Обжалование налоговых извещений-решений Шесть вопросов - шесть ответов 1. В какие сроки необходимо подавать жалобу для обжалования в административном порядке налогового извещения-решения об определенной органом государственной налоговой службы сумме штрафной (финансовой) санкции и решения, принятого по рассмотрению первичной жалобы? * * * В соответствии с подпунктом 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) и подпунктом 4.6 пункта 4 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом ГНА Украины от 30 мая 2003 года № 260 ( z0503-03 ) (зарегистрирован в Минюсте Украины 23 июня 2003 года № 503/7824), в случае когда налогоплательщик считает, что орган государственной налоговой службы неправильно определил сумму штрафных (финансовых) санкций, применение которых законодательством отнесено к компетенции органов государственной налоговой службы, то такой налогоплательщик может в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогового извещения-решения, обжаловать указанное налоговое извещение-решение в органе государственной налоговой службы, который направил такое налоговое извещение-решение (первичная жалоба), или в случае неудовлетворения (частичного удовлетворения) первичной жалобы - подать в указанный срок повторную жалобу (заявление) в орган государственной налоговой службы высшего уровня в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения (ответа) по рассмотрению первичной жалобы. 2. Имеет ли право налогоплательщик обжаловать налоговое извещение-решение в суде (хозяйственном суде) без соблюдения процедуры апелляционного согласования налоговых обязательств в административном порядке? * * * В случае несогласия с определенной органом государственной налоговой службы суммой налогового обязательства налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок (административный или судебный) обжалования налогового извещения-решения. Подпунктом 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) и пунктом 3 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы предусмотрено, что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде (хозяйственном суде) налоговое извещение-решение органа государственной налоговой службы о начислении налоговых обязательств в любой момент после получения соответствующего налогового извещения-решения. Поэтому обжалование налогового извещения-решения в суде не нуждается в предварительном апелляционном согласовании в административном порядке налоговых обязательств, определенных органом государственной налоговой службы. В случае обращения налогоплательщика в определенные указанным Законом сроки в суд с иском о признании недействительным налогового извещения-решения контролирующего органа сумма налогового обязательства считается несогласованной до рассмотрения судом дела по существу и принятия соответствующего решения (подпункт 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона). 3. Какой установлен законодательством срок для рассмотрения органом государственной налоговой службы жалобы налогоплательщика на налоговое извещение-решение об определенной сумме налогового обязательства? * * * Согласно подпункту 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) и пункту 8 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) обязан по рассмотрению жалобы принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней с дня получения жалобы налогоплательщика или в течение срока, продленного (не более чем 60 дней) по решению руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя), в адрес налогоплательщика, указанный в жалобе (заявлении), по которому необходимо направить решение (ответ) почтой с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. 4. Какой порядок обжалования постановления органа государственной налоговой службы о наложении административного взыскания? Приказом ГНА Украины от 30 мая 2003 года № 260 "О внесении изменений в Положение о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы" исключен абзац второй подпункта 5.1 пункта 5 Положения, которым до 10 июля 2003 года предусматривалась возможность предоставления налогоплательщиком повторной жалобы (заявления), в случае полного или частичного неудовлетворения его жалобы, на имя руководителя органа государственной налоговой службы высшего уровня в орган государственной налоговой службы, решение которого обжаловалось. Распространяются ли эти изменения на порядок обжалования постановления органа государственной налоговой службы о наложении административного взыскания? * * * Порядок обжалования постановлений о наложении административных взысканий регламентирован Кодексом Украины об административных правонарушениях, нормы которого учтены в пунктах 13 и 14 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы. Приказом ГНА Украины от 30 мая 2003 года № 260 ( z0503-03 ) изменения в указанные пункты Положения относительно порядка обжалования постановления по делу об административном правонарушении не вносились. Поэтому в случае несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении лицо, относительно которого органом государственной налоговой службы вынесено постановление о наложении административного взыскания, имеет право обжаловать постановление в органе государственной налоговой службы, должностное лицо которого вынесло постановление. Поступившая жалоба регистрируется и в течение трех суток направляется вместе с делом в орган государственной налоговой службы высшего уровня (должностному лицу, правомочному ее рассматривать). Что касается обжалования решений вышестоящего органа государственной налоговой службы, принятых по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то в случае полного или частичного неудовлетворения жалобы городской госналогинспекцией с районными госналогинспекциями или региональной ГНА (Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя), жалобу на решение горгосналогинспекции необходимо подавать непосредственно в соответствующую региональную госналогадминистрацию, а на решение региональной госналогадминистрации - в ГНА Украины в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения по рассмотрению жалобы на постановление о наложении административного взыскания. Во время рассмотрения жалобы проверяется обоснованность решения, принятого по рассмотрению жалобы на постановление, и правомерность вынесения постановления. Например: лицо, относительно которого начальником ГНИ в Голосеевском районе г. Киева 11 июля 2003 года вынесено постановление о наложении административного взыскания, подало 15 июля 2003 года в райгосналогинспекции жалобу на указанное постановление и 22 июля 2003 года получило решение ГНА