Предприятие  сдает  в  оперативную  аренду    производственное
    помещение. Арендодатель, получив предоплату от арендатора, всю
    сумму такой предоплаты сразу отнес в состав  валовых  доходов.
    Надо ли подавать в налоговую инспекцию уточненную  декларацию?
    Какие штрафные санкции будут применяться за такое нарушение?

    * * *

    Налогообложение  операций  оперативной  аренды    регулируется
абз. вторым п. 7.9.6  ст.  7  Закона  Украины  "О  налогообложении
прибыли  предприятий"  от  22.05.97 г.  № 283/97-ВР  ( 283/97-ВР )
(далее - Закон о налоге на прибыль).
    Согласно  данному  пункту  передача  имущества  в  оперативный
лизинг (аренду) не изменяет налоговых обязательств арендодателя  и
арендатора.
    При этом арендодатель увеличивает  сумму  валовых  доходов,  а
арендатор увеличивает сумму валовых расходов на сумму начисленного
лизингового платежа по результатам налогового периода,  в  котором
осуществляется такое начисление.
    Следовательно, теперь (с 01.01.2003 г.), в отличие  от  общего
порядка, валовые доходы и валовые расходы  соответствующих  сторон
подлежат увеличению по итогам того отчетного  периода,  в  котором
осуществляется именно начисление платежа (т. е. факт предоплаты по
такому договору не имеет налоговых последствий для обеих сторон).
    То  есть  в  отношении  оперативной  аренды  правило  "первого
события" применяться не должно.
    Однако ГНАУ в  своих  консультациях  (см.  "Вестник  налоговой
службы", 2003, № 18) рекомендует  отдавать  все-таки  предпочтение
п. 11.3 ст. 11 Закона о налоге на прибыль.
    По мнению  ГНАУ,  если  арендодатель  получает  от  арендатора
лизинговый платеж за период, превышающий отчетный, то сумма  такой
предоплаты должна включаться в состав валовых доходов арендодателя
в соответствии с п. 11.3  Закона  о  налоге  на  прибыль  согласно
правилу "первого события".
    Выходит, что ГНАУ опровергает приоритетный статус специального
п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль,  отдавая  предпочтение  общим
правилам "первого события".
    По  нашему  мнению,  такой  подход  ГНАУ  к  данному   вопросу
противоречит Закону о налоге на прибыль.
    В  данной  ситуации  предприятие-арендодатель,  отнеся   сумму
предоплаты в полном объеме в состав  валовых  доходов,  тем  самым
завысило свои налоговые обязательства, что привело к неправильному
заполнению налоговой декларации.
    Согласно п. 5.1 ст. 5  Закона  Украины  "О  порядке  погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными  целевыми  фондами"  от  21.12.2000  г.   №  2181 
( 2181-14 ) (далее  -  Закон  № 2181), если  в  будущих  налоговых  
периодах  (с  учетом сроков давности, определенных ст. 15  данного  
Закона)  плательщик  налогов   самостоятельно  выявляет  ошибки  в  
показателях ранее представленной налоговой  декларации,  то  такой  
налогоплательщик имеет право представить уточняющий расчет.
    Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет,  если
эти уточненные  показатели  указываются  им  в  составе  налоговой
декларации  за  любой  последующий  налоговой  период,  в  течение
которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.
    Другими словами, п. 5.1 Закона № 2181 ( 2181-14 )  дает  право  
плательщику выбрать  один  из  двух вариантов исправления  ошибок,  
допущенных  в прошедших отчетных периодах: или  подать  уточняющий  
расчет,   или  такой  расчет  не  подавать,  а  учесть  выявленные  
отклонения в последующей отчетной декларации.
    Что касается штрафных санкций, то  согласно  п.  17.2  ст.  17
Закона № 2181 ( 2181-14 ) они начисляются, если выявленная  ошибка  
привела к занижению налогового обязательства (недоплате).  В таком  
случае налогоплательщик  должен уплатить 5%-й "самоштраф", который
уплачивается вместе с суммой недоплаты в следующие сроки:
    - если налогоплательщик решил подать уточняющий  расчет  -  до
его подачи;
    - если налогоплательщик решил отразить выявленные показатели в
последующей отчетной декларации - вместе с  согласованным  по  ней
налоговым обязательством.
    Главное, чтобы налогоплательщик успел это  сделать  до  начала
налоговой проверки.
    На основании изложенного можно заключить, что штрафные санкции
за  завышение налоговых обязательств Законом № 2181 ( 2181-14 ) не
предусмотрены.
    В данной ситуации при проверке со стороны налоговой  инспекции
к    предприятию-арендодателю,    возможно,    будет      применен
административный  штраф,  предусмотренный  Законом   Украины    "О
государственной  налоговой  службе  в  Украине"  от  04.12.90   г.
№ 509-ХII ( 509-12 ).
    Так, согласно п. 11 ст. 11 этого  Закона  на  руководителей  и
других  должностных  лиц  предприятий,  учреждений,   организаций,
виновных  в  отсутствии  налогового  учета  или  ведении  его    с
нарушением  установленного  порядка,  налагается  административный
штраф в размере от пяти до десяти не облагаемых налогом  минимумов
доходов граждан (от 85 грн. до 170 грн.).
    Если  налогоплательщик  самостоятельно  выявил   и    устранил
нарушения, админштраф не налагается.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№53/03, стр. 52
[03.07.2003]
Н. Дзюба, Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------