Делать, что прикажут? (о взаимоотношениях с сотрудниками силовых структур) ------------------------------------------------------------------ В качестве вступления отметим, что основными документами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов, являются: Закон Украины от 20.12.90 г. № 565 ( 565-12 ) "О милиции", с изменениями и дополнениями: - ст. 2 (основные задачи милиции); - ст. 5 (деятельность милиции и права граждан); - ст. 10 (основные обязанности милиции); - ст. 11 (права милиции); - ст. 14 (применение специальных средств). Закон Украины от 18.02.92 г. № 2135 ( 2135-12 ) "Об оперативно-розыскной деятельности", с изменениями и дополнениями: - ст. 6 (основания для проведения оперативно-розыскной деятельности); - ст. 8 (права подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность); - ст. 9 (гарантии законности при проведении оперативно-розыскной деятельности); - ст. 14 (надзор за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскной деятельности). Закон Украины от 30.06.93 г. № 3341 ( 3341-12 ) "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", с изменениями и дополнениями: - ст. 12 (права специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, Службы безопасности Украины и их сотрудников); - ст. 22 (гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении мероприятий по борьбе с организованной преступностью). Закон Украины от 25.03.92 г. № 2229 ( 2229-12 ) "О службе безопасности Украины", с изменениями и дополнениями: - ст. 25 (права СБУ), - ст. 34 (надзор за соблюдением законности); - ст. 35 (ответственность сотрудников СБУ). Закон Украины от 05.11.91 г. № 1789 ( 1789-12 ) "О прокуратуре", с изменениями и дополнениями: - ст. 5 (основные функции прокуратуры); - ст. 8 (обязательность выполнения требований прокурора); - ст. 20 (полномочия прокурора); - гл. 2 (надзор за соблюдением законности органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие). Закон Украины от 05.10.95 г. № 356 ( 356/95-ВР ) "О борьбе с коррупцией", с изменениями и дополнениями. Постановление КМУ от 05.07.93 г. № 510 ( 510-93-п ) "Об организации государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями", с изменениями и дополнениями: - п. 5 (права подразделений ГС БЭП). Уголовно-процессуальный кодекс Украины ( 1001-05 ), Уголовный кодекс Украины ( 2341-14 ). Ситуация Предприятие направило документы в Национальный банк Украины для получения лицензии на перечисление иностранной валюты за пределы Украины для оплаты валютных ценностей. При подготовке УБОП вывода в связи с подачей предприятием НБУ ходатайства о выдаче лицензии на осуществление операций в иностранной валюте в адрес руководства предприятия поступил запрос от начальника УБОП УМВД следующего содержания: "В связи с возникшей необходимостью на основании ст. 12 Закона Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" прошу в кратчайшие сроки предоставить в наш адрес для ознакомления копии следующих документов: 1. Действующие, но состоянию на хххх 2003 года договоры, контракты, соглашения с приложениями и дополнениями. 2. Платежные документы (платежные поручения и выписки банка) за период с ...... по ....... . 3. Справку о состоянии кредиторской/дебиторской задолженности по состоянию на хххх 2003 г., с указанием наименований кредиторов и дебиторов, сумм договоров, в связи с невыполнением или несвоевременным выполнением, которых возникла задолженность. 4. Книги учета приобретения и реализации товаров за период 2003 г.". По вышеуказанной причине руководитель и главный бухгалтер были вызваны по телефону в Управление по борьбе с организованной преступностью, затем на имя директора пришла повестка. Наши рекомендации относительно последующих действий руководства предприятия Предоставление документов Согласно пп. "в" п. 4 ст. 18 Закона Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" (далее - Закон № 3341) НБУ с целью реализации государственной политики в сфере борьбы с организованной преступностью обязан при получении ходатайства о выдаче лицензии на осуществление операций в иностранной валюте сообщать об этом специальным органам по борьбе с организованной преступностью и учитывать полученные относительно них выводы. Между тем, согласно ст. 19 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Деятельность УБОП (в рассматриваемой ситуации подразумевается орган внутренних дел) и его должностных лиц регулируется Конституцией Украины, Законами Украины "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью", Уголовно-процессуальным кодексом Украины. Между тем, в указанных правовых актах не идет речь о составлении УБОП выводов и направлении их НБУ, а также их действиях в связи с этим, за исключением уже приведенной выше нормы ст. 18 Закона № 3341, где лишь упоминается, что НБУ обязан учитывать полученные выводы специального органа по борьбе с организованной преступностью (к которым, кстати, относится не только УБОП). Согласно п. 6 ст. 5 Декрета КМУ от 19.02.93 г. № 15-93 ( 15-93 ) "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (далее - Декрет) порядок и сроки выдачи лицензии, перечень