Как хозяйствовать благотворительным фондам ------------------------------------------------------------------ До недавнего времени, а именно до 1 января 2003 г., благотворительные организации (как и другие неприбыльные учреждения, уставными документами которых предусматривается осуществление хозяйственной деятельности) могли зарабатывать денежные средства, как правило, исключительно путем создания собственных предприятий, используя поступления, перечисленные ими из чистой прибыли, то есть из прибыли после налогообложения, на финансирование благотворительных программ. Доля от этих поступлений может оставаться на возмещение административно-хозяйственных расходов, связанных с функционированием благотворительной организации. Новые возможности для пополнения своего бюджета появились у благотворительных и других неприбыльных организаций с начала этого года. Правда, похоже на то, что не все из них уже успели разобраться в законодательных новеллах. Попробуем сделать это вместе. Основная деятельность - понятие широкое Напомним, что п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) определен перечень учреждений и организаций, которые могут быть признаны неприбыльными, а также установлен перечень доходов каждой отдельной группы неприбыльных учреждений и организаций, освобождаемых от обложения налогом на прибыль. Принципиально важным является то, что у организаций, внесенных налоговыми органами в Реестр неприбыльных учреждений и организаций в соответствии с абзацами "б" и "г" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) освобождаются от налогообложения, в частности, доходы, полученные от проведения основной деятельности. Заметим также, что в абзаце "б" речь идет о благотворительных фондах и благотворительных организациях, общественных организациях, созданных для проведения экологической, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также о творческих союзах и политических партиях, общественных организациях инвалидов и их местных ячейках, созданных согласно Закону № 2460-ХII ( 2460-12 ), научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях III - IV уровней аккредитации, внесенных в Государственный реестр научных учреждений, которым предоставляется поддержка государства, заповедниках, музеях-заповедниках. Под действие абзаца "г" подпадают иные, нежели определенные в абзаце "б" этого подпункта, юридические лица, деятельность которых не предусматривает получение прибыли согласно нормам соответствующих законов. Следовательно, иные учреждения и организации, зарегистрированные в налоговых органах в качестве неприбыльных, не освобождаются от обложения налогом на прибыль в случае получения такими учреждениями и организациями дохода от проведения ими основной деятельности. Что же означает в Законе № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) термин "основная деятельность"? До 1 января 2003 г. основная деятельность трактовалась значительно уже, чем после этой даты. Под этим термином понималась деятельность неприбыльных организаций по предоставлению благотворительной помощи, просветительных, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию системы социального самообеспечения граждан и для других целей, предусмотренных уставными документами, составленными на основании норм соответствующих законов о неприбыльных организациях. При этом уставные документы неприбыльных организаций должны были содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности. В основную деятельность не включались любые операции по продаже товаров (работ, услуг) неприбыльными организациями, определенными абзацами "в" и "г" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) лицам, иным, нежели учредители, участники или члены (их уполномоченные лица) таких неприбыльных организаций. После 1 января 2003 г. термин "основная деятельность" означает уже деятельность неприбыльных организаций по предоставлению благотворительной помощи, просветительных, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию систем социального самообеспечения граждан (дополнительные пенсионные фонды, кредитные союзы и другие подобные организации). В основную деятельность также включается продажа неприбыльной организацией товаров (услуг), пропагандирующих принципы и идеи, для защиты которых была создана такая неприбыльная организация, и которые являются тесно связанными с ее основной деятельностью, если цена таких товаров (услуг) является ниже обычной или когда такая цена регулируется государством. В основную деятельность не включаются операции по предоставлению товаров (услуг) неприбыльными организациями, определенными в абзацах "в" - "д" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) лицам иным, нежели учредители (члены, участники) таких организаций. Кабинет Министров Украины может вводить временные ограничения по распространению норм этого пункта на продажу неприбыльными организациями отдельных товаров или услуг, в случае когда такая продажа угрожает или противоречит правилам конкуренции на рынке определенного товара, при существовании достаточных доказательств, предоставленных лицами, облагаемыми этим налогом и предоставляющими аналогичные товары (услуги), о таком нарушении. Уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности. Как благотворительным фондам можно пользоваться этим на практике? Рассмотрим для примера ситуацию, когда благотворительный фонд бесплатно получает от иностранных благотворителей научные и образовательные издания и распространяет их среди высших учебных заведений, научных учреждений, библиотек, не имеющих валюты на закупку новейших зарубежных научных и справочных изданий и учебников. Возникает вопрос: имеет ли право фонд выставлять получателям