в г. Киеве по рассмотрению жалобы на постановление. В случае несогласия с решением ГНА в г. Киеве оно может быть обжаловано непосредственно в ГНА Украины в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения горгосналогадминистрации, принятого по рассмотрению жалобы, т. е. жалоба (заявление) должна быть подана в ГНА Украины не позднее 1 августа 2003 года. 5. Может ли налогоплательщик обжаловать в административном порядке сумму налогового обязательства, начисленного органом государственной налоговой службы с использованием косвенного метода? * * * Подпунктом 4.3.5 пункта 4.3 статьи 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" № 2181-III ( 2181-14 ) предусмотрено, что суммы начисленных налоговых обязательств с использованием косвенного метода могут быть обжалованы налогоплательщиком в общем порядке, установленном указанным Законом, т. е. в административном или судебном порядке. Однако согласно положениям подпункта 19.3.6 пункта 19.3 статьи 19 Закона № 2181-III до 1 января 2005 года действует правило, по которому, если налогоплательщик отказывается согласовать налоговое обязательство, начисленное налоговым органом с использованием косвенного метода, налоговый орган обязан обратиться в суд с иском о признании такой суммы налогового обязательства. Учитывая вышеприведенное, в случае несогласия налогоплательщика с суммой налогового обязательства, начисленного с использованием косвенного метода и предоставления в установленные Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" сроки первичной жалобы на налоговое извещение-решение на сумму такого налогового обязательства, орган государственной налоговой службы, который направил указанное налоговое извещение-решение, обязан обратиться в суд с иском о признании судом суммы налогового обязательства, начисленного по косвенному методу. Своевременное предоставление жалобы налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы, который осуществил начисление налогового обязательства с использованием косвенного метода, останавливает выполнение налогового извещения-решения и такая сумма налогового обязательства считается несогласованной и в переходный период (пункт 19.3 статьи 19 Закона № 2181-III) не подлежит дальнейшему административному обжалованию. Орган государственной налоговой службы должен сообщить об указанном налогоплательщику в ответе на жалобу и подать исковое заявление для признания судом суммы налогового обязательства, начисленного с использованием косвенного метода. При этом обязанность доведения того, что такое начисление было сделано надлежащим образом возлагается на налоговый орган. Если налогоплательщик в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогового извещения-решения о начислении налогового обязательства по косвенному методу, не обжаловал указанную в налоговом извещении-решении сумму налогового обязательства, то она считается согласованной и подлежит внесению в бюджет на общих основаниях. 6. В абзаце десятом пункта 3 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы с изменениями, внесенными Приказом ГНА Украины от 30 мая 2003 года № 260 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 23 июня 2003 года № 503/7824), дано определение термина "дата предоставления жалобы (заявления)", в том числе в случае направления жалобы (заявления) почтой. У налоговиков и налогоплательщиков возникает вопрос, от какой даты необходимо считать двадцать календарных дней для принятия и направления налогоплательщику мотивированного решения по рассмотрению жалобы (заявления) или направления решения о продлении сроков рассмотрения жалобы (заявления)? * * * Абзацем первым подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ) (пункт 8 вышеупомянутого Положения) предусмотрено, что орган государственной налоговой службы обязан принять мотивированное решение по рассмотрению жалобы (заявления) и направить его в течение двадцати календарных дней с дня получения жалобы (заявления) налогоплательщика в его адрес почтой с уведомлением о вручении или предоставить ему решение под расписку. С учетом положений пункта 16.2 статьи 16 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы (заявления) налогоплательщика (срок рассмотрения жалобы (заявления) с учетом продления не должен превышать шестидесяти календарных дней) и письменно сообщить об этом налогоплательщику (направить решение в его адрес почтой с уведомлением о вручении или предоставить ему решение под расписку) до окончания двадцатидневного срока с даты получения органом государственной налоговой службы жалобы (заявления) налогоплательщика. Учитывая нормы Закона № 2181-III и Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы вышеупомянутые сроки для принятия и направления решения по рассмотрению жалобы (заявления) налогоплательщика или решения о продлении сроков рассмотрения жалобы (заявления) необходимо считать с дня получения органом государственной налоговой службы жалобы (заявления) от налогоплательщика, а не от даты отправления налогоплательщиком жалобы (заявления) почтой с уведомлением о вручении. Следует отметить, что согласно абзацам третьим пунктов 3 и 10 Положения регистрация жалобы (заявления) налогоплательщика должна происходить в день ее предоставления или поступления в орган государственной налоговой службы (в случае направления почтой) и во вступительной части решения по рассмотрению жалобы (заявления) или в решении о продлении рассмотрения жалобы (заявления) указывается дата и номер принятия жалобы (заявления) к рассмотрению по данным журнала регистрации входящей корреспонденции. Обращаем внимание налогоплательщиков, что, начиная с 10 июля 2003 года повторные жалобы (заявления) на налоговые извещения-решения или на другие решения, предусмотренные в пункте 2 Положения о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного Приказом ГНА Украины от 3 марта 1998 года № 93 ( z0176-98 ) с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ГНА Украины от 2 марта 2001 года № 82 ( z0238-01 ) и от 30 мая 2003 года № 260 ( z0503-03 ), направляются непосредственно или направляются почтой с уведомлением о вручении в соответствующий орган государственной налоговой службы высшего уровня (абзац первый подпункта 5.1 пункта 5 Положения), а также согласно подпункту 1 абзаца 4 пункта 3 Положения в обязательном порядке в жалобе (заявлении) необходимо отметить адрес, по которому направить решение (ответ) по жалобе (заявлению). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" №29/03, стр. 20 [07.08.2003] И. Лонюк Начальник Главного управления апелляций ГНА Украины ------------------------------------------------------------------