документов, необходимых для получения лицензии, а также основания для отказа в выдаче лицензии определяются НБУ. Согласно п. 4.11 Положения о порядке выдачи резидентам индивидуальных лицензий НБУ на переведение иностранной валюты за пределы Украины с целью оплаты валютных ценностей, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.01.03 г. № 36 ( z0090-03 ) (далее - Положение), основанием для отказа в выдаче лицензии является негативный вывод Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины. Следовательно, предоставление негативного вывода областным управлением не будет законным основанием для отказа в выдаче лицензии, тем более, если этот вывод основан на незаконных действиях. Действующее законодательство не предусматривает такого основания для истребования документов, как "возникшая необходимость", а также истребования документов для составления выводов для НБУ в связи с получением лицензии. Подпункт "д" ст. 12 Закона № 3341 применяться не может, поскольку из запроса не усматривается получение УБОП фактических данных об организованной преступной деятельности. Как уже отмечалось, что хотя в пп. "в" п. 4 ст. 18 Закона № 3341 и упоминается вывод специальных органов по борьбе с организованной преступностью, однако, Конституцией и законами Украины не предусмотрены полномочия специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел в связи с подготовкой такого вывода. Кроме того, в пп. "б" п. 2 ст. 12 Закона № 3341, на которую содержится ссылка в запросе, предусмотрена возможность получать от предприятий документы по письменному требованию руководителя соответствующего специального подразделения по борьбе с организованной преступностью. Поэтому важно обращать внимание на то, чтобы запрос был подписан руководителем подразделения, а не его заместителем, в противном случае будет иметь место несоответствие указанной норме Закона № 3341, а, следовательно, противоречие ст. 19 Конституции Украины. Как отмечено в п. 4.1 Положения, целесообразность выдачи лицензии определяется с учетом выводов Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины в случае поступления этих выводов в Департамент валютного контроля и лицензирования НБУ в течение срока рассмотрения документов (20 дней или в случае продления срока - 30 дней). В случае непоступления этих выводов целесообразность выдачи резиденту лицензии определяется без их учета. Учитывая вышеизложенное, считаем возможным отказать в удовлетворении запроса УБОП УМВД на основании несоответствия его требованиям действующего законодательства. Однако в таком случае мы не исключаем возможность направления в НБУ негативного вывода и, как следствие, отказ в выдаче лицензии. При этом отмечаем, что отказ в выдаче НБУ лицензии может быть обжалован в суде (ст. 5 Декрета, п. 4.12 Положения). Также обращаем внимание на то, что к ответственности лицо может быть привлечено лишь за невыполнение законных требований контролирующих органов. Правомерность вызова в УБОП Если учитывать правовые нормы, определяющие полномочия УБОП в целом, то применительно к нашей ситуации (имеется в виду вызов по телефону, повесткой) отметим, что в п. 3 ст. 11 Закона о милиции закреплено право милиции вызывать граждан и должностных лиц только по делам о преступлениях и в связи с материалами, имеющимися в их производстве (имеется в виду уголовное дело, оперативно-розыскное дело или материалы по проверке лица в связи с допуском его к государственной тайне, к работе с ядерными материалами и ядерными установками (причем в данной ситуации отсутствуют правовые основания для ведения указанных дел и материалов)), между тем, способ такого вызова не определен. Также хотим отметить, что согласно п. 1 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативным подразделениям предоставляется право опрашивать лиц при наличии их согласия. Нормами Уголовно-процессуального кодекса Украины предусмотрен вызов лица повесткой по уголовному делу, а также возможность вызова отдельных лиц, участвующих в уголовном процессе (обвиняемый, подозреваемый по уголовному делу), по телефону, однако из запроса усматривается, что лица вызываются в связи с получением лицензии в НБУ, а не по уголовному делу. Учитывая вышеизложенное, а также положения ст. 19 Конституции Украины, полагаем, что указанные вызовы не соответствуют требованиям действующего законодательства, а, следовательно, не являются обязательными для вызываемого лица. Таким образом, окончательное решение о предоставлении или непредоставлении документов на запрос УБОП, а также о явке в УБОП принимать вам. При этом еще раз отмечаем, что согласно ст. 19 Конституции Украины обязательными для исполнения являются только законные требования, то есть требования, основанные на нормах Конституции и законов Украины, и лишь за неисполнение таких требований может наступать предусмотренная действующим законодательством ответственность. ------------------------------------------------------------------ "Адвокат бухгалтера" №15/03, стр. 4 [11.08.2003] Максим Дратюк Юрист ------------------------------------------------------------------