Инвентаризация запасов. Пересортица

    Фирма  торгует  кафельной  плиткой.  Для  внутреннего    учета
    кафельной плитки введены артикулы (цифровые коды),  которые  в
    рамках одного производителя кафеля и цветовой гаммы служат для
    определения цветовых оттенков последнего.
    В  связи  со  сменой  материально  ответственного  лица   была
    проведена инвентаризация.  Результаты инвентаризации совпали с
    данными бухгалтерского учета, но была  обнаружена  пересортица
    товара по артикулам.
    Как  правильно   оформить    в    этом    случае    результаты
    инвентаризации?

    * * *

    Инвентаризация  осуществляется    согласно    Инструкции    по
инвентаризации  основных    средств,    нематериальных    активов,
товарно-материальных ценностей, денежных средств  и  документов  и
расчетов,  утвержденной  приказом  Министерства  финансов  Украины
от  11.08.94  г.  № 69 ( z0202-94 ) (далее  -  Инструкция  №  69).  
Согласно  п.  12  постановления  КМУ  от  28.02.2000  г.    №  419 
( 419-2000-п ) "Об утверждении  Порядка  предоставления финансовой 
отчетности"  и  п.  3  Инструкции  № 69  проведение инвентаризации 
обязательно в случае смены  материально ответственных лиц (на день 
принятия-передачи дел).
    Перед  началом    проведения    инвентаризации    производятся
подготовительные работы по  сортировке,  маркировке  материалов  и
т. д.  Инвентаризация  производится  в  присутствии    материально
ответственного лица.
    Данные о  выявленных  и  подсчитанных  ценностях  заносятся  в
инвентаризационные  описи,  которые  подписываются  всеми  членами
инвентаризационной    комиссии,    назначаемой       руководителем
предприятия.
    По  окончании  инвентаризации  инвентаризационные    ведомости
передаются в бухгалтерию для сопоставления действительных остатков
средств с их остатками по данным учета.
    Для  выявления    результатов    инвентаризации    бухгалтерия
составляет сличительные ведомости, в которых  сопоставляет  данные
бухгалтерского  учета  с  фактическими  данными,  выявленными  при
инвентаризации и зафиксированными в инвентаризационных ведомостях.
В сличительной ведомости выявляются  результаты  инвентаризации  -
излишки или недостачи.
    Работа по  инвентаризации  считается  законченной  лишь  после
того,  как  все  расхождения  в  учетных  данных,  обнаруженные  в
результате инвентаризации, выяснены и отрегулированы,  что  должно
быть отражено на счетах бухгалтерского учета.
    Обращаем  внимание,  что  по  мнению   Госкомстата    действие
постановления Госкомстата СССР от 28.12.89г. № 241 ( v0241400-89 )   
"Об   утверждении  форм  первичной   учетной    документации   для 
предприятий   и   организаций"   на   территории     Украины    не  
приостанавливалось  и не противоречит постановлению Верховной Рады 
Украины от 12.09.91 г. № 1545 ( 1545-12 )  "О  порядке  временного  
действия  на  территории  Украины отдельных актов законодательства  
Союза  ССР".  Поэтому  для оформления  результатов  инвентаризации  
ценностей  и  бланков  документов  строгой  отчетности предприятия  
могут применять форму первичной учетной документации, утвержденную    
постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241.
    Пунктом  11.12  Инструкции  №  69  регламентируется    порядок
регулирования  инвентаризационной  разницы.  Поскольку  в   данном
случае количество, стоимость и наименование  товаров,  по  которым
обнаружены  излишки  и  недостачи,  совпадают,  считаем  возможным
применение п. 11.12 Инструкции № 69 Согласно п. "а" последнего -

    "Взаимный зачет излишков и недостач в  результате  пересортицы
    может быть допущен  только  относительно  товарно-материальных
    ценностей  одинакового  наименования   и    в    тождественном
    количестве при условии, что излишки и  недостачи  образовались
    за один и тот же период, который проверяется, и одного и  того
    же лица, которое проверяется.
    Органы  государственного  управления,  к    ведению    которых
    относятся  предприятия,  могут  устанавливать  порядок,  когда
    такой зачет может быть допущен относительно  одной  и  той  же
    группы товарно-материальных ценностей, если ценности,  которые
    входят в ее  состав,  имеют  сходство  по  внешнему  виду  или
    упакованы в одинаковую тару (при  отпуске  их  без  распаковки
    тары)".

