Предприятие сдает в оперативную аренду производственное помещение. Арендодатель, получив предоплату от арендатора, всю сумму такой предоплаты сразу отнес в состав валовых доходов. Надо ли подавать в налоговую инспекцию уточненную декларацию? Какие штрафные санкции будут применяться за такое нарушение? * * * Налогообложение операций оперативной аренды регулируется абз. вторым п. 7.9.6 ст. 7 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о налоге на прибыль). Согласно данному пункту передача имущества в оперативный лизинг (аренду) не изменяет налоговых обязательств арендодателя и арендатора. При этом арендодатель увеличивает сумму валовых доходов, а арендатор увеличивает сумму валовых расходов на сумму начисленного лизингового платежа по результатам налогового периода, в котором осуществляется такое начисление. Следовательно, теперь (с 01.01.2003 г.), в отличие от общего порядка, валовые доходы и валовые расходы соответствующих сторон подлежат увеличению по итогам того отчетного периода, в котором осуществляется именно начисление платежа (т. е. факт предоплаты по такому договору не имеет налоговых последствий для обеих сторон). То есть в отношении оперативной аренды правило "первого события" применяться не должно. Однако ГНАУ в своих консультациях (см. "Вестник налоговой службы", 2003, № 18) рекомендует отдавать все-таки предпочтение п. 11.3 ст. 11 Закона о налоге на прибыль. По мнению ГНАУ, если арендодатель получает от арендатора лизинговый платеж за период, превышающий отчетный, то сумма такой предоплаты должна включаться в состав валовых доходов арендодателя в соответствии с п. 11.3 Закона о налоге на прибыль согласно правилу "первого события". Выходит, что ГНАУ опровергает приоритетный статус специального п. 7.9.6 Закона о налоге на прибыль, отдавая предпочтение общим правилам "первого события". По нашему мнению, такой подход ГНАУ к данному вопросу противоречит Закону о налоге на прибыль. В данной ситуации предприятие-арендодатель, отнеся сумму предоплаты в полном объеме в состав валовых доходов, тем самым завысило свои налоговые обязательства, что привело к неправильному заполнению налоговой декларации. Согласно п. 5.1 ст. 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181 ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181), если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 15 данного Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее представленной налоговой декларации, то такой налогоплательщик имеет право представить уточняющий расчет. Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если эти уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой последующий налоговой период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. Другими словами, п. 5.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ) дает право плательщику выбрать один из двух вариантов исправления ошибок, допущенных в прошедших отчетных периодах: или подать уточняющий расчет, или такой расчет не подавать, а учесть выявленные отклонения в последующей отчетной декларации. Что касается штрафных санкций, то согласно п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181 ( 2181-14 ) они начисляются, если выявленная ошибка привела к занижению налогового обязательства (недоплате). В таком случае налогоплательщик должен уплатить 5%-й "самоштраф", который уплачивается вместе с суммой недоплаты в следующие сроки: - если налогоплательщик решил подать уточняющий расчет - до его подачи; - если налогоплательщик решил отразить выявленные показатели в последующей отчетной декларации - вместе с согласованным по ней налоговым обязательством. Главное, чтобы налогоплательщик успел это сделать до начала налоговой проверки. На основании изложенного можно заключить, что штрафные санкции за завышение налоговых обязательств Законом № 2181 ( 2181-14 ) не предусмотрены. В данной ситуации при проверке со стороны налоговой инспекции к предприятию-арендодателю, возможно, будет применен административный штраф, предусмотренный Законом Украины "О государственной налоговой службе в Украине" от 04.12.90 г. № 509-ХII ( 509-12 ). Так, согласно п. 11 ст. 11 этого Закона на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, налагается административный штраф в размере от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 грн. до 170 грн.). Если налогоплательщик самостоятельно выявил и устранил нарушения, админштраф не налагается. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №53/03, стр. 52 [03.07.2003] Н. Дзюба, Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------