5.5.2: когда?

    Предприятие-резидент (более 50  процентов  акций  находится  в
    собственности нерезидента) уплачивает проценты по кредитам:
    - банкам-нерезидентам;
    - банкам-резидентам  (при  этом  данные  о  распределении   их
    уставного фонда между резидентами и нерезидентами неизвестны);
    - банкам-резидентам,  у  которых  более  50%  уставного  фонда
    находится в собственности или управлении нерезидента.
    Во всех ли данных случаях предприятие -  плательщик  процентов
    должно  применять  ограничения,  установленные  пунктом  5.5.2
    Закона "О налогообложении прибыли предприятий"?

    * * *

    Как  известно,  порядок  отнесения  в  состав  валовых  затрат
предприятия  расходов,  связанных  с  выплатой  или    начислением
процентов по долговым обязательствам,  определен  нормами  п.  5.5
Закона О Прибыли  ( 334/94-ВР ) {1}. И если единственным  условием  
отнесения  уплаченных  (начисленных)  процентов  в  состав валовых  
затрат  для  "стандартных" предприятий является связь таких выплат 
(начислений)    с   осуществлением   хозяйственной    деятельности 
(п/п.  5.5.1 ),   то   для    отдельных   категорий   плательщиков  
п/п. 5.5.2 установлен ряд дополнительных ограничений.
    Перечень  лиц,  на    которых    распространяются    указанные
"процентные" ограничения, установлен п/п. 5.5.3. К числу таких лиц
относятся плательщики налога, у которых  50  или  более  процентов
уставного  фонда  находятся  в  собственности    или    управлении
(непосредственно или косвенно) лиц,  являющихся  нерезидентами,  а
также юридических лиц, освобожденных от уплаты налога  на  прибыль
предприятий согласно положениям пунктов 7.11-7.13, 7.19  {2},  или
тех, которые в соответствии с законодательством  уплачивают  налог
по ставкам, иным,  нежели  указанные  в  п.  7.2  {3}  или  статье
10 {4}. {5}
    В соответствии с п/п. 5.5.2 для таких предприятий отнесение на
валовые  затраты  расходов  на  уплату  процентов  в  пользу  лиц,
определенных в п/п. 5.5.3, в любом налоговом периоде разрешается в
сумме, не превышающей суммы доходов такого  плательщика  налога  в
течение  отчетного  периода,  полученных   в    виде    процентов,
увеличенной на сумму, равную 50 процентам налогооблагаемой прибыли
отчетного периода, без учета суммы полученных процентов.
    При этом согласно п/п. 5.5.4

    "налогооблагаемая прибыль без учета процентов определяется как
    скорректированный валовой доход отчетного  периода  без  учета
    дохода  отчетного  периода,  полученного  в  виде   процентов,
    уменьшенный на сумму  валовых  затрат  отчетного  периода,  за
    исключением валовых  затрат  отчетного  периода,  связанных  с
    выплатой процентов".