    Также учитывая положения абз. 2 пп. "а"  п.  11.12  Инструкции
№ 69, считаем, что  последний  по  аналогии  может  быть  применен
предприятием. Иными словами, по решению органа управления общества
(руководителя или общего  собрания)  приказом  или  положением  об
инвентаризации может быть установлен порядок, когда зачет излишков
и недостач в результате пересортицы допускается относительно одной
и той же группы  товарно-материальных  ценностей,  если  ценности,
которые входят в ее состав, имеют сходство по  внешнему  виду  или
упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
    Например,  такой  порядок  может  быть   оформлен    следующей
формулировкой -

    "При проведении инвентаризации, в случае выявления недостач  и
    излишков кафеля в  тождественном  количестве  возможен  зачет,
    поскольку последний отпускается  без  распаковки  тары.  Такой
    зачет возможен при наличии следующих условий:
    - кафель упакован в одинаковую тару;
    - совпадает по размеру;
    - совпадает по производителю;
    -  имеет  одинаковую  цветовую  гамму,  т.е.  отличается  лишь
    оттенками и номерами, которые характеризуют последние;
    - излишки и недостачи  возникли  в  фодин  и  тот  проверяемый
    период и у одного и того же лица, которое проверяется".

    В случае когда при зачете излишков и недостач при  пересортице
стоимость  ценностей,  которые  оказались  в  недостаче,    больше
стоимости  ценностей,  которые  оказались  в   излишке,    разница
стоимости должна быть отнесена на виновных  лиц.  Если  конкретные
виновники  пересортицы  не  установлены,  то  суммарные    разницы
рассматриваются как недостача ценностей  сверх  норм  естественной
убыли  с  отнесением  их  на  результаты   финансово-хозяйственной
деятельности.  По результатам такой суммарной разницы в протоколах
инвентаризационной  комиссии  должны  быть  указаны  исчерпывающие
объяснения причин, по которым разницы не могут  быть  отнесены  на
виновных лиц.  Превышение стоимости ценностей, которые оказались в
излишке, против стоимости ценностей, в отношении которых  выявлена
недостача при пересортице, относится на  увеличение  данных  учета
соответствующих    материальных    ценностей    и      результатов
финансово-хозяйственной деятельности.
    По нашему мнению, о зачете излишков  и  недостач  при  наличии
соответствующих обстоятельств и  соответствующего  решения  органа
управления  общества  инвентаризационной  комиссией  на  основании
инвентаризационных  описей,  которые  передаются  в   бухгалтерию,
составляются  сличительные  (сравнительные)    ведомости.    Форма
сличительной    ведомости        результатов        инвентаризации
товарно-материальных ценностей (форма  №  инв-19)  утверждена  уже
упоминавшимся  постановлением  Госкомстата  СССР  от  28.12.89  г.
№ 241.  Зачёт,  по  нашему    мнению,    оформляется    протоколом
инвентаризационной  комиссии  со  ссылкой  на    решение    органа
управления, допускающего такой зачет.
    Протокол инвентаризационной комиссии должен быть  в  5-дневный
срок  рассмотрен   и    утвержден    руководителем    предприятия.
Утвержденные результаты инвентаризации отражаются в  бухгалтерском
учете  предприятия  в  том    месяце,    в    котором    закончена
инвентаризация, но не поднес декабря отчетного года.
    Результаты  проведенных  в  отчетном    году    инвентаризаций
отражаются  в  форме,  которая  приведена  в  дополнении  №  3   к
Инструкции № 69.

------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№17/03, стр. 13
[08.09.2003]
Андрей Чимбарь
Юрист
------------------------------------------------------------------