Ненужное зачеркнуть

    Должен ли 10%-ный ЮРЕН или ЧЛЕН  уплачивать  НДС  при  импорте
    работ-услуг

    Частный предприниматель, находящийся на уплате единого налога,
    {1} и предприятие - плательщик единого налога  по  ставке  10%
    (оба  эти  лица  не  являются  плательщиками  НДС)    получают
    работы-услуги  от  нерезидента.  Должны  ли  упомянутые   лица
    уплачивать НДС со стоимости  этих  импортируемых  работ-услуг?
    Если да, то могут ли они в дальнейшем получить по сумме такого
    НДС право на налоговый кредит?

    * * *

    На этот вопрос существуют два варианта ответа. {2}

    1. Для осторожных плательщиков

    Если вы из их числа, то безусловное давление  на  вас  в  этом
вопросе окажет наличие в Методических рекомендациях  к  применению
нормативно-правовых актов относительно взимания  НДС  с  операций,
осуществляемых  субъектами    предпринимательской    деятельности,
перешедшими  на  упрощенную  систему  налогообложения,  учета    и
отчетности,  доведенных  письмом    ГНАУ    от    27.08.2001    г.
№ 11563/7/16-1117  ( v1563225-01 )  {3}  п. 6.2,  а  в  п.  6.2  - 
следующего абзаца:

    "При  получении    юридическими    и    физическими    лицами,
    уплачивающими    единый    налог    (независимо    от    того,
    зарегистрировано такое лицо в  качестве  плательщика  НДС  или
    нет), работ и услуг от нерезидентов для их  использования  или
    потребления на таможенной территории Украины НДС  уплачивается
    в соответствии с Законом в общем  порядке,  установленном  для
    всех субъектов хозяйственной деятельности".

    Ну и, кроме  того,  есть  аналогичные  п.  12  информационного
письма ВХС от 14.02.2002г. № 01-8/157 ( v_157600-02 ) {4}, а также  
письмо Госкомпредпринимательства  от  21.08.2000  г.  № 3-513/2961 
( v2961563-00 ) (см.  "Бухгалтер"  № 15'2001,  с. 59). {5} Правда,  
в  двух  последних  документах  речь  идет  об  обложении   только 
импортируемых товаров,  а об обложении "импортным" НДС работ-услуг 
не сказано ни слова.
    Поэтому  желающие  спать  спокойно  в  данной   ситуации    не
задумываясь уплатят в бюджет "импортный" НДС, рассчитанный как 20%
к  гривневому  эквиваленту  инвалютной  стоимости    президентских
работ-услуг.
    (Причем датой возникновения налоговых  обязательств  по  этому
"импортному" НДС  согласно  п/п. 7.3.6 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) 
(далее - Закон) будет дата первого события:
    либо перечисления предоплаты за "импортные" работы-услуги;
    либо оформления документа о выполнении  работ  (предоставлении
услуг).
    Соответственно, пересчет инвалютной стоимости этих работ-услуг
в гривни производится по курсу НБУ на дату возникновения НО).
    А вот о праве на налоговый кредит по сумме этого НДС  придется
забыть.  Налоговики наверняка вам в этом  откажут:  во-первых,  вы
вообще не зарегистрированы в качестве плательщика  данного  налога
(правда, этот же факт почему-то абсолютно  не  мешает  налоговикам
требовать уплаты налога!), ну а во-вторых, вас  обязательно  ткнут
носом  во  второе  предложение  п/п.  7.2.4  Закона,  в    котором
говорится, что

    "субъекты  предпринимательской  деятельности,  перешедшие   на
    упрощенную  систему  налогообложения,  не    предусматривающую
    уплату налога или предусматривающую его уплату в ином,  нежели
    определено настоящим Законом,  порядке,  утрачивают  право  на
    начисление налога, налоговый кредит  и  составление  налоговой
    накладной,  а  также  на  получение  возмещения  за  налоговый
    период, в котором произошел такой переход".