    В  письме  Минфина  от  19.09.2002  г.    №    31-051-2-4/2978
( v2978201-02 )  подчеркивалось,   что   нормы   п/п.  5.5.2-5.5.3  
Закона  О  Прибыли  ( 334/94-ВР )  являются   общими   и    широко 
используются  в  международной  практике. Ограничения из этих норм  
касаются любых плательщиков налогов,  контролируемых нерезидентами 
и уплачивающих им проценты.
    В письме ГНАУ от 16.09.2002 г. № 172/2/12-0110 ( v0172225-02 )
сообщается, что нормы, установленные п/п. 5.5.2-5.5.3, имеют целью  
недопущение уменьшения базы налогообложения и,  значит,  уклонения  
от  уплаты  налогов,  а  также  способствуют  выравниванию условий 
налогообложения    предприятий    со   значительными  иностранными 
инвестициями, состоящими преимущественно из кредитных  средств,  и   
других украинских предприятий. {6}
    Учитывая  это,  предприятие,  указанное    в    п/п.    5.5.3,
осуществляющее  свою  деятельность   за    счет    предоставленных
инвестором  кредитов,    имеет    преимущество    перед    другими
предприятиями".
    Обращаем ваше внимание на то, что установленное в  п/п.  5.5.2
ограничение  касается  только  выплат,   осуществленных    лицами,
подпадающими под действие п/п. 5.5.3, в пользу лиц, определенных в
п/п. 5.5.3.
    Все вышеизложенное позволяет выделить  в  кредитовании  особых
плательщиков 4 возможные ситуации:
    1)  предприятие  с  иностранными  инвестициями  (доля  которых
составляет более 50 процентов уставного фонда) привлекает  кредиты
украинских  банков,  которые  не  имеют  в  своем  уставном  фонде
иностранного  капитала  (или  его  часть  составляет   менее    50
процентов) и не принадлежат  на  50  и  более  процентов  юрлицам,
освобожденным от налога на прибыль согласно п. 7.11-7.13  и  7.19,
или тем, кто уплачивает налог на прибыль по иным, нежели 30% (3%),
ставкам.  В  данном  случае  проценты,  выплачиваемые  по    таким
кредитам, относятся в состав валовых затрат в полном объеме;
    2) предприятие с иностранной инвестицией  более  50  процентов
привлекает кредиты  от  нерезидента.  В  этом  случае  предприятие
должно будет в каждом отчетном периоде определять  сумму,  которую
оно сможет на основании  п/п.  5.5.2  и  5.5.4  отнести  в  состав
валовых затрат в  связи  с  начислением  и  уплатой  процентов  по
привлеченным от нерезидента кредитам;
    3) предприятие с иностранной инвестицией  более  50  процентов
уплачивает  проценты  банкам-резидентам,  у  которых   более    50
процентов уставного фонда находится в собственности или управлении
нерезидента или юрлиц, освобожденных от налога на прибыль согласно
п. 7.11-7.13 и 7.19 либо уплачивающих налог по меньшей  ставке.  В
таком  случае  предприятие-резидент    тоже    должно    учитывать
ограничения, установленные п/п. 5.5.2 и 5.5.4;
    4) уплата процентов производится банку-резиденту, по  которому
у вас  нет  данных  о  распределении  его  уставного  фонда  между
резидентами  и  нерезидентами  Украины  и  о  налоговом    статусе
учредителей-резидентов. В этом случае целесообразно позаботиться о
получении соответствующей информации.
    Например, вы  можете  сделать  необходимый  запрос  в  банк  с
просьбой сообщить, относится ли он к  категории  лиц,  подпадающих
под действие п/п. 5.5.3 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ),  и  уже  в  
зависимости  от  полученных  сведений  принимать   соответствующее 
решение (см. 1-ю и 3-ю ситуации).
    Кстати, право сделать такой запрос предусмотрено п. 2  ст.  56
Закона  "О  банках  и  банковской  деятельности" ( 2121-14 )  {7},    
которая  устанавливает,  что  банки  обязаны по требованию клиента 
представить  информацию,   содержащую,   в   частности,   перечень  
физических  и  юридических  лиц,  имеющих  существенное  участие в 
банке.
    Существенным участием  согласно  ст.  1  Закона  "О  банках  и
банковской деятельности" ( 2121-14 ) является

    "прямое либо опосредованное, самостоятельно либо  совместно  с
    другими  лицами  владение  10  и  более  процентами  уставного
    капитала  либо  права  голоса  приобретенных   акций    (паев)
    юридического лица либо не зависящая  от  формального  владения
    возможность решающего влияния на руководство или  деятельность
    юридического лица".

