УКРАЇНА
                Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"


Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів 
аудиторської діяльності N 0580,
чинне до 26.01.2006р.

Тел.(044) 467-08-15


        Учет расходов на содержание легкового автомобиля.


     Предприятия, использующие в своей деятельности автотранспорт,
несут определенные расходы на его содержание.
     Для классификации  этих  расходов воспользуемся группировкой,
предложенной в публикации Н.Павленко "Автомобиль  на  предприятии"
(Спецвыпуск  N  16  от  27 августа 2001г.  "Налоги и бухгалтерский
учет"):
     1. ГСМ и парковка;
     2. Техническое обслуживание и ремонт;
     3. Замена шин и аккумуляторных батарей;
     4. Расходы   на   страхование   гражданской   ответственности
       владельцев транспортных средств:
     5. Группировка   и   распределение   затрат,   связанных    с
       эксплуатацией автотранспорта.
     Предприятия по перечисленным группам ведут как бухгалтерский,
так и налоговый учет.
     1. Согласно  закону  Украины   "О   налогообложении   прибыли
предприятий" в редакции от 22.05.1997г.  N 283/97-ВР ( 283/97-ВР )
п.п.  5.4.10 и п. 5.4. ст. 5 к валовым расходам плательщика налога
относятся    расходы    на   содержание,   эксплуатацию   легковых
автомобилей,   принадлежащих    плательщику    налога,    основной
деятельностью  которого  является  предоставление платных услуг по
транспортному или туристическому  обслуживанию  сторонних  граждан
или организаций,  а также если эти средства принадлежат спортивным
организациям и используются как спортивное снаряжение.
     При  этом  в  состав валовых расходов включаются  и  расходы,
связанные со стоянкой и парковкой легковых автомобилей, и  расходы
по ГСМ. Расходы на ГСМ включаются в налоговый учет в пределах Норм
расходов   горючего  и  смазочных  материалов   на   автомобильном
транспорте,   утвержденных   Приказом   Минтранса    Украины    от
10.02.1998г. N 43  (  v0043361-98  )  (с  изменениями,  внесенными
Приказом Минтранса Украины N 893 от 17.12.02г.  ( v0893361-02 ) ).
Парковка автомобилей  отражается  в  налоговом  учете  по  первому
событию   (начислению   или  оплате)  при  наличии  подтверждающих
расчетных,  платежных  и  других  документов.   По   суммам   НДС,
уплаченным  (начисленным)  в  составе  стоимости расходов на ГСМ и
парковку автомобилей,  предприятие (если оно является плательщиком
НДС)  при  наличии  налоговой накладной (или кассового чека,  если
объем покупки не  превышает  20=грн.)  имеет  право  на  налоговый
кредит.
     Учет  расходов  на  ГСМ осуществляется  на  основании  данных
путевых  листов. Формы путевых листов и порядок их заполнения  для
легковых  и  грузовых  автомобилей  различны.  Порядок  заполнения
путевого  листа  легкового автомобиля регулируется Инструкцией  "О
порядке  применения путевого листа служебного легкового автомобиля
и  учета  транспортной работы", утвержденный Приказом  Госкомстата
Украины  от  17.02.1998г. N 74 (утвержденного Минюстом Украины  от
03.03.1998г. N  149/2589  (  z0149-98  ) ).  Бланки путевых листов
служебных  легковых  автомобилей  изготавливаются  типографическим
способом,  хранятся  на  складе предприятия,  выдаются под роспись
лицу, ответственному за выдачу путевых листов водителям.
     Если же предприятие использует автотранспорт,  находящийся на
его балансе, на административные нужды или сбыт, т.е. основной его
деятельностью   не   является   предоставление   транспортных  или
туристических  услуг,  а  также  легковой  автомобиль   спортивных
организаций,  использующийся не в качестве спортивного снаряжения,
то  затраты  на  парковку   легковых   автомобилей   и   ГСМ   (до
01.01.2003г.)   не   включались   в   состав   валовых   расходов.
Соответственно по суммам НДС,  приходящимся на стоимость  расходов
на  ГСМ и парковку легковых автомобилей,  эти предприятия не имели
права на налоговый  кредит.  Такие  расходы  покрывались  за  счет
собственных средств.
     Согласно Закону Украины от 24.12.2001г.  N 349-IV ( 349-15  )
"О  внесении  изменений в Закон Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" с 01.01.2003г.  50%  расходов на приобретение ГСМ для
легковых  автомобилей  разрешено относить на валовые расходы,  при
этом   плательщик    налога    освобождается    от    обязанностей
доказательства   связи   таких   расходов   с   его  хозяйственной
деятельностью (эта же 50- и%  норма  относится  и  к  расходам  по
оперативной аренде).
     В   регистрах   бухгалтерского  учета   списание   фактически
израсходованного топлива на себестоимость продукции (работ, услуг)
отражается проводкой:
     Д-т сч. 23 "Производство"     К-т сч. 203 "Топливо" (в полном
                                   объеме по нормам).
     Если  транспортное средство используется для административных
нужд  или с целью сбыта продукции делается следующая бухгалтерская
запись:
     Д-т сч.92 "Административные расходы"    К-т сч. 203 "Топливо"
     сч. 93 "Расходы на сбыт"
     Согласно   действующему   законодательству   перерасход   ГСМ
рассматривается  как  недостача.  Поэтому  стоимость   перерасхода
