Ненужное зачеркнуть Должен ли 10%-ный ЮРЕН или ЧЛЕН уплачивать НДС при импорте работ-услуг Частный предприниматель, находящийся на уплате единого налога, {1} и предприятие - плательщик единого налога по ставке 10% (оба эти лица не являются плательщиками НДС) получают работы-услуги от нерезидента. Должны ли упомянутые лица уплачивать НДС со стоимости этих импортируемых работ-услуг? Если да, то могут ли они в дальнейшем получить по сумме такого НДС право на налоговый кредит? * * * На этот вопрос существуют два варианта ответа. {2} 1. Для осторожных плательщиков Если вы из их числа, то безусловное давление на вас в этом вопросе окажет наличие в Методических рекомендациях к применению нормативно-правовых актов относительно взимания НДС с операций, осуществляемых субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, доведенных письмом ГНАУ от 27.08.2001 г. № 11563/7/16-1117 ( v1563225-01 ) {3} п. 6.2, а в п. 6.2 - следующего абзаца: "При получении юридическими и физическими лицами, уплачивающими единый налог (независимо от того, зарегистрировано такое лицо в качестве плательщика НДС или нет), работ и услуг от нерезидентов для их использования или потребления на таможенной территории Украины НДС уплачивается в соответствии с Законом в общем порядке, установленном для всех субъектов хозяйственной деятельности". Ну и, кроме того, есть аналогичные п. 12 информационного письма ВХС от 14.02.2002г. № 01-8/157 ( v_157600-02 ) {4}, а также письмо Госкомпредпринимательства от 21.08.2000 г. № 3-513/2961 ( v2961563-00 ) (см. "Бухгалтер" № 15'2001, с. 59). {5} Правда, в двух последних документах речь идет об обложении только импортируемых товаров, а об обложении "импортным" НДС работ-услуг не сказано ни слова. Поэтому желающие спать спокойно в данной ситуации не задумываясь уплатят в бюджет "импортный" НДС, рассчитанный как 20% к гривневому эквиваленту инвалютной стоимости президентских работ-услуг. (Причем датой возникновения налоговых обязательств по этому "импортному" НДС согласно п/п. 7.3.6 Закона об НДС ( 168/97-ВР ) (далее - Закон) будет дата первого события: либо перечисления предоплаты за "импортные" работы-услуги; либо оформления документа о выполнении работ (предоставлении услуг). Соответственно, пересчет инвалютной стоимости этих работ-услуг в гривни производится по курсу НБУ на дату возникновения НО). А вот о праве на налоговый кредит по сумме этого НДС придется забыть. Налоговики наверняка вам в этом откажут: во-первых, вы вообще не зарегистрированы в качестве плательщика данного налога (правда, этот же факт почему-то абсолютно не мешает налоговикам требовать уплаты налога!), ну а во-вторых, вас обязательно ткнут носом во второе предложение п/п. 7.2.4 Закона, в котором говорится, что "субъекты предпринимательской деятельности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не предусматривающую уплату налога или предусматривающую его уплату в ином, нежели определено настоящим Законом, порядке, утрачивают право на начисление налога, налоговый кредит и составление налоговой накладной, а также на получение возмещения за налоговый период, в котором произошел такой переход". 2. Для смелых плательщиков Такие уж точно "импортно-услужный" НДС уплачивать не станут. Главная мотивировка - опять же проста: действующая редакция ст. 6 Указа № 746/99 ( 746/99 ) (далее - Указ) говорит о том, что субъект малого предпринимательства не является (в том числе и) плательщиком налога на добавленную стоимость (кроме ЮРЕНов, избравших ставку 6%, и добровольно "заНДСившихся" ЧПЕНов). Никаких оговорок в Указе не содержится. А что, дескать, здесь речь идет только об НДС с продажи товаров (работ, услуг), - так это в чистом виде "конкретно-фискальная" выдумка налоговиков (и пр.), не имеющая ничего общего с законом (точнее - с Указом). Кстати, в таком случае