    Получив такие сведения и проанализировав их, вы, скорее всего,
сможете располагать необходимыми данными.  Впрочем, информация  об
учредителях, имеющих существенное участие, может  не  всегда  дать
ответ на вопрос о том, подпадает ли банк под действие п/п. 5.5.3.
    В этом случае вы имеете право сделать  запрос  без  ссылки  на
ст. 56 Закона  "О банках  и  банковской деятельности" ( 2121-14 ). 
Правда, банк в таком случае не обязан будет вам отвечать.
    Если  вы  предполагаете,  что  банк  на  запрос  не   ответит,
сформулируйте  этот  запрос  хитрее:  "Если  ваш  банк    является
плательщиком  налога  на   прибыль,    удовлетворяющим    условиям
п/п. 5.5.3 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ),  просим сообщить нам об  
этом  в  __ - дневный  срок.   Данная  информация  необходима  для  
правильного  отражения  кредитной операции в налоговом  учете".  В  
таком  случае отсутствие ответа можно при желании интерпретировать    
как подтверждение нормального статуса банка.
    В дальнейшем подобную оговорку целесообразно включать в  текст
кредитного  договора:  "Банк  подтверждает,  что  50  или    более
процентов его уставного фонда не находится {8} в собственности или
управлении  (непосредственно  или  косвенно)    лиц,    являющихся
нерезидентами, а также юридических лиц,  освобожденных  от  уплаты
налога на прибыль согласно п. 7.11-7.13, 7.19, или тех, которые  в
соответствии с  законодательством  уплачивают  налог  по  ставкам,
иным,  нежели  указанные  в  п.  7.2  или  ст.  10    Закона    "О
налогообложении прибыли предприятий" ( 283/97-ВР )". {9}
    Допустим, вам информацию о статусе банка  получить  так  и  не
удалось.
    В этом  случае  предприятие-резидент,  на  наш  взгляд,  может
самостоятельно решить, какую из норм  -  5.5.1  или  5.5.2  -  ему
применить.
    При этом, разумеется, есть  риск  не  угадать:  либо  завысить
налогооблагаемую  прибыль  (если  банк  в   действительности    не
подпадает под п/п. 5.5.3, а вы в  условиях  отсутствия  информации
решили применить п/п. 5.5.2 ); либо ее же занизить  (если  банк  в
действительности подпадает под  нормы  п/п.  5.5.3,  а  вы  решили
применить п/п. 5.5.1 ).
    Можно не сомневаться, что вопрос о статусе  банка  может  быть
поднят  при  проверке.  Если  у  вас  нет   информации,    которая
подтверждала  бы  статус  банка,  работники  ГНИ  при   проведении
проверки  имеют  право  сделать  запрос  и   истребовать    данную
информацию от банка (например, на основании п. 2 ст. 11 Закона  "О
государственной налоговой службе в Украине" ( 509-12 )  {10})  или 
получить ее из собственных информационных баз.
    И только если они  получат  сведения,  согласно  которым  банк
соответствует требованиям п/п. 5.5.3,  в  то  время  как  в  вашем
налоговом учете банк проходит как "нормальный"  плательщик  налога
на прибыль, вам грозят неблагоприятные  последствия:  доначисление
налоговых обязательств.
    Но  сам  по  себе  факт   отсутствия    у    вас    информации
автоматического применения ограничения из  п/п. 5.5.2,  по  нашему
мнению, отнюдь не влечет.
    Во-первых,  Закон  О  Прибыли  не  требует  от    плательщиков
обязательного наличия в данном  случае  подтверждающих  документов
(п/п.  5.3.9  связывает  неблагоприятные  последствия    лишь    с
отсутствием  расчетных,  платежных    или    других    документов,
обязательность ведения и хранения которых предусмотрена  правилами
ведения налогового учета).
    Во-вторых, доначисление налогов при отсутствии документального
подтверждения информации о статусе банка будет свидетельствовать о
необоснованности проверки, что даст право  требовать  отмены  акта
документальной проверки.  Согласно Порядку оформления  результатов
документальных  проверок  относительно  соблюдения  налогового   и
валютного    законодательства    субъектами    предпринимательской
деятельности  -  юридическими  лицами  (утвержден  приказом   ГНАУ
от  16.09.2002  г.  № 429  ( z1023-02 ))  {11}  по  каждому  факту 
нарушения   налогового  законодательства   работники  ГНАУ  должны  
привести доказательства, достоверно подтверждающие факт нарушения.
    Вас,  разумеется,  могут  спросить:  на  каком  основании   вы
применили п/п. 5.5.1, а не п/п. 5.5.2? В этом случае целесообразно
ответить: такое решение было принято потому, что у вас отсутствуют
доказательства  причастности  вашего  банка  к   категории    лиц,
указанной в п/п. 5.5.3.
    Никому же  не  приходит  в  голову  требовать  от  плательщика
документального подтверждения того, что его  партнер  не  является
связанным с ним лицом! А ведь статус связанного лица  тоже  влияет
на налогообложение.  В противном случае плательщику пришлось бы по
общему правилу руководствоваться  п/п.  7.4.1  и  7.4.2  Закона  О
Прибыли и лишь при наличии документа о статусе партнера  исключать
действие этих подпунктов.

    P.  S. Все здесь изложенное актуально не только для  процентов
по банковским кредитам,  но  и  для  всех  процентов,  начисляемых
(уплачиваемых) по долговым обязательствам.

{1} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 21т.
{2} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 33т-38т, и № 10'2003, с. 12.
{3} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 24т-25т.
{4} См. там же, с. 44т-45т.
{5} Далее мы ограничимся лишь ситуацией, когда проценты уплачивает
    лицо, более 50 процентов уставного фонда которого  принадлежит
    нерезиденту. Однако следует иметь в виду, что все изложенное в
    отношении лица, контролируемого нерезидентом, актуально и  для
    других "особых" лиц, перечисленных  в  п/п.  5.5.3  (например,
    учрежденных неприбыльными организациями).
{6} Далее в письме поясняются механизмы уклонения:

    "Речь идет о так называемой "тонкой капитализации". Инвестиция
    может состоять из акционерного капитала и кредитных средств. О
    "тонкой  капитализации"  говорят,  если  акционерный   капитал
    предприятия  меньше  по  сравнению  с  кредитными  средствами.
    "Тонкая  капитализация"  может  быть  эффективным    средством
    уклонения от налогообложения.  Дело в том, что при  отсутствии
    указанных норм закона проценты, уплачиваемые  предприятием  по
    кредитам, подлежат вычету из базы налогообложения, а дивиденды
    не  подлежат  (п/п. 5.3.8  п.  5.3   ст.    5    Закона    ["О
    налогообложении прибыли предприятий". - С. П., А. П.]).
{7} См. "Бухгалтер" № 42'2002, с. 5т.
{8} Или находится.
{9} Заодно исходя из требований п/п.  11.2.3  следует  включить  в
    кредитный договор и  оговорку  о  налоговом  статусе  банка  -
    является  ли  он  плательщиком  налога  на  прибыль  на  общих
    основаниях.  Если  такой  оговорки  не  будет,  банк    должен
    рассматриваться   вами    как    "ненормальный"    плательщик.
    Следовательно, расходы на проценты попадут в  валовые  затраты
    только по начислению.
{10} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 12т.
{11} См. "Бухгалтер" № 2'2003, с. 25.

-------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№12/03, стр. 39
[01.03.2003]
Станислав Погребняк, Алла Погребняк
------------------------------------------------------------------