топлива  взимается  с  водителя  транспортного  средства  согласно
Порядку   определения  размера  убытков  от  хищений,   недостачи,
уничтожения    (порчи)   материальных   ценностей,   утвержденному
Постановлением КМУ   от   22.01.1996г.  N  116  (  116-96-п  ),  с
изменениями и дополнениями.
     2.  Техническое  обслуживание -  это  поддержка  транспортных
средств  в  технически  исправном состоянии; осуществляется  путем
проведения технического обслуживания и ремонта, порядок проведения
которых  в  настоящее время определяется Положением о  техническом
обслуживании    и    ремонте   дорожных    транспортных    средств
автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранса Украины
от  30.03.1998г.  N  102,  зарегистрированным  в  Минюсте  Украины
28.04.1998г. N  268/2708  (  z0268-98  ).  Расходы,  связанные   с
техническим  обслуживанием  автомобилей,  участвующих  в  основной
деятельности,  по  первому   событию   (начислению   или   оплате)
включаются в состав валовых расходов предприятия на основании п.п.
5.2.1 п.  5.2 ст.  5 Закона  Украины  "О  налогообложении  прибыли
предприятий" ( 334/94-ВР ). Ремонт автомобиля (не зависимо от того
текущий  он  или  капитальный)  отражается  в  налоговом  учете  в
порядке,  предусмотренном п.п.  8.7.1 п.  8.7 ст. 8 вышеуказанного
Закона.  Стоимость  приобретенных   запасных   частей   при   этом
включается  в состав валовых расходов и подлежит перерасчету по п.
5.9 ст.  5 этого же Закона.  При этом  следует  учесть  изменения,
внесенные  Законом  Украины  N  349-IV ( 349-15 ) в этот пункт,  а
также рекомендации ГНАУ,  изложенные в Приложении  к  Письму  ГНАУ
"Относительно применения п.  5.9 Закона Украины "О налогообложении
прибыли предприятий"   от    17.11.1998г.    N    13445/10/15-1117
( v3445225-98  )  по  учету запчастей,  в т.ч.  и в Приложении N 1
Порядка ведения учета прироста (убыли) от  11.06.1998г.  N  124  и
зарегистрированного в  Минюсте  Украины  03.07.1998г.  N  417/2857
( z0417-98 ).
     В бухгалтерском   учете  расходы  на  проведение  всех  видов
технического  обслуживания  и  ремонтов  автотранспортных  средств
отражаются  в  составе  расходов отчетного периода согласно п.  15
П(С)БУ 7 "Основные средства",  т.е.,  если идет списание затрат на
техобслуживание  и  ремонт автомобилей на расходы предприятия,  то
это   отражается   в   Д-те   счетов   23    "Производство",    91
"Общепроизводственные расходы", 92 "Общехозяйственные расходы", 93
"Расходы на сбыт". Если же расходы осуществляются на модернизацию,
модификацию и т.д. автотранспортного средства (т.е. идет улучшение
каких-либо  технических  показателей  автомобиля),  то  они  будут
относиться    на    увеличение    балансовой    стоимости   такого
автотранспортного   средства   (Д-т   счета   152    "Приобретение
(изготовление) основных средств" с последующим списанием в Д-т сч.
105 "Транспортные средства").
     3. Операции   по  замене  шин  и  аккумуляторных  батарей  не
относятся к реконструкции,  модернизации.  В  тоже  время  они  не
включены   и  в  перечень  операций,  относящихся  к  техническому
обслуживанию.  В  связи  с  тем,  что  норм  Закона   Украины   "О
налогообложении прибыли предприятий" ( 334/94-ВР ), ограничивающих
включение в  состав  валовых  расходов  затрат  на  замену  шин  и
аккумуляторных   батарей  не  содержится,  многие  авторы  считают
целесообразным включать эти затраты в валовые расходы на основании
п.п.  5.2.1 п. 5.2 ст. 5 вышеуказанного Закона. Это подтверждается
и  Письмом  ГНАУ  "О  некоторых   вопросах   налогообложения"   от
11.11.1999г. N  9365/4/15-1216  (  v9365225-99 ).
     В бухгалтерском учете стоимость шин и аккумуляторных батарей,
поступивших  вместе  с новым автомобилем, включается  в  стоимость
автомобиля и учитывается в составе основного средства на счете 105
"Транспортные средства". Операции по их приобретению отражаются на
счете   207  "Запасные  части".  Нормы  эксплуатационного  пробега
автомобильных  шин  утверждены  Приказом  Минтранса   Украины   от
08.12.1997г. N 420 ( v0420361-97 ).
     4.  В  связи  с тем, что эксплуатация транспортного  средства
осуществляется  только при наличии страхового полиса,  являющегося
договором обязательного страхования гражданской ответственности  и
подтверждающего  уплату страхового платежа согласно  п.  9  ст.  7
Закона   Украины   "О  страховании"  от  07.03.1996г.  N  85/96-ВР
( 85/96-ВР ) (с изменениями и дополнениями),  в налоговом учете  в
соответствии  с  п.п.  5.4.6  п.  5.4  ст.  5  Закона  Украины  "О
налогообложении прибыли предприятий",  предприятие включает  такие
затраты в валовые расходы при условии, если автомобиль находится в
составе основных средств предприятия,  т.е.  в его  собственности.
При   аренде   автомобиля,  даже  если  условием  договора  аренды
предусмотрено,   что   страхование   гражданской   ответственности
осуществляется арендатором, в валовые расходы суммы по страхованию
гражданской ответственности не относятся.
     5.   Группировка   и   распределение  затрат,   связанных   с
эксплуатацией, производится согласно П(С)БУ 16 "Расходы".


     Ген. директор
     АФ "Аналитик-Профит"                    Леви Е.Б.