    
"взялось  за  не  свое  депо"),  чтобы   погасить    задолженность    
последующими поставками, Предприятие 1  уступает  право  требовать    
дебиторские  суммы  Предприятию  3.  Заключается   соответственный    
договор (при  заключении  такого  договора  согласие  должника  не    
требуется,  его  просто  ставят  в  известность    об    изменении    
кредитора).  И еще. Предприятие 1 исключило перечисленную сумму из    
затратной части.                                                      
    На протяжении срока исковой давности Предприятие 3  направляло    
Предприятию  2 письма с напоминанием о долге  (проводить  судебные    
разбирательства не  стали  в  связи  с  различным  территориальным    
размещением предприятий), должник соглашался, но не рассчитался.      
    И вот теперь Предприятие 3 считает  возможным  воспользоваться    
положениями пп. 5.2.8 статьи 5 Закона Украины  "О  налогообложении    
прибыли предприятий"  от  28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) (с  
изменениями  и  дополнениями)   и   в  связи  с  истечением  срока  
исковой давности включить сумму долга в состав валовых затрат.                         
    Первоначально такое желание шокирует и кажется, мягко  говоря,    
нескромным.  Как же так,  ведь  Предприятие  3  не  несло  никаких    
затрат! И вообще, в состав валовых затрат мы  включаем  только  те    
расходы, которые связаны с хозяйственной деятельностью!               
    Но основываясь на положениях п. 1.32 статьи  1  вышеназванного    
закона Предприятие 3 легко объяснит, что "ввязалось"  в  это  дело    
исключительно с целью получить денежки, т. е.  получить  доход,  и    
поэтому  проведенные  действия  полностью  соответствуют   понятию    
"хозяйственная  деятельность".  И  в  том  случае,  если   должник    
рассчитался с новым кредитором, бюджет с удовольствием  бы  принял    
налог на прибыль.                                                     
    Кроме  того,  далеко  не  все  подпункты,  которые  регулируют    
порядок отнесения в валовые затраты, увязываются  с  организацией,    
ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной    
труда.  Разве  являются  необходимыми  условиями    хозяйствования    
перечисления неприбыльным организациям, всеукраинским объединениям    
чернобыльцев или организациям работодателей?                          
    Мы  также  знаем  золотое  правило  равновесия    -     суммы,    
увеличивающие  доход  одного  предприятия,  увеличивают    валовые    
затраты другого.  Должник включит задолженность, превратившуюся  в    
безвозвратную финансовую помощь, в доходы.  Почему же тогда  ни  у    
кого не должно возникнуть затрат?                                     
    Наконец-то,  стало  понятно,  почему  представители  налоговой    
службы отрицательно относятся к статьям  197  -  202  Гражданского    
кодекса ( 1540-06 ).  Закон,  на  который  они  опираются  в своей 
работе,  не  дает  возможности  дать  полностью  аргументированный 
ответ.                        
    Сейчас    идет    много    рассуждений    о     "прозрачности"    
налогообложения,  проводится  изучение  общественного  мнения    о    
налоговой службе,  о  партнерских  отношениях  предпринимателей  и    
контролирующих органов.  Обо всем этом можно рассуждать только при    
четком законодательстве, которое работает стабильно.  А у  нас,  к    
сожалению, большинство принимаемых законов начинаются  словами  "О    
внесении изменений и дополнений в Закон Украины..." и т. д., разве    
можно все запомнить?                                                  
                                                                      
------------------------------------------------------------------    
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71                         
№38/03, стр. 38                                                       
[17.04.2003]                                                          
Николай Нерода                                                        
Аудитор                                                               
------------------------------------------------------------------