Списание расходов на арендованный автомобиль Предприятие арендует легковой автомобиль, выплачивает арендодателю арендную плату, но при эксплуатации автомобиля не оформляет путевой лист. За что в таком случае предприятие могут оштрафовать? * * * Оштрафовать данное предприятие проверяющие органы могут на следующих основаниях. 1. За ведение бухгалтерского учета с несоблюдением норм действующего законодательства, в частности Закона № 996 ( 996-14 ), согласно которому основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факт осуществления данных операций. Путевой лист легкового автомобиля - это первичный документ, в соответствии с которым производится учет не только горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), израсходованных при его эксплуатации, но и рабочего времени водителя. При отсутствии путевого листа нет оснований для списания ГСМ. За ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка органы Государственной контрольно-ревизионной службы (далее - ГКРС) на основании ч. 1 ст. 164-2 и ст. 234-1 КУоАП ( 80731-10 ) вправе начислить административный штраф в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее - НМДГ). Ответственность за несвоевременное составление первичных документов (а тем более их не составление) несут лица, в обязанность которых входит составление и подписание этих документов. 2. Ввиду того что путевой лист также является первичным документом, на основании данных которого в налоговом учете отражается прирост (убыль) балансовой стоимости материалов, включаемых в состав валовых расходов, отсутствие этого листа не позволяет включить в состав валовых расходов стоимость ГСМ, израсходованных при работе автомобиля. Ибо такое включение может привести к занижению налоговых обязательств по налогу на прибыль, что повлечет за собой применение штрафных санкций, предусмотренных ст. 17 Закона № 2181 ( 2181-14 ). В случае если налогоплательщик самостоятельно, до начала проверки контролирующими органами, выявит факты занижения налоговых обязательств, то, как следует из п. 17.2 ст. 17 Закона № 2181 ( 2181-14 ), он будет обязан: - либо направить уточненный расчет и самостоятельно, до представления расчета, уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 5% от суммы недоплаты; - либо в декларации, представляемой за следующий налоговый период, отразить сумму недоплаты, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы налоговых обязательств. К налогоплательщику, представляющему новую декларацию с исправленными показателями до истечения предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, штрафы не применяются. При выявлении контролирующими органами занижения или завышения налоговых обязательств, заявленных в налоговой декларации, начисляется штраф в размере 10% суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более 50% такой суммы и не менее 10 НМДГ (п. 17.1 Закона № 2181 ( 2181-14 )). ---------------------------------------------------------------- "Баланс" №37/03, стр. 71 [09.09.2003] Светлана Москаленко Бухгалтер-эксперт "Баланс-Клуб" ------------------------------------------------------------------