вполне может пригодиться и следующий допаргумент: как мы уже отмечали, и ВХС, и Госкомпредпринимательства в своих вышеупомянутых фискальных письмах вели речь только об уплате налога с импортируемых товаров, а вопрос об обложении "импортным" НДСом работ-услуг они не затрагивали. Может быть, это неспроста? Ибо даже если и встать на фискальные позиции, обложить налогом такие работы-услуги не так уж просто - ведь механизма обложения для такого случая не предусмотрено. Согласно действующим нормативам уплата этого налога производится путем включения его в строку 7 налоговой декларации, которую плательщики (и юр-, и физ-) единого налога (за исключением "шестипроцентников" и ЧПЕНов - добровольных НДСников) представлять в ГНИ не обязаны (напомним, что согласно п. 1.2 Порядка заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость {6} декларацию обязаны представлять только лица, зарегистрированные в качестве плательщиков этого налога {7}), так что круг формально замкнулся. Сюда можно добавить еще один аргумент. Пожалуй, кому-то он покажется слишком формальным и даже смешным, но поскольку в судах {8} зачастую склоняются к буквальной трактовке норм, то он может сыграть определенную роль. Согласно п. 1.3 Закона Об НДС "плательщик налога - лицо, которое согласно настоящему Закону обязано осуществлять удержание и внесение в бюджет налога, уплачиваемого покупателем, или лицо, ввозящее (пересылающее) товары на таможенную территорию Украины". Таким образом, можно утверждать, что ваши "лица", получающие от нерезидентов работы-услуги, плательщиками не являются не только по ст. 6 Указа, но и по п. 1.3 Закона. Между прочим, ВХС следует вспомнить, что в новой редакции п/п. 4.4.1 "Конфликт интересов" Закона "О порядке погашения..." {9} уже исключены слова "в рамках апелляционного согласования", позволявшие в свое время утверждать, будто на суды эта норма не распространяется. Так что по-хорошему сейчас ВХС стоило бы отозвать п. 12 упомянутого письма от 14.02.2002 г. и заменить его новым - законным и нефискальным - в пользу плательщиков единого налога, то есть о неуплате ими "импортного" НДС (и не только с импортируемых работ-услугно и с товаров). {1} По-нашему - ЧПЕН. - А. П. {2} Сразу оговоримся, что облагаются только работы-услуги, предоставляемые нерезидентами "для их использования или потребления на таможенной территории Украины" (см. п/п. 3.1.2 Закона об НДС). Поэтому если доказать, что использование-потребление состоялось "там", то НДС "здесь" вообще (ни у кого) не возникнет. {3} Извлечение из указанных Методических рекомендаций - см. в "Бухгалтере" № 38'2002 на с. 38т-42т. {4} См. там же, с. 48т. {5} Обоснование таких фискальных выводов - до глупости простое: налоговики (и иже с ними) считают, что в ст. 6 Указа Президента "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (в редакции Указа Президента от 28.06.99 г. № 746/99 - см. "Бухгалтер" № 38'2002, с. 2т-5т), освобождающей от НДС, имеются в виду только операции по реализации. Таким образом, операции по ввозу (приобретению) товаров (работ, услуг), по их мнению, должны облагаться НДС. {6} См. "Бухгалтер" № 25'2002, с. 28т. {7} Кстати, взимать "импортный" НДС с лица, не зарегистрированного в качестве плательщика, можно только в отношении импортируемых товаров (и только на таможне). Это подтверждает Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость (см. абз. 2 его п. 1 там же на с. 2т), в котором речь идет только о лицах, импортирующих товары (а импортеры работ-услуг не упоминаются!). {8} А вероятность того, что дело может дойти и до суда, достаточно высока. {9} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 5т. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" №29/03, стр. 45 [01.08.2003] Алексей Павленко ------------------------------------------------------------------