Использование наличных - целевое или нецелевое

    Предприятие  получало  с  банковского  счета  наличность    по
    денежным чекам. В чеках указывалась сумма и целевое назначение
    наличности "хозяйственные нужды".  Банк в чеке ставил  код  61
    "Выдача на другие цели" вместо необходимого кода 53 "Выдача на
    покупку  товаров,  оплату  услуг  и  за  выполненные  работы".
    Полученные по чекам наличные  денежные  средства  использованы
    предприятием по целевому назначению, указанному в чеках, -  на
    хознужды.  По результатам проверки налоговой  инспекцией  были
    применены  штрафные  санкции  к  предприятию   за    нецелевое
    использование средств.  На  сумму  штрафных  санкций  получено
    налоговое  уведомление.  Правомерны  ли  действия    налоговой
    инспекции по начислению штрафов?

    * * *

    В соответствии с п. 2.13 Положения о ведении кассовых операций
в  национальной  валюте  Украины,  утвержденного    постановлением
Правления  НБУ  от  19.02.2001 г. № 72 ( z0237-01 ),  предприятия,
имеющие  текущие счета в учреждениях банков, получают наличность с
этих  счетов  по   денежному  чеку (с  четкой  формулировкой  сути
операций,  которые будут проводиться) в пределах имеющихся средств
и используют ее исключительно  на  цели,  определенные  в денежном
чеке и не противоречащие действующему законодательству Украины.
    Порядок    использования    кодов    учреждениями       банков
регламентирован Инструкцией об  организации  работы  по  наличному
обращению учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением
Правления  НБУ  от  19.02.2001  г.  №  69  ( z0216-01 )  (далее  -
Инструкция).    Данная   Инструкция    является  обязательной  для
использования  в  работе  банков  и  не  используется   в   работе
предприятий.
    Согласно п. 1.5 Инструкции  в  обязанности  банков  входит,  в
частности, систематический анализ состояния поступления  и  выдачи
наличности. С этой целью банками периодически составляется отчет о
кассовых оборотах.  Отчет составляется  по  номенклатуре  символов
(кодов), приведенных в приложении 1 к Инструкции.
    Пунктом 5.6 Инструкции  установлено,  что  символы  отчета  по
выдаче наличности определяются согласно  указанному  клиентами  на
обороте  денежных  чеков  целевому  назначению   денежных    сумм,
получаемых в банке, а также в каждом расходном кассовом документе.
    Следовательно, предприятие (клиент банка) указывает в денежном
чеке  целевое  назначение  получаемых  денежных  средств   словами
(например, хозяйственные нужды), а банк  на  основании  указанного
предприятием  целевого  назначения  самостоятельно  определяет   и
проставляет необходимый код.
    В данном случае в денежном чеке предприятием  указано  целевое
использование наличности "хозяйственные нужды".  Такое направление
выдачи  наличности  банком  соответствует   коду    53,    который
предусматривает  выдачу  наличности  на  покупку  товаров   (кроме
сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки), оплату
услуг и  выполненных  работ  предприятиям  (предпринимателям)  для
собственных нужд и для дальнейшей реализации. По ошибке работником
банка в чеке вместо кода 53 был указан код 61,  означающий  выдачу
наличности:
    - скупочным пунктам и магазинам на скупку  вещей,  драгоценных
металлов и камней, на выплату физическим лицам - комитентам;
    - на заготовку утильсырья и ремесленно-кустарных изделий;
    - на скупку у населения стеклянной тары;
    - индивидуальным  заемщикам   на    жилищное    строительство,
приобретение скота, обзаведение хозяйством;
    - членам обществ садоводов на приобретение  или  строительство
садовых домиков и благоустройство садовых участков;
    - молодым  семьям  на  улучшение   условий    и    обзаведение
хозяйством;
    - предприятиям  и  организациям  для  предоставления  кредитов
своим работникам;
    -  на  подкрепление  ломбардов  для   осуществления    ссудных
операций;
    - на другие цели.
    Таким образом, в выписке банка указывается код, поставленный в
чеке, - 61.
    Налоговые  органы   определяют    соответствие    фактического
использования денежных средств цели, на которую они были  получены
в банке, на основании выписок банка и расходных кассовых ордеров.
    Согласно выписке банка предприятием получены денежные средства
на другие цели, а  израсходованы  эти  средства  на  хозяйственные
нужды, что  свидетельствует  о  нецелевом  использовании  денежных
средств.
    В соответствии с п. 1 Указа Президента Украины  "О  применении
штрафных санкций за  нарушение  норм  по  регулированию  обращения
наличности" от 12.06.95 г. № 436/95  ( 436/95 )  за  использование
полученных в учреждении банка  наличных  средств  не  по  целевому
назначению установлен штраф в размере израсходованной наличности.
    Таким  образом,  представители   налоговой    инспекции    при
начислении  штрафных  санкций  действовали  в    соответствии    с
требованиями действующего законодательства.
    Код в денежном чеке ставится работником банка и в  обязанности
предприятия не входит ни указание кода, ни  проверка  правильности
кодов, проставленных банком.
    Денежные  средства  использованы  предприятием  по    целевому
назначению, указанному  в  чеке.  Доказать  целевое  использование
наличности  возможно  только  направив   письменный    запрос    в
обслуживающий банк.
    Судя по вопросу, во время проверки запрос в  учреждение  банка
не  направлялся.  Проверка  налоговой  инспекцией  завершена,  акт
проверки подписан, предприятием получено налоговое уведомление  на
сумму штрафных санкций.
    В такой ситуации предприятие на основании п. 4.6  Положения  о
порядке подачи и рассмотрения  жалоб  налогоплательщиков  органами
государственной  налоговой  службы,  утвержденного  приказом  ГНАУ
от  03.03.98  г.  № 93 ( z0176-98 )  (далее  -  Положение),  может
обжаловать  сумму   начисленных  штрафных  санкций  в  течение  10
календарных   дней,  следующих   за   днем  получения   налогового
уведомления.
    Согласно п.п. 3 п.  15  Положения  лицо,  подавшее  жалобу  на
решение  органа  государственной  налоговой  службы,  имеет  право
подавать дополнительные материалы или  настаивать  на  их  запросе
органом государственной налоговой  службы,  который  рассматривает
жалобу.  То есть предприятие имеет право настаивать на направлении
запроса в обслуживающий банк  и  пересмотре  начисленных  штрафных
санкций.
    Если по каким-либо причинам предприятием пропущены  предельные
сроки  для   обжалования    решения    налоговой    инспекции    в
административном порядке, то на основании п. 3 Положения с  учетом
сроков давности (1095 дней) предприятие имеет право оспорить такое
решение в суде в любой  момент  после  получения  соответствующего
налогового уведомления.
    В  любом  случае  предприятию  необходимо  согласовать  вопрос
неправильного кодирования с обслуживающим банком  и  в  дальнейшем
следить за правильностью указания кодов.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№66/03, стр. 53
[18.08.2003]
Е. Верховая, А. Свириденко, Н. Самило
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------