литературы - получателям благотворительной помощи счета на оплату накладных расходов, чтобы у него такие доходы не облагались налогами? Другой пример. Благотворительный фонд реализует благотворительную программу с целью подъема международного авторитета государства, формирования положительного имиджа Украины. Будут ли облагаться налогом доходы от предоставления фондом платных услуг, в частности, в виде распространения информационных материалов, проведения акций по поддержанию связей с общественностью, издания украиноведческих книг, буклетов? Как видим, последняя редакция термина "основная деятельность" позволяет уверенно утверждать, что вышеуказанные доходы не должны облагаться налогом на прибыль, поскольку данные платные услуги являются тесно связанными с основной деятельностью именно этих фондов. "Подводные камни", о которых необходимо знать Чтобы контролирующие органы не подвергали сомнению тесную связь любой конкретной платной услуги с основной деятельностью фонда, исчерпывающий перечень платных услуг, относящихся к основной деятельности, не может устанавливаться внутренним нормативным документом наподобие положений, а должен утверждаться как неотъемлемая часть устава в порядке, установленном действующим законодательством Украины для утверждения уставных документов в соответствии со ст. 12 Закона № 531/97-ВР ( 531/97-ВР ). В противном случае доходы от предоставления платных услуг могут рассматриваться с целью налогообложения как доходы от проведения иной деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со вторым и третьим абзацами пп. 7.11.9 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) на общих основаниях. Кроме того, следует учитывать вышеприведенные требования относительно ценообразования; цены на платные услуги, относящиеся к основной деятельности, должны быть ниже обычных цен. Какие цены считать обычными Определение "обычная цена" приведено в п. 1.20 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ). Содержание этого пункта довольно запутанное, тем не менее некоторые моменты следует четко представлять. Как правило, обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню справедливых рыночных цен. Заметим, что законом не предусматривается обязательность предоставления налогоплательщиками объяснений относительно соответствия цены договора уровню обычных цен. Бремя доказывания такого несоответствия теперь возлагается на налоговый орган. Это означает, что, как и в случае применения косвенных методов, решение органа налоговой службы по результатам документальной проверки будет определяться судом. Справедливая рыночная цена - это цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить при отсутствии какого-либо принуждения, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг). Если обычная цена не может быть определена с использованием норм подпунктов п. 1.20 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) то для доказательств обоснования ее уровня могут приниматься во внимание правила, определенные соответствующим национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета. Следовательно, чтобы окончательно вооружиться теоретическими знаниями, следует также ознакомиться с определением "справедливая стоимость приобретенных идентифицированных активов и обязательств", приведенным в приложении к Положению (стандарту) бухгалтерского учета 19 "Объединения предприятий", утвержденному приказом Минфина Украины от 07.07.99 г. № 163, зарегистрированным Минюстом Украины 23.07.99 г. под № 499/3792 ( z0499-99 ) (с изменениями и дополнениями). Сколько можно зарабатывать благотворительным фондам Вообще максимальная сумма доходов от продажи товаров (услуг), тесно связанных с основной деятельностью неприбыльной организации, ничем не ограничивается. Тем не менее, есть в действующем законодательстве требование, хотя и косвенно, но ограничивающее деятельность благотворительных организаций по зарабатыванию денежных средств. Так, согласно ст. 20 Закона № 531/97-ВР ( 531/97-ВР ) размер расходов на содержание благотворительной организации не может превышать 20 процентов сметы этой организации в текущем году. Таким образом, указанное требование распространяется также на расходы, понесенные в связи с продажей товаров и предоставлением платных услуг, тесно связанных с основной деятельностью, поскольку они являются составной частью расходов на содержание благотворительной организации. Выводы Поскольку согласно ст. 1 Закона № 531/97-ВР ( 531/97-ВР ) благотворительная деятельность - это бескорыстная деятельность благотворительных организаций, не предусматривающая получение прибылей от этой деятельности, то разность между суммой поступлений от продажи товаров (услуг), тесно связанных с основной деятельностью, и суммой расходов, осуществленных в связи с их получением, направляется на благотворительные цели. Как видим, при определенных условиях благотворительные организации (а также иные, нежели определенные абзацем "б" пп. 7.11.1 п. 7.11 ст. 7 Закона № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) юридические лица, деятельность, которых не предусматривает получение прибыли согласно нормам соответствующих законов) для обеспечения своей основной деятельности с 1 января 2003 г. могут зарабатывать денежные средства, которые не облагаются налогом на прибыль. В заключение добавим: разобраться с хозяйственной деятельностью благотворительных фондов удалось с помощью письма Минфина Украины от 05.05.2003 г. № 03333-246/8-5415/716. ------------------------------------------------------------------ "Вестник налоговой службы Украины" №22/03, стр. 9 [01.06.2003] Татьяна Савченко ------------------------------------------------------------------