    2. Для смелых плательщиков

    Такие уж точно "импортно-услужный" НДС уплачивать не станут.
    Главная мотивировка - опять же  проста:  действующая  редакция
ст. 6 Указа № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ) говорит о том,  что  
субъект  малого  предпринимательства  не является  (в том числе и)
плательщиком  налога  на  добавленную  стоимость  (кроме   ЮРЕНов,
избравших ставку 6%, и добровольно "заНДСившихся" ЧПЕНов). Никаких
оговорок в Указе не содержится.  А что, дескать, здесь  речь  идет
только об НДС с продажи товаров (работ, услуг), - так это в чистом
виде "конкретно-фискальная"  выдумка  налоговиков  (и  пр.),    не
имеющая ничего общего с законом (точнее - с Указом).
    Кстати, в таком случае вполне может  пригодиться  и  следующий
допаргумент:    как    мы    уже    отмечали,    и    ВХС,       и
Госкомпредпринимательства  в  своих   вышеупомянутых    фискальных
письмах вели речь только об уплате налога с импортируемых товаров,
а  вопрос  об  обложении  "импортным"  НДСом  работ-услуг  они  не
затрагивали. Может быть, это неспроста?
    Ибо даже если и встать на фискальные позиции, обложить налогом
такие работы-услуги не так уж просто -  ведь  механизма  обложения
для  такого  случая  не  предусмотрено.    Согласно    действующим
нормативам уплата этого налога производится путем  включения его в
строку 7 налоговой декларации, которую плательщики (и юр-, и физ-)
единого налога (за исключением   "шестипроцентников"  и  ЧПЕНов  -
добровольных НДСников) представлять в ГНИ  не  обязаны  (напомним,
что согласно п. 1.2 Порядка заполнения и  представления  налоговой
декларации по  налогу  на  добавленную  стоимость  {6}  декларацию
обязаны представлять только лица,  зарегистрированные  в  качестве
плательщиков этого налога {7}), так что круг формально замкнулся.
    Сюда можно добавить еще один  аргумент.  Пожалуй,  кому-то  он
покажется слишком формальным и даже смешным, но поскольку в  судах
{8} зачастую склоняются к буквальной трактовке норм, то  он  может
сыграть определенную роль. Согласно п. 1.3 Закона Об НДС

    "плательщик налога - лицо, которое согласно настоящему  Закону
    обязано осуществлять удержание и  внесение  в  бюджет  налога,
    уплачиваемого покупателем, или лицо,  ввозящее  (пересылающее)
    товары на таможенную территорию Украины".

    Таким образом, можно утверждать, что ваши  "лица",  получающие
от нерезидентов работы-услуги, плательщиками не являются не только
по ст. 6 Указа, но и по п. 1.3 Закона.
    Между прочим, ВХС следует  вспомнить,  что  в  новой  редакции
п/п. 4.4.1 "Конфликт интересов" Закона  "О  порядке  погашения..."
{9} уже исключены слова "в  рамках  апелляционного  согласования",
позволявшие в свое время утверждать, будто на суды  эта  норма  не
распространяется.  Так  что  по-хорошему  сейчас  ВХС  стоило   бы
отозвать п. 12 упомянутого письма от 14.02.2002 г. и заменить  его
новым - законным и нефискальным - в  пользу  плательщиков  единого
налога, то есть о неуплате ими "импортного" НДС  (и  не  только  с
импортируемых работ-услугно и с товаров).

{1} По-нашему - ЧПЕН. - А. П.
{2} Сразу  оговоримся,  что  облагаются   только    работы-услуги,
    предоставляемые  нерезидентами  "для  их  использования    или
    потребления на таможенной территории Украины" (см. п/п.  3.1.2
    Закона    об    НДС).    Поэтому    если    доказать,      что
    использование-потребление состоялось  "там",  то  НДС  "здесь"
    вообще (ни у кого) не возникнет.
{3} Извлечение из указанных  Методических  рекомендаций  -  см.  в
    "Бухгалтере" № 38'2002 на с. 38т-42т.
{4} См. там же, с. 48т.
{5} Обоснование таких фискальных выводов -  до  глупости  простое:
    налоговики  (и  иже  с  ними)  считают,  что  в  ст.  6  Указа
    Президента "Об упрощенной  системе  налогообложения,  учета  и
    отчетности субъектов малого предпринимательства"  (в  редакции
    Указа Президента от 28.06.99 г. №  746/99  -  см.  "Бухгалтер"
    № 38'2002, с. 2т-5т), освобождающей от  НДС,  имеются  в  виду
    только операции по  реализации.  Таким  образом,  операции  по
    ввозу (приобретению) товаров (работ,  услуг),  по  их  мнению,
    должны облагаться НДС.
{6} См. "Бухгалтер" № 25'2002, с. 28т.
{7} Кстати, взимать "импортный" НДС с лица, не зарегистрированного
    в качестве плательщика, можно только в отношении импортируемых
    товаров (и только на таможне).  Это подтверждает  Положение  о
    Реестре плательщиков  налога  на  добавленную  стоимость  (см.
    абз. 2 его п. 1 там же на с. 2т), в котором речь идет только о
    лицах,  импортирующих  товары  (а  импортеры  работ-услуг   не
    упоминаются!).
{8} А вероятность того, что дело может дойти и до суда, достаточно
    высока.
{9} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 5т.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№29/03, стр. 45
[01.